Консультация для родителей и педагогов по теме Значимость участка для работы в летний оздоровительный период


Значимость участка детского сада для воспитательно — образовательной работы в летний период
«Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем»
Задачи образовательных областей программы «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой и Т. С. Комаровой требуют от коллектива дошкольного учреждения активизировать деятельность педагогов и родителей по благоустройству и озеленению территории детских игровых площадок. Это необходимо для того, чтобы закрепить знания детей пройденные в течение года. В игровой форме мы проводим мероприятия в летне-оздоровительный период, используя предметно - развивающую среду территории детского сада. Предметно - развивающая среда - эффективное средство формирования личности ребёнка. В условиях обновления содержания дошкольного образования, территории групповых участков и детского сада, способствуют эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности.
Именно в летне-оздоровительный период дошкольники больше времени проводят на свежем воздухе. Территория МБДОУ превращается в место для разнообразной деятельности дошкольников.
В этом году в МБДОУ детский сад № 13, прошел смотр-конкурс групповых участков.
Цель: активизировать деятельность педагогов и родителей по созданию благоприятных условий для отдыха детей.
Задачи смотра - конкурса:
- создание необходимых условий для воспитательно – образовательной работы с детьми и проведению оздоровительных мероприятий;
- выявления инициативы и творческого подхода к созданию условий летнего отдыха детей;
- художественного оформления участков и приобщения детей к красоте окружающей среды;
- наличие игрового материала: с песком, водой, для двигательной активности детей, для сюжетно-ролевых игр;
- наличие выносного материала и оборудования для художественно- педагогической деятельности и соблюдения санитарных требований;
- озеленение на территории и участках;
- благоустройство детских игровых площадок, территории;
- создание условий для физического и психического здоровья детей.
Особую смекалку, творческую фантазию при оформлении летних оздоровительных участков проявили и по итогам смотра – конкурса вышли на призовые места следующие педагоги нашего дошкольного учреждения: Соболевская И. А., Бондарева Г. В., Тимощенко А. А., Шевченко Е. Л., Андреева С. А.
Участки превратились в живописные площадки, где дети с удовольствием проводят время, общаясь со сверстниками.
Организация эстетической, физкультурно-оздоровительной, творческой, игровой площадок.
Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с уютного и красочного двора. Благоустроить территорию детского сада особенно важно, так как его посещают маленькие дети. Души детей будут прекрасны, если они будут расти в атмосфере красоты. Для дальнейшего личностного становления ребенка важно, что его окружает.
Оформление территории детского сада делится на несколько площадок: эстетическая, физкультурно-спортивная, игровая.
Эстетическая площадка:
Около здания детского сада разбиты цветочные клумбы - традиционные и созданные из автомобильных покрышек, бросового материала. Детей возле клумб встречает Радужный Гномик. Он вместе с детьми и воспитателями сажает цветы, а затем в течение лета ухаживает за растениями.
Красочный «Цветочный калейдоскоп» - радует детей и родителей своей яркостью и красотой.

Клумбы детского сада используются для формирования у детей трудовых навыков (малыши трудятся на клумбе - сажают цветы, поливают их, рыхлят землю, у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе, экологического воспитания (проводятся наблюдения, исследования почвы и растений, дети получают представления об их росте и развитии). Они учатся замечать красоту природы. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика - все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.
Видя, ежедневно, ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, воспитанники не только получают положительные эмоции, но и учатся оберегать красоту, создавать её своими руками.
Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм.
Основная задача взрослых при этом способствовать развитию физических качеств и удовлетворить потребность растущего организма в двигательной активности. Для этого на участке устанавливается специальное оборудование.
Физкультурно-спортивная площадка – важная часть территории детского дошкольного учреждения. В нашем детском саду она представлена спортивной площадкой «Непоседы». На площадке имеются снаряды для лазанья, разнообразное нетрадиционное оборудование: бревно и пеньки для ходьбы и упражнений для равновесия;дорожки из автомобильных покрышек для прыжков, бега; столбик с корзинками для метания в цель, выносное оборудование - мячи, скакалки, обручи, мешочки с песком, кегли и т. д.

На участке детского сада оформлена площадка для проведения занятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма: встречает детей веселый Светофор Светофорыч, выносные дорожные знаки, игровые большие и маленькие (выносные) машины, всё это используется для проведения игр и занятий по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Итогом таких игр становятся интересные викторины, КВНы, соревнования по знанию правил дорожного движения.

Игровая площадка
Больше всего времени дети проводят на игровых площадках. Во время прогулок дошкольники играют, экспериментируют. Они могут это делать и под руководством взрослого, и самостоятельно. Задача детского сада – создать условия для разнообразных игр, для детского творчества, элементарного экспериментирования, конструирования.
На прогулочном участке имеются скамейки для отдыха, лавочки и столики для детей, теневые навесы, где можно спрятаться от солнца и дождя.
Одно из любимых мест ребят – центр «песок - вода»- «Голубая капелька». Много возможностей для развития детей заложено в игре – экспериментировании. Для игры с песком, водой, глиной, красками подобрано специальное оборудование (ёмкости для переливания воды, мелкие резиновые и плавающие игрушки, шарики для пинг-понга, камешки, поролоновые губки, формочки, совочки, ведерки, палочки и т. д.) .
Центр “песок-вода” помогает детям в экспериментировании, снимает дискомфорт, развивает мелкую моторику ребенка, закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, их свойствах.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? Почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Мир дошкольного детства тесным образом связано с игрой.
Что такое игра? Это жизненно – важная потребность ребёнка, познающего мир. Чтобы дети имели возможность проявлять творчество в таких играх, чтобы они были для них интересны и привлекательны, мы соблюдаем следующие условия:
1) содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
2) педагогическое сопровождение игр строится с учётом постепенного развития самостоятельности и творчества ребёнка.
Размышляя над тем, какие игровые конструкции должны быть на участках мы определили цель – разнообразие предметно – ролевой среды на участке, обогащающее ролевое взаимодействие детей, а основной принцип размещение конструкций - сочетание групповых площадок с общими тематическими игровыми площадками, на которых были размещены наиболее крупные формы.
Так «Поляна сказок» обогащена героями разных сказок, хорошо знакомых детям. Здесь дети играют в сюжетно – ролевые игры: «Театр», «Путешествие на сказочную полянку»
В «Туристическом городке» ребята играют в сюжетно – ролевую игру «Мы спортсмены», здесь дети учатся лазать по лесенке, проводят упражнения на турнике, укрепляют мышцы. Дети играют в путешествия и походы «в поисках клада», в таких играх – походах у детей формируются такие нравственные ценности, как долг, дружба, взаимовыручка, мужественность.
На территории «Цветовода» дети, играя, учатся ухаживать за растениями, выращивать цветы. В этой игре у ребят, которые сталкиваются с трудом цветовода, воспитывается чувство любви к природе, открывается красота природы.
А отправляясь в «Песчаное царство», ребята играют в игру «Строителей». В царстве строим замки, гаражи, мосты и другие сооружения. Туда съезжаются самые красивые машины, все герои, люди, желающие жить в этом царстве.
А сами строители живут очень далеко от «Песчаного царства». Им приходится долго идти. Поэтому «жители» нашей страны «Детство» решили создать маршрут, по которому каждый день проезжает «Автобус». Водитель автобуса – опытный, соблюдает все правила дорожного движения.
По дороге водителю автобуса встречаются грамотные пешеходы. Они очень хорошо знают, где нужно переходить дорогу, на какой сигнал светофора нельзя двигаться через дорогу.
На участке есть домик - беседка, в котором ребята проводят различные сюжетно – ролевые игры: больница, парикмахерская, дом, библиотека, магазин.
Любая скульптура, фигура – это не только украшение, она дает толчок для игры.
Для организации творческой деятельности ребят на воздухе также предусмотрено на площадке место для установки мольбертов, столиков, материала для художественной и продуктивной деятельности детей, уютные зоны для чтения и рассматривания книг.
Летом дети постоянно в движении, торопятся все узнать и успеть. Одна из важных задач педагогов – понять непредсказуемость и непостоянство интересов ребенка, увидеть в них закономерности его развития. Выявить интересы дошкольника к тому или иному виду деятельности позволяют специально создаваемые ситуации свободного выбора деятельности.
Для успешной реализации свободного художественного творчества детей дошкольного возраста в летний период в нашем детском саду функционируют три творческие площадки:
• "Театральная" – в гостях у Петрушки;
• "Художественная" – в гостях у веселой Кляксы;
• "Очумелые ручки" – в гостях у Самоделкина;
Воспитанники могут принять участие в работе любой площадки,
каждой руководит педагог способный увлечь своим творчеством ребенка, ненавязчиво руководить свободной, самостоятельной деятельностью дошкольников.
Летний театр «Зеленый театр»
В теплое время года праздники, как правило, проводятся на улице. На сцене летнего театра можно петь и танцевать, вручать награды, проводить конкурсы и просто играть в театр. Такой театр есть и на территории нашего детского сада – он ярки и необычный, а называется «Зеленый театр».
Старый пень превратился в черепаху, которая дружит с львенком, а под грибком собрались сказочные герои из сказки Е. Сутеева «Под грибом», по соседству расположился теремок с его веселыми жителями и
добрый Дядюшка АУ.
А директором «Зелёного театра» служит Дракон Иннокентий – ласковый и внимательный ко всем детям.
Эти яркие сказочные герои и своеобразные декорации для спектаклей и игр делают площадку оригинальной, привлекательной и служат местом самостоятельного разыгрывания детьми сказок.

Дети видят, что Летний отдых – это заряд на целый год. Наше дошкольное учреждение своевременно и тщательно подготовилось к тому, чтобы летний отдых детей был активным, полезным и продуктивным.
Используя такую развивающую среду территории детского сада и групповых участков, где всё доступно, открыто, рационально, целесообразно и эстетично воспитатели смогут умело развивать детей на всех мероприятиях проводимых согласно плану работы в летне-оздоровительный период.
Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие.
Основная задача взрослых при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.
Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.
Любые виды детской деятельности (игра, труд, художественное творчество и др.) организуются на воздухе. Все это приносит дошкольникам много радости, улучшает их эмоциональное состояние, способствует умственной активности.