Сценарий внеклассного мероприятия Литературно-математический турнир


Литературно – математический турнирс использованием информационных технологийТема: литературно – математический турнир.
Цели турнира:
пробудить у учащихся интерес к изучению русского фольклора, а также к решению логических задач по математике;
научить пользоваться мультимедийной доской;
развивать творческие способности учащихся, логическое мышление, память;
формировать умения и навыки работы в коллективе;
воспитывать дружелюбие и терпимость.
Вид мероприятия: литературно – математический турнир.
Задачи турнира:
создать ситуацию, способствующую поиску решений логических задач;
создать на турнире атмосферу сотворчества и взаимодействия;
расширить литературную эрудицию школьников, способствовать расширению их кругозора;
развивать логическое мышление, память учащихся с помощью дидактических игр;
формировать умения работать в группе, воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование: мультимедийная доска, маркеры, раздаточный материал, поощрительные фишки для болельщиков и игроков.
Условия турнира: сформировать две команды участников, выбрать капитанов команд, придумать эмблему и девиз, подготовить форму для выступления.


Организационный момент
Знакомство с командами, жюри, ходом мероприятия.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово учителя.
Добрый день, старательные дети!
Есть много необычного на свете:
Литература с математикой сдружились,
Нас поиграть сегодня пригласили.
В дорогу знаний, в трудный путь
Сегодня мы отправимся.
Соревнования нас ждут,
Надеюсь, Вам понравится сегодня тут!
Приветствие команд
Команда «Квадрат»
Квадрат – объект геометрический,
Равносторонний, гармонический.
И у квадрата все углы прямые,
А нервы наши, как стальные.
Хоть есть углы, но мы не угловатые.
Медали подавайте нам квадратные.
В команде – сила! Каждый рад,
Что называемся «Квадрат»!
Команда «Круг»
Круг – фигура точно необычная,
Не имеет ни начала, ни конца.
И команда наша симпатичная
не теряет круглого лица.
Круглые глаза не делайте -
К победе мы стремимся круглый год.
Мы ловкие, активные, умелые,
И на турнире совершим переворот!
(Слово предоставляется капитанам команд)
Капитан команды «Квадрат»
Желаю нынче воспитать
Такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать,
Прочитать и узнать,
Измерить и исчислить!
Ещё решили мы показать,
что в квадрате все стороны равны.
Мы квадратные пироги вам испекли – угощайтесь от души.
( угощает жюри и зрителей пирогом квадратной формы)
Капитан команды «Круг»
Чтоб умным гражданином стать
Надо твердо, на двенадцать
литературу, русский язык и математику знать!
Пусть вопросы непросты,
Мы ответим от души.
А ещё решили мы всем испечь вкуснейшие блины.
Круг заветный – он же блин.
Мы блинов вам напекли – угощайтесь от души!
(угощает жюри и зрителей блинами)
Выполнение заданий.
Задание № 1.
Учитель:
Итак, турнир я начинаю, всем успехов я желаю!
В первом задании мы узнаем, кто лучше вычисляет.
Я задачки прочитаю. Кто быстрее сосчитает?
Задача № 1. Чему равно произведение всех цифр? (0)
Задача № 2. Сколько будет, если полсотни разделить на половину? (100)
Задача № 3.
Десять солдат строились в ряд,
Десять солдат шли на парад.
Девять солдат было усатых.
Сколько там было безусых солдат? (1)
Задание № 2.
Учитель:
Задание второе мы начинаем,
Много интересного узнаем.
Здесь отличные загадки.
За разгадку вам – плюс балл….
Шла Василиса к Ивану в Москву, и навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву. (Одна Василиса)
Что легче: килограмм тетрадей по русскому языку или килограмм тетрадей по математике? (Одинаково)
К семи прибавить пять. Как правильно записать: «одиннадцать» или «адиннадцать»? (двенадцать)
Баба-Яга костяная нога и Чудо-Юдо читали сказки 4 часа. Сколько времени читал каждый? (4 часа).
Задание № 3.
Учитель:
Заданье третье начинаем.
Мы теперь определяем,
как пословицы, загадки, сказки знаем.
Мысль закончить нужно вам –
За разгадку вам – плюс балл…
(На мультимедийной доске появляется задание)
Меткое выражение поучительного характера – это….(пословица).
Устное народное творчество – это ….(фольклор) от англ. – народная мудрость, народное знание).Самыми древними являются сказки …. (о животных). Они создавались ещё в те времена, когда человек жил в тесной связи с миром природы и приписывал животным качества и поступки человека.
Бытовая сказка отличается от волшебной тем., что в ней ... (герои - обычные люди): крестьяне, мастеровые, солдаты. Им не приходится рассчитывать на помощь волшебных сил, они сами добиваются успеха благодаря своим лучшим качествам: уму, смелости, находчивости, выдержке, доброте, щедрости.
Сказки чаще всего начинаются …с (зачина): ( «Жили – были старик со старухой», «В некотором царстве, в некотором государстве»).
Задание № 4.
Учитель:
Заданье четвёртое мы начинаем,
Знанье поговорок русских проверяем.
Вставь пропущенное слово – поговорка и готова.
За разгадку вам – плюс балл….
Используя маркеры, ответ запишите на мультимедийной доске.
(На мультимедийной доске появляется задание)
Мели, …, твоя неделя (Емеля)
А…. просто открывался (ларчик)
Лиха беда … (начало)
Слышал …, да не знает, где он (звон)
… рыбака видит издалека (рыбак)
Перемелется, ... будет (мука)
Нашла коса на…. (камень)
На ловца и … бежит (зверь)
Один в поле не … (воин)
Не плюй в …, пригодится воды напиться (колодец)
Дорога… к обеду (ложка)
….не без добрых людей (свет)
Задание № 5.
Учитель:
Заданье пятое мы начинаем,
Знанье русских сказок проверяем.
Волю ты узнай мою – сказку в книжку вставь свою.
Вставь названье снова – книжка и готова.
За разгадку вам – плюс балл….
(На мультимедийной доске появляется задание)
Найдите каждой сказке свою книгу.
(Названия сказок учащиеся «перетаскивают» в нужный столбик - книгу)
Волшебные Сказки о животных Бытовые
1828800114935-342900635


Иван – крестьянский Журавль и цапля Один заработанный рубль
Василиса Прекрасная Лиса и журавльГоспожа Метелица
Сказка о Синдбаде –мореходе Волшебное кольцо
Задание № 6.
Учитель:
Заданье шестое мы начинаем,
Капитанов приглашаем.
Будут трудные задачи,
Пожелаем им удачи.
В одной семье у каждого из трех братьев есть сестра. Сколько детей в семье? (4)
Синдбад, стоя на одной ноге, весит 65 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги? (65 кг)
Чудо–Юдо варит одно яйцо 4 минуты. Сколько нужно минут, чтобы Чудо–Юдо сварил 5 яиц? (4 мин)
Лиса и рак пробежали 30 км. Сколько км пробежал каждый из них? (30 км)
Задание № 7.
Учитель:
Вы, ребята, все устали?
Много думали, считали.
Отдохнуть уже пора!
Вам задание седьмое – весёлая игра!
«Каждой руке – свое дело». Правая рука чертит круг, левая –квадрат, а потом наоборот.
Нарисуйте из цифр человечка.
Физкультминутка.
Учитель:
Все ли вы по утрам делаете зарядку? Давайте сделаем её вместе.Солнце глянуло в наш класс,Раз, два, три, четыре, пять.Все мы делаем зарядку,Надо нам присесть и встать.Руки вытянуть пошире,Раз, два, три, четыре, пять.Наклониться – три, четыре.И на месте поскакать.На носок, потом на пятку.Все мы делаем зарядку.
(Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении,повторяя за учителем слова)
Задание № 8.
Учитель:
А теперь вниманье снова –
Вам задание готово.
Отгадайте шифр в строке –
И пословица у вас в руке.
К каждой букве алфавита
Подбери ты цифру быстро.
И получишь ты отгадку
К нашей непростой загадке.
Расшифруйте текст пословицы или поговорки (каждой букве алфавита соответствует цифра) :Ответы:
Аппетит приходит во время еды.
Беда на селе, коль лебеда на столе.
Бедность не порок.
А воз и ныне там.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
В ногах правды нет.
Задание № 9.
Учитель:
Задание восьмое мы начинаем,
Кроссворд все вместе мы решаем.
Вставь пропущенное слово – и решение готово.
За разгадку вам – плюс балл….
(На мультимедийной доске появляется кроссворд. Используя маркеры, учащиеся пишут ответ)По горизонтали:
2. Результат вычитания.
4. Равенство, содержащее неизвестное.
6. Решение уравнения.
8. … – это наука.
9. Сказка «Госпожа ….».
По вертикали:
1. Искусство слова, предназначенное для чтения.
3. Звуковое совпадение, созвучия в конце строк.
5. Загадка «Сложишь – клин, разложишь – блин».
7. Сказка «Журавль и …».
10. Компонент вычитания.
(Ответы: 1. литература, 2. разность, 3. рифма, 4. уравнение, 5. зонт, 6. корень, 7. цапля, 8. математика, 9. Метелица, 10. уменьшаемое).Подведение итогов. Награждение победителей
Учитель:
Что сегодня закрепляли, прочитали и узнали?
Где сегодня побывали, что решали, разгадали?
Дайте мне на всё ответ: дружный класс вы или нет?
(Учащиеся делятся своими впечатлениями о турнире, высказывают пожелания)
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?
(Пауза. Слово жюри)А победила – дружба!!! Ура, ребята!!!
(После подведения итогов – чаепитие с пирогами и блинами)