Внеклассное мероприятие по математики Математический турнир



ИГРА

«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ
ТУРНИР»
Учитель КУЧАБО Ю. Б.
Январь 2012 г.
Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упускать случая
делать его занимательным.
Б. Паскаль.
Цель и задачи:
Повысить интерес учащихся к предмету. Мотивировать ребят на получение знаний.
В увлекательной форме развивать познавательные процессы, воображение, мышление, наблюдательность, сообразительность, память, внимание, пространственное мышление.Учить слушать мнение других, отстаивать свою точку зрения, делать выводы, принимать верное решение, выработать критерии оценки своей работы и работы товарища.
Создать условия для самореализации детей, вызвать желание участвовать и победить.
Напомнить ребятам о знаменитых ученых, познакомить с некоторыми их высказываниями.
ПЛАН ИГРЫ:
Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
Сообщение правил игры.
Конкурсы.
Подведение итогов и награждение.
Рефлексия.
ХОД ИГРЫ:
Мотивационная беседа.
Как вы думаете, зачем надо изучать математику? В переводе с греческого слово «математика» означает знание, наука. Именно поэтому, если человек был сведущ в математике, то это всегда означало высшую степень учености. А умение правильно видеть и слышать – первый шаг к мудрости. Итак, чего в результате сегодняшней игры вы можете достичь? Я очень надеюсь, что вы покажете, насколько вы мудры, внимательны, сообразительны, как хорошо развито ваше воображение, память, наблюдательность, как вы умеете рассуждать, думать, слушать друг друга, отстаивать свое мнение, принимать решение.
Сообщение правил игры.
Сегодня у нас игра, которая называется «Математический турнир». Нам предстоит пройти 9 конкурсов:
Разминка
Теория
Арифметика
Алгебра
Геометрия
Координаты
Ребусы
Логика
Домашнее задание
Задачи для последнего конкурса команды приготовили друг для друга. Соревнуются две команды – юноши против девушек. Уже выбраны капитаны, и я напоминаю об ответственности, которая на них лежит. Именно они будут выбирать окончательный ответ на вопросы и задания конкурсов. Команды одновременно получают задания и выполняют их сообща или капитан делит их между участниками команды ( на усмотрение капитана). За правильный ответ на каждое задание дается 2 балла команде, ответившей первой, 1 балл – второй. За конкурс «Координаты» – 4 (2) балла за задание: оценивается правильность и аккуратность рисунка. Каждый конкурс начинается с цитаты. Мы вспомним знаменитых ученых и познакомимся с некоторыми их высказываниями.
Конкурсы.
РАЗМИНКА (устные вопросы).
Счет и вычисления –
основа порядка в голове.
И. Г. Песталоцци
1) Два плюс два умножить на два. Сколько будет?
2) К 5 прибавить 7. Как правильно написать: «одиннадцать» или «одинадцать»?
3) Чему равен угол в квадрате?
4) Лист бумаги свернули пополам, пополам и еще раз пополам. Сколько всего частей?
5) Сколько цифр 9 в ряду чисел от 1 до 100?
6) Вы пилот самолета летящего из Москвы в Алжир с посадками в Праге и в Париже. Скорость самолета 750 км/ч. Облачность умеренная. Ветер слабый. Температура за бортом 5⁰ С. Сколько лет пилоту?
7) Когда произведение равно нулю?
ТЕОРИЯ.
Математику нельзя изучать,
наблюдая, как это делает сосед.
А. Нивен
Как называется:
1) отрезок, соединяющий центр окружности с любой ее точкой?
2) отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности?
3) число, показывающее отсутствие единиц какого-либо разряда?
4) значки, которые ставят, если нужно изменить обычный порядок действий?
5) отрезок, соединяющий две любые точки окружности?
6) часть прямой, заключенная между двумя точками?
7) равенство, содержащее букву, значение которой нужно найти?

АРИФМЕТИКА.
Математика – царица наук,
арифметика – царица математики.
К. Ф. Гаусс.
1) Расставьте скобки так, чтобы получить наибольшее и наименьшее значения выражения
100 – 20 ∙ 3 + 2 (4 или 2 балла)
2) Расставьте знаки между числами и цифрами, чтобы получилось число 100
9 9 9 9 9 9
5 5 5 5 5
1 2 3 4 5 6 7 8 9 (6 или 3 балла)
3) Какие цифры скрыты?
П П П – П П = 1
4) Используя все десять цифр, запишите самое маленькое число.
5) Среди всех таких трехзначных чисел, что в их записи все цифры различны, выбрали самое большое и самое маленькое. Чему равна их разность?
АЛГЕБРА
Владение математикой – умение
решать задачи, причем не только
стандартные, но и требующие …
оригинальности, изобретательности.
Д. Пойа.
1) Угадайте корни уравнения: 12 : х = 7 – х.
2) Чему равна половина от половины?
3) Чтобы разрезать металлическую балку на две части нужно заплатить 50 рублей. Сколько нужно заплатить, чтобы разрезать балку на 10 частей?
4) Полсотни разделить на половину. Сколько будет?
5) 1 наперсток весит 1 г. А 1000000?
6) Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович вступили в бой с богатырями. Получив по три удара, великаны убежали. Больше всех ударов нанес Илья – 7, меньше всех Алеша – 3. Сколько было великанов?
ГЕОМЕТРИЯ
Природа говорит языком
математики: буквы этого языка –
круги, треугольники и иные фигуры.
Г. Галилей.
1) сколько здесь треугольников, квадратов и прямоугольников?


2) Сыр нужно разрезать на 8 частей, сделав только три разреза.


3) Нарисуйте, не отрывая карандаша от бумаги.

4) Не отрывая карандаша от бумаги, соедините 9 точек четырьмя линиями.
. . .
. . .
. . .
5) Соедините точки А и В линией так, чтобы она не пересекалась и прошла через все точки.
. . . .
А. . . . . .В
. . . .
. . . .
. .

КООРДИНАТЫ
Математика выявляет порядок,
симметрию и определенность, а это –
важнейшие виды прекрасного.
Аристотель.
На координатной плоскости постройте точки с координатами: (3; 5) (2; 6) (1; 9) (0; 10)
(-1; 11) (-2; 10) (0; 7) (-2; 5) (-7; 3) (-8; 0) (-9; 1) (-9; 0) (-7; -2) (-2; -2) (-4; -1) (-3; -1) (-1;3) (0; -2) (1; -2) (0; 0) (0; 3) (1; 4) (2; 4) (3; 5). Последовательно соедините эти точки. К полученной фигуре добавьте глаз: (1; 6).
РЕБУСЫ
Нельзя быть математиком,
не будучи в то же время и поэтом
в душе.
С. В. Ковалевская
1 ) К А 2) А__
В А РОК
3)
+ = 4) + =
ЛОГИКА
Образование есть то, что
остается, когда все выученное
уже забыто.
М. Лауэ.
1) Горело 5 свечей. 3 потухли. Сколько свечей осталось?
2) Из пункта А выехал велосипедист со скоростью 12 км/ч, а из пункта В одновременно навстречу ему выехал второй велосипедист со скоростью 10 км/ч. Расстояние от пункта А до пункта В 60 км. Какой из велосипедистов будет ближе к пункту А в момент их встречи?
3) Электропоезд движется со скоростью 60 км/ч на юг. Ветер дует со скоростью 3 м/с перпендикулярно направления движения поезда. В какую сторону дым?
4) В трех мешках имеются мука, крупа и сахар. На одном мешке написано «крупа», на другом – «мука», а на третьем – «крупа или мука». Что в каком мешке, если ни одна надпись не верна?
5) Три охотника варили кашу. Первый насыпал 2 кружки крупы, второй – одну, а у третьего крупы не было. Каши они съели поровну. После обеда третий охотник говорит: «Спасибо за угощение. Вот вам 5 патронов, разделите их сами в соответствии с вашим вкладом в мою порцию каши». Как нужно разделить 5 патронов между двумя охотниками?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Чем человек умнее и
добрее, тем больше он замечает
добра в людях.
Б. Паскаль
Задания команде юношей:
1) На березе росло 90 яблок. Подул сильный ветер и 14 яблок упало. Сколько яблок осталось висеть? (0)
2) Отец с хитрой улыбкой задает своему сыну первокласснику вопрос: «Назови самое большое число». Получив ответ, он лишь удивленно качает головой. Что ответил сын? (31-е число)
3) Сын моего отца, но мне не брат. Кто это? (я сам)
4) Что было завтра, а будет вчера? (сегодня)
5) Когда мы видим 2, а говорим 14? (когда смотрим на часы)
6) Два десятка умножили на три десятка. Сколько десятков получилось? (60)
7) У трех врачей есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Возможно ли это? (да, если врачи – женщины)
8) Что получится, если написать тридцать «я»? (30Я)
9) Назовите пять дней недели, не называя их по именам. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
10) Когда мальчика называют женским именем? (если он соня)
Задания команде девушек:
1) На столе лежат линейка, карандаш, циркуль, резинка. Нужно начертить окружность. С чего начать? (достать лист бумаги)
2) Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (когда дверь открыта)
3) Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 ч 40 мин, а другой – за 100 минут. Как это возможно? (1 ч 40 мин = 100 мин)
4) Два человека играли в шашки. Каждый сыграл по 5 партий и выиграл по 5 раз. Это возможно? (да, если они играли не друг с другом)
5) Какой рукой лучше размешивать сахар в чае? (лучше это делать ложкой)
6) Что не имеет ни длины, ни ширины, ни высоты, а измерить это можно? (например, скорость, масса, время…)
7) Под каким деревом сидит заяц во время дождя? (под мокрым)
8) Из какой посуды нельзя поесть? (из пустой)9) Что можно приготовить, но есть нельзя? (например, домашнее задание, раствор…)
10) Если 5 кошек ловят 5 мышек за 5 минут, то за сколько минут три кошки поймают три мышки? (за 5 минут, т.к. 1 кошка ловит 1 мышку за 5 минут)
ОТВЕТЫ
Разминка 1) 2+2∙2=6 2) 12 3) 90⁰ 4) 8 5) 20
6) Сколько лет отвечающему.
7) Когда один из множителей равен 0.
Теория 1) радиус 2) масштаб 3) ноль 4) скобки 5) хорда 6) отрезок 7) уравнение
Арифметика 1) (100-20)∙(3+2)=400 или 100-20∙(3+2)=0
2) 99:99+99=100 5∙5∙5-5∙5=100 123-45-67+89=100
3) 100-99=1 4) 1023456789 5) 987-102=885
Алгебра 1) 3 или 4 2) ⅟4 3) 450 рублей 4) 50:⅟2=100 рублей
5) 1000000г=1000кг=1т 6) 7+3+?=15 15:3=5 великанов
Геометрия 1) 44 треугольника, 10 квадратов, 8 прямоугольников
2) 3) . . . 4) . . . .
. . . А . . . . . .В
. . . . . . .
. . . .
. .
Координаты Заяц.
Ребусы 1) канава 2) подарок 3) 23+32=17 4) 8+8=16
Логика 1) 3 свечи (2 сгорели) 2) Одинаково 3) дыма нет 4) в 1 – мука, во 2 – крупа, в 3 – сахар 5) 5 патронов отдать первому охотнику.
Подведение итогов и награждение победителей.
Рефлексия.
Игра закончена, все молодцы. Вы сегодня хорошо поработали. Что нового вы узнали? Какой вопрос понравился больше всего? Что удивило? Какой вопрос вы зададите дома родителям, друзьям?
Необходимый материал к игре:
карточки с заданиями
– для расстановки скобок, арифметических знаков,
– для подсчета геометрических фигур, соединения точек, разрезания сыра,
– угадывания корня уравнения,
– на координатной плоскости,
– для чтения ребусов.
призы победителям и участникам.