Рабочая программа по Музыке Алеев, Кичак 3 класс


Музыка.Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Музыка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак Н.И. «Музыка» (УМК «РИТМ») и предназначена для третьего класса четырехлетней начальной школы.
Предмет Музыка входит в образовательную область – «Музыка».
Согласно учебному плану МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №39» на изучение курса «Музыка» в 3 классе отводиться 34 часа: 1 час в неделю, 34 учебные недели.
Количество часов в I четверти – 8 ч.
во II четверти – 7 ч.
в III четверти – 10 ч.
в IV четверти- 9 ч.
Программа обеспечивается следующими учебниками и учебными пособиями:
Музыка. 3 кл. В 2ч. Ч.1: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 7-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2012. – 79, [1] с.: ил.
Музыка. 3 кл. В 2ч. Ч.2: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 7-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2012. – 63, [1] с.: ил.
Музыка. 3 кл: Рабочая тетрадь: пособие для общеобразоват. учреждений [текст]/ В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 6-изд., перераб. - М.: Дрофа, 2016. – 95 [1] с.: ил.
Музыка. 3 кл: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-метод. пособие [текст]/ Сост. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2007. – 199, [1] с.: нот.
Музыка. 3 кл: Аудиоприложение к учебнику mp3 [электронный ресурс] / В.В. Алеев – ООО Дрофа, 2016.
Музыка. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений [текст]/ В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - 3-изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. – 107, [5]с.
Общая характеристика учебного предмета.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечивают понимание обучающимися неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицировали, музыкально - пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений. Характерная тенденция, присущая стандартам второго поколения, связана с «усилением общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний». Широкий интегративный контекст программы (имеются в виду многочисленные содержательные связи с предметами «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Русский язык», «Окружающий мир») не снижает самоценности предмета.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов - классиков, охватывающие временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Особо отметим, что песенный материал не столько выполняет вспомогательную, «иллюстративную» функцию, сколько играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности. Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности; песенный репертуар дан в расширенном варианте с целью его вариативного использования.
В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход, метод восхождения от частного к общему.
 Цель предмета:
Формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Для достижения поставленной цели изучения музыки в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: - научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.
Основное содержание учебного предмета
Тема года: «Музыкальная прогулка»
Урок №1. Картины природы в музыке
Звуки природы как источник вдохновения творчества композиторов (на примере прелюдий «Паруса», «Ветер на равнине» К. Дебюсси). Знакомство с жанром прелюдии. Музыкальный материал: К. Дебюсси. Прелюдии «Ветер на равнине», «Паруса» (в синтезаторной обработке, слушание); М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. «Волшебная палочка» (пение); К. Певзнер, стихи А. Арканова, Г. Горина. «Оранжевая песенка» (пение); Ю. Чичков, стихи П. Синявского. «Родная песенка» (пение).
Урок №2. Может ли музыка «нарисовать» портрет
Звукоподражание в музыке. Его роль в передаче голосов природы, в обрисовке музыкальных образов. «Портрет» в музыке. Изобразительные свойства музыки в передаче портрета героя произведения, его характера. Музыкальный материал: К. Дакен. Кукушка (слушание); С. Прокофьев. «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта» (ф-т) (слушание); «Кукушка» швейцарская народная песня (пение); М. Старокадомский, стихи А. Барто «Любитель-рыболов» (пение).
Урок №3. В сказочной стране гномов
Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ «Шествие гномов». Воплощение музыкального содержания в трёхчастной форме. Специфические особенности трёхчастности: сходство крайних разделов, серединный контраст. Музыкальный материал: Э. Григ «Шествие гномов» (слушание); Г. Гладков, стихи из норвежской народной поэзии «Тролли» (пение); А. Журбин, стихи П. Синявского «Смешной человечек» (пение, импровизация).
Урок №4. Многообразие в единстве: вариации.
Знакомство с вариационной формой. Сходство и отличия в вариационной форме. Изменения характера темы в условиях вариационного развития. Музыкальный материал: П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент (слушание); «В сыром бору тропина» русская народная песня (пение).
Урок №5. «Дела давно минувших дней…»
Воплощение идеи победы добра над злом в опере М. Глинки «Руслан и Людмила». Знакомство с жанром арии. Ария Руслана как важный драматургический номер оперы: изменение состояний от мрачного до победного, решительного. Музыкальный материал: М. Глинка. Запев Баяна; Ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. «Русская изба» (пение).
Урок №6. «Там русский дух... там Русью пахнет!»
Претворение мотивов русских народных сказок и былин в музыке отечественных композиторов. Сюжеты и герои. Эпические произведения искусства: характерные типологические особенности. Музыкальный материал: Т. Чудова. «Протяжная» из цикла «Четыре пьесы для фортепиано» (слушание); А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». I часть, фр-т (слушание); Ю. Антонов, стихи М. Пляцковского. «Родные места» (пение).
Урок №7. «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…»
Историческая, музыкально-патриотическая тема. Отражение патриотических черт русского характера в музыке хора «Вставайте, люди русские!» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Контраст образов – русских освободителей и немецких рыцарей-крестоносцев – в музыке Прокофьева. Знакомство с жанром кантаты. Музыкальный материал: С. Прокофьев. «Ледовое побоище»; «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» (слушание); Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Край, в котором ты живешь (пение).
Урок №8-9. Бег по кругу: рондо
Знакомство с формой музыкального рондо: история возникновения, строение (разделы формы, их особенности), характер содержания. Музыкальный материал: Л. Бетховен. «Ярость из-за потерянного гроша» фр-т (слушание); М. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); В. Алеев, стихи Т. Науменко. «Весёлое рондо (пение, театрализация).
Урок №10-12. Какими бывают музыкальные интонации
Многообразие музыкальных интонаций. Их связь с различными образными сферами. Воплощение музыкальных интонаций в драматических и лирических произведениях. Музыкальный материал: Л. Бетховен. «Гремят барабаны» (слушание); В. А. Моцарт. Концерт №21 для фортепиано с оркестром, II часть (слушание); М. Мусоргский. «С куклой», из вокального цикла «Детская» (слушание); Л. Лядова, стихи И. Шаферана. «Барабан» (пение, игра на детских музыкальных инструментах); Ц. Кюи, стихи Е. Баратынского. «Зима» (пение); Я. Дубравин, стихи В. Суслова. «Добрый день!» (пение).
Урок №13. Знаки препинания в музыке
Междисциплинарная тема. Знаки препинания в русском языке и «знаки препинания» в музыке. Их смысловое соотнесение и художественно-выразительное значение. Роль «знаков препинания» в строении музыкальной речи. Сравнение речевых и музыкальных интонаций. Музыкальный материал: Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7 (слушание); Л. Бетховен. Симфония № 5, I часть, главная партия (слушание); Г. Телеман, стихи Д. Штопле. «Счастье» (пение).
Урок №14. «Мороз и солнце, день чудесный…»
Отражение в музыке настроений, связанных с воспеванием красоты природы. Пейзаж в музыке (на примере пьесы «Ноябрь. На тройке» П. Чайковского). Музыкальный материал: П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке» из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Кабы не было зимы» (пение, импровизация).
Урок №15-16. «Рождество Твое, Христе Боже наш…»
Праздник Рождества Христова. Его история, атрибуты. Обычаи празднования Рождества на Руси. Знакомство с жанром колядок.
Музыкальный материал: А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш...» (слушание); Н. Римский-Корсаков. «Колядка дивчат» из оперы «Ночь перед Рождеством», I действие (слушание); В. Алеев, стихи Т. Науменко. «Если дети верят в чудо» из детского спектакля «Щелкунчик» (пение); Е. Птичкин, стихи В. Степанова. «Художник Дед Мороз» (пение); Е. Крылатов, стихи Л. Дербенева. «Песенка о снежинке» (пение).
Урок №17. Колокольные звоны на Руси
Значение колокольного звона в жизни русского народа. Большие и малые колокола, особенности их звучания. Воспроизведение колокольного звона в музыке русских композиторов. Музыкальный материал: Ростовские колокольные звоны (слушание); Н. Римский-Корсаков, «Вхождение в невидимый град» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание); «Колокольный звон» музыка и стихи неизвестного английского автора (пение); Д. Тухманов, стихи Ю. Энтина. «Колокольчик мой хрустальный» (пение).
Урок №18. Музыка в храме
Причинная обусловленность возвышенного состояния души человека во время посещения службы в храме. Хоровое пение в храме. Смысл главного правила церковного пения. Характер церковных песнопений. Музыкальный материал: М. Мусоргский. Пролог из оперы «Борис Годунов», фрагмент (слушание); П. Чайковский. «В церкви» из «Детского альбома» (слушание); «Небо и земля» народное песнопение (пение).
Урок №19. М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки
Музыка на Руси (исторический аспект). Сочетание русской народной песенности и профессионального музыкального искусства в творчестве М. И. Глинки. Музыкальный материал: М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», фрагмент (слушание); М. Глинка, стихи В. Забилы. «Ты, соловушка, умолкни» (пение); М. Глинка. «Арагонская хота», обработка для детского оркестра Т. Бейдер, фрагмент (игра на детских музыкальных инструментах).
Урок №20. Что такое патриотизм?
Музыкально-патриотическая тема. Любовь к родной стороне (на примере Протяжной песни Садко из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко»). «Одушевление» природы в музыке, духовное единение человека с природой. Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко» (слушание); М. Глинка, стихи А. Машистого. «Патриотическая песня» (слушание); Л. Афанасьев, стихи И. Шаферана. «Гляжу в озёра синие» (пение).
Урок №21. Русский национальный герой Иван Сусанин
Музыкально-патриотическая тема. Подвиг во имя Отечества: «Иван Сусанин» К. Рылеева и М. Глинки. Объединение в арии Сусанина черт эпического, драматического и лирического произведений. Причинность этого объединения. Музыкальный материал: М. Глинка. Ария Ивана Сусанина; Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (слушание); М. Глинка. Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя», обработка для детского оркестра Н. Ветлугиной (игра на детских музыкальных инструментах).
Урок №22. Прощай, Масленица!
Старинный славянский праздник проводов зимы. Обычаи празднования Масленицы на Руси. Отражение обряда проводов Масленицы в музыкальных произведениях (на примере оперы И. Римского-Корсакова «Снегурочка»). Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» (слушание); Н. Римский-Корсаков, стихи И. Устюжанина. «Проводы зимы» (пение); «Перед весной» русская народная песня, обработка В. Попова (пение).
Урок №23-24. Музыкальная имитация
Знакомство с полифонией в музыке. Имитация как важнейший приём полифонического письма. Роль имитации в форме фуги. Музыкальный материал: С. Ляховицкая. «Дразнилка» (слушание); В. Шаинский. «Весёлая фуга» (слушание); «Со вьюном я хожу» русская народная песня (пение).
Урок №25. Композиторы - детям
Мир сказочных образов, игр и забав в музыке для детей. Идея победы добра над злом в опере-сказке С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам». Музыкальный материал: С. Прокофьев. «Пятнашки» из фортепианного цикла «Детская музыка» (слушание); С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» (слушание); В. А. Моцарт. «Детские игры» (пение).
Урок №26. Картины, изображающие музыкальные инструменты
Междисциплинарная тема. Музыкальные инструменты на картинах художников. Соотнесение сюжетов и образов живописных и музыкальных произведений, составляющих содержание темы.
Художественный материал:
Живопись
Караваджо. «Лютнист»;
Ф. Гварди. «Концерт»;
Д. Тенирс. «Концерт семьи Тенирс на террасе»;
О. Ренуар. «Урок игры на гитаре».
Музыка
Л. Нарваэс. Фантазия на тему «Guardame las vасаs» («Охраняй моих коров») (звучание лютни, слушание);
Г. Ф. Гендель. Siciliana; Аllеgrо из сонаты для флейты, виолончели и клавесина фа мажор (слушание);
Ф. Таррега. «Воспоминания об Альгамбре» (звучание гитары, слушание).
Песенный репертуар:
Б. Окуджава. «Музыкант» (слушание, пение).
Урок №27. «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана
Знакомство с некоторыми важнейшими правилами (советами), адресованными Р. Шуманом юным музыкантам. Музыкальный материал: «Много песен мы споем» венгерская народная песня (пение).
Урок №28. Струнные смычковые инструменты
Группа струнных смычковых инструментов. Общие и отличительные особенности струнных смычковых. Их сольное и ансамблевое звучание. Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание); А. Дворжак. Мелодия (слушание); Е. Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (слушание); Р. Бойко, стихи И. Михайловой. «Скрипка» (пение).
Урок №29-30. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»
Особенности музыкального содержания, «рассказанного» музыкальными инструментами: С. Прокофьев. «Петя и волк». Знакомство с группой деревянных духовых инструментов, а также некоторыми ударными инструментами (большим барабаном и литаврами). Музыкальный материал: С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» (слушание); В. Шаинский, стихи Ю. Энтина. «В мире много сказок» (пение).
Урок №31. Вечная память героям. День Победы
Музыкально-патриотическая тема. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Музыка в годы войны. Песни военного времени, их огромное значение для укрепления силы духа русского народа. Музыкальный материал: Р. Шуман. «Грезы» из фортепианного цикла «Детские сцены» (слушание); Д. Тухманов, стихи В. Харитонова. «День Победы» (слушание, пение); Д. Тухманов, стихи А. Поперечного. «Аист на крыше» (пение); «Солдатушки, бравы ребятушки» русская народная песня (пение).
Урок №32. Легко ли быть музыкальным исполнителем?
Закрепление через изображение и поэтический текст в учебнике понятия ансамбль. Акцентирование внимания на слаженности ансамблевого исполнения. Проблемная постановка вопроса, в результате которой учащиеся приходят к верному выводу: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» Музыкальный материал: А. Зацепин, стихи А. Дербенева. «Волшебник» (пение); М. Минков, стихи Ю. Энтина. «Да здравствует сюрприз!» (пение).
Урок №33. Выдающиеся музыканты-исполнители
Знакомство по изображению с выдающимися отечественными музыкантами – С. Рихтером, Д. Ойстрахом, И. Козловским. Главные отличительные особенности их исполнительского мастерства. Прослушивание произведений в их исполнении. Музыкальный материал: С. Рахманинов. Прелюдия си-бемоль мажор, соч. 23 № 2 (в исполнении С. Рихтера, слушание); К. Сен-Санс. Рондо-каприччиозо из цикла «Интродукция и рондо-каприччиозо для скрипки и оркестра» фрагмент (в исполнении Д. Ойстраха, слушание); М. Мусоргский. Сцена с Юродивым из оперы «Борис Годунов» фрагмент (в исполнении И. Козловского, слушание); немецкая народная песня «Музыканты» (пение).
Урок №34. Концертные залы мира
Знакомство по изображениям с ведущими концертными залами мира – Большим залом Московской консерватории, Московским международным Домом музыки, Санкт-Петербургской филармонией (Россия); Карнеги-холл (США); Альберт-холл (Англия). Знакомство с жанром концерта (на примере Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского). Музыкальный материал: П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть, кода (слушание); песенный материал по выбору учителя (учащихся).
Результаты освоения учебного предмета.
 В области личностных результатов:
— наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
— ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
— наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
— наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
— наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
— наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
— выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
— наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
— развитие этических чувств;
— реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
— позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
В области метапредметных результатов:
— осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и рабочей тетради для 3 класса;
— умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника и рабочей тетради для 3 класса);
— умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач (в соответствии с требованиями учебника для 3 класса);
— умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач;
— владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;
— умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
— осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 3 класса);
— осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 3 класса);
— подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального произведения и их синтеза (в соответствии с требованиями учебника для 3 класса);
— наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
— участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
В области предметных результатов:
— наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);
— умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 3 класса;
— знание имен, выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П. Чайковский, В. А. Моцарт, Н. РимскийКорсаков, М. Глинка, А. Бородин, С. Прокофьев);
— умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
— умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;
— наблюдение за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов (с учетом требований учебника для 3 класса);
— умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (формы — трехчастная, рондо, вариации);
— знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных духовых;
— проявление навыков вокальнохоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки —, а также несложные элементы двухголосия — подголоски).
 Обучающийся научится:
демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
выражать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов (П. Чайковский, В. Моцарт, А. Бородин, Н. Римский- Корсаков, М. Глинка);
уметь соотносить простые образы народной и профессиональной музыки.
Обучающийся получит возможность научиться:
знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных инструментов;
умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки и несложные элементы двухголосия;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодии.
№ п/п Наименование раздела и тем Вид занятия Количество часов Характеристика учебной деятельности Дата проведения занятия
Планируемая фактическая
Тема года: «Музыкальная прогулка»
1. Картины природы в музыке. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 Наблюдать за звучанием природы; различать настроения и чувства, выраженные в музыке. Выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу в пластическом движении. 07.09 2. Может ли музыка «нарисовать» портрет? Комбинированный урок 1 Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения. 14.09 3. В сказочной стране гномов. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия тем, образов. Распознавать художественный смысл трехчастной формы. Импровизировать в форме театрализации в соответствии с заданным музыкальным образом. 21.09 4. Многообразие в единстве: вариации. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия тем, образов. Распознавать художественный смысл вариационной формы. 28.09 5. «Дела давно минувших дней…» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения. Выражать в цветовом воплощении эмоциональное отношение к художественному образу. 05.10 6. «Там русский дух… там Русью пахнет!» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Размышлять, рассуждать об отечественной музыке и многообразии фольклора. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. 12.10 7. «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения. 19.10 8. Бег по кругу: рондо. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Распознавать художественный смысл формы рондо. Импровизировать в форме театрализации в соответствии с заданным музыкальным образом. 26.10 9. Контрольное тестирование по разделу. Комбинированный урок 1 09.11 10. Какими бывают музыкальные интонации. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Определять жизненную основу музыкальных интонаций в рамках произведений драматического и лирического характера.
3.Импровизировать в соответствии с заданными критериями (исполнять ритм барабанной дроби или сигнала) 16.11 11. Какими бывают музыкальные интонации. Урок закрепления знаний 1 23.11 12. Какими бывают музыкальные интонации. Урок обобщения и систематизации знаний 1 30.11 13. Знаки препинания в музыке. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. 07.12 14. «Мороз и солнце, день чудесный…» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 Наблюдать за звучанием природы; различать настроения и чувства, выраженные в музыке. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения. Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении музыкальной речи. Импровизировать в соответствии с заданным музыкальным образом (музыкально-ритмические движения, танцевальная импровизация). 14.12 15. «Рождество Твое, Христе Боже наш…» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 Определять жизненную основу музыкальных интонаций. Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Выражать свое эмоциональное отношение к образам исторического прошлого в рисунке. 21.12 16. Контрольная работа по разделу. Комбинированный урок 1 11.01 17. Колокольные звоны на Руси. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, пении. 18.01 18. Музыка в храме. Урок закрепления знаний 1 Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, пении. Различать настроения и чувства, выраженные в музыке. 25.01 19. М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 Рассуждать об отечественной музыке с учетом критериев, приведенных в учебнике. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Участвовать в коллективном музицировании на детских музыкальных инструментах. 01.02 20. Что такое патриотизм? Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. Рассуждать об отечественной музыке и музыкальном фольклоре России. 08.02 21. Русский национальный герой Иван Сусанин. Урок закрепления знаний 1 Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Сравнивать произведения разных жанров на основе критериев, заданных в учебнике. Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки. Участвовать в коллективном музицировании на детских музыкальных инструментах. 15.02 22. Прощай, Масленица! Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выявлять по жанровым признакам различные музыкальные интонации. 22.02 23. Музыкальная имитация. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 Определять полифоническую форму в музыке. Разыгрывать простые музыкальные пьесы, основанные на приеме имитации. 01.03 24. Контрольное тестирование по разделу. Комбинированный урок 1 15.03 25. Композиторы детям. Комбинированный урок 1 Различать настроения, выраженные в музыке. Различать маршевость в музыке. 22.03 26. Картинки, изображающие музыкальные инструменты. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 Узнавать по изображению музыкальные инструменты: лютню, виолу да гамба, гитару, а также узнавать на слух звучание лютни и гитары. Сравнивать содержание живописных и музыкальных произведений на уровне темы, сюжета, настроения. 05.04 27. «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 Участвовать в коллективном обсуждении музыкальных вопросов проблемного содержания. 12.04 28. Струнные смычковые инструменты. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 Узнавать по изображению музыкальные инструменты, входящие в группу струнных смычковых; определять их выразительные особенности. Определять на слух звучание струнного ансамбля. 19.04 29. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 Узнавать по изображению инструменты, составляющие группу деревянных духовых, а также некоторые ударные инструменты: большой барабан, литавры; определять на слух их тембровую окраску. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки. Сравнивать различные музыкальные интонации. Различать маршевость в музыке. 26.04 30. Контрольное тестирование по разделу. Комбинированный урок 1 03.05 31. Вечная память героям. День Победы. Комбинированный урок 1 Размышлять о роли музыки в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в пении. Проявлять личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. 10.05 32. Легко ли быть музыкальным исполнителем? Комбинированный урок 1 Передавать в собственном исполнении (пении) различные музыкальные образы. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Импровизировать (танцевальная, театральная импровизации) при воплощении музыкальных образов. Узнавать по изображениям названия ранее изученных произведений и их создателей. 17.04 33. Выдающиеся музыканты-исполнители. Комбинированный урок 1 Узнавать по звучанию и называть выдающихся отечественных музыкальных исполнителей. Осуществлять первые опыты анализа исполнительских интерпретаций. 24.05 34. Концертные залы мира. Урок обобщения и систематизации знаний 1 Узнавать по изображениям ведущие концертные залы мира. Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Определять жанровые особенности инструментального концерта в соответствии с критериями, представленными в учебнике. 31.05 Материально – техническое обеспечение учебного предмета.
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения Количество Примечания
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно – методический комплект (УМК) для 3 класса:
Музыка. 3 кл. В 2ч. Ч.1: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2012.
Музыка. 3 кл. В 2ч. Ч.2: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2012.
Музыка. 3 кл: Рабочая тетрадь: пособие для общеобразоват. учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 6-изд., перераб. - М.: Дрофа, 2016.
Музыка. 3 кл: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-метод. пособие / Сост. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2007. с.: нот.
Музыка. 3 кл: Аудиоприложение к учебнику mp3 / В.В. Алеев – ООО Дрофа, 2016.
Музыка. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - 3-изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013.
к
к Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ
Печатные пособия
Набор сюжетных картин «Времена года» Д Многоразового использования
Электронное приложение к учебнику «Музыка» 3 класс (Диск CD-ROM). Д Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособления для крепления таблиц Д Размер 450 x120 см
Магнитная доска Д 150 x100 см
Персональный компьютер Д В наличии
Телевизор Д В наличии
Аудимагнитофон Д В наличии
Экранно-звуковые пособия
«Живые организмы морей и океанов»,
«Круговорот воды в природе».
«Голоса птиц», «Звуки природы: пение дельфинов, шум дождя, грозы» Д
Д Демонстрационные пособия
Аудиозаписи музыкального сопровождение к урокам. Д Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы (презентации к урокам). Д Плакаты по основным темам естествознания - магнитные или иные. Д «Овощи», «Фрукты», «Насекомые»,
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Муляжи овощей, фруктов, грибов (с учётом содержания обучения).
Д «Муляжи фруктов и овощей»
Литература.
Арсенина Е.Н. Музыка 1-4 классы.
 Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г
«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
Дмитриева Л.Г. Н.М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М, Академия, 2001г.
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М. Владос,2003г.
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 176с.
Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ, М/МЕДИА
1. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
2. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/Приложение
Примерные вопросы текущего тестирования
Тест №1
1. Это слово в переводе с латинского означает изменение: а) звукоподражание;
б) вариации;
в) прелюдия;
г) рондо.
2. Какая русская народная песня стала темой вариаций в финале Четвёртой симфонии П. Чайковского:
а) Солнышко;
б) Чайка в море;
в) Во поле берёза стояла;
г) Веснянка.
3. Музыкальная форма, в которой три части (А+В+А) называется: а) рондо;
б) вариации;
в) двухчастная;
г) трёхчастная.
4. Резкая смена звучания в музыкальном произведении называется:
а) контраст;
б) прелюдия;
в) ритм;
г) мажор.
5. Небольшое инструментальное произведение называется:
а) соната;
б) песня;
в) прелюдия;
г) концерт.
6. Подражание в музыке определённому голосу или звукам природы называется:
а) минор;
б) метр;
в) четверть;
г) звукоподражание.
7. Определи, какое звучит произведение:а) К. Дакен «Кукушка»;
б) К. Дебюсси «Ветер на равнине»;
в) Э. Григ «Шествие гномов»;
г) С. Прокофьев «Джульетта-девочка».
Тест №2
1. Трудовые, хороводные, шуточные, плясовые песни, былины – это:
а) народная музыка
б) церковная музыка
в) светская музыка
2. Оперы, балеты, произведения для скрипки, фортепиано и других инструментов – это:
а) народная музыка
б) церковная музыка
в) светская музыка
3. Основоположником русской классической музыки является:
а) Н.А. Римский-Корсаков
б) М.П. Мусоргский
в) М.И. Глинка
4. Кто из композиторов написал оперу о русском национальном герое Иване Сусанине?
а) П.И. Чайковский
б) М.И. Глинка
в) А.П. Бородин
5. Повторение музыкального мотива в другом голосе называется:
а) музыкальная интонация
б) музыкальная имитация
в) музыкальная форма
6. Какой жанр в переводе с латинского языка означает «бег, бегство»:
а) соната
б) этюд
в) фуга
7. Подчеркни композиторов, писавших музыку для детей:
А.П. Бородин, В.А. Моцарт, Р. Шуман, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, Й. Гайдн, .С. Прокофьев. Д.Б. Кабалевский.
8. Опиши свои впечатления о прослушанной музыке.
Тест №3
1. Подчеркни, из каких групп инструментов состоит симфонический оркестр: а) струнно-щипковые;
б) струнно-смычковые;
в) деревянные духовые;
г) клавишные;
д) медные духовые;
е) ударные.
2. Кто из ниже названных композиторов сочинил музыкальную сказку «Петя и волк»:
а) Д. Кабалевский;
б) С. Прокофьев;
в) П. Чайковский.
3. Литавры и большой барабан изображают в музыкальной сказке:
а) птичку;
б) Петю;
в) выстрел охотников.
4. Группа каких музыкальных инструментов начинает музыкальную сказку «Петя и волк»:
а) струнно-смычковые;
б) деревянные духовые;
в) медные духовые.
5. В калейдоскопе букв найди и выдели названия четырёх деревянных духовых инструментов, изображающих интонации Птички, Утки, Кошки и Дедушки:
Т Р У Б А Р А Б А Н
А Р Ф А Г О Т А К Т
Ш Л Е Й Ф Л Е Й Т А
В А Л Т О Р Н А Д О
Д О Л Г О Б О Й С Я
В К Л А Р Н Е Т Ь Е
6. Определи какого героя изображает этот инструмент. Назови его.
Тест №4
1.Подражание в музыке определённому голосу или звукам природы называется:
а) прелюдия;
б) звукоподражание;
в) контраст.
2. Музыкальная форма, в которой три части называется:
а) рондо;
б) вариации;
в) трёхчастная.
3. Кто из композиторов написал фортепианную пьесу «Шествие гномов»:
а) Э. Григ;
б) К. Дакен;
в) С. Прокофьев.
4. Резкая смена звучания в музыкальном произведении называется:
а) прелюдия;
б) звукоподражание;
в) контраст.
5. Произведение искусства величественно-спокойного, величественно-героического характера называется:
а) лирическое произведение;
б) эпическое произведение;
в) драматическое произведение.
6. Оперный фрагмент, исполняемый певцом в сопровождении оркестра называется:
а) песня;
б) ария;
в) рондо.
7. Кто из русских композиторов написал симфонию, которая называется «Богатырской»?
а) П. Чайковский;
б) А. Бородин;
в) М. Глинка.
8. Произведение искусства, которое выражает чувства человека, его душевные переживания называется:
а) лирическое произведение;
б) эпическое произведение;
в) драматическое произведение.
9. Кто из композиторов написал кантату «Александр Невский»?
а) Э. Григ;
б) А. Бородин;
в) С. Прокофьев.
10. Произведение искусства, которое отражает напряжённые события, борьбу называется:
а) лирическое произведение;
б) эпическое произведение;
в) драматическое произведение.
11. Эта музыкальная форма в переводе с французского означает круг:
а) рондо;
б) вариации;
в) трёхчастная.
12. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?
а) М. Мусоргский. «С куклой»;
б) К. Дакен. «Кукушка»;
в) П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке».