Конспект урока «Погодные явления»


Тема урока: «Погодные явления»
Тип урока: усвоение новых знаний
Цели:
обучающие:
Сформировать у учащихся новые понятия: погода, элементы погоды, приметы;
показать связь природоведения с литературой на примере загадок;
развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между элементами погоды;
формировать умение составлять простейшие прогнозы погоды.
развивающие:
развитие речи, памяти, воображения, познавательного интереса, самостоятельности учащихся;
воспитывающие:
воспитание любви учащихся к природе на примере материалов заданий;
Оборудование: учебник, интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация к уроку
Методические приемы: слово учителя, фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа с учебником, работа по карточкам.
План урока:
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Изучение нового материала
Закрепление и проверка полученных знаний
Объяснение домашнего задания
Итог урока, рефлексия
Организационный момент: проверка готовности к уроку, подготовка презентации, проверка отсутствующих, приветствие учителя, раздача конспектов.
Актуализация опорных знаний
– Сегодня наш урок пройдёт необычно. Я вам раздам конспекты (приложение), в которых есть для вас задания. Их заполнять вы будете на протяжении всего урока.   Для того чтобы определить тему урока, нам нужно отгадать загадки (ученики отгадывают загадки и определяют тему и задачи урока совместно с учителем).
Так темно осенней ночью,
Что не видно даже кошке,
Только точки-огонечки
В небе светятся немножко (звезды)
Голубое, голубое!
Голубее не бывает!
И неспешною гурьбою
Облака на нем летают (небо)
Он может лить и сеять,
И просто так идет,
Летать он не умеет,
А в небе ведь живет! (дождь)
Дождь не шел сегодня ночью,
Звездочки мерцали,
А на травке и листочках
Капли засверкали! (роса)
О, наше яркое светило,
Источник жизни на Земле!
Все без тебя бы камнем было
И пребывало бы во мгле! (солнце)
Если новости идут,
То, в обычной моде,
Что в конце передают?
Точно! – О ...! (погоде)
А сейчас внимательно прослушайте стихотворение  А.А. Фета «Мама! глянь-ка из окошка»
Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней -
Погляди хоть ты!        
 Словно кто-то тороватый
 Свежей, белой, пухлой ватой
 Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
 За салазки да и в гору
Весело бежать!
 Правда, мама? Не откажешь,
 А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
Ученики отгадывают загадки и определяют тему и задачи урока совместно с учителем.
Учитель: Что же мы будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте основной ( ключевой) вопрос урока, исходя из разнообразия названных  и увиденных явлений
 Тема: “Погодные явления”
Задачи урока: познакомиться с понятиями погода, метеорология, явления погоды, узнать какие бывают элементы погоды и с помощью чего они измеряются, каким образом составляется прогноз погоды
Понаблюдайте за изменением погоды. Опишите, погоду сегодняшнего дня,  какие изменения произошли в атмосфере? Назовите элементы погоды и попробуйте дать ее определение (температура воздуха, осадки, облачность, давление, направление и сила ветра)
На примере силы ветра обратимся к учебнику на стр.181 и узнаем определение ветра, максимальную его силу на стр.183
Учитель: Как вы думаете, что такое погода?
Погода – это состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данном месте.
- Отчего зависит погода?– Почему погода бывает разная?
(главная причина изменения погоды- изменение температуры воздуха, изменение направления, скорости ветра и атмосферное давление).
– Хорошо, молодцы ребята.
–Вы назвали элементы погоды.
                                                 Элементы погоды

Температура,       влажность,       атмосферное давление,      облачность,      осадки,      
Перечислите на ваш взгляд благоприятную и неблагоприятную погоду. И внесите эти слова в конспект урока, разукрасив благоприятную погоду красным карандашом, а неблагоприятную зеленым.
Игра "Кто больше?" Погода имеет огромное значение для жизни на Земле. Напишите,  люди каких профессий используют данные прогноза погоды? (3 мин) Выигрывает тот, у кого больше (фронтальный опрос)
– Человек непрерывно следит за погодой на специальных метеорологических станциях. Свое название они получили по названию науки о погоде — метеорологии. В России первая метеостанция была основана 280 лет назад. Существует Всемирная служба погоды. В ее центрах собирается метеорологическая информация с территории одних стран и передается другим странам. Мировые центры Всемирной службы погоды находятся в Москве, Вашингтоне и Мельбурне. Они получают информацию со всего мира. В России сведения о погоде по каждой местности передаются в ближайшее Бюро погоды. Здесь все показатели анализируются, и составляется прогноз погоды для каждого района, области или края. Огромную роль в предсказании погоды оказывают искусственные спутники Земли, с их помощью метеорологи следят за состоянием тропосферы и делают краткосрочный и долгосрочный прогнозы, с помощью компьютерных программ составляют “карту погоды”, которая называется синоптической. (Видеоролик метеорологическая станция)
– Вспомним, как называются приборы для измерения элементов погоды
– Представьте, что службы погоды не существует. Вы собираетесь идти с классом в поход, но не знаете, какая будет в этот день погода. Как вы поступите? (ответы учащихся)
 Физминутка (слайд бабочки)
Вопрос – проблема: Мы часто сталкиваемся с понятием «явление». А что, на ваш, взгляд означает данное слово?
Посмотрите на слайд, где изображены явления природы. Так что же такое явления природы?
Учащиеся называют явления.
Учитель: И вот мы подошли к рассмотрению признаков устойчивой и неустойчивой погоды.
Признаки устойчивой погоды: сильная роса на листьях растений и траве; радуга вечером; если дым идет прямо вверх, днем жарко, а ночью прохладно или даже холодно; высокие кучевые облака.
Признаки неустойчивой погоды: усиление ветра к вечеру; росы и инея нет; дым из трубы стелется к земле; серое небо вечером.
– Да, в давние времена наши предки предсказывали погоду по Луне, по календарным датам, цвету закатного солнца. Погоду могут предсказать насекомые, птицы, растения.
– Какие местные признаки погоды вы знаете? Можно ли по одному какому-нибудь признаку или примете строить прогноз погоды? Сделайте вывод.
– Если воробьи купаются в пыли, говорят — быть дождю. Муравьи и пауки усиленно работают — быть хорошей погоде и теплу. Но если пчелы сидят в улье и гудят — ожидайте дождь. Если петухи поют рано с вечера, – к потеплению. Листья конского каштана перед дождем выделяют большое количество липкого сока.
Закрепление и проверка полученных знаний
Работа по карточкам
Проверка кластера у доски(по цветам)
Фронтальный опрос, пока 2 группы готовятся по карточкам и у доски.
Домашнее задание . Ребята, обратите внимание на ваши конспекты. В конце всех пунктов записано домашнее задание. Откроем дневники и запишем его на вторник: составить прогноз погоды на неделю.
Итог урока:
Что вам понравилось на уроке?
Что вы узнали о погоде?
Если вам понравился урок, похлопайте себе в ладоши под музыку (у природы нет плохой погоды)



Тема урока «Атмосферные осадки»
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Сформировать представление о видах осадков. Научить анализировать и чертить столбиковые диаграммы выпадения осадков.
2. Содействовать формированию знаний о развитии процессов и явлений в атмосфере.
3. Развивать у учащихся познавательный интерес, самостоятельность.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, карта полушарий, раздаточный материал для учащихся.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь.
2. Актуализация знаний.
Прежде чем приступить к изучению нового материала, я хотела бы проверить ваши знания по предыдущим темам.
Одним ученикам я предлагаю поработать с кроссвордам в паре.
Нескольким ученикам я предлагаю поработать с тестом на эту же тему.
А остальным ученикам написать графический диктант с помощью условных обозначений.
Эти задания подготовят вас к изучению нового материала. Итак, за работу!
Текст для учащихся:
Мы вышли из дома. На небе не было ни облачка, светило яркое солнышко. Пройдя через луг, вышли к озеру. Здесь мы загорали и купались около 2 часов. Внезапно подул сильный западный ветер, такой, что с деревьев стали срываться листья. На небе появились кучево-дождевые облака. Кто-то из ребят определил, что ветер дует с силой около 6 баллов. Через несколько минут начался дождь. Не успев добежать до дома, мы все промокли до нитки. Дождь продолжался недолго, около 20 минут. Вскоре кучевые облака рассеялись, их стало совсем немного. И снова выглянуло солнце.
Проверим задания в парах. Те ребята, которые писали тест, проверят графический диктант у соседа по парте и наоборот. Верные ответы на доске. Поставьте друг другу оценки.
Скажите, пожалуйста,  какую большую тему мы изучаем? С чем мы уже познакомились? А вот о чем мы сегодня с вами будем вести речь вы догадаетесь прослушав фрагмент известной песни. («Снег кружиться, летает, летает» поет учитель)
3. Изучение нового материала.     (презентация для урока №1 «Атмосферные осадки»)
(слайд 1)
Так о чем мы с вами сегодня будем говорить? (слайд1)
Тема нашего  урока «Атмосферные осадки». Сегодня на уроке мы познакомимся с различными видами осадков, а также научимся анализировать и чертить столбиковые диаграммы выпадения осадков.
Отгадайте загадку: Белые гуси по синему морю плывут.     (облака)
Вспомните, какие бывают облака?     (кучевые, слоистые, перистые)
(слайд 2)
Как же представить, что такое облако?
(слайд 3)
Мысленно представьте, что мы взлетели на небо и посмотрели на облако сверху и снизу. Его теплая нижняя часть состоит из водяных капель, разных по размеру. Средняя часть облака холоднее: здесь вместе с капельками воды находятся льдинки. На самом верху господствует мороз под 40-50ºС, в облаке плавают одни только льдинки. Ветры, бури и ураганы насквозь пронизывают облака, поэтому капельки воды и льдинки находятся в постоянном движении. Попадая то в холодную часть облака, то в теплую, они изменяются: то замерзают, то оттаивают. Сталкиваясь, капельки сливаются, увеличиваются в размерах, тяжелеют и наступает такой момент, когда они уже не могут свободно парить и падают вниз, покидая свой небесный дом. 
И тогда начинается…..(дождь)
А какие еще виды осадков, кроме дождя,  вы знаете?     (ответы учащихся)
Все осадки можно разделить на группы по разным признакам.
(слайд 4)
Осадки могут быть жидкими и твердыми. 
(слайд 5)
Выделяют осадки по сезонам года.
(слайд 6)
Осадки могут образовываться на разной высоте.
Про осадки сочинено много стихов, загадок, пословиц и поговорок, и даже песен.
Вот такое стихотворение мы сейчас послушаем.
Дождик, дождик босиком
Шлепает по лужам.
Очень ждут его кругом,
Всей Земле он нужен.
(слайд 7)
Дождь – жидкие осадки, выпадающие из облаков в виде капель. Какой же должна быть капля, чтобы упасть на землю? Ответ вы найдёте на слайде.
Различают ливневые и обложные дожди. Ливневые дожди проходят быстро и выпадают из кучево-дождевых облаков. Обложные дожди идут обычно долго и выпадают из слоистых облаков.
Знаете ли вы, что самая большая капля, упавшая на Землю, была размером 9,4.мм.     (показать образец)
Самый продолжительный дождь шел в Индии.     (показать на карте полушарий)
Он продолжался 12 месяцев, т. е. ровно год.
Бывают осадки, когда капли воды мельче капель дождя. Они  не дают кругов на воде и едва ощутимы на лице.
(слайд 8)
Это морось – жидкие осадки, выпадающие из слоистых облаков, состоят из очень мелких капель.
(слайд 9)
Твердые осадки в виде снега выпадают из многих видов облаков в холодное время в виде ледяных кристаллов, обычно имеющих форму 6-лучевых звездочек.
Предлагаю конкурс на лучшую снежинку.    
(слайд 10)
(слайд 11)
Нет ни одной одинаковой снежинки, и у нас тоже они получились разные.     (показ)
Рассыпался горох на тысячи дорог, никто его не подберет. Что это?     (град)
(слайд 12)
Град – осадки в виде твердых ледяных частичек, чаще круглой, иногда неправильной формы, разных размеров, обычно с горошину и мельче. Но иногда и размером с куриное яйцо!
Похожа на град снежная крупа, только это не ледяной, а снежный шарик.
Разгадайте ребус     (роса)
(слайд 13)
Роса не выпадает из облаков. Это капли воды, оседающие на поверхность земли, растения, предметы при конденсации водяного пара с понижением температуры, обычно ночью.
(слайд 14)
Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, осаждающийся на охлажденной поверхности из водяного пара.
Вспомните известную песню про этот вид осадков. Раньше ее пели наши мамы и даже бабушки, а сейчас ее поет популярный певец Витас.     (Синий иней)
Что же такое атмосферные осадки?
(слайд 15)
Количество осадков измеряется с помощью осадкомера.
(слайд 16)
Он похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки, например снег, в сторону. При определении количества осадков из осадкомера выливают воду в измерительный стакан и измеряют толщину водяного слоя в мм. Осадкомер снимают 2 раза в сутки: в 7 часов утра и в 19 часов вечера. Количество осадков за сутки определяют путем складывания результатов двух измерений. Так же можно сосчитать количество осадков за месяц или за год.
На нашей планете осадки выпадают неодинаково. Как же узнать, сколько осадков выпадает в разных уголках Земли? Откройте учебники на стр. 164. Познакомьтесь с таблицей годового количества осадков для города Владивостока.     (показать на карте)
Определите:
а) количество осадков, выпадающих за год;
б) месяц, за который выпадает самое большое количество осадков;
в) месяц с самым маленьким количеством осадков.
Сейчас и мы научимся чертить столбиковые диаграммы годового количества осадков.
1) Чертим систему координат с точкой отсчета в левом нижнем углу.
2) По вертикальной оси откладываем количество осадков в мм.
3) По горизонтальной оси – месяцы, начиная с января (масштаб – в 1 см 1 месяц).
4) Откладываем в отрезке январь вверх такое расстояние, которое соответствует количеству осадков за этот месяц.
5) Чертим столбик шириной в 1 см, высотой – в соответственное количество осадков и замыкаем столбик отрезком.
Таблица данных:     (слайд 17)
январь        10 мм          февраль   15 мм          март      5 мм          апрель   10 мм
май            15 мм          июнь        25 мм          июль     30 мм          август   40 мм
сентябрь  60 мм          октябрь  65 мм          ноябрь  50 мм          декабрь  30 мм
Покажите, какие диаграммы у вас получились.
Какие причины могут влиять на количество осадков? Прежде всего, ветры, преобладающие над данными территориями. Итак, какие ветры приносят осадки? Ветры дующие с океана или ветры дующие с моря?
Вывод: осадки приносят ветры, дующие с океана.
Я думаю, что вы запомнили, какие бывают осадки, научились анализировать и чертить диаграммы выпадения осадков. Давайте проверим.
4. Закрепление изученного материала
- Назовите виды осадков.
- На какие группы их можно разделить?
- Какого размера должна быть дождевая капля, чтобы упасть на землю?
- Каким прибором можно измерить количество осадков?
- Что можно узнать, проанализировав столбиковую диаграмму годового количества осадков?
В конце нашего урока мы узнаем о необычных и феноменальных видах осадков.     (презентация №2 «Необычные осадки»)
Домашнее задание :Параграф , прочитать, уметь ответить на вопросы. Собрать как можно больше примет, предвещающих ясную и пасмурную погоду.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               
6. Итог урока
- Ребята, хлопните в ладоши те, кто на этом уроке узнал что-то новое. Поднимите правую руку те, кто понял, как чертить диаграмму годового количества осадков. Поднимите обе руки те, для кого урок оказался нужным, полезным. Я очень рада за вас и жду всех на следующий урок.
Текст – пояснение к презентации «Необычные осадки».
(слайд 1)
Не каждому человеку в своей жизни выпадает удача быть свидетелем совершенно необыкновенных явлений природы. В этом мы можем убедиться сами.
(слайд 2)
(слайд 3)
Необыкновенный дождь прошел в Индии. Из огненно-красной тучи выпали тяжелые красные капли. После обследования ученые нашли в них пыль красноватого цвета. Ветер принес эту пыль из пустыни, которая и окрасила дождевые капли.
Известны случаи выпадения и дождей другого цвета, например, черных, коричневых, желтых и молочных.
(слайд 4)
Представьте себе изумление людей, когда с неба вместе с дождем сыплются лягушки! Дождь из тысяч зеленых красавиц прошел в Хорватии.
В Греции, Эфиопии прошел «рыбный» дождь. Бывает, что с неба падают морские раки и медузы. В Испании с неба как-то высыпалась пшеница.
(слайд 5)
В один из летних дней 1940г. жители села Мещеры Нижегородской области видели, как с неба лился дождь из старинных золотых и серебряных монет чеканки времен Ивана Грозного.
Как же такое происходит? В облака все это доставляют смерчи, торнадо. Один из них «прогулялся» по морю, другой перешел реку, третий вырыл клад из древних монет. Потом, потеряв силу, смерч распадается, и предметы выпадают на землю вместе с дождем.
(слайд 6)
Красивы, но опасны в открытом космосе метеоритные дожди. Они могут повредить обшивку космических аппаратов. Не успев сгореть в атмосфере Земли, метеориты падают на ее поверхность.
(Загадку я читаю.)
(слайд 7)
Не всегда белым бывает снег.
(слайд 8)
Снег, выпавший в штате Колорадо США, был розово-красного цвета. Его вкус напоминал  вкус арбуза. Этот цвет объясняется тем, что здесь распространены одноклеточные водоросли. Аборигены называют их «арбузный снег». Они безопасны даже к употреблению в пищу, но в разумных количествах.
Желтый снег выпадал на Сахалине, в Тюмени, во Владивостоке, в Корее. В некоторых местах он признавался безопасным, а кое-где после его таяния на воде образовывалась маслянистая пленка с резким запахом.
(слайд 9)
Этот кусок льда (на снимке он уже подтаявший) упал на крышу дома в Чикаго и пробил ее. Отдельные градины могут достигать веса до 3 кг. Наверно, никому не захочется попасть под такой град.
(Все географические объекты, упоминаемые по ходу объяснения, показать на карте)
   
     
Предварительный просмотр:
Сейчас и мы научимся чертить столбиковые диаграммы годового количества осадков
1) Чертим систему координат с точкой отсчета в левом нижнем углу.
2) По вертикальной оси откладываем количество осадков в мм.
3) По горизонтальной оси – месяцы, начиная с января (масштаб – в 1 см 1 месяц).
4) Откладываем в отрезке январь вверх такое расстояние, которое соответствует количеству осадков за этот месяц.
5) Чертим столбик шириной в 1 см, высотой – в соответственное количество осадков и замыкаем столбик отрезком.
Таблица данных
Месяц Количество осадков в ммЯнварь 10
Февраль 15
Март 5
Апрель 10
Май 15
Июнь 25
Июль 30
Август 40
Сентябрь 60
Октябрь 65
Ноябрь 50
Декабрь 30
Предварительный просмотр:
Тест по теме: «Ветер. Влажность воздуха. Облака»
 
1. Как называется прибор для измерения направления и силы ветра?
а) барометр;
б) флюгер;
в) термометр;
г) компас.
2. Ветер, меняющий 2 раза свое направление в течение суток.
а) муссон;
б) фён;
в) бриз;
г) западный ветер.
3. Стрелками укажите направление ветра. В каком случае ветер будет дуть сильнее?
а) 740 мм рт. ст.          760 мм рт. ст.
б) 760 мм рт. ст.          745 мм рт. ст.
в) 756 мм рт. ст.          773 мм рт. ст.
г) 730 мм рт. ст.          767 мм рт. ст.
4. Облака, состоящие из кристаллов льда.
а) кучевые;
б) перистые;
в) дождевые;
г) слоистые.
5. Какие облака образуются на самой большой высоте?
а) дождевые;
б) слоистые;
в) кучевые;
г) перистые.
6. В каких единицах измеряется относительная влажность воздуха?
а) в ‰;
б) в г;
в) в %;
г) в мм.
7. Сколько водяного пара содержит 1 м³ воздуха при температуре +10ºС, если его относительная влажность равна 30%?
а) 27 г;
б) 2,7 г;
в) 3 г;
г) 3,3 г.