Музыка и изобразительное искусство. 5 класс. Урок по Алееву

Урок в 5 классе.


Тема урока: «Музыка и изобразительное искусство»

Цель урока: формирование и развитие представлений о тесной взаимосвязи различных видов искусства (музыки, ИЗО).

Задачи:
Образовательная – сформировать у учащихся представления о музыкальности изобразительного искусства.
Воспитательная – воспитать творческое начало в деятельности детей.
Развивающая – развить внимание, воображение и мышление через восприятие, и анализ творчества художников, композиторов, поэтов.

Тип урока: комбинированный с учетом межпредметных связей.

Вид урока: урок – прелюдия

Методы:
Организация и осуществление учебно – познавательской деятельности:
Объяснительно – иллюстративный
Частично – поисковый
Репродуктивный

Стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности:
Метод эмоциональной драматургии
Создание нравственных переживаний
Ситуация занимательности
Прием сопоставления
Сравнение, анализ, обобщение

По источнику информации и характеру деятельности:
Словесные
Наглядные
Практические

По назначению и дидактическим задачам:
Приобретение знаний
Формирование умений и навыков
Применение знаний
Повторение

Методы педагогики искусства:
Побуждение к переживанию в обстановке внутреннего эмоционального приятия художественного произведения

Формы обучения: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Структура урока:
Организационный момент
Подготовка к изучению нового материала, через повторение и актуализацию опорных знаний
Ознакомление с новым материалом. Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения
Подведение итогов урока
Постановка задания на дом

Оборудование:
Репродукции художников (Кустодиев «Гроза», Шишкин «Приближается гроза», Айвазовский «Гроза», Рерих «Гроза», Саврасов «Вид в швейцарских Альпах»).
Музыкальные фрагменты произведений: Й. Штраус «Полька «Гром и молния», А. Вивальди Лето «Гроза», А. Лассо «Эхо», муз. Г. Струве, сл. И. Исаковой «Музыка», муз. Е. Поплянова, сл. Н. Пикулевой «Эхо».
Стихотворение Ф. Тютчева «Весенняя гроза».
Нотная запись хора А. Лассо «Эхо»
Портреты композиторов;
Альбом для рисования, краски, кисточки

Подготовка и оформление кабинета:
Выставка учебно – методического материала по программе «Музыка» Т.И. Науменко, В.В. Алеева.
Выставка детских работ (рисунки, проектные работы)
Стенд «Я хочу увидеть музыку»

Программно – техническое обеспечение:
Синтезатор;
Мультимедийный проектор;
Ноутбук;
Аудиокассеты, CD диски;
Магнитофон

Предполагаемый результат: творческие работы учащихся, отражающие личностное восприятие музыкального произведения и создание «звучащей картины».
















План – конспект урока.

Этап урока
Дидактическая задача
Действие учителя
Действие ученика
Приложение

1. Организационный момент





Подготовка учащихся к работе на уроке.




Учащиеся входят в класс под песню Г. Струве «Музыка». Рассаживаются на места.

1 слайд:
Тема урока:

2. Подготовка к изучению нового материала, через повторение и актуализацию опорных знаний

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно - познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
- Совсем недавно мы с вами говорили о соединении двух видов искусств музыки и литературы и о том, какие новые жанры появились благодаря этому союзу.
Обратите внимание на то, что тема урока не написана. Я надеюсь, что в конце урока мы с вами тему озвучим.
А теперь мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы найдете, прочитав эпиграф нашего урока:
«Всех звуков и цветов соотношенья,
А так же способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!»
Г. Гессе


- Что помогло вам правильно определить вид искусства?

Теперь прочтите эти строки вслух, обратите внимание на выразительное произнесение каждого слова. Помним, что оно должно звучать согласно того значения, которое в нем заложено.




Найдите строки, в которых автор выражает главную мысль.
- Какую проблему он открывает для себя?

- Прежде чем приступим к решению этой проблемы, я хочу вместе с вами вспомнить песню, которую мы начали разучивать на прошлом занятии. Эта песня.

- Что хотела девочка в песне?
- Правильно. То, что мы с вами услышим и увидим в музыке скоро появиться здесь (показываю на стенд «Я хочу увидеть музыку)


























Все высказывания детей выделены как ориентиры для учителя.
- Слова цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве.






Дети произносят вслух эпиграф вместе, по одному в цепочке. Учитель направляет выразительность интонации.
- «О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!»
- Соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.





«Музыка» Г. Струве.
Работа и исполнение песни.
- Услышать и увидеть музыку.

Ответы детей.
















2 слайд.
Эпиграф урока:
«Всех звуков и цветов соотношенья,
А так же способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!»
Г. Гессе


























3 слайд: природа.

3. Ознакомление с новым материалом. Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
- «Что завистливо разделила воля богов, то соединяет богиня Фантазия», - писал немецкий поэт Л. Тик. Он имел ввиду, что каждое искусство выражает свое: музыка – звук, литература – слово, живопись – цвет. Но если между искусствами и существует граница, то она, к счастью, отсутствует в мире природы, где все живет и дышит в благотворном единстве.
- Перед вами на партах лежит стихотворение Федора Тютчева «Весенняя гроза». Давайте с ним познакомимся, прочитаем его.
- О чем это стихотворение?

- А если сравнить с картиной, то это пейзаж, натюрморт или портрет?
- Правильно, это стихотворение – поэтический пейзаж, в нем каждая строка наделена живописным образом. Найдите эти образы.



- Попробуйте сделать зарисовку этого стихотворения.
- Перед вами ряд репродукций, какая картина, на ваш взгляд, больше всего подходит к нашему стихотворению?
- Но это стихотворение очень музыкально. Подтвердите это.


- Если бы мы были композиторами, музыку с каким настроением мы бы сочинили?
- Я предлагаю вам послушать несколько музыкальных отрывков, а вы выберете по настроению нужный.

- Что вы представили, какие образы? Подходит ли под картину и стихотворение?
- Сейчас мы слушаем еще раз это произведение, а вы, то, что представили, перенесете на свой начатый рисунок.
- Покажите, что у вас получилось, и прикрепите свое услышанное и увиденное на стенд.
- Давайте вернемся к нашему стихотворению. Обратите внимание на строки:
«и гам лесной и шум нагорный – все вторит весело громам». О каком природном явлении, кроме грозы, здесь говориться?
- Где можно услышать эхо?

- В чем заключается особое звучание эхо?


- Что означает в музыке «тихо» и «громко»?
- Если композитор хочет внести в звучание ощущение пространства, он пользуется эффектом эха, передавая его через громкость звучания – динамику. Вот как звучит эхо в хоре Орландо Лассо.
- Как звучит эхо в произведении?

- Обратите внимание на нотную запись этого произведения. Здесь 2 хоровых коллектива. Первый хор поет громко, второй – тихо.
- Я предлагаю вам игру – песню «Эхо».
- Усиливает ли изображение пространства в музыке ее выразительные возможности?


















Дети читают его по цепочке.
- о природе, грозе, весеннем пробуждении.
- Пейзаж.






- Голубое небо, весенний гром, нити золотит, перлы дождевые, бежит поток.

Дети работают простым карандашом в альбомах.




Ответы детей.
- Резвяся и играя, грохочет, гремят раскаты, брызнул, не молкнет птичий гам, и гам лесной и шум нагорный – все вторит весело громам.
- Веселое, взволнованное, жизнеутверждающее, восторженное.



Дети слушают и выбирают одно из произведений.
Дети отвечают.


Дети под музыку дорисовывают.



Ребята показывают и прикрепляют рисунки на стенд.









- Эхо
- В горах, в лесу.

- Оно бывает близким и далеким (сравнение с картиной), звонким и глухим, громким и тихим.
- Это динамика – громкость звучания.






Дети слушают.

- Тихо, приглушенно. Динамика здесь играет первостепенную роль.





Исполнение песни «Эхо».

- Да














4 слайд с текстом стихотворения.

















5 слайд: картины Кустодиев «Гроза», Шишкин «Приближается гроза», Айвазовский «Гроза», Рерих «Гроза»










Звучат музыкальные отрывки Й. Штраус «Полька «Гром и молния», А. Вивальди Лето «Гроза».




Звучит музыкальное произведение Й. Штраус «Полька «Гром и молния» полностью.





6 слайд с текстом стихотворения.






7 слайд: Саврасов «Вид в швейцарских Альпах»




Добавление в слайд знаков P и F.







Звучит «Эхо» О. Лассо.



Добавление в слайд нотной записи хорового произведения.

4. Подведение итогов урока

Анализ и оценка успешности достижения цели.
- Союз музыки и изобразительного искусства вызывает большой интерес, по сравнению с союзом музыки и литературы. Попробуем определить, почему? Я выделила особенности «жизни изобразительного искусства», а вам предлагаю сделать то же применительно к музыке. (Приложение 1).
- Вспомните музыкальный произведения, навеянные природой?
- Какой прием передает ощущение музыкального пространства?
- В начале урока я дала вам задание придумать тему нашего урока.
Выставление оценок за урок.










Заполнение таблицы.
Ответы ребят.


Динамика


- Музыка и изобразительное искусство.










8 слайд. Таблица.






9 слайд. Тема урока: «Музыка и изобразительное искусство».

5. Постановка задания на дом.
Обеспечение понимания цели, содержания и способов домашнего задания. Проверка соответствующих записей.
Прослушать музыкальное произведение П. И. Чайковского «Песнь жаворонка» из фортепианного цикла «Времена года», нарисовать к нему рисунок и найти к нему поэтическое произведение.








Самоанализ урока
Данный урок является комбинированным с использованием межпредметных связей с предметами: ИЗО, МХК, литература. В соответствии с тематическим планированием и срокам проводится в середине 3 четверти в теме « Музыка и изобразительное искусство».
Поставленная цель урока формирование и развитие представлений учащихся о тесной взаимосвязи музыки и других видов искусства в полной мере соответствует содержанию урока и реализуется на всех его этапах. Все этапы урока четко структурированы и взаимосвязаны, каждый из них способствуют осмыслению и закреплению связей и отношений в объектах изучения.
Ведущая образовательная задача формирования у учащихся представления о музыкальности изобразительного искусства осуществляется через разнообразные методы и приемы: объяснительно- иллюстративные, частично-поисковые, репродуктивные и другие.
Высокий уровень музыкальной культуры, богатое оснащение урока наглядностью, дополнительными материалами актуализируют внимание учащихся, делают процесс обучения интересным и осмысленным.
Учитель использует разнообразные приемы владения классом и учитывает возрастные особенности учащихся на всех этапах урока, что также позволяет добиться их максимальной отдачи. Темп урока, быстрая смена деятельности не утомляет учащихся, а способствует наиболее эффективному восприятию ими учебного материала.
Итогом урока является выполнение творческих работ учащихся, отражающих личностное восприятие музыкального произведения и создание ими « звучащей» картины, что позволяет учителю правильно оценить деятельность каждого ученика.












Приложение 1
Музыка
Живопись

Слышимое;
Живет во времени;
Устремлено к отображению внутреннего мира.
Зримое;
Неподвижно, статично, живет в пространстве;
Обращено к внешнему отображению окружения человека и его чувств, переживаний.


15