Рабочая программа по музыке 9 класс (В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак)


1.Пояснительная записка
Рабочая программа «Музыка» для 9 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерных программ «Музыка», «Искусство» основного общего образования( на основе программы Д.Б.Кабалевского).
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 г. №889 «"О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"».
Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы: проект. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176с. – (Стандарты второго поколения).– ISBN 978–5-09-025696-4
ИСКУССТВО. МУЗЫКА 5—9 КЛАССЫ. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений Авторы: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак.
Программа музыкальных занятий в 8 классе направлена на сопоставление серьёзной музыки с музыкой лёгкой, что поможет закрепить у учащихся основы хорошего музыкального вкуса, поможет отличать в ней подлинное высокое искусство от красивой развлекательности. В 8 классе расширяется кругозор музыкальных впечатлений. Значительную роль в этих впечатлениях играет лёгкая, развлекательная музыка. Это обстоятельство накладывает на учителя большую ответственность. У ребят начинается неосознанная борьба между вкусом и модой. Поэтому споры, дискуссии неизбежны.
Настоящая Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного среднего общего образования на основе программы Д.Б. Кабалевского. Рабочая программа учебного курса «Музыка» предусмотрена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Утверждена и рекомендована Министерством Образования Российской Федерации. Программа «Музыка» разработана авторским коллективом под руководством Д.Б. Кабалевского, Москва, «Просвещение», 2005г Программа музыкальных занятий в 9 классе направлена на устойчивое и многостороннее положение: если музыка –сама жизнь, то она , естественно, подвластна законам жизни, по этим законам она существует, развивается и воздействует на людей. Не следует забывать, что между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ. Чтобы мысль о всеобщей понятности музыкального языка стала ясной, достаточно привести пример. Пользуясь воздействием музыкального языка, композитор создаёт музыкальный образ, в котором воплощает жизненное содержание. Чем шире жизненное содержание, тем больше в нём музыкальных образов. А несколько образов, взаимосвязанных в рамках одного произведения называется музыкальной драматургией. Особое внимание уделяется сонатно- симфонической форме. Тема 1 полугодия: «музыкальный образ», тема 2 полугодия: «музыкальная драматургия». На протяжении всех занятий в 7 классе художественный и жизненный кругозор ребят будет расширяться.
Изучение музыки в ____9__ классе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
развитие музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
освоение знаний о музыке, её интонационно – образной природе, жанровом и стилевом многообразии, музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов, особенностях музыкального языка; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, ритмические движения, драматизацией исполняемых произведений;
воспитание эмоционально – ценностного отношения к музыке своего народа и других народов мира, слушательской, исполнительской культуры.
В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности: познавательная деятельность, информационно- коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность.
2. Общая характеристика учебного предмета Искусство «Музыка»
Цель учебного предмета «Музыка» в общеобразовательной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Раскрытие вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти, вечности духа и кратковременности земной жизни, любви и ненависти, войны и мира, личности и общества, внутренних противоречий в душе человека.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа создана на основе развития традиций российского музыкального образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Музыка как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов, жанров и стилей музыки: народное музыкальное творчество (фольклор), русскую музыку от эпохи Средневековья до рубежа 19-20 веков, зарубежную музыку от эпохи Средневековья до рубежа 19-20 вв, отечественное и зарубежное искусств 19-20 века, Представление о музыкальной жизни России и других стран. Это изучается в контексте взаимодействия с другими видами искусства: живописи, литературы, истории.
Систематизирующим методом является выделение 6 основных видов деятельности:
- слушание музыки;
- хоровое, ансамблевое, сольное пение;
музыкально-пластические движения;
инструментальное музицирование;
драматизация музыкальных произведений;
-музыка и современные технологии.
Основные виды учебной деятельности – исполнительская, слушательская, творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, оценка изучаемых образов. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению музыки и является необходимым условием формирования личности каждого. Развитие эмоционально – образного мышления учащихся строится на изучении музыкального искусства различных эпох и стилей, сравнении исполнительских трактовок, выявлении связей музыки с другими видами искусства, историей и жизнью, развитие фантазии.
Основное содержание: «Современная музыка» -смысл этого словосочетания должен стать понятен учащимся. Выражение «современная музыка» употребляется в двух значениях: в более узком и поверхностном- как музыка, созданная в наше время, и в более широком и глубоком – как музыка, отвечающая общечеловеческим ценностям. Эта музыка входит в единую сокровищницу мирового искусства. Таким образом, Содержание 2 полугодия «Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки»- даёт широкие возможности для сопоставления контрастных произведений: Токкаты и фуги ре минор Баха и в опере Дж.Верди «Риголетто»,опера «Кармен» Ж. Бизе, взаимодополнение лирики и шутки в оперетте И.Дунаевского «Белая Акация»; слияние, рождающее новый жанр в симфоджазе Дж. Гершвина; контрастная драматургия, подчёркивающая динамику душевных переживаний в операх «Не только любовь» Р. Щедрина и «Кола Брюньон» Кабалевского; сопоставление, передающее многогранность жизненных ситуаций в музыке А. И. Хачатуряна к драме М. Лермонтова «Маскарад». Тема: «Великие наши современники» -завершающая цикл школьных музыкальных занятий. Последняя четверть построена на образах народно-песенного творчества и на музыке выдающихся представителей великого музыкального искусства: западноевропейского классика Л.В. Бетховена, русского классика М.П. Мусоргского и С.С.Прокофьева. Песни бардов: Кима, Окуджавы, Визбора «Наполним музыкой сердца», песни А. Пахмутовой «Надежда». Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности.
Слушание музыки. Личностно – окрашенное эмоционально – образное восприятие и оценка изучаемых образов народного и классического музыкального творчества. Выявление связей музыки с другими искусствами, жизнью.
Пение. Хоровое, ансамблевое, сольное. Одноголосное, двухголосное. Исполнение народных и современных песен с сопровождением. Вокализация тем инструментальных и вокальных произведений.
Музыкально – пластические движения. Обогащение опыта индивидуально- личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными.
Инструментальное музицирование. Инструментальная импровизация.
Музыка и современные технологии. Использование информационно – коммуникационных технологий для создания аранжировки. Использование сети Интернет.
В соответствии с базисным учебным планом курс Искусство «Музыка» изучается в классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 18 часов в полугодие (при одном часе в неделю и одном резервном в конце года Личностные метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Искусство «Музыка».
Личностные результаты освоения основной образовательной программы «Музыка» отражают:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, музыкальной культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели обучения музыки, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы «Музыка» с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования
Изучение предмета "Музыка" обеспечивает:
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
Предметные результаты изучения "Музыки" отражают:
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс Искусство «Музыка» изучается в классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 18 часов в полугодие (при одном часе в неделю и одном резервном в конце годаРабочая программа рассчитана на 18 часов.
КЛАСС Количество часов в неделю Общее количество часов
9 класс 1 час 18 часов.

4.Содержание учебного предмета музыка
п\пУчебно-тематическое
планирование Кол-
во
часов Содержание раздела,темы. Составляющие качества образования Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение. Виды
контроля
Предметно- информа-ционнаяДеятельно-коммуникативная Ценностно-ориентационная 1 Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки.(январь, февраль). 5 ч. Знать и понимать лирические, лироэпические и драматические образы в муз. пр- ях: опере Верди «Риголетто», оперетте Дунаевского «Белая акация», Голубой рапсодии Гершвина, балете Хренникова «Любовью за любовь», в русских нар. Песнях «Комара женить мы будем», «В тёмном лесе», в песнях Дунаевского «Марш весёлых ребят». Знать основоположников итальянской оперы и её происхождение и разновидности. Знать особенности музыки Верди. Знать особенности джазовой музыки и муз. Советского периода Знать способы обращения русских композиторов к народной песне. Знать жанры светской музыки (оперетта). Знать авторскую песню на примере песен Окуджавы,Визбора. Уметь видеть изучаемую музыку в ряде других видах искусства.-(ИЗО, литературе, кино).Например: фильм «Весёлые ребята», стиха поэтов-бардов. Нарисовать абстрактную композицию к музыкальным произведениям.- видение картины мира в музыкальной культуре Запада и советского периода. Овладеть практическими умениями и навыками слушания и образного восприятия оперной музыки Верди и лёгкой музыки Дунаевского,Хренникова, джазовой муз. Гершвина. Дать оценку изучаемым образам. Хоровое, ансамблевое, сольное исполнение песен Окуджавы, Визбора, Никитина. Делать импровизации к песням. Поиск музыкальных произведений в сети Интернет. 1. Хрестоматия по музыке. 9 класс. «Просвещение». Москва, 1997г.
2. Серия «Современная школа». Уроки музыки с применением информационных технологий. Методическое пособие с электронным приложением. Изд. Глобус. Москва, 2009г. Знать и определять на слух музыку из оперы «Риголетто» Верди, оперетты Дунаевского «Белая акация» , Голубую рапсодию Герщвина,из балета Хренникова «Любовью за любовь»,Знать песни Окуджавы, Визбора, Никитина.
2.
Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки. (февраль, март). 5 ч. Знать и понимать лирические, лироэпические и драматические образы в муз. пр- ях: опере «Кармен» Бизе, балете «Кармен-сюита» Щедрина, опере «Кола Брюньон» Кабалевского, муз. К драме Лермонтова «Маскарад» А. Хачатуряна. В песнях «Моя звезда» Суханова, «Здравствуй мир» Квинта, «Окно» Минкова, «Вечер бродит» Васильевой, «Фантастика» Кима.Знать происхождение французской оперы и её основоположников. Знать особенности музыки Бизе. Знать историю муз. советского периода, композиторов 20 века и их творчество. Знать авторскую песню. Поэтов- бардов и их творчество.Знать всемирно известные музыкальные коллективы, театры, студии. Уметь видеть изучаемую музыку в ряде других видах искусства.-(ИЗО, литературе, кино).Например: Новелла П. Мериме «Кармен»,повесть Роллана «Кола Брюньон»,драма Лермонтова «Маскарад», стихи поэтов-бардов. Нарисовать абстрактную композицию к музыкальным произведениям.- видение картины мира в музыкальной культуре Запада и советского периода. Овладеть практическими умениями и навыками слушания и образного восприятия оперной музыки Бизе, Кабалевского, муз. Сов. Периода- Хачатуряна.,Щедрина. Дать оценку изучаемым образам. Хоровое, ансамблевое, сольное исполнение песен Окуджавы, Визбора, Кима,Суханова. Делать импровизации к песням. Поиск муз. Произвед. в сети Интернет. 3. Осовицкая З.Е. Казаринова А.С. Музыкальная литература. Учебник для ДМШ. Музыка. Москва,2001г.
4. Науменко Т.И. Алеев В.В. Учебник «Музыка» для 8 класса. Издательский дом «Дрофа». Москва, 1999г. Знать и определять на слух музыку из оперы «Кармен» Бизе, «Кола Брюньон» Кабалевского, «Кармен-сюита Щедрина, «Вальс» к драме Лермонтова «Маскарад».Знать и исполнять песни поэтов-бардов: Окуджавы, Кима, Визбора, Никитина, Квинта.
3. Великие наши «современники» (апрель) 4 ч. Знать и понимать лирические, лироэпические и драматические образы в муз. пр- ях западноевропейского классика Л.В.Бетховена, русского классика М.П.Мусоргского. Знать особенности венской школы и русской муз. Школы на примерах: Экозес ми-бемоль мажор, Верный Джони-шотландская песня,симф.№5, Ярость по поводу утерянного гроша- Бетховена; «Рассвет на Москве реке, песня Марфы- Мусоргского из оперы «Хованщина». Песни поэтов-бардов. Знать музыкальный язык, жанровую и стилевую основу русской и западноевропейской муз, характерные черты народной муз. Знать и определять на слух муз. Мусоргского из оперы «Хованщина» ,знать творчество Мусоргского, Бетховена -сонаты , экозесы. Творчество поэтов-бардов: Кима, Окуджавы, Визбора, Высоцкого, Никитина. Творчество отечественных рок-групп.
Знать всемирно известные муз. коллективы, театры, студии. Знать выдающихся отечественных, российских и зарубежных исполнителей. Уметь видеть изучаемую музыку в ряде других видах искусства.-(ИЗО, литературе, кино).Например: Суриков «Утро стрелецкой казни», Петр 1 А. Толстого, стихи поэтов-бардов. Нарисовать абстрактную композицию к музыкальным произведениям.- видение картины мира в музыкальной культуре Запада и русской. Овладеть практическими умениями и навыками слушания и образного восприятия камерной музыки Бетховена, оперной муз. Мусоргского «Хованщина» Дать оценку изучаемым образам. Хоровое, ансамблевое, сольное исполнение песен Окуджавы, Визбора, Кима,Высоцкого, Никитина. Делать импровизации к песням. Поиск муз. Произвед. в сети Интернет. 5. Шедевры классической музыки. 45 альбомов с фонотекой, «Мир книги».Москва, 2006гг.
6. Беляев С.Е. «Рассказы господина бемоля». «Диамант».Екатеринбург,1998г.
7. Иллюстрированные биографии Великих музыкантов и композиторов. Изд. «Музыка». Москва, 2000г. Знать и определять на слух муз. фрагменты из «Волшебной флейты» Моцарта, симф. №40, Бетховен «Аппассионата», «Лунная», Симф.»5, муз. Из оперы Мусоргского «Хованщина». Знать песни поэтов-бардов:»Старая сказка» Туриянского, «Надежда» Высоцкого и Пахмутовой4. Великие наши «современники»(май). 4 ч. Знать и понимать лирические, лироэпические и драматические образы в муз. пр- ях русского классика М.П.Мусоргского «Борис Годунов» Знать особенности русской муз. И музыки 20 века на примерах:сцена смерти Бориса, сцена под Кромами, Симфония №1 , опера «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева. Понимать образы в русской нар. Песне: «зелёная рощица», «Мне ничего не тешит взгляда», песни поэтов-бардов. Знать муз. Язык, жанровую и стилевую основу русской и советской музыки. Знать и определять на слух музыку из оперы Мусоргского «Борис Годунов», музыку ПрокофьеваЗнать особенности творчества этих композиторов .Знать и понимать особенности русской нар. Пени. Творчество поэтов-бардов: Кима, Окуджавы, Визбора, Высоцкого, Никитина. Творчество отечественных рок-групп. Знать выдающихся отечественных, российских и зарубежных исполнителей. Уметь видеть изучаемую музыку в ряде других видах искусства.-(ИЗО, литературе, кино).Например: трагедия Пушкина «Борис Годунов», «Повесть о настоящем человеке» Полевой. Фрагменты видеофильмов. стихи поэтов-бардов. Нарисовать абстрактную композицию к музыкальным произведениям.- видение картины мира в русской муз. Культуре. Добиться образного восприятие и оценки изучаемых образов народного музыкального творчества, сравнивая эти образы. Хоровое одноголосное и двухголосное исполнение народных песен: «зелёная рощица», «Мне ничего не тешит взгляда». Хоровое и ансамблевое исполнение бардовских песен.Делать импровизации к песням. Поиск муз. Произвед. в сети Интернет. 8.. Портреты композиторов. Аудио записи, видео записи, наглядные пособия.
9. Соколова М.В. «Изба Красна», Санкт- Петербург, 2001г.
10. Разумовская О.К. «Русские композиторы». Биографии, викторины, кроссворды. Айрис Пресс. Москва, 2007г.
11. Журнал: «Музыкальная жизнь».
Знать и определять на слух муз. фрагменты из оперы Мусоргского «Борис Годунов», «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева, симфонии №1. Знать песни поэтов-бардов, «Журавлиная песня» Молчанова из к\ф «Доживём до понедельника».
5.Календарно-тематическое планирование
по музыке для 9 класса.
№ Наименование тем и уроков. Предполагаемая дата. Контрольные мероприятия, оценки учебных достижений. Примечание.
9 класс.
Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки. 1 четверть.
10 часов. 1. Итальянская опера. Творчество Дж.Верди. 2. Драматические образы в опере Дж.Верди «Риголетто». 3. Образы в оперетте И.Дунаевского «Белая акация».Жанр оперетты. 4. Лирические образы в «Голубой рапсодии» Гершвина. 5. Лирические образы в балете Хренникова «Любовь за любовью». 6. Драматические образы в опере «Кармен» Ж. Бизе. Творчество Бизе. 7. Творчество Р.Щедрина «Кармен-сюита». 8. Творчество А.Хачатуряна. Вальс к драме Лермонтова «Маскарад». 9. Творчество Д.Б. Кабалевского. Образы в опере «Кола Брюньон». 10. Обобщение материала. Повторение тем 3 четверти. Кроссворд. муз.викторина. 4 чет. Великие наши «современники». 8 часов. 1. Музыкальный язык, жанровая и стилевая основа западноевропейской музыки. Л.В. Бетховен. Венские классики. 2. Творчество Л.В.Бетховена. Симфониф №5, сонаты,экозесы. 3. Образы в произведениях Бетховена. «Верный Джони»-шотландская песня, «Ярость по поводу утерянного гроша». 4. Творчество М.П. Мусоргского. Опера «Хованщина» Песня Марфы, «Рассвет на Москве реке». 5. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов».Сцена под Кромами, сцена смерти Бориса. 6. Творчество С.Прокофьева. Симфония №1(классическая). 7. С.Прокофьев. Опера «Повесть о настоящем человеке». Кроссворд. Муз.викторина. 8. Обобщение тем полугодия. Урок- концерт. Резервный.
Контрольные мероприятия не административные.
6.Описание места учебного предмета Искусство «Музыка» в учебном плане
Учебно-методический комплект
Учебник Методическая литература
4. Науменко Т.И. Алеев В.В. Учебник «Музыка» для 8 класса. Издательский дом «Дрофа». Москва, 2011г.
1. Хрестоматия по музыке. 9 класс. «Просвещение». Москва, 1997г.
2. Серия «Современная школа». Уроки музыки с применением информационных технологий. Методическое пособие с электронным приложением. Изд. Глобус. Москва, 2009г.
3. Осовицкая З.Е. Казаринова А.С. Музыкальная литература. Учебник для ДМШ. Музыка. Москва,2001г.
4. Науменко Т.И. Алеев В.В. Учебник «Музыка» для 8 класса. Издательский дом «Дрофа». Москва, 20119г.
5. Шедевры классической музыки. 45 альбомов с фонотекой, «Мир книги».Москва, 2006гг.
6. Беляев С.Е. «Рассказы господина бемоля». «Диамант».Екатеринбург,1998г.
7. Иллюстрированные биографии Великих музыкантов и композиторов. Изд. «Музыка». Москва, 2000г.
8.. Портреты композиторов. Аудио записи, видео записи, наглядные пособия.
9. Соколова М.В. «Изба Красна», Санкт- Петербург, 2001г.
10. Разумовская О.К. «Русские композиторы». Биографии, викторины, кроссворды. Айрис Пресс. Москва, 2007г.
11. Журнал: «Музыкальная жизнь».
7.Планируемые результаты изучения учебного предмета Искусство «Музыка».
В результате изучения музыки ученик должен
Знать \ понимать
специфику музыки как вида искусства;
значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;
возможности музыкального искусства и отражение вечных проблем жизни;
основные музыкальные жанры народной и профессиональной музыки;
многообразие музыкальных образов и способов их развития;
основные формы музыки (3-х частные, рондо, вариации, сонатная);
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских, советских и зарубежных композиторов;
названия наиболее известных музыкальных инструментов, виды оркестров;
имена выдающихся композиторов и музыкантов – исполнителей;
Уметь:
эмоционально- образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской, советской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества произведения современных композиторов;
выразительно исполнять соло, несколько народных песен, песен современных композиторов, композиторов –классиков;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
уметь определять своё отношение к музыкальным явлениям действительности;
устанавливать взаимосвязь между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.
8.КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Среди предметов эстетического цикла в школе значительное место занимает урок «Музыка». Этот урок - неотъемлемая часть общей системы обучения; он призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные впечатления. Это эффективный путь к формированию личности ребенка. Одно из главных условий успешного обучения - заинтересованность детей, их живое, эмоциональное отношение ко всему тому, что они узнают на уроках музыки, на музыкальных занятиях во внеурочное время, в повседневной жизни. Привить школьникам интерес к музыкальному искусству можно, систематически развивая их музыкальный слух, творческие способности, навыки восприятия музыки. Задача музыкального воспитания в школе связана с целым комплексом развития нравственно-эстетических чувств ребёнка, творческих и музыкальных способностей.
Пятибалльная система оценок, заключающая в себе и отрицательные оценки («1» и «2») не отвечает, казалось бы, важнейшей функции оценки на уроке искусства - этической. Мало того, применение отрицательных оценок резко противоречит, в первую очередь в начальной школе, этическим задачам предмета «Музыка», направленным на формирование у школьников положительного, эмоционального отношения к музыкальному искусству. Поэтому, в центре внимания должен стоять вопрос: какие стороны деятельности школьников служат основой для оценки? Это коллективная форма оценки (класс, как единый коллектив) и индивидуальная оценка конкретного ответа ученика. Как же оценить множество различных ответов? А может быть, вообще правильнее было бы говорить не об ответах учеников на вопросы учителя, а о высказываниях (размышлениях) ученика, вызванных музыкой или вопросом учителя? Ни у одного учащегося нет причины оставаться на «нулевой отметке» пути к овладению основами музыкальной культуры. Число и многообразие ступеней на этом пути бесконечно. Всеобщее музыкальное воспитание не предполагает одинакового уровня музыкального воспитания для всех. Всегда можно у ребёнка со слабым слухом, с неправильным интонированием найти на уроке момент, когда он может показать себя в высказываниях об услышанной музыке на уроке. Итак, вопрос об оценках до сих пор остается не решенным. Диапазон высказываний на эту тему очень широк. Одна крайность - пятибалльная система оценки существует веками, она уже заложена в генах, сломать её невозможно, поэтому не надо придумывать новое. Другая крайность - проблема оценок на уроке актуальна и во многом спорна. Конечно, необходимо оценивать знания учащихся, но на уроках музыки для ученика важнее словесное поощрение его ответов учителем. И еще одно - нужны совершенно иные критерии, учитывающие не количество знаний и умений, а тенденцию к культурному и духовному росту ученика. Прежде чем изложить свои мысли по критерию оценки на уроках музыки, предложу высказывание Д. Б. Кабалевского относительно этого вопроса: «Творческое начало может проявиться в ребятах уже с первого класса в своеобразии ответов (а не только в их правильности), в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только отвечать на его вопросы), в собственных предложениях о характере исполнения того или иного музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности проявляющей себя в рассказах о музыке. Ученик может проявить себя в вокальной сфере, как хороший солист, в хоровом исполнении музыки, как исполнитель на музыкальных инструментах, обнаружить хорошее «чувство интонации» при импровизации, интерес к чтению книг о музыке, к слушанию музыки, интуитивное или осознанное отношение к качеству музыки и её исполнению, интерес к другим видам искусства и т.д. Границ и предела проявления ребятами своих творческих данных, строго говоря, не существует».
Критерии оценки.
1. Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2. Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться, прежде всего, ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3. Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала. При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, элементарную импровизацию, коллективное исполнение логоритмических упражнений.
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
- степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
- самостоятельность в разборе музыкального произведения;
- умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Нормы оценок.
Оценка «пять»:
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Оценка «четыре»:
ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя.
Оценка «три»:
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «два»:
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Хоровое пение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.
Нормы оценок.
Оценка «пять»:
- знание мелодической линии и текста песни;
- чистое интонирование или допущены небольшие неточности, ритмически точное исполнение;
- выразительное исполнение.
Оценка «четыре»:
- знание мелодической линии и текста песни;
- допущены неточности в интонировании, исполнение ритмически правильное;
- пение недостаточно выразительное.
Оценка «три»:
- допускаются неточности в исполнении мелодии и текста песни;
- неконтролируемое пение, есть ритмические неточности;
- пение невыразительное.
Оценка «два»:
- исполнение неуверенное, невыразительное, незнание текста, непопадание в ритм.
Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.
1. Работа по карточкам (знание музыкального словаря).
2. Кроссворды.
3. Блиц - ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
4. «Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).
5. Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)
6. Ведение тетради по музыке.
Тетрадь на уроках музыки.
Требования к ведению тетради для учащихся 9-х классов.
В тетрадь записываются:
1. Темы уроков.
2. Имена композиторов, музыкантов, даты их жизни.
3. Названия звучащих на уроках произведений.
4. Названия и авторы разучиваемых песен.
5. Сложно запоминающиеся тексты песен.
6. В конце тетради ведется словарь музыкальных терминов, который пополняется из года в год.
Тетрадь должна вестись аккуратно, может быть оформлена иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов (в связи с записываемыми темами). Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини - учебником, куда ученик записывает нужную информацию, которую ему предстоит запомнить. Тетрадь проверяется учителем один раз в триместр.
Оценка выставляется за:
- ведение тетради (эстетическое оформление); наличие всех тем; аккуратность.
- ведение словаря.
- самостоятельную письменную работу по карточкам: блиц - опрос (тесты), игра «Угадай мелодию».