Проект : «Математический турнир по математике в честь увековечения памяти учителя математики Васильева Николая Прокопьевича»


МБОУ «Кюереляхская средняя общеобразовательная школа им.С.Г.Коврова»
Проект: «Математический турнир в
честь увековечения памяти учителя математики
Васильева Николая Прокопьевича»
Максимова А.Х – учитель математики
2016г.
Цель: Организация математического турнира «Домино» в памяти учителя математики Васильева Николая Прокопьевича в улусе.
Задачи:
увековечение памяти учителя математики Васильева Николая Прокопьевича;
выявить учащихся с логическими мышлениями,
повысить интерес учащихся к предмету и о жизни Васильева Н.
продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;
подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
Механизмы реализации:
- изучить деятельность, жизнь Васильева Н.П;
- выявить тему турнира, разработать комплекс математических задач для турнира;
- составление плана турнира;
- осуществление плана турнира;
- провести опытно-экспериментальный турнир в школе;
- проверка и итог турнира
Срок реализации 3 месяцев
Будет проводиться в рамках математической недели. Участвуют учащиеся с 5-10 классы.
Проблема формирования и развития математических способностей – одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем обучения математике в школе. Крайняя разнородность взглядов на само понятие «математические способности» ведут к различию методик, что в свою очередь порождает сложности в работе учителей. Возможно, именно по этому бытует такое отношение к математике: способности либо даны, либо не даны.
Но как лучше развить «математические способности»? И как помочь ученику учиться успешно? Эти вопросы считаем наиболее значимыми, для того чтобы создать прочную основу для дальнейшего обучения.
Игра и учеба — это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено еще Н. К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры – математическое домино.
Игровые задания развивают у учащихся смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.
По мере усвоения программного материала игру можно усложнять. Учитель увеличивает количество предметов для ее проведения, ускорив темп, заменив наглядный материал игры на словесный, введя соревнование по рядам и т.д.К игре надо готовить различные игровые атрибуты или игровое оборудование. Игровыми атрибутами могут служить буквы, наборное полотно, карточки, наборы картинок, игрушки, плоды, предметы домашнего обихода, геометрические фигуры, песочные часы, колокольчик, флажок для выделения коллективного победителя.Необходимо продумать форму организации учащихся в процессе игры, обеспечив активность каждого участника.
Математическое домино – это командное соревнование по решению задач. Задачи напечатаны на карточках-домино. Изначально все карточки лежат на столе жюри задачами вниз, то есть участники могут видеть только изображения костей домино, но не текст задач. Зачётным показателем в математическом домино является общее количество набранных очков.
Решение задач. В начале игры к столу жюри подходят по одному представителю команд и берут по одной задаче. У команды есть 2 попытки сдать ответ задачи. Если правильный ответ дан с первой попытки, то команда получает количество баллов, равное сумме очков доминошки, на которой написана задача. Если правильный ответ дан со второй попытки, то команда получает количество баллов, равное большему числу из написанных на доминошке. Если со второй попытки снова дан неправильный ответ, то у команды вычитается количество баллов, равное меньшему числу из написанных на доминошке. После того, как дан правильный ответ или кончились попытки сдать задачу, команда выбирает следующую задачу из имеющихся на столе и нерешенных ею. Таким образом, в каждый момент времени у команды есть только одна задача.
Особая ситуация с карточкой «Пусто-пусто». На решение этой задачи дается всего одна попытка. Но за правильный ответ дается 10 баллов.
Ответ задачи сдается на отдельном листочке (то есть не пишется на доминошке с условием задачи, так как потом эту доминошку получат другие команды)
Окончание игры. Игра заканчивается, когда у команды не осталось задач, которые она еще не решала, или истекло время, отведенное на игру.
Правила игры:
1. В игре могут участвовать на один комплект задач до 16 команд. Игра идет в течении 2 часов; выбранное организаторами время сообщается заранее.
2. Протокол игры ведется жюри с выводом на экран текущих результатов.
3. Каждая из 28 задач имеет свою стоимость согласно распределению баллов на доминошках (0-0, 0-1, 0-2, ..., 4-6, 5-5, 5-6, 6-6).
4. Каждая команда берет себе одну задачу на выбор из банка задач, который находится у жюри (каждая задача — в единственном экземпляре).
5. На каждую задачу (кроме 0-0) команда может дать ответ только два раза.
6. Если сразу дан верный ответ или решение, то команда получает полное суммарное количество баллов соответствующей доминошки. Если же с первого раза даны неверный ответ или решение, то в протокол ставится 0 баллов, и со второй попытки за верное решение команда сможет получить только большую часть баллов доминошки. После двух неудачных попыток задача больше не принимается, а команда наказывается штрафом, равным меньшей части баллов доминошки.
7. Задача-доминошка 0-0 при верном решении с первой попытки дает 10 баллов, если же решение неверное, то задача больше не принимается и за нее команда получает 0 баллов.
8. Если команда не может решить задачу и не хочет давать ответ, то она может ее «сбросить», то есть сдать в жюри с получением полагающегося штрафа как за нерешенную задачу, чтобы освободить время для решения других задач.
9. Если команда ошибочно взяла задачу, которую решала ранее, то она наказывается одним штрафным баллом, сдает эту задачу в жюри и берет новую задачу.
10. Игра для команды прекращается либо по окончании отведенного времени, либо после того, как командой разобраны все 28 задач.
11. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Жюри: 2 человека (счётная комиссия, проверяют задания и выставляют баллы) + 1 человек выдаёт карточки с заданиями.
Реквизит: Часы, протокол заданий для жюри (приложение-3), 5 протоколов для команд (приложение-4), ручки для жюри и команд, черновики, призы и грамоты для участников.

Фото 1
Приложение 1
Сосчитай:
1) 1,27 + 2,3 =
2) 0,65 – 0,5 =
3) 17 + 0,3 =
4) 2,7 · 100 =
5) 6 : 0,3 = 6) 0,7 – 0,06 =
7) 5,3 : 0,1 =
8) 0,6 · 5 =
9) 3,2 – 1,7 =
10) 2,6 : 0,13 =
0-0
Сколько прямоугольников
на картинке?

1-1
Сколько на рисунке квадратов?

1-2 Расставьте дроби в порядке возрастания.
0,3 2,06 5,4
1,48 0,08 0,29
5,39 2,1 1,5
1-3 Сократи дробь
1) 5)
2) 6)
3) 7)
4) 8) 1-4
Назовите
5 известных
математиков
1-5
Спойте три песни, в которых есть числа
1-6«Винни-Пух купил себе на день рождение 12 банок варенья и пригласил в гости Пяточка. Известно, что Пяточек ест варенье в 2 раза медленнее, чем Винни-Пух. Через 2 часа все варенье было съедено.
Сколько банок варенья съел Пяточек за это время?»
10-1 «Цифры от 1 до 9 разместите в кольце так, чтобы одна цифра была в центре, а сумма трёх цифр каждого диаметра составляла 15».
9-1
Сколько лет спал Илья Муромец?
8-1
Чему равно 3 в кубе?
7-1
Чему равен периметр квадрата?
6-1
Как называется результат сложения?
5-1
Сколько секунд в одном часе?
4-1
Как называется дробь, у которой числитель больше знаменателя?
3-1
Чему равна площадь прямоугольника?
2-1
Сформулируйте признак делимости на 9.
2-2
Чему равно 2 в
четвёртой степени?
2-3
Чему равен периметр прямоугольника?
2-4
Как называется результат вычитания?
2-5
Чему равна
площадь круга?
2-6
Чему равна площадь квадрата?
3-1
Как найти объём прямоугольного параллелепипеда?
3-2
Как найти длину окружности?
3-3
Что больше или ?
3-4
Бублик разрезали на 3 равных части. Сколько сделали разрезов?
3-5
Батон разрезали на 3
равных части. Сколько сделали разрезов?
3-6 Дана дробь .
Сколько нужно вычесть из числителя и прибавить к знаменателю, чтобы получилась дробь ?
4-2
Как называется одна сотая часть числа?
4-3
В семье 5 сыновей, у каждого есть сестра.
Сколько всего
детей в семье?
4-4
Назовите наименьшее натуральное число.
4-5
У меня было 3 целых яблока, 4 половинки и
8 четвертинок.
Сколько всего было яблок?
4-6
Чему равно произведение всех целых чисел, находящихся между
– 8,5 и + 9,7
5-2
Во сколько раз путь
на 16-й этаж дома длиннее пути на 4-й этаж?
5-3
За книгу заплатили 1 рубль и еще половину стоимости книги. Сколько стоит книга?
5-4
Продолжи ряд: 1, 1, 4, 8, 9, 27...
6-4
Какая мера длины изображена на рисунке?
45021537528500 6-5
Превратите луч в шар:
6-6
Вычислите:

7-2
Решите уравнение:

7-3
Решите уравнение:

7-4
Решите уравнение:

7-5
Велосипедист проехал путь
от вокзала до дома за 5,5ч
со скоростью 12км/ч.
С какой скоростью он должен был ехать, чтобы приехать на полчаса раньше?
7-6
В шестых классах занимаются 130 учащихся.
Среди них 52 мальчика.
Сколько процентов девочек учатся в шестых классах?
8-2
Вычислите:
1) 45 + (–100) =
2) – 3,8 + (– 6,2) =
3) – 2,9 + 6,05 =
4) – 3,4 + (– 0,04) =
5) – 8,4 + 3,2 =
8-3
Разделите число 1888 пополам так, чтобы получилось
два раза по 1000.
8-4 Разгадай ребусы:

8-5 Разгадай ребусы:


8-6
Решите уравнение:

9-2
Цена чая понизилась с 57,5р до 48,3р. На сколько процентов произошло снижение цены?
9-3
Расстояние между двумя городами на карте равно 8,2см. Определите реальное расстояние между городами на местности, если масштаб карты: 1 : 1000000
9-4
60% от 40% числа х равны 8,4. Найдите само число х.
9-5
Найдите значение выражения:

9-6
Найдите радиус окружности,
если её длина равна 25,12см
(π ≈ 3,14).
10-2
"Ломаные числа". 
В древности так называли -...10-3
Назовите одним словом "соразмерность" или "равенство двух отношений"
10-4
4 птицы съели 4 гусеницы
за 4 минуты.
За сколько минут 10 птиц съедят 10 гусениц?

10-5
На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
10-6
Составьте из букв слова ДИСКРИМИНАНТ
5 других слов Запишите все натуральные числа, делящиеся на 3, лежащие на координатной прямой между числами 1991 и 2008
Приложение 2
Сосчитай:
1) 1,27 + 2,3 =3,57
2) 0,65 – 0,5 =0,15
3) 17 + 0,3 = 17,3
4) 2,7 · 100 = 270
5) 6 : 0,3 = 20 6) 0,7–0,06 = 0,64
7) 5,3 : 0,1 = 53
8) 0,6 · 5 = 3
9) 3,2 – 1,7 = 1,5
10) 2,6 : 0,13 = 20
Сколько прямоугольников
на картинке? Ответ: 18

Сколько на рисунке квадратов? Ответ: 11

Расставьте дроби в порядке возрастания.
0,3 2,06 5,4
1,48 0,08 0,29
5,39 2,1 1,5
Ответ: 0,08; 0,29; 0,3; 1,48; 1,5;
2,06; 2,1; 5,39; 5,4. Сократи дробь
1) 5)
2) 6)
3) 7)
4) 8) Назовите
5 известных
математиков
Ответ: Пифагор, Ньютон, Евклид, Декарт, Софья Ковалевская, Лейбниц, Гаусс и т.д.Спойте три песни, в которых есть числа
«Винни-Пух купил себе на день рождение 12 банок варенья и пригласил в гости Пяточка. Известно, что Пяточек ест варенье в 2 раза медленнее, чем Винни-Пух. Через 2 часа все варенье было съедено.
Сколько банок варенья съел Пяточек за это время?»
Ответ: 4 банки 36830072453500«Цифры от 1 до 9 разместите в кольце так, чтобы одна цифра была в центре, а сумма трёх цифр каждого диаметра составляла 15».
Сколько лет спал Илья Муромец?
Ответ: 33
Чему равно 3 в кубе?
Ответ: 27 Чему равен периметр квадрата?
Ответ: Р = 4а
Как называется результат сложения?
Ответ: Сумма
Сколько секунд в одном часе?
Ответ: 3600 Как называется дробь, у которой числитель больше знаменателя?
Ответ: Неправильная
Чему равна площадь прямоугольника?
Ответ: S = а· в Сформулируйте признак делимости на 9.
Ответ: Число делится на 9, когда сумма его цифр делится на 9. Чему равно 2 в
четвёртой степени?
Ответ: 16
Чему равен периметр прямоугольника?
Ответ: Р = (а + в) · 2 Как называется результат вычитания?
Ответ: Разность Чему равна
площадь круга?
Ответ: S = π· R2
Чему равна площадь квадрата?
Ответ: S = а2 Как найти объём прямоугольного параллелепипеда?
Ответ: V = a·b·c Как найти длину окружности?
Ответ: С = 2π·R или С = π·D
Что больше или ?
Ответ: . Бублик разрезали на 3 равных части. Сколько сделали разрезов?
Ответ: 3
Батон разрезали на 3
равных части. Сколько сделали разрезов?
Ответ: 2
Дана дробь .
Сколько нужно вычесть из числителя и прибавить к знаменателю, чтобы получилась дробь ?
Ответ: 7 Как называется одна сотая часть числа?
Ответ: Процент В семье 5 сыновей, у каждого есть сестра.
Сколько всего
детей в семье?
Ответ: 6
Назовите наименьшее натуральное число.
Ответ: 1 У меня было 3 целых яблока, 4 половинки и
8 четвертинок.
Сколько всего было яблок?
Ответ: 7 Чему равно произведение всех целых чисел, находящихся между
– 8,5 и + 9,7
Ответ: 0
Во сколько раз путь
на 16-й этаж дома длиннее пути на 4-й этаж?
Ответ: в 5 раз За книгу заплатили 1 рубль и еще половину стоимости книги. Сколько стоит книга?
(2 руб)
Продолжи ряд: 1, 1, 4, 8, 9, 27...
Ответ: 16, 64, 25
(12,13,22,23,32,33…)
Какая мера длины изображена на рисунке167640-381000?
Ответ: Прямая и косая сажень Превратите луч в шар:
135255238760Л
Б
А
Р00Л
Б
А
Р133350629920Б
А
К
00Б
А
К
135255419100Б
У
К
00Б
У
К
406400238760У
К
00У
К
Вычисли:

Ответ: 35
Решите уравнение:

Ответ: х = 4 Решите уравнение:

Ответ: х = 7,5 Решите уравнение:

Ответ: y = 72
Велосипедист проехал путь
от вокзала до дома за 5,5ч
со скоростью 12км/ч.
С какой скоростью он должен был ехать, чтобы приехать на полчаса раньше?
Ответ: 13,2км/ч В шестых классах занимаются 130 учащихся.
Среди них 52 мальчика.
Сколько процентов девочек учатся в шестых классах?
Ответ: 60% Вычислите:
1) 45 + (–100) = – 55
2) – 3,8 + (– 6,2) = – 10
3) – 2,9 + 6,05 = +3,15
4) – 3,4 + (– 0,04) = – 3,44
5) – 8,4 + 3,2 = – 5,2
Разделите число 1888 пополам так, чтобы получилось
два раза по 1000.
Ответ: 1888 Разгадай ребусы:


Ответ: два, глобус Разгадай ребусы:


Ответ: ромб, перемена
Решите уравнение:

Ответ: х = 12
Цена чая понизилась с 57,5р до 48,3р. На сколько процентов произошло снижение цены?
Ответ: на 16% Расстояние между двумя городами на карте равно 8,2см. Определите реальное расстояние между городами на местности, если масштаб карты: 1 : 1000000
Ответ: 82км
60% от 40% числа х равны 8,4. Найдите само число х.
Ответ: 35 Найдите значение выражения:

Ответ: 0,28 Найдите радиус окружности,
если её длина равна 25,12см
(π ≈ 3,14).
Ответ: R = 4см
"Ломаные числа"  В древности так называли -...Ответ: обыкновенные дроби
Назовите одним словом "соразмерность" или "равенство двух отношений"
Ответ: пропорция
4 птицы съели 4 гусеницы
за 4 минуты.
За сколько минут 10 птиц съедят 10 гусениц?

Ответ: 4 мин.
На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
Ответ: 50
Составьте из букв слова ДИСКРИМИНАНТ
5 других слов
Ответ: диск, мина, тир, кит, наст, тина, мир, мат, риск, кран и т.д.Запишите все натуральные числа, делящиеся на 3, лежащие на координатной прямой между числами 1991 и 2008
Ответ: 1992, 1995, 1998, 2001, 2004, 2007
Приложение-3. Протокол для жюри.
Класс Задания
на 1 балл 1-1б 2-1б 3-1б 4-1б 5-1б 6-1б 7-1б 8-1б 9-1б 10-1б Задания
на 2 балла 1-2б 2-2б 3-2б 4-2б 5-2б 6-2б 7-2б 8-2б 9-2б 10-2б Задания
на 3 балла 1-3б 2-3б 3-3б 4-3б 5-3б 6-3б 7-3б 8-3б 9-3б 10-3б Задания
на 4 балла 1-4б 2-4б 3-4б 4-4б 5-4б 6-4б 7-4б 8-4б 9-4б 10-4б Задания
на 5 баллов 1-5б 2-5б 3-5б 4-5б 5-5б 6-5б 7-5б 8-5б 9-5б 10-5б Задания
на 6 баллов 1-6б 2-6б 3-6б 4-6б 5-6б 6-6б 7-6б 8-6б 9-6б 10-6б ИТОГО: МЕСТО: Приложение-4. Протокол игры «Домино» для команд.
Класс Задания
на 1 балл 1-1б 2-1б 3-1б 4-1б 5-1б 6-1б 7-1б 8-1б 9-1б 10-1б Задания
на 2 балла 1-2б 2-2б 3-2б 4-2б 5-2б 6-2б 7-2б 8-2б 9-2б 10-2б Задания
на 3 балла 1-3б 2-3б 3-3б 4-3б 5-3б 6-3б 7-3б 8-3б 9-3б 10-3б Задания
на 4 балла 1-4б 2-4б 3-4б 4-4б 5-4б 6-4б 7-4б 8-4б 9-4б 10-4б Задания
на 5 баллов 1-5б 2-5б 3-5б 4-5б 5-5б 6-5б 7-5б 8-5б 9-5б 10-5б Задания
на 6 баллов 1-6б 2-6б 3-6б 4-6б 5-6б 6-6б 7-6б 8-6б 9-6б 10-6б ИТОГО: Класс Задания
на 1 балл 1-1б 2-1б 3-1б 4-1б 5-1б 6-1б 7-1б 8-1б 9-1б 10-1б Задания
на 2 балла 1-2б 2-2б 3-2б 4-2б 5-2б 6-2б 7-2б 8-2б 9-2б 10-2б Задания
на 3 балла 1-3б 2-3б 3-3б 4-3б 5-3б 6-3б 7-3б 8-3б 9-3б 10-3б Задания
на 4 балла 1-4б 2-4б 3-4б 4-4б 5-4б 6-4б 7-4б 8-4б 9-4б 10-4б Задания
на 5 баллов 1-5б 2-5б 3-5б 4-5б 5-5б 6-5б 7-5б 8-5б 9-5б 10-5б Задания
на 6 баллов 1-6б 2-6б 3-6б 4-6б 5-6б 6-6б 7-6б 8-6б 9-6б 10-6б ИТОГО: Считаю, что игра домино, которое содержит занимательный материал, прежде всего направлены на развитие коммуникативных умений и навыков, так как в процессе игры ученики рассуждают, доказывают, мыслят, учатся общаться.
Математический турнир является ценным средством воспитания умственной активности учащихся, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней учащиеся охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
В.А. Сухомлинский писал:
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у учащихся знания и представления, но и является своеобразной формой активной, познавательной деятельностью, в процессе которой овладевают новыми знаниями.

Используемые источники:
Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2013.
Сайт igraza.ru – Учимся играя. Игры, ребусы, загадки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.igraza.ru/crossword.htmlФормирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».
К.Н.Поливанова. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н. Поливанова. – 2-е изд.- М.: Просвещение,2011.-192 с. - (Работаем по новым стандартам)
http://www.uchportal.ru/_ld/65/52899135.jpghttp://samoe.info/_data/article/0/98i.jpghttp://goo.gl/U0dqlUhttp://goo.gl/YqC4DBhttp://ped-kopilka.ru/images/2(655)
Математический турнир в честь увековечение памяти учителя математики Васильева Николая Прокопьевича
На современном этапе развития среднего образования происходят существенные изменения. Они связаны, прежде всего, с введением нового образовательного стандарта (Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования).
Концепция стандарта ориентирует школу не только на усвоение учащимися конкретных учебных предметов, но и на формирование у них коммуникативных, регулятивных, познавательных универсальных учебных действий.
В течение года мы обучаем учащихся решению задач, прилагая много усилий. Но не всегда данная работа дает желаемые результаты.
Причина:
- каждую конкретную задачу решаем как отдельно взятую, в лучшем случае как определенного вида
Цель: Организация математического турнира «Домино» в памяти учителя математики Васильева Николая Прокопьевича в улусе.
Задачи:
увековечение памяти учителя математики Васильева Николая Прокопьевича;
выявить учащихся с логическими мышлениями,
повысить интерес учащихся к предмету и о жизни Васильева Н.
продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;
подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
Механизмы реализации:
- изучить деятельность, жизнь Васильева Н.П;
- выявить тему турнира, разработать комплекс математических задач для турнира;
- составление плана турнира;
- осуществление плана турнира;
- провести опытно-экспериментальный турнир в школе;
- проверка и итог турнира
Срок реализации 3 месяцев
Будет проводиться в рамках математической недели. Участвуют учащиеся с 5-10 классы.
Математический турнир является ценным средством воспитания умственной активности учащихся, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.
Игра не только закрепляет уже имеющиеся у учащихся знания и представления, но и является своеобразной формой активной, познавательной деятельностью, в процессе которой овладевают новыми знаниями.