Особенности реализации комплекса ГТО. Физическая культура.


И.А. Ганина
МБОУ СШ № 70, учитель физической культуры
(г. Ульяновск)
ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА ГТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Развитие физической культуры и спорта – важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, укрепления человеческого потенциала и повышения качества жизни россиян.
За последние годы наметилась положительная тенденция в развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации. В первую очередь, это связано с улучшением материально-технической, нормативно-правовой, организационной, научно-образовательной и пропагандистской баз физкультурно-спортивного движения.
В стране функционируют около 262 тыс. спортивных сооружений. Развивают физическую культуру и спорт 331 тыс. штатных работников в 170 тыс. учреждений, предприятий и организаций. В настоящее время систематически занимаются физической культурой и спортом более 32 млн. человек, что составляет 22,5% общей численности населения страны.
Российские спортсмены достойно представляют нашу страну на крупнейших международных соревнованиях, включая Олимпийские игры. Российская Федерация становится все более привлекательной для проведения крупнейших международных спортивных мероприятий.
Вместе с тем, исходя из задач по повышению вклада физической культуры и спорта в социально-экономическое развитие страны, необходимо существенно увеличить число российских граждан, ведущих активный и здоровый образ жизни.
В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40%, а среди обучающихся – 80%. Две трети российских детей в 14 лет уже страдают от хронических болезней, половина школьников имеет отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, да что там — 40% призывников не могут выполнить физкультурный минимум, предусмотренный для военнослужащих.
Исправить ситуацию и достичь указанных целей, призван ряд мер, принимаемых на государственном уровне. Ключевой из них стало введение в действие с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), главной целью данной меры является охват всего населения страны общим спортивным движением. Предполагается, что нормы нового «ГТО» будут сдавать и взрослые и дети. Однако начнут внедрение именно в системе общего образования.
Настоящий проект «Особенности внедрения и реализации Комплекса ГТО в образовательном учреждении» содержит актуальность выбранной темы, цели и задачи, анализ ситуации и желаемых результатов, проектное решение, оценку необходимых для реализации проекта ресурсов, описание ожидаемых результатов, возможных рисков и способов снижения.
Проект является практически значимым для систем образования регионального, муниципального уровней. Идея проекта состоит в получении адаптированной к веяниям времени системы внедрения комплекса ГТО, рекомендаций по ее реализации, а также возможности реализации данного проекта в любом образовательном учреждении, находящемся на территории Российской Федерации.
Актуальность выбранной темы.
Актуальность выбранной темы обусловлена возрождением в Российской Федерации национальной идеи, направленной на улучшение здоровья и патриотизма нации. Одной из приоритетных задач современного общества специалисты всегда называли и называют задачу воспитания здорового человека, стремящегося быть успешным в жизни, способного защитить себя и своих близких в любой жизненной ситуации.
В последнее время этот вопрос всё чаще встает на повестке дня, особенно это касается молодого поколения. По результатам последних исследований всероссийской диспансеризации, доля здоровых детей снизилась с 45% до 34 %, вдвое увеличился удельный вес детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. Были отмечены ухудшения показателей физического развития: дефицит массы тела стал выявляться в три раза чаще, снизились функциональные возможности организма. Значительную роль в ухудшении физического состояния, росте заболеваемости современных детей играют не только социальные условия, но и малоподвижный образ жизни. Особую тревогу вызывает то, что проводимые исследования показывают высокую степень распространения вредных привычек среди детей и подростков. При этом, по мнению экспертов занятия спортом с раннего возраста формируют к двенадцати годам стойкое неприятие вредных привычек.
В связи с этим, Министерство спорта России подписало приказ №575 от 08 июля 2014г. о государственных требованиях к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного  комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Возрождение комплекса ГТО в образовательных организациях, сегодня на наш взгляд является актуальным и принципиальным. Целью вводимого комплекса является дальнейшее повышение уровня физического воспитания и готовности людей, в первую очередь молодого поколения к труду и обороне. Именно так закладывался ранее, и будет закладываться сейчас фундамент для будущих достижений страны в спорте и обороне. Будучи уникальной программой физкультурной подготовки, комплекс ГТО должен стать и основополагающим в единой системе патриотического воспитания молодежи.
Как бы в подтверждение общественной значимости и актуальности данного проекта, отметим, что все люди разные. Однако, у всех, кто добровольно решит пройти испытание комплексом ГТО, есть одна общая черта – целеустремлённость. Именно эта черта является наиболее важной для людей XXI века. Только целеустремлённые и физически подготовленные люди смогут добиться успеха в условиях конкуренции на рынке труда, а наша задача помочь им в этом, т.к. их достижения будут иметь не просто личностный, а социальный смысл.
Цели и задачи проекта.
Цель: создание системы внедрения комплекса ГТО в образовательной школе и разработка рекомендаций по ее реализации.
Задачи:
1) проанализировать теоретическую основу и практику использования комплекса ГТО в школах Советского Союза;
2) изучить нормативно–правовую базу, определяющую правовое поле процесса внедрения комплекса ГТО в образовательном учреждении;
3) разработать дорожную карту внедрения комплекса ГТО в образовательном учреждении;
4) разработать ресурсное обеспечение проекта;
5) рассмотреть возможные риски реализации проекта и пути их минимизации.
Объект проекта: физкультурно-оздоровительное и военно-патриотическое направления деятельности.
Предмет проекта: внедрение комплекса ГТО в образовательном учреждении.
Новизна проекта заключается в возрождении системы комплекса ГТО эпохи Советского Союза в новом современном формате с учетом приоритетов государственной политики в сфере развития физической культуры и спорта и потребностям общества.
Проект призван решить ряд ключевых проблем, среди которых:
- отсутствие устойчивого, мотивированного интереса участников образовательного процесса к активным видам физкультурно-спортивной деятельности у значительной части населения;
- недостаточное привлечение всех участников образовательного процесса к регулярным занятиям физической культурой;
- несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры, а также их моральный и физический износ задачам развития массового спорта в стране;
- отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни;
- здоровый образ жизни не стал нормой для большинства обучающихся;
- недостаточная работа по пропаганде ценностей физкультуры и спорта в средствах массовой информации.
Подходы в решении вышеназванных проблем в данном проекте основаны на опыте СССР в рамках введения всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) и Указе Президента РФ «О Всероссийском спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) от 24.03.2014 № 172 [20].
Историческая справка.
«Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) — программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях в СССР, основополагающая в единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания молодёжи существовала с 1931 по 1991 год. Охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет. В 1931 году был принят единый для всей страны государственный комплекс «Готов к труду и обороне СССР», включавший 24 обязательные и общедоступные физкультурные нормы. Комплекс ГТО состоял из одной ступени, которая включала 15 нормативов по различным физическим упражнениям (бег, прыжки, метания, плавание, лыжи и др.). Кроме того, сдающие комплекс должны были знать основы советского физкультурного движения и военного дела.
Высокая идейная и политическая направленность комплекса ГТО, простота и общедоступность физических упражнений и видов спорта, включенных в его нормативы, их очевидная польза для укрепления здоровья и развития навыков и умений, необходимых в повседневной жизни, сделали комплекс ГТО популярным среди населения и особенно среди молодежи. В 1931 году значкистами ГТО стали 24 тысячи физкультурников, в 1932-м — 465 тысяч и в 1933 году 835 тысяч физкультурников. В 1932 году была введена 2-я ступень комплекса ГТО, содержащая 25 норм: 3 теоретических требования и 22 практических испытания по различным видам физических упражнений. Она была значительно сложнее. Сдать все нормативы можно было только при условии систематических тренировок.
Те, кто освоил и выполнил специальные нормативы, награждались значком ГТО. Позже были введены нормативы ГТО II ступени – повышенной трудности, а в 1934 году – облегченный комплекс «Будь готов к труду и обороне СССР», предназначенный для юношей и девушек. Таким образом, три ступени комплекса ГТО стали основой советской государственной системы физического воспитания трудящихся. С тех пор степень освоения физкультурниками комплекса ГТО стала одним из важнейших показателей качества массовой физкультурной работы на фабриках и заводах, в колхозах и совхозах, в школах, вузах и других учебных заведениях, в учреждениях и на предприятиях страны, в воинских частях и на кораблях. О популярности и роли комплекса ГТО в жизни нашего государства свидетельствует тот факт, что к началу Великой Отечественной войны более 8 миллионов советских граждан успешно сдали все нормы комплекса и были награждены значком ГТО первой или второй ступени.
В 2014 году Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ о возвращении системы «Готов к труду и обороне». Результаты сдачи комплекса ГТО будут учитываться при поступлении в высшие учебные заведения.
Проектное решение.
Особенности внедрения комплекса ГТО - это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных действий по обеспечению внедрения комплекса ГТО в образовательном учреждении.
В качестве базовых компонентов в системе внедрения комплекса ГТО в образовательном учреждении мы выделяем:
- управленческий блок по организации эффективной деятельности по внедрению комплекса ГТО;
- блок нормативно-правового и ресурсного обеспечения;
- блок программно-методического, технологического и организационного обеспечения процесса проектирования системы внедрения ГТО;
- блок информационного сопровождения и проведения масштабной информационно-разъяснительной и PR-кампании;
- блок мониторинговых процедур, обеспечивающих внедрение ГТО;
- блок организации и проведения мероприятий спортивной и военно – патриотической направленности.
Создание управленческого блока обеспечивает организацию эффективной деятельности по внедрению комплекса ГТО в образовательном учреждении, который представлен следующей трехуровневой структурой: стратегический уровень: директор, управляющий совет, педагогический совет.
Тактический уровень: центр внедрения комплекса ГТО, который создается на временной основе для организации и координации деятельности по внедрению комплекса ГТО. Основными функциями Центра являются:
- разработка нормативных документов по внедрению комплекса ГТО;
- осуществление методического сопровождения педагогов по вопросам внедрения комплекса ГТО;
- организация информационного сопровождения и проведение масштабной информационно-разъяснительной и PR-кампании
- организация и проведение комплексного мониторинга, обеспечивающие внедрение комплекса ГТО.
Организационный уровень: школьное методическое объединение учителей физической культуры и ОБЖ, орган ученического самоуправления, родительский комитет.
Созданная интегративная управленческая модель, в которой с разными функциями, но на равных правах участвуют педагоги, администрация, ученики и родители (законные представители). Каждый элемент этой управленческой структуры имеет свой функционал и отвечает за свой участок работы.
Основные параметры управления:
- обеспечение целенаправленности, организованности, экономичности ожидаемого результата;
- свойства управления: активность, прогностичность, интегративность, демократичность;
- управленческие действия: анализ, планирование, организация, руководство, контроль.
Кроме функциональной управленческой структуры осуществляется специальная процедура управления - мониторинг степени участия всех участников образовательного процесса во внедрении комплекса ГТО.
Предполагается регулярное проведение мониторинга эффективности реализуемых в рамках проекта мероприятий на основе перечня показателей, разработанных в ходе первого этапа реализации проекта. На основании данных мониторинга в перечень и содержание мероприятий проекта, а также в их ресурсное обеспечение вносятся своевременные корректировки, проводится уточнение показателей и затрат на мероприятия проекта.
Система работы по внедрению комплекса ГТО в образовательном учреждении представлена в дорожной карте.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
- Сформированная система стимулов для всех участников образовательного процесса к регулярным занятиям физической культурой, участию в общественной и спортивной жизни образовательного учреждения, успешному прохождению тестирования по комплексу ГТО.
- Методические рекомендации для преподавателей физкультуры по работе с ребятами, неспособными успешно выполнять нормативы комплекса ГТО.
- Методические рекомендации по эффективным способам и формам информационно-разъяснительной и PR-кампании по внедрению ГТО.- Рост профессионального мастерства учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования.
- Увеличение числа учителей, разрабатывающих авторские программы, курсы, модули в рамках внедрения ГТО.
- Повышение мотивации обучающихся к физической культуре и здоровому образу жизни, их приобщение к спорту.
- Вовлеченность учащихся в непрерывный тренировочный процесс и соревновательную деятельность.
- Высокий уровень общефизического развития участников образовательного процесса.
- Удовлетворенность участников образовательного процесса функционированием инфраструктуры спортивно – оздоровительной среды школы.
- Повышение процента охвата всех участников образовательного процесса программами дополнительного образования, в т.ч. в рамках платных образовательных услуг, до 90%.
- Уменьшение числа заболеваний школьников по отношению к 2015 году на 40%.
К эффектам реализации проекта следует отнести повышение уровня физической подготовленности всех участников образовательного процесса, уровня профессионального мастерства педагогов.
Мотивы и стимулы реализации Проекта.
Комплекс как социально-культурное явление должен стать важнейшей частью физической культуры личности и общества и выступить фактором, объединяющим и стимулирующим интересы всех категорий граждан.
Для каждой социально-демографической группы граждан, а также организаторов процессов, активно участвующих в выполнении комплекса ГТО, включить различные системы мотивации:
- система мер награждения и поощрения обучающихся, успешно выполняющих нормы ГТО на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- система мер награждения и поощрения организаторов и активных участников внедрения Комплекса на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- проведение всероссийских конкурсов на лучшую организацию работы среди субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций и ведомств по созданию условий для внедрения Комплекса среди различных категорий и групп населения;
- льготное использование объектов спорта при проведении мероприятий Комплекса;
- морально-материальное стимулирование лиц, участвующих в подготовке и успешном выполнении норм ГТО, а также предоставление льгот при посещении фитнес-клубов, спортивных залов, бассейнов и других объектов спорта (по решению муниципальных органов власти и собственников объектов);
-учет сведений об индивидуальных достижениях, результатах выполнения нормативов ГТО при поступлении на обучение по программам профессионального образования.
Примерные условия получения знаков ГТО.
Условия получения знаков ГТО (разрядные нормы и требования) устанавливаются с учётом особенностей вида спорта, пола и возраста учащихся. Например, к учащимся кадетских корпусов и военных училищ предлагается предъявлять повышенные требования.
Разрядные нормы выражены в мерах времени, длины, веса, а также определяются следующими показателями:
- успешность прохождения тестирования ГТО;
- регулярность посещения уроков физкультуры;
- членство в спортивном клубе в течение определенного периода времени и регулярность посещения тренировок;
- участие в составе сборной команды в соревнованиях по комплексу ГТО;
- участие в составе сборной команды или самостоятельно в межклубных соревнованиях;
- завоевание определённого места на соревнованиях.
Бронзовый значок:
- посещение уроков физкультуры и регулярное прохождение тестирования;
-выполнение базовых нормативов ГТО в соответствии с возрастом;
Разделение бронзового значка на степени предлагается осуществлять в зависимости от показателей при выполнении нормативов комплекса ГТО.
Серебряный значок I степени:
- посещение уроков физкультуры и регулярное прохождение тестирования;
- успешное выполнение нормативов ГТО в соответствии с возрастом;
- участие в составе сборной команды учебного заведения в соревнованиях по комплексу ГТО, прохождение в составе сборной команды отборочных соревнований, участие в 1/8 финала соревнований;
- участие в составе сборной в Спартакиадах по комплексу ГТО, прохождение в составе сборной команды отборочных соревнований, участие в 1/8 финала;
- членство в спортивном клубе по любому из видов спорта минимум в течение учебного года;
- участие в межклубных соревнованиях.
Золотой значок I степени:
- посещение уроков физкультуры и регулярное прохождение тестирования;
- успешное выполнение нормативов ГТО в соответствии с возрастом;
- успешное выполнение требований Президентских тестов;
- победа в составе сборной в соревнованиях по комплексу ГТО или Спартакиадах по комплексу ГТО;
- участие в составе сборной в финале соревнований по комплексу ГТО или Спартакиад по комплексу ГТО;
- членство в спортивном клубе по любому из видов спорта в течение учебного года;
- победа или выход в финал межклубных соревнований по виду спорта.
Заключение.
По моему мнению есть несколько факторов, которые нужно учесть, чтобы эффективно реализовать программу введения нормативов ГТО: оценка школ по массовой вовлеченности ребят в спорт, создание общедоступных бесплатных комплексов для детей. Нормы ГТО должны быть для каждой группы здоровья свои, с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья детей.
Необходимо учитывать, что спортивная подготовка современных детей не такая как двадцать лет назад. Сейчас ребята почти никуда не ходят, зато много времени проводят за партой, а дома за компьютером и телевизором, у многих развивается гиподинамия. По официальным данным Минздрава, сейчас только один из десяти выпускников не имеет нареканий со стороны врачей. У половины различные функциональные отклонения, более трети - болеют чем- то хроническим. За 11 школьных лет становится в пять раз больше человек с нарушением зрения и осанки - сколиоз крутит позвоночники всем, севшим за школьные парты.
В четыре раза увеличивается число заболеваний нервно-психическими расстройствами, в три - органов пищеварения. Поэтому цель возрождение ГТО - попытка привить школьникам привычку к здоровому образу жизни и массовому спорту. Чтобы вместо компьютерных игр ребята шли на стадионы.
В заключении хочется сказать, что нам предстоит многолетняя, трудоемкая работа по внедрению комплекса ГТО (это и  дополнительное  материально-техническое обеспечение и подготовка кадров). Внедрение ГТО – это социально-значимый проект  в России. С  помощью внедрения ГТО нам удастся  увеличить количество занимающихся физической культурой и спортом, повысить уровень физической подготовленности граждан, модернизировать систему физического воспитания и развития массового и школьного спорта, создать современную материально-техническую базу, а главное наши дети будут успешными в дальнейшей жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в системе образования // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 9. – С. 7–108. В тематической рубрике журнала представлены материалы по внедрению физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
2. Гулидов, П. Комплекс ГТО: от советского периода до наших дней / П. Гулидов // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2014. – № 11. – С. 14–37. В статье говорится об истории создания и развития физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" в советское время, правовая основа введения комплекса в 2014 г., современные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов.
3. Об утверждении порядка организации и проведения тестирования населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) : Приказ Министерства спорта РФ от 29 августа 2014 г. № 739 // Вестник образования России. – 2015. – № 4. – С. 16–23.
4. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО) : утв. постановлением Правительства РФ от 11.06.2014 № 540 (извлечения) // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2014. – № 10. – С. 11–15. В статье опубликовано положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО).
5. Уваров, В. А. Структура, содержание и нормативные требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) / В. А. Уваров // Справочник заместителя директора школы. – 2014. – № 9. – С. 5–18. Статья посвящена введению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).