Рабочая программа по музыке 7 класс (В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак)



Пояснительная записка
Рабочая программа «Музыка» для 7 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерных программ «Музыка», «Искусство» основного общего образования ( на основе программы Д.Б.Кабалевского).
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 г. №889 «"О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"».
Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы: проект. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176с. – (Стандарты второго поколения).– ISBN 978–5-09-025696-4
ИСКУССТВО. МУЗЫКА 5—9 КЛАССЫ. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений Авторы: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак.
Программа музыкальных занятий в 7 классе направлена на сопоставление серьёзной музыки с музыкой лёгкой, что поможет закрепить у учащихся основы хорошего музыкального вкуса, поможет отличать в ней подлинное высокое искусство от красивой развлекательности. В 8 классе расширяется кругозор музыкальных впечатлений. Значительную роль в этих впечатлениях играет лёгкая, развлекательная музыка. Это обстоятельство накладывает на учителя большую ответственность. У ребят начинается неосознанная борьба между вкусом и модой. Поэтому споры, дискуссии неизбежен.
Настоящая Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного среднего общего образования на основе программы Д.Б.Кабалевского. Рабочая программа учебного курса «музыка» предусмотрена для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Утверждена и рекомендована Министерством Образования Российской Федерации. Программа «музыка» разработана авторским коллективом под руководством Д.Б. Кабалевского, Москва, «Просвещение», 2005г.
Программа музыкальных занятий в 7 классе направлена на устойчивое и многостороннее положение: если музыка –сама жизнь, то она , естественно, подвластна законам жизни, по этим законам она существует, развивается и воздействует на людей. Чтобы мысль о всеобщей понятности музыкального языка стала ясной, достаточно привести пример. Пользуясь воздействием музыкального языка, композитор создаёт музыкальный образ, в котором воплощает жизненное содержание. Чем шире жизненное содержание, тем больше в нём музыкальных образов. А несколько образов, взаимосвязанных в рамках одного произведения называется музыкальной драматургией. Особое внимание уделяется сонатно- симфонической форме. Тема 1 полугодия: «музыкальный образ», тема 2 полугодия: «музыкальная драматургия». На протяжении всех занятий в 7 классе художественный и жизненный кругозор ребят будет расширяться.
Изучение музыки в __7-м____ классе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
развитие музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
освоение знаний о музыке, её интонационно – образной природе, жанровом и стилевом многообразии, музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов, особенностях музыкального языка; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, ритмические движения, драматизацией исполняемых произведений;
воспитание эмоционально – ценностного отношения к музыке своего народа и других народов мира, слушательской, исполнительской культуры.
В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности: познавательная деятельность, информационно- коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность.

2. Общая характеристика учебного предмета Искусство «Музыка».
Цель учебного предмета «Музыка» в общеобразовательной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Раскрытие вечных проблемм жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти, вечности духа и кратковременности земной жизни, любви и ненависти, войны и мира, личности и общества, внутренних противоречий в душе человека.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа создана на основе развития традиций российского музыкального образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Музыка как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов, жанров и стилей музыки: народное музыкальное творчество (фольклор), русскую музыку от эпохи Средневековья до рубежа 19-20 веков, зарубежную музыку от эпохи Средневековья до рубежа 19-20 вв,отечественное и зарубежное искусство 19-20 века, Представление о музыкальной жизни России и других стран. Это изучается в контексте взаимодействия с другими видами искусства: живописи, литературы, истории.
Систематизирующим методом является выделение 6 основных видов деятельности-
слушание музыки;
хоровое, ансамблевое, сольное пение;
музыкально-пластические движения;
инструментальное музицирование;
драматизация музыкальных произведений;
музыка и современные технологии.
Основные виды учебной деятельности – исполнительская, слушательская, творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, оценка изучаемых образов.
Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению музыки и является необходимым условием формирования личности каждого.
Развитие эмоционально – образного мышления учащихся строится на изучении музыкального искусства различных эпох и стилей, сравнении исполнительских трактовок, выявлении свызей музыки с другими видами искусства, историей и жизнью, развитие фантазии.
Основное содержание: Круг музыкальных образов, с которыми ребята знакомятся в 1 полугодии широк. Можно выделить образы, тяготеющие к лирическому, лироэпическому началу и драматическому. К лирическим относятся: вальс из оперы Прокофьева «Война и мир», «Песня туристов» из оперы Молчанова «А зори здесь тихие», романсы Рахманинова, вальсы Шопена, вальс Сибелиуса. Знакомство с образами лироэпического характера происходит на примерах арии Кутузова, песен, связанных с образами солдат, о подвигах Великой Отечественной войны: «Дороги» Новикова, «Баллада о солдате» Соловьёва- Седого. Драматические образы открываются балладой Шуберта «Лесной царь», мужественная, героическая борьба в Этюде Скрябина, увертюре «Эгмонт» Бетховена. Во 2-м полугодии учащимся предстоит разобраться с особенностями музыкальной драматургии таких произведений, как «Ромео и Джульетта» Чайковского, Симфония №7 Ленинградская Шостаковича, опера «Руслан и Людмила» Глинки, Балет «Золушка» Прокофьева, Оратория «По следам Руставели» Тактакишвили. Внимание учащихся обращается на контраст сопоставлений образов, конфликтное развитие музыки, драматически приподнятым, героическим произведениям. Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности. По учебному плану 1 час в неделю, 35 часов всего, 1 резервный в 3 -ей четверти.
Слушание музыки. Личностно – окрашенное эмоционально – образное восприятие и оценка изучаемых образов народного и классического музыкального творчества. Выявление связей музыки с другими искусствами, жизнью.
Пение. Хоровое. Одноголосное, двухголосное. Исполнение народных и современных песен с сопровождением. Вокализация тем инструментальных и вокальных произведений.
Музыкально – пластические движения. Обогащение опыта индивидуально- личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными.
Инструментальное музицирование. Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах. Инструментальные импровизации.
Музыка и современные технологии. Использование информационно – коммуникационных технологий для создания аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений.
Личностные метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Искусство «Музыка»
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, музыкальной культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
Изучение предмета "Музыка" обеспечивает:
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
Предметные результаты изучения предмета Искусство "Музыка" отражают:
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
3. Описание места учебного предмета Искусство «Музыка» в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 35 часов.
КЛАСС Количество часов в неделю Общее количество часов
7 класс 1 час 35 часов.
4.содержание учебного предмета музыка
п\пУчебно-тематическое
планирование Кол-
во
часов Содержание раздела, темы. Составляющие качества образования Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Виды
контроля
Предметно- информа-ционнаяДеятельно-коммуникативная Ценностно-ориентационная
1 Музыкаль ный образ. 8 ч. Знать и понимать лирические, лироэпические и драматические образы в муз. пр- ях: вальс из оперы «Война и мир» Прокофьева, «Песня туристов» из оперы Молчанова «А зори здесь тихие», вальс Шопена, «Звездопад» Пахмутовой, вальс Сибелиуса, ария Кутузова, образы о подвигах наших солдат в песнях, баллада Шуберта «Лесной царь», увертюра «Эгмонт»Бетховена, этюд Скрябина. Знать, понимать, различать муз. образы: лироэпического характера, лирич., драматич. на примерах арии Кутузова из оп. «Война и мир», образ юной Наташи Ростовой в звучании вальса –образ мира. Образ Лесного царя в песне- балладе Ф. Шуберта. Муз. Образы в Прелюдии №4 и Этюде №12 Скрябина –мятежный дух, в романсе Рахманинова, увертюре «Эгмонт» Бетховена. Знать характер. черты муз. Прокофьева, Шуберта, Скрябина, Рахманинова, Бетховена. Уметь видеть вокальную музыку Рахманинова, Шуберта и инструментальную муз. Скрябина в ряде других видах искусства.-(ИЗО, литературе). Знать перевод В.Жуковского песни- баллады «Лесной царь», Гёте «Эгмонт», Лирику Тютчева «Весенние воды», музыка в сравнении с репродукцией Левитана «Весна. Большая вода». Нарисовать рисунки к музыкальным произведениям. Овладеть практичес-кими умениями и навыками слушания и исполнения песен, связанных с образами военных дорог, образом солдата: А.Новиков «Дороги», «Баллада о солдате» Соловьёва- Седого. Чистое интонирование (кварты) призывного интервала в песне «Милый мой хоровод», «Священная война» Александрова. Музыцирование и исполнение каноном р.н.п. «Со вьюном я хожу».Просмотр видеофильмов». 1. Хрестоматия по музыке. 7 класс. «Просвещение». Москва, 1997г.
2. Серия «Современная школа». Уроки музыки с применением информационных технологий 1-8 класс. Методическое пособие с электронным приложением. Изд. Глобус. Москва, 2009г.
3. Осовицкая З.Е. Казаринова А.С. Музыкальная литература. Учебник для ДМШ. Музыка. Москва,2001г. Знать и определять
на слух музыку:
из оперы «Война и мир»
Прокофьева,
«Лесной царь» Шуберта,
Прелюдия №4,
Этюд №12 Скрябина,
романс Рахманинова
«Весенние воды»,
увертюра «Эгмонт» Бетховена.
Выучить наизусть песни:
«Дороги» Новикова,
«Баллада о солдате»
Соловьёва –Седова,
«Попутная песня» Глинки
. Знать понятие –музыкальный образ.
2.
Музыкаль ный образ. 8 ч. Знать, понимать и различать лирические, лироэпические, драматические образы в муз пр- ях: «Болеро» Равеля - образ танца, образ спокойствия в «Песне туристов» из оп. «Зори здесь тихие» Молчанова, образы рапсодов в рапсодиях Ф.Листа, в вальсах Шопена, Сибелиуса, в фуге для органа Баха. Знать понятия: муз образ, авторская песня:Высоцкий,Окудж. Знать, понимать и различать муз образы: лирические, лироэпич, драматич. в пр-ях «Болеро» Равеля, Молчанова в опере «Зори здесь тихие», в рапсодия Ф.Листа, в вальсах Шопена, в органной фуге ля минор Баха. Увидеть яркость и контраст. образов в автор. песне. Знать понятия: муз образ, рапсодия, автор. песня. Знать характер. черты и стиль муз. Равеля, Листа, Молчанова, Шопена,Сибелиуса, Баха, Высоцкого, Окуджавы, Визбора, Розенбаума. Уметь видеть музыку Равеля, Листа, Молчанова, Шопена,Сибелиуса, Баха в ряде других видах искусства (ИЗО, литературе). Знать отрывки из романа Б.Васильева «Зори здесь тихие», поэзию Высоцкого, Окуджавы, Визбора, Галича, Розенбаума. Раскрыть вечные проблемы жизни в их поэзии. Видение картины мира в национальных музыкальных культурах Запада: Бах, Равель Лист, Шопен, Сибелиус. Овладеть практическими умениями и навыками слушать и исполнять авторскую песню, анализировать музыку Равеля, Шопена, Баха, Листа, Сибелиуса. Давать оценку изучаемым образам. Хоровое, ансамблевое, сольное пение авторских песен. 4. Шедевры классической музыки. 45 альбомов с фонотекой, «Мир книги».Москва, 2006гг.
5. Беляев С.Е. «Рассказы господина бемоля». «Диамант».Екатеринбург,1998г.
6. Иллюстрированные биографии Великих музыкантов и композиторов. Изд. «Музыка». Москва, 2000г. Знать и определять на слух музыку
Равеля «Болеро»,
«Грустный вальс» Сибелиуса,
Вальсы Шопена,
венгерские рапсодии Листа,
органную фугу Баха.
Знать наизусть «Песню туристов
» из оперы
«Зори здесь тихие» Молчанова,
«Песню о друге» Высоцкого,
«Песню о вере Розенбаума,
«Милая моя» Визбора
,«За туманом.
3. Музыкальная драматургия. 11 ч. Знать, что называется музыкальной драматургией, увертюрой, экспозицией, разработкой, репризой, кодой. Уметь использовать эти термины в разборе муз. произведений: увертюра- фантазия П.Чайковского «Ромео и Джульетта», увертюра «Эгмонт» Бетховена, песня «День Победы»Тухманова, симфония №7 Шостаковича, увертюра к оп. «Руслан и Людмила»Глинки. Знать и разбираться в особенностях муз. драматургии. Знать понятия: муз. драматургия, увертюра, экспозиция, разработка, реприза, кода. Уметь использовать термины в разборе муз. пр-ний. Знать характер. черты русской муз. 19 в.: Глинка оп. «Руслан и Людмила», Чайковский увертюра «Ромео и Джульетта». Знать эпоху француз. Бурж. Рев.- Бетховен увертюра «Эгмонт». Знать стилевые особенности совет. Муз. на примере симфонии №7 Шостаковича (Ленинградской). Знать стили автор. песни.
Уметь раскрывать вечные проблемы жизни в творч. Бетховена, Глинки, Чайковского, Шостаковича. Уметь сравн. муэ пр-я, Напр, увертюру «Эгмонт»Бетховена с п. Тухманова «День Победы», «На братских могилах» Высоцкого, «Баллада о солдате» Соловьёва –Седова. Уметь видеть эти пр-я в других видах ис-ва (ИЗО, литературе). Знать «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели. Тактакишвили «По следам Руставели». Знать трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта». Дать оценку изучаемым музыкальным образам. Овладеть практическими умениями и навыками анализировать музыку Бетховена, Глинки, Чайковского, Шостаковича, Тактакишвили. Хоровое, ансамблевое, сольное одноголосное исполнение авторских песен Высоцкого, Визбора, Окуджавы, Розенбаума, Митяева. Свободно делать музыкальные импровизации. 7. Портреты композиторов. Аудио записи, видео записи, наглядные пособия.
8. Соколова М.В. «Изба Красна», Санкт- Петербург, 2001г. Знать и определять на слу музыкальные пр-ния:
увертюру Чайковского «Ромео и Джульетта»
увертюру «Эгмонт»Бетховена,
увертюру к опере «Руслан и Людмила»Глинки, «По следам
Руставели» Тактакишвили,
«Священная война» Александрова
. Знать наизусть песни
: «На братских могилах»,
«Сыновья уходят в бой»Высоцкого,
«Нам нужна одна победа
»Окуджава.
4. Музыкальная драматургия.
8 ч. Знать такой вид камерной музыки- соната, форму сонатного аллегро: экспозиция, разработка, реприза. Знать и понимать интонационное и драматическое развитие. Обобщение и закрепление тем «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия», их развитие и воплощение в различных муз.формах. Знать такой вид камерной музыки как соната на примере сонаты Грига для виолончели и ф-п.Уметь сравнивать и различать сонату от симфонической музыки- (симфонии, концерты, увертюры). Знать сонатную форму, уметь составлять на слух разбор сонаты: экспозиция, разработка, реприза, кода. Знать лучшие произведения эпохи ВОвойны:симфония№7 Шостаковича(Ленинградская), «Священная война»Александрова. Знать стиль польской школы: Полонез Огинского, Шопена. Уметь видеть муз. пр-ния в других видах искусства(ИЗО,литературе): Симфония№7 Шостаковича, Полонез Огинского, Полонез Шопена, увертюра –фантазия «Ромео и Джульетта»Чайковского, «Не отвержи мене»хоровой концерт Березовского в сравнении с иконой «Спас нерукотворный». Нарисовать рисунки к муз произвед. Уметь раскрыть вечные проблемы жизни в творчестве этих композиторов: жизни и смерти, войны и мира. Знать музыку и песни из военных фильмов. Добиться образного восприятие и оценки изучаемых муз. образов в пр-ниях Грига, Шостаковича, Огинского, Шопена, Моцарта, Чайковского. Хоровое, ансамблевое, сольное одноголосное исполнение авторских песен: «Баллада о гитаре и трубе»Френкеля, «Молитва»Окуджавы, «Дай бог!»Паулса, «Я за тебя молюсь»Паулса, «Как прекрасен этот мир»Тухманов, «Пока горит свеча»Макаревич, Тонкая рябина. 9. Разумовская О.К. «Русские композиторы». Биографии, викторины, кроссворды. Айрис Пресс. Москва, 2007г.
10.. Музыка. Художественно -образное развитие школьников. 2-8 класс. Изд. «Учитель».Волгоград. 2009г. Знать и определять на слух музыку увертюру Чайковского
«Ромео и Джульетта»,
увертюру «Эгмонт»Бетховена,
увертюру к опере «Руслан и Людмила»Глинки,
«По следам Руставели»
Тактакишвили, сонату Грига,
Симфонию№7 Шостаковича,
Полонезы Огинского, Шопена
Хоровой концерт Березовского
. Исполнять наизусть все
разученные песни
5.Тематическое планирование
по музыке для 7 класса.
№ Наименование тем и уроков. Предполагаемая дата. Контрольные мероприятия оценки учебных достижений Примечание
7 класс.
Музыкальный образ. 1 четверть.
8 часов. 1. Из истории музыкального искусства. 2. Что значит современность в музыке? 3. Музыкальный образ в произведениях П.И.Чайковского. 4. Музыка советского периода. 5. Музыкальный образ в музыке советских композиторов. 6. Образ человека, вынужденного примириться со своей судьбой. Шуберт «Зимний путь». 7. Музыкальный образ Кутузова в опере С.Прокофьева «Война и мир». 8. Болеро-образ испанского народа. Морис Равель. Муз.викторина. 2 четв. Музыкальный образ. 8 часов. 1. Образ солдата в музыке и песнях. «Баллада о солдате», «Дороги». 2. Образ матери в музыке, ИЗО и литературе. 3. Знакомство с творчеством Вебера. Романтизм. 4. Органная музыка И.С.Баха. 5. Симфония №7 Д.Шостаковича. 6. Грустный вальс Сибелиуса. 7. Обобщение тем четверти. Муз. Викторина. 8. Новогодняя сказка. 3 четв. Музыкальная драматургия. 11 часов. 1. Знакомство с понятием «Музыкальная драматургия». 2. Драматургия в опере Глинки «Руслан и Людмила» 3. Образ Шота Руставели, созданный Тактакишвили. 4. Драматургия увертюры «Эгмонт» Бетховена. 5. Двухгранность в музыке Шопена. 6. Драматургия рапсодий Листа. 7. Драматургия 7-ой симфонии Шостаковича. 8. Драматургия «ПерГюнт» Грига. . 9. Песенная лирика в произведениях Э.Грига. 10. Обобщение тем четверти. Муз. викторина. 11. Урок- концерт. Урок-концерт. Резервный.
4 четв. Музыкальная драматургия. 8 часов. 1. Драматургия полонеза Огинского и полонеза Шопена. 2. Драматургия симфонии №40 В.А.Моцарта. 3. Драматургия сонаты Грига. Сонатная форма. 4. Драматургия увертюры Чайковского «Ромео и Джульетта». 5. Связь музыки и литературы в основе оперного и балетного искусства. . 6. Драматургия хорового концерта Березовского «Не отвержи мене». 7. Герои Великой Отечественной войны. Песни и музыка из военных фильмов. Муз. викторина. 8. Великие наши современники. Авторская песня. Урок-концерт. Контрольные мероприятия не административные.
6.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
учебного предмета
Учебно-методический комплект
Учебник Методическая литература
Науменко Т.И. Алеев В.В. Учебник «Музыка» для 7 класса. Издательский дом «Дрофа». Москва, 2011г. 1. Хрестоматия по музыке. 7 класс. «Просвещение». Москва, 2007г.
2. Серия «Современная школа». Уроки музыки с применением информационных технологий 1-8 класс. Методическое пособие с электронным приложением. Изд. Глобус. Москва, 2009г.
3. Осовицкая З.Е. Казаринова А.С. Музыкальная литература. Учебник для ДМШ. Музыка. Москва,2011г.
4. Шедевры классической музыки. 45 альбомов с фонотекой, «Мир книги».Москва, 2006гг.
5. Беляев С.Е. «Рассказы господина бемоля». «Диамант».Екатеринбург,2013г.
6. Иллюстрированные биографии Великих музыкантов и композиторов. Изд. «Музыка». Москва, 2009г.
7. Портреты композиторов. Аудио записи, видео записи, наглядные пособия.
8. Соколова М.В. «Изба Красна», Санкт- Петербург, 2011г.
9. Разумовская О.К. «Русские композиторы». Биографии, викторины, кроссворды. Айрис Пресс. Москва, 2007г.
10.. Музыка. Художественно -образное развитие школьников. 2-8 класс. Изд. «Учитель».Волгоград. 2009г.
7.Планируемые результаты изучения учебного предмета Искусство «Музыка»
В результате изучения музыки ученик должен
Знать \ понимать
специфику музыки как вида искусства;
значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;
возможности музыкального искусства и отражение вечных проблем жизни;
основные музыкальные жанры народной и профессиональной музыки;
многообразие музыкальных образов и способов их развития;
основные формы музыки (1-но,2-х,3-х частные, рондо, вариации, сонатная);
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских, советских и зарубежных композиторов;
названия наиболее известных музыкальных инструментов, виды оркестров;
имена выдающихся композиторов и музыкантов – исполнителей;
Уметь:
эмоционально- образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской, советской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества произведения современных композиторов;
выразительно исполнять соло, несколько народных песен, песен современных композиторов, композиторов –классиков;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
уметь определять своё отношение к музыкальным явлениям действительности;
устанавливать взаимосвязь между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.
8.Критеривании оценивания
Среди предметов эстетического цикла в школе значительное место занимает урок «Музыка». Этот урок - неотъемлемая часть общей системы обучения; он призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные впечатления. Это эффективный путь к формированию личности ребенка. Одно из главных условий успешного обучения - заинтересованность детей, их живое, эмоциональное отношение ко всему тому, что они узнают на уроках музыки, на музыкальных занятиях во внеурочное время, в повседневной жизни. Привить школьникам интерес к музыкальному искусству можно, систематически развивая их музыкальный слух, творческие способности, навыки восприятия музыки. Задача музыкального воспитания в школе связана с целым комплексом развития нравственно-эстетических чувств ребёнка, творческих и музыкальных способностей.
Пятибалльная система оценок, заключающая в себе и отрицательные оценки («1» и «2») не отвечает, казалось бы, важнейшей функции оценки на уроке искусства - этической. Мало того, применение отрицательных оценок резко противоречит, в первую очередь в начальной школе, этическим задачам предмета «Музыка», направленным на формирование у школьников положительного, эмоционального отношения к музыкальному искусству. Поэтому, в центре внимания должен стоять вопрос: какие стороны деятельности школьников служат основой для оценки? Это коллективная форма оценки (класс, как единый коллектив) и индивидуальная оценка конкретного ответа ученика. Как же оценить множество различных ответов? А может быть, вообще правильнее было бы говорить не об ответах учеников на вопросы учителя, а о высказываниях (размышлениях) ученика, вызванных музыкой или вопросом учителя? Ни у одного учащегося нет причины оставаться на «нулевой отметке» пути к овладению основами музыкальной культуры. Число и многообразие ступеней на этом пути бесконечно. Всеобщее музыкальное воспитание не предполагает одинакового уровня музыкального воспитания для всех. Всегда можно у ребёнка со слабым слухом, с неправильным интонированием найти на уроке момент, когда он может показать себя в высказываниях об услышанной музыке на уроке. Итак, вопрос об оценках до сих пор остается не решенным. Диапазон высказываний на эту тему очень широк. Одна крайность - пятибалльная система оценки существует веками, она уже заложена в генах, сломать её невозможно, поэтому не надо придумывать новое. Другая крайность - проблема оценок на уроке актуальна и во многом спорна. Конечно, необходимо оценивать знания учащихся, но на уроках музыки для ученика важнее словесное поощрение его ответов учителем. И еще одно - нужны совершенно иные критерии, учитывающие не количество знаний и умений, а тенденцию к культурному и духовному росту ученика. Прежде чем изложить свои мысли по критерию оценки на уроках музыки, предложу высказывание Д. Б. Кабалевского относительно этого вопроса: «Творческое начало может проявиться в ребятах уже с первого класса в своеобразии ответов (а не только в их правильности), в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только отвечать на его вопросы), в собственных предложениях о характере исполнения того или иного музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности проявляющей себя в рассказах о музыке. Ученик может проявить себя в вокальной сфере, как хороший солист, в хоровом исполнении музыки, как исполнитель на музыкальных инструментах, обнаружить хорошее «чувство интонации» при импровизации, интерес к чтению книг о музыке, к слушанию музыки, интуитивное или осознанное отношение к качеству музыки и её исполнению, интерес к другим видам искусства и т.д. Границ и предела проявления ребятами своих творческих данных, строго говоря, не существует».
Критерии оценки.
1. Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2. Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться, прежде всего, ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3. Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала. При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, элементарную импровизацию, коллективное исполнение логоритмических упражнений.
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
- степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
- самостоятельность в разборе музыкального произведения;
- умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Нормы оценок.
Оценка «пять»:
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Оценка «четыре»:
ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя.
Оценка «три»:
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «два»:
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Хоровое пение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.
Нормы оценок.
Оценка «пять»:
- знание мелодической линии и текста песни;
- чистое интонирование или допущены небольшие неточности, ритмически точное исполнение;
- выразительное исполнение.
Оценка «четыре»:
- знание мелодической линии и текста песни;
- допущены неточности в интонировании, исполнение ритмически правильное;
- пение недостаточно выразительное.
Оценка «три»:
- допускаются неточности в исполнении мелодии и текста песни;
- неконтролируемое пение, есть ритмические неточности;
- пение невыразительное.
Оценка «два»:
- исполнение неуверенное, невыразительное, незнание текста, непопадание в ритм.
Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.
1. Работа по карточкам (знание музыкального словаря).
2. Кроссворды.
3. Блиц - ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
4. «Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).
5. Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)
6. Ведение тетради по музыке.
Тетрадь на уроках музыки.
Требования к ведению тетради для учащихся 7-х классов.
В тетрадь записываются:
1. Темы уроков.
2. Имена композиторов, музыкантов, даты их жизни.
3. Названия звучащих на уроках произведений.
4. Названия и авторы разучиваемых песен.
5. Сложно запоминающиеся тексты песен.
6. В конце тетради ведется словарь музыкальных терминов, который пополняется из года в год.
Тетрадь должна вестись аккуратно, может быть оформлена иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов (в связи с записываемыми темами). Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини - учебником, куда ученик записывает нужную информацию, которую ему предстоит запомнить. Тетрадь проверяется учителем один раз в триместр.
Оценка выставляется за:
- ведение тетради (эстетическое оформление); наличие всех тем; аккуратность.
- ведение словаря.
- самостоятельную письменную работу по карточкам: блиц - опрос (тесты), игра «Угадай мелодию».
-умение создать презентацию по заданной теме.