Конспект урока литературы с использованием современных образовательных технологий по теме: «А.Ахматова — жертва, страдающий участник или строгий судья истории?» (11 класс)


Автор урока: Акбутаева Татьяна Яковлевна, кандидат психологических наук, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 5»,
г. Норильск Красноярского края.
Тема урока: Обобщающий урок по жизни и творчеству Анны Ахматовой. Ахматова - жертва, страдающий участник или строгий судья истории?
Цели урока: систематизация и обобщение изученного учащимися
материала, выявление закономерности, индивидуальности в творчестве
поэтессы.
Образовательные: обобщение жизненной и творческой биографии А.Ахматовой; определение основных черт лирической героини; знакомство с поэзией А.Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой, с выдержками работ критиков, посвященными разным периодам творчества поэтессы; создание атмосферы погружения в творчество поэтессы.
Развивающие: совершенствование устного монологического высказывания учащихся, развитие навыков критического мышления, развитие творческой самостоятельности учащихся.
Воспитательные: формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся, воспитание любви к поэзии Ахматовой, составление представления о личности поэта, о мотивах и настроениях ее лирики.
Тип урока: урок-обозрение
Технология обучения: технология развития критического мышления
Оборудование: репродукции портретов А.А.Ахматовой работы Альтмана, Петрова-Водкина, Анненкова, Модильяни, музыка Шопена, Шостаковича; мультимедиаоборудование, мультимедиа (презентация), выставка книг.Подготовительный этап: деление учащихся на группы.
Каждый ученик получает задания, соответствующие темам выступления.
Искусствоведы.
Биографы.
Критики.
Артисты.
Журналисты (берут экспресс-интервью у присутствующих).
Задание критикам
Проанализируйте два высказывания:
1. «Сам факт существования Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а ее смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой», - Р.Д. Тименчик.
2. «Творчество Анны Ахматовой - это поэзия высокого строя и отточенного словесного мастерства. Верная наследница заветов Пушкина, она по праву занимает в дружной семье советских поэтов одно из самых достойных мест. То, что сделано Анной Ахматовой на протяжении долголетнего творческого пути, - неотъемлемая часть глубоко человечной советской культуры», - Вс. Рождественский.
Задание журналистам «Диалог с поэтом»
Представьте, что Вы и А.Ахматова живете в одном времени. Вам предстоит взять интервью у поэтессы. Что бы Вы спросили? Составьте портрет поэтессы с помощью диалога.
Задание искусствоведам «Моя Анна Ахматова»
Следует выбрать подходящий жанр письменной работы: эссе, этюд, письмо.
Главная задача – показать, чем Вам близка поэтесса, что у Вас общего, какие струны души она затронула. Но не должно быть одних эмоций или одной биографии. Главное – анализ образа лирического героя. Необходимо сделать вывод, чем ценен поэт и его творчество (по мнению искусствоведов) или что в нем ценно лично для Вас.
Задание биографам «Эпоха, в которую жила и творила А.А.Ахматова»
Подготовьте сообщение по теме, используя факты из жизни А.Ахматовой и ее семьи.
Задание артистам
Подготовьте к выразительному чтению то произведение А.Ахматовой, которое произвело на Вас сильное впечатление, которое запало в душу. Аргументируйте свой выбор.
Ход урока:
Организационный момент
Учитель здоровается с обучающимися, сообщает им тему урока, предлагает записать ее в тетрадь.
Слово учителя: Анна Ахматова стала не только поэтическим, но и этическим, нравственным знаменем своего века. Она приняла и разделила трагическую долю России, не пошла на компромисс с «железным веком», не уступила его моральному прессу.
Ахматова приняла, разделила и по мере сил старалась облагородить, гуманизировать свое время: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
Сегодня нам с вами предстоит поискать ответ на вопрос, который стоит в теме нашего урока.
- Как вы думаете, какая форма работы на уроке будет наиболее рациональной и почему? (Более рациональной будет работа в группах, поскольку объем материала таков, что индивидуально или в парах справиться с ним будет невозможно в течение одного урока).
Учитель предлагает разбиться на 5 групп. (Поскольку подобная работа проводится постоянно, в классе уже сложились творческие группы, в которых роли распределяются наиболее рационально, что дает высокий темп работы, а так же привлекает к ней всех членов группы.) Каждой группе дается карточка с заданием и дополнительный материал для изучения.
Актуализация знаний
Задание «Целеполагание» для всех учащихся
Проанализируйте высказывание А.Ахматовой: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
Соотнесите данное высказывание с темой урока. Сформулируйте собственные цели относительно изучения данной темы.
Примерные цели для обсуждения:
изучить материал;
усвоить основные понятия темы;
выполнить самостоятельное исследование по теме урока;
проявить и развить свои способности;
научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы.
Изучение материала
Организация работы в группах, помощь учителя учащимся в сложных ситуациях.
- Вам даны карточки с заданием, материалы для исследования. Вам необходимо составить устное сообщение по материалу, над которым работает группа. Ваше сообщение должно быть кратким, информационно полным, дающим возможность сравнить вашу информацию по общим критериям.
- Внимательно прочитайте задание. Скажите, для чего необходимо придерживаться общих критериев анализа информации? (Общие критерии анализа информации необходимы для того, чтобы провести сравнение и сделать выводы, необходимые для ответа на вопрос урока)
4. Подведение итогов работы в группах
Обучающиеся выступают с устными сообщениями по результатам проведенного исследования, учитывая заданные критерии. Слушание и обсуждение получившихся работ.
Учитель и участники других групп задают вопросы по теме выступления, а выступающие или члены их групп отвечают на поставленные вопросы. По итогам обсуждения делаются выводы, которые записывается в тетради.
Выводы:
Литературный путь Анны Ахматовой, начавшийся еще вдореволюционные годы и завершившийся в советское время был длительным и нелегким. С самого начала поэзия ее отличалась исключительной правдивостью поэтического слова. В своих стихах она говорила о том, что являлось подлинной жизнью ее сердца и ума.
Ахматову не миновали прокатывающиеся по стране волны
сталинских репрессий. Переживаемую ею трагедию Ахматова разделяла со всем народом. И это – не метафора: много часов провела она в страшной очереди, что вытягивалась вдоль мрачных стен старой петербургской тюрьмы «Кресты». И когда одна из тех, кто стоял там рядом с нею, едва слышно спросила: «А это вы можете описать?», Ахматова ответила: «Могу». Так рождались стихотворения, вместе составившие «Реквием» – поэму, которая стала данью скорбной памяти о всех невинно загубленных в годы сталинского произвола.
Ахматова не жертва, а страдающий участник и строгий судья истории.
Голос Ахматовой стал голосом всего русского народа, голосом его совести, его веры, его правды. Всей своей жизненной и творческой судьбой поэтесса оправдала произнесенные еще в 1922 году слова:
Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья, –
Ведь все равно я с вами до конца.
(«Многим»)
5.Рефлексия
Финальный этап урока: экспресс-интервью журналистов у учащихся:
- К какому поэтическому течению принадлежала ранняя Ахматова?
- Как называются сборники Ахматовой? Какова главная тема ее творчества?
- Чьи традиции прослеживаются в поздней лирике Ахматовой?
- Какая Ахматова вам больше нравится: ранняя или более поздняя? Чем? Ваши комментарии.
- Перечислите основные темы творчества поэта.
- Современен ли голос Ахматовой?
Итог урока и обобщение
По результатам урока обучающиеся заполняют форму самоанализа, осмысливая свою работу на уроке, отмечая успехи и возможные неудачи, выставляют самостоятельно себе оценку.
Учитель подводит итоги, объявляет оценки за урок, отмечая наиболее активных обучающихся.
7. Заключительное слово учителя
А. А. Ахматова занимает исключительное место в русской поэзии XX века. Современница великих поэтов периода Серебряного века, она стоит гораздо выше многих из них. В чем причина столь удивительной силы стихов Анны Ахматовой? Уникальность лирики великой русской поэтессы заключается в том, что она, по словам Осипа Мандельштама, смогла впитать в себя «всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века». Произведения Анны Ахматовой интересны и ценны ещё и тем, что они дают богатейший материал для человека, стремящегося понять и почувствовать эпоху «настоящего Двадцатого века» со всеми её сложностями и испытаниями. Ведь внутренний мир ахматовской героини удивительно точно соответствовал миру, ее окружавшему. «Я — голос ваш, жар вашего дыханья, я — отраженье вашего лица», — говорила А. Ахматова, и это не пустые слова.
Анна Ахматова прожила долгую и счастливую жизнь. Хотя можно ли говорить так о женщине, перенесшей столько горя: расстрел первого мужа, гибель в лагерях – второго, постоянные аресты, ссылки, тюремные заключения единственного сына, познавшей все лишения, кроме лишения Родины? Я думаю, что можно, потому что она была настоящим поэтом: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
Домашнее задание (может быть выполнено в группе):
Составьте три синквейна, посвященных:
Любому из известных Вам портретов А.А.Ахматовой.
Произведению А.А.Ахматовой о Великой Отечественной войне.
Стихотворению о любви А.А.Ахматовой.