Статья «Развитие познавательных способностей детей через конструирование»


Туменбаева Г.К.
воспитатель
КГКП «Ясли- сад № 9 «Айг™лек»
г. Семей, ВКО



«Развитие познавательных способностей детей через конструирование»
«Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль
в действие – самая трудная вещь на свете» (И.Гете)

В настоящее время педагогические коллективы в своей работе интенсивно внедряют инновационные технологии. Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояния в другое, ранее не существующего компонента.
Целью внедрения является повышения качества образования профессионального мастерства педагога, формирование активности ребенка в познании окружающей действительности, раскрытию индивидуальности в процессе взаимодействия педагога с воспитанником.
Конструирование является практической деятельностью детей, направленной на получение определенного, заранее продуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей потребностям и интересам детей. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, но и форму, величину, строение; у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, практически разбирает образец на детали. А затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).
Понятие «Конструирование» в переводе с латинского означает создание модели, построение.
Именно конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития умственных и творческих способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. В средней группе одной из основных задач, которые я ставлю перед детьми, является обучение использования строительных деталей с учетом их конструктивных свойств : (устойчивость, форма, величина), строительство объектов по операционным картам, используя детали разного цвета для создания постройки
В организованной учебной деятельности по конструированию в своей группе ставлю все эти задачи.
Для решения поставленных задач большое значение имеет организация предметно-развивающей среды по конструированию.
В нашей группе выделили специальное место для игр со строительным материалом. Там имеется крупный деревянный и пластмассовый конструкторы. Там же у нас находятся игрушки для обыгрывания (дикие и домашние животные средних размеров, деревья , машины разных размеров, сказочные персонажи, матрёшки, куклы). На дидактическом столе расположили мелкий деревянный конструктор и соответствующие игрушки для обыгрывания, а также рисунки и фотографии построек. Используя интернет-технологии, оформили папку с фотографиями мостов различного вида ( пешеходного, архитектурного, автомобильного и т.д.), фотографии самолётов, домов, кораблей. Накануне, перед занятием, проводим с детьми предварительную работу, которая отражена в циклограмме, с целью расширения и уточнения знаний и представлений детей об определённых предметах и объектах. рассматриваем фотографии, иллюстрации, рисунки этих объектов и предметов. Так, например, вместе с детьми, за день до занятия по строительству моста, рассматривали фотографии мостов. Знакомя детей с различными видами мостов, подводили к понятию того, что мосты бывают разные, имеют разное значение, строение. У детей появилось более расширенное представление об этих сооружениях. На занятиях используем мелкий деревянный конструктор. Перед занятием готовим рабочее место для ребят. На столах располагаем ящик со строительным материалом для детей. Количество деталей в ящике превышает необходимое. Все занятия проводятся в игровой форме, используем сюрпризные моменты.
В начале года продолжали учить детей строить постройки по образцу. Постройки мы строили с конкретной целью: домик для матрёшек, мост для машин и пешеходов и т.д. Вначале с детьми рассматривали образец в целом. Затем выделяли части, из которых состоит образец, определяли назначение этих частей и их пространственное расположение по отношению друг к другу (крыша расположена на перекрытиях). Далее выделяли, из каких деталей сделаны эти части и как они расположены (крыша состоит из призм, поставленных в ряд). Порядок обследования образца соответствует последовательности возведения постройки. Далее дети самостоятельно выполняют работу. В процессе выполнения постройки детьми следим за тем, чтобы дети точно следовали образцу, правильно отбирали детали и правильно их использовали, помогаем отдельным детям (не мешая при этом другим) советом, вопросом («А проедет ли твоя машина в эти ворота?»).
Если у ребёнка не получается постройка, мы обращаем его внимание на операционную карту и вместе с ним пытаемся разобраться в его затруднениях. Если мы видим, что многие дети не могут выполнить задание, или замечаем ошибки общие для нескольких детей, то мы еще раз объясняем и показываем, акцентируя внимание детей на моментах, вызывающих у них трудности. Далее мы даём анализ детской деятельности, так же привлекаем к анализу и самих детей, спрашиваем, из каких деталей состоит постройка, из каких деталей сделаны эти части и т.д. Мы отмечаем не только результаты детей (правильность и аккуратность построек), но и сам процесс: как дети рассматривали образец, подбирали материал, выполняли отдельные действия и т.д. В конце занятия показываем детям, как можно играть с данной постройкой и предоставляем им для этого время. После занятий и игр ребята самостоятельно разбирают постройки и укладывают все на место.
На данном этапе мы продолжаем обучать ребят конструктивным действиям по образцу, по условиям, предложенным воспитателем, и по собственному замыслу. Когда дети строят что-либо по образцу, мы учим их его анализировать, обследовать (общий вид, основные части, детали, их пространственное расположение). В середине года в качестве образца мы начали использовать схемы построек. Это более сложный вид конструирования. Применяя наглядные схемы на занятиях, мы объясняем детям подробно, как правильно выбрать и разместить детали в пространстве, с чего начать, а так же стараемся отрабатывать у детей технику их точного соединения, учим ребят выделять в предметах те свойства, которые должны быть переданы в постройке. Поэтому одной из основных задач таких занятий является обучение детей умению анализировать чертёж.
Также мы знакомили детей с тем, что одни детали можно заменить другими, соответственно соединив их: два кирпичика, положенные один на другой на широкую грань, заменяют два кубика, из 2-3 кубиков можно составить брусок.
После проведённого занятия мы обязательно закрепляем с детьми полученные знания и умения в процессе игр, в индивидуальной работе во втором блоке. Мы предлагаем детям строительный материал, вовлекая их в игру ( -Ребята, давайте построим большой, красивый корабль и отправимся на нём в путешествие.) Во второй половине дня мы с ребятами проводили игру на закрепление знаний строительных деталей( «Строительные детали»). Мы раздали детям строительные детали и предложили действовать с ними по ходу стихотворения: Как –то кубик в лес пошёл, там кирпичика нашёл
Играли в дидактические игры «Подбери детали», «Найди детали». В игре «Найди детали» дети находили детали, у которых есть прямоугольные стороны (круглые, треугольные), находили детали, которые могут кататься. Так же мы проводили работу с иллюстрациями. Предлагали детям рассмотреть иллюстрации, на которых изображены разные постройки и назвать изображённые на ней предметы. Так же мы играли и в другие игры: «Преврати фигуру», «Тень», «Выложи фигурами» и др.
Основные наши помощники – это родители. Поэтому, в феврале месяце, для родителей была оформлена ширма на тему: «Развитие конструктивных способностей у детей дошкольного возраста», так же мы оформили папки передвижки по теме конструирование, проводились индивидуальные беседы с родителями, консультация на тему: «Конструируем из ЛЕГО», родительское собрание.
К середине учебного года наши дети стали уже хорошо различать детали по форме и величине, знают названия основных деталей, правильно пользуются словесными обозначениями: длинный - короткий, широкий - узкий, высокий – низкий, создают постройки по образцу, по условию, умеют отбирать нужные детали, умеют видоизменять образец. В процессе обучения дети усвоили, что детали обладают разной степенью устойчивости, которая зависит и от положения на плоскости, и от сочетания с другими деталями: кубик на любой грани устойчив.
Работая над этой темой разработала новую инновационную технологию: работа по операционным картам.
Например из строительного материала: на тему: «Гараж с воротами» был сюрпризный момент (игровая технология: создаю радостную обстановку, развиваю фантазию детей): звук мотора. Что это за звук? (издают звучание машины) Что это едет? Какая машина? А кто приехал в машине?
Здесь использовала несколько образовательных областей: «Познание», «Коммуникацию».
«Давайте познакомимся» в группу приходит мальчик Айдос. При знакомстве с ним , дети называют свои имена. Он приглашает поиграть в дидактическую
игру: »Чудесный мешочек»; определить на ощупь форму строительных деталей и предлагает построить гараж для машинок.
Применяется технология ИТК с ее помощью рассматриваются части гаража, закрепляются названия (стены, ворота, крыша)
Айдос предлагает придумать рассказ про гараж (ТРИЗ).
Работа по операционным картам. Дети рассматривают карточки, которые принес Айдос и определяют последовательность работы: сначала нужно возвести заднюю стену гаража. Для этого необходимо поставить кирпичик на узкую длинную сторону, затем построить боковые стены. Ставим кирпичик с правой стороны, а затем с левой на узкую длинную сторону (фундамент)
Ворота строим ставя кирпичик впереди на узкую длинную сторону. Кладем пластину сверху на кирпичик. Получается крыша Вот и построили гараж для машинок.
Айдос предлагает самостоятельно выполнить постройку. Воспитатель оказывает помощь. Затем расставляют машинки в гаражи и рассматривают постройки. На протяжении всей ОУД проводится билингвальный компонент, дети повторяют слова, гараж, на трех языках.


Одним из видов конструирования: оригами-складывание игрушек из листа квадратной формы в разных направлениях. На этой ОУД рассказала «Что такое оригами?», историю возникновения. В переводе с японского «ори» -сгибать, «гами»- бумагу. Это фигурки зверей, птиц, рыб и т.д. Мы слушали стихотворение об оригами. Затем дети последовательно работали по операционным картам, создали образ собачки из бумаги. 13 EMBED Msxml2.SAXXMLReader.5.0 1415
Поделки из природного материала

Во всех видах конструирования дети относятся к материалу бережно, развиваю художественный вкус, память, воображение, мышление, глазомер, мелкую моторику рук, воспитываю :самостоятельность, наблюдательность, силу воли, в конце анализируют, начатое дело доводят до конца. Поделки сделанные используем в играх, в инсценировках, дарим на дне рожденья, к празднику своим родителям. Например: мы сделали самолетики дети взяли на прогулку и самостоятельно организовали игры: «»Чей самолетик дальше улетит», «Летчики». Этот пример говорит о том, что дети в самостоятельной деятельности смогли использовать свою игрушку в другом виде деятельности – игре).
В своей дальнейшей работе планируем закреплять и усовершенствовать конструктивные навыки наших детей, особое внимание будем уделять конструированию по чертежам и схемам; пополнять свой методический запас различными играми, фотографиями, схемами, чертежами, рисунками. Поставленные задачи нашли своё отражение в перспективном годовом плане.


Рисунок 9Описание: Описание: E:\сканер.jpg