Духовно-нравственное воспитание обучающихся при интеграции уроков ИЗО, литературы и народной культуры.

Л.В.Сивцова,
Директор МКОУ Гжатской СОШ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся при интеграции уроков ИЗО, литературы и народной культуры.
Понятие современного образования включает не только совокупность воспитательной, дидактической и конкретно-практической сфер деятельности учителя и ученика, которые целеполагаются в пресловутых ЗУНах, т.е. знаниях, умениях и навыках, приобретаемых обучающимися. Современное образование всё больше отходит от необходимости формирования узконаправленных специализированных знаний, представлений, поведенческих стереотипов к воспитанию универсальных человеческих характеристик. Универсальность современного образования является характеристикой, обеспечивающей не просто выживание человека, но его достойное личностное пресуществление.
Рождается человек. Приходит индивидуальность со своими прошлыми накоплениями. Из мира Высшего, мира гармонии она попадает в хаос материи, чтобы преобразовать этот хаос в космос. В силу своих прошлых накоплений, каждый человек оказывается в определённой среде, на определённой ступеньке своей лестницы жизни. Чтобы понять свою миссию, своё предназначение в данной жизни, реализовать себя, ребёнку необходимо максимально расширить кругозор, познать культурные накопления человечества за все предшествующие века. Но в наше время процесс этот усложнился из-за нестабильной экономической и социально-культурной ситуации в обществе. Помочь ребёнку призваны, в первую очередь родители и, конечно, учителя. Зажечь интерес, желание, стремление к приобретению знаний и представлений о мире. Главную роль здесь призвано сыграть искусство, воплотившее в художественной форме нравственной истины.
В школе этому служат и уроки изобразительного искусства, литературы. А если вести их с уклоном в народную культуру, возможностей познавания и воспитания красотой становится ещё больше. Народная культура была неотрывно от самой жизни людей, их занятий, верований, обрядов, представления о мире и о себе. Она возникла и существовала как синтез разных искусств и вобрала в себя мудрость веков. Очень важно вернуться к этому роднику.
То, что я пытаюсь сделать на своих уроках – это поиск. Я живу в селе.
В первую очередь начинаем занятия со знакомства с образами народного искусства. Наши предки, не имея художественного образования тонко чувствовали и умели изобразить красоту. Их университетом была природа. Она подсказывала как украсить одежду, жилище, предметы быта. И отношение к природе было как к матери, с поклоном. Если брали у неё, то только необходимое. Рисуя эту тему, ребята делятся своими впечатлениями от услышанного и увиденного, каждый подмечает что-то своё. Это начало.
В другой раз размышляем о годовом природном круге, в тесной взаимосвязи от которого жили наши предки. Год у них начинается с весны – с возрождения всего живого. Итак, весна, лето, осень, зима. Зимой год кончался. Природа замирала, как бы умирала. А весной жизнь возрождалась. И так из года в год. Предки не сомневались в том, что и жизнь человека так же кончается, после смерти он вновь возрождается. Но так же, как и в природе, где нет года похожего на предыдущий (меняется климат, ландшафт, обитатели, сама земля), так и жизни человека не похожи. Но почему так? Круг за кругом проходят годы, жизни сменяются жизнями, как кольца непрерывной спирали. Только вот вверх идут эти кольца, или вниз, зависит от человека. И состояние земли зависит от того, как живут люди на ней. Таким образом, мы с ребятами подходим к выводу – насколько всё взаимосвязано на земле. В итоге рождаются рисунки. Они, конечно, разные по уровню и содержанию, как разны сами дети. И то, что ребята задумались об этом, очень важно.
Изучая изобразительную грамматику, разбираем, что это за магические числа в живописи: 3 и 7. Красный, жёлтый и синий – три основных цвета, они же цвета жизни. А что означает каждый цвет? Находим объяснения у художников, искусствоведов, философов. Оказывается, красный – это цвет огня, жёлтый – света, а синий – бесконечности. Напрашивается вопрос: что же такое жизнь, если главное в ней огонь, свет и бесконечность? Начинаем вспоминать жизнь великих людей. Что было у них главным в судьбе? Как они добрались до таких высот? Приходим к выводу, что это были борцы, люди, сильные духом, для которых не существовало никаких преград на пути к высокой цели. Они всё могли преодолеть. Дети пытаются изобразить души гениальных людей с помощью только трёх красок – синей, жёлтой и красной. Смешиваясь, эти краски дают множество цветовых оттенков. Вот она многоцветность жизни.
Те же три краски дают нам и семь цветов в радуге. Расположение цветов в радуге – это отдельное занятие. Определённый порядок расположения цвета рождает на каждом рисунке радость. Оказывается, радость – это гармония. И эту радость несёт каждый лучик солнца, попадись на его пути капелька воды. Солнце – это большое сердце, которое несёт всему живому радость, свет, жизнь. И сердца людей, видно, тесно связаны с Солнцем, если так чутко на него реагируют. Рисуем композицию. Пусть всегда будет солнце! Солнце в радостном сиянии.
Осью нашей образовательной программы являются традиционные календарные праздники. Они для народа не были просто отдыхом от тяжёлого физического труда. Это была быстрее помощь природе в её проходящих циклах календарного года. В праздниках ещё больше видна тесная связь наших предков с природой, с матерью-землёй, их отношение к природе, как к живой, родной и взаимосвязанной с людьми среде. И надо сказать, что отмечались они чрезвычайно красиво, сопровождаемые песнями, танцами, играми, театрально-драматическими элементами. В праздниках не было зрителей, все являлись участниками. Одевались в самые красивые одежды. Ожидание и приготовление к ним создавало особое настроение.
Рассказывая о праздниках, отмечаем особенности каждого из них. Вот, например, Масленица. Она дошла до нас из глубокой древности. Сейчас в ней много современного, но первоначальный смысл остался: это великое поклонение человека перед Солнцем, огнём Масленица, она же зима, олицетворялась у народа как малая смерть природы. После неё, весной, рождается вновь, как живое существо: плодоносил летом, старел осенью и вновь умирал зимой. Предавая чучело Масленицы огню, люди как бы растапливали зиму, переводили её в изначальную энергию, ожидая новое рождение – весну. Всю неделю звучит гимн Солнцу: песни, колядки и главное ритуальное блюдо – блины, олицетворяющие наше светило-жизнедатель.
На бумаге рождаются сюжеты весёлого праздника с катанием на санках, каруселях, качелях, с ярмаркой и скоморохами, блинами. Но главная героиня сюжетов – Масленица.
В мае завершается курс очень важный на наш взгляд темой, связанный с героизмом. Основываем её на былинном материале, но связываем и с современностью. Это тема попадает на дни Славянской письменности.
При рассмотрении сюжетов былин мы столкнулись с тем фактом, что большинство детей читают, что никогда не было Ильи Муромца, ни Добрыни, ни Святогора. Да и сейчас нет никаких героев. Пришлось начинать с того, что былина от слова быль. Ничего в легендах не рождалось на пустом месте. Доказательством служат мощи Ильи Муромца в Киеве. А приукрашивались подвиги героев в знак особой признательности и благодарности народа. Героизм присущ народу всегда, и сегодня тоже. Именно на героях держится мир и движется вперёд.
Без героев мы бы не победили в Великой Отечественной войне, не поднялись бы в космос, не добились бы успехов ни в науке, ни в искусстве. Но главное качество героев не физическая сила, а сила духа. Именно она делает людей героями. И мощь тела появится только у сильных духом людей. Это люди, сокрушившие честь и совесть вопреки всем искушением жизни. В этом их красота и величие.
Читая былины, обращаем внимание на красоту стиля, певучесть слов. Сравниваем с современным языком. Насколько он оскудел, замусорен и осквернён. Сам собой заходит разговор о сквернословии. Что это такое в русской речи? И почему оно так распространилось в наше время? Разбирая, анализируя обстоятельства его возникновения, приходим к выводу, что возникает сквернословие там, где оскверняется красота и первую очередь, красота женщины-матери и Родины-матери, матери-земли, которых испокон веков защищали герои. Об этом нам повествуют и былины, и легенды и сказания, и многие произведения классической литературы. Приходим к выводу, что герои очень нужны сегодня.
В работе над темой нам помогают репродукции картин Васнецова, Врубеля, Рериха.
Из небольшого количества перечисленных тем видно, насколько велики возможности эстетического и духовно-нравственного познания при интеграции уроков ИЗО, литературы и народной культуры. Материал практически неисчерпаем, как глубинный родник. Используют источники традиционной культуры и другие учителя-предметники нашей школы. В первую очередь, это преподаватели русского языка, литературы, истории, географии, трудового обучения.
Традиционная народная культура есть у каждого народа, у каждой национальности. И повсюду – это мудрость человечества, на которой можно взрастить духовного, нравственного человека, стоит только обратиться к этому богатству


Сивцова Любовь Викторовна
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Гжатская средняя общеобразовательная школа» Новосибирской области
Директор первой квалификационной категории
Адрес: 632372, Новосибирская область, Куйбышевский район, село Гжатск, ул.Южная, д.9,кв.2, E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
тел.8-923-115-15-70, раб. 8(383-62) 35-143, дом 8 (383-62)35-107