РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ (7 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 94 имени Героя Советского Союза
Генерала Лизюкова Александра Ильича

Методическое объединение учителей физической культуры
и профессионального образования



«УТВЕРЖДАЮ» «РАССМОТРЕНО»

Директор МОУ СОШ № 94 на заседании методического объединения учителей физической культуры и профессионального образования

______________В.Л. Харин Протокол № 1 от 30.08.14г


Приказ № 168 от 02.09.2014г. _____________________________Т.И. Никульшина






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету технология (труд)

в 7 классе

на 2014 2015 учебный год




Количество часов в неделю – 2 часа, всего в год – 70 часов



Составитель:

учитель технологии

высшей квалификационной категории

Дубинин Александр Александрович


г. Воронеж

2014год
Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы Министерства образования в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Издательство Просвещение:2010 и авторской программы И.А. Сасовой, А.В. Марченко по предмету Технология (технический труд) для 5-8 классов, Издательство - "Вентана - Граф", 2011.
Программа по направлению «Технология. Технический труд.» составлена на основе примерной программы основного общего образования и обязательного минимума содержания государственного стандарта основного общего образования по технологии.
Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).
Программа позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учащихся.
Независимо от изучаемых технологий содержанием программы по направлению «Технология. Технический труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- культура и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование информации;
- основы черчения, графики, схемы;
- творческая, проектная деятельность;
- возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
-знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
-влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
-история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Базовым для программы по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Обязательными также являются разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой и проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выбирают в качестве творческой идеи.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, расчётных и проектных операций. Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по теме «Машины и механизмы».
Занятия по направлению «Технология. Технический труд» проводятся на базе школьных мастерских. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, станков и оборудования.
Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций, а так же соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, не включенным в перечень оборудования, разрешенного к использованию в образовательных учреждениях. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологических машин. Не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрофицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО ТЕХНОЛОГИИ
В 7 КЛАССЕ

С целью учёта и интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках одного из трёх направлений: «Технология. Технический труд». Базовым для направления «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов».
Данное направление технологической подготовки обязательно включает в себя кроме того следующие разделы: «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».
Требования к уровню подготовки учащихся основной школы

Общетехнологические и трудовые умения, и способы деятельности

Черчение и графика
Знать / понимать: технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертёж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация.
Уметь: выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
Знать / понимать: методы защиты материалов от воздействия окружающей среды; виды декоративной отделки изделий из различных материалов; традиционные виды ремёсел, народных промыслов.
Уметь: обосновывать функциональные качества изготовляемого изделия; выполнять разметку деталей на основе технологической документации; производить технологические операции, связанные с обработкой деталей резанием и пластическим формированием; осуществлять инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия; осуществлять монтаж изделия; выполнять отделку изделий; осуществлять один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: изготовления или ремонта изделий из конструкционных и поделочных материалов; защиты изделий от воздействия окружающей среды, выполнения декоративно-прикладной обработки материалов и повышения потребительских качеств изделий.
Электротехнические работы
Знать/понимать: назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту.
Уметь: объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам; рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии; включать в электрическую цепь маломощный двигатель с напряжением до 42 В.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценивания возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определение нагрузки сети при их одновременном использовании; осуществления сборки электрических цепей простых электротехнических устройств по схемам.
Технологии ведения дома
Знать/понимать: характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях, виды ремонтно-отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники; санитарно-технические работы; виды санитарно-технических устройств; причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации.
Уметь: планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений; заменять уплотнительные прокладки в кране или вентиле; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенические средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применение средств индивидуальной защиты и гигиены.
Современное производство и профессиональное образование
Знать/понимать: сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учёта требований к качествам личности при выборе профессии.
Уметь: находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.






Содержание программы
7 класс

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Технологии создания изделий из древесины и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации

Технология изготовления изделий c использованием сложных соединений.
Основные теоретические сведения. Строение древесины. Характеристика основных пород древесины. Технологические и декоративные свойства древесины. Зависимость области применения древесины от её свойств. Правила сушки и хранения древесины. Профессии, связанные с созданием изделий из древесины и древесных материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Понятие о многодетальном изделии и его графическом изображении. Виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины. Угловые, серединные и ящичные шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности. Графическое изображение соединений деталей на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей.
Современные технологические машины и электрифицированные инструменты. Практические работы. Выбор породы древесины, виды пиломатериалов и заготовок для изготовления с учётом основных технологических и декоративных свойств, минимизации отходов.
Анализ образца или изображения многодетального изделия: определение назначения, количества и формы деталей изделия, определение их взаимного расположения, способов и видов соединения деталей изделия.
Изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов и технологических машин. Соединение деталей изделия на шипах с использованием ручных инструментов и приспособлений: расчёт количества и размеров шипов в зависимости от толщины деталей, разметка и запиливание шипов и проушин, долбление гнёзд и проушин долотами, подгонка соединяемых деталей стамесками и напильниками; сборка шиповых соединений на клею. Сборка изделия. Защитная и декоративная отделка изделия. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при работе ручными инструментами и на технологических машинах.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.
Варианты объектов труда. Шкатулки, ящики, полки, скамейки, игрушки, модели и игры, дидактические пособия, кормушки, готовальни, кухонные и бытовые принадлежности.


Технология создания изделий из металла на основе конструкторской и технологической документации.

Технологии изготовления изделий с использованием точёных деталей.
Основные теоретические сведения. Металлы и сплавы, их механические свойства. Виды термообработки. Основные способы изменения свойств металлов и сплавов. Особенности изготовления изделий из пластмасс. Профессии, связанные с созданием изделий из металлов и пластмасс. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Точность обработки и качество поверхности деталей. Основные сведения о процессе резания на токарно-винторезном станке.
Графическое изображение деталей цилиндрической формы. Представления о способах получения деталей цилиндрической формы. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, уступы, канавки, фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже. Правила чтения чертежей.
Виды соединений и их классификация. Резьбовое соединение и его конструктивные особенности. Типовые детали резьбовых соединений. Графическое изображение резьбовых соединений на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей.
Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приёмы работы. Современные технологические машины.
Инструменты и приспособления для работы на токарном станке. Виды и назначение токарных резцов. Основные элементы токарного резца. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения: черновое и чистовое точение цилиндрических поверхностей; вытачивание конструктивных элементов. Контроль качества. Правила безопасности труда.
Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях и в отверстиях, сборки изделия; их устройство и назначение. Метрическая резьба. Основные технологические операции изготовления резьбы на стержнях и отверстиях.
Практические работы. Чтение чертежа детали цилиндрической формы: определение материала, размеров детали и её конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по чертежу и технологической карте.
Организация рабочего места токаря: установка ростовых подставок, подготовка и рациональное размещение инструментов; подготовка и закрепление заготовки, установка резцов в резцедержателе, проверка работы станка на холостом ходу. Ознакомление с рациональными приёмами работы на токарном станке.
Изготовление деталей цилиндрической формы на токарно-винторезном станке: установка заданного режима резания; определение глубины резания и количества проходов; черновое точение, разметка и вытачивание конструктивных элементов; чистовое точение; подрезание торцов детали. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда.
Изготовление резьбовых соединений: определение диаметра стержня и отверстия; протачивание стержня и сверление отверстия; нарезание резьбы плашкой и метчиками. Контроль качества резьбы. Соблюдение правил безопасности труда.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.
Варианты объектов труда. Оправки для гибки листового металла, инструменты, детали крепежа, детали моделей и наглядных пособий, изделия бытового назначения.


Машины и механизмы.

Графическое представление и моделирование.

Сборка моделей механических устройств автоматики по эскизам и чертежам.
Основные теоретические сведения. Механические автоматические устройства, варианты их конструктивного выполнения. Условные обозначения элементов автоматических устройств на схемах. Схемы механических устройств регулирования уровня жидкости и температуры.
Практические работы. Чтение схем механических устройств автоматики. Выбор замысла автоматического устройства. Разработка конструкции модели. Сборка и испытание модели.
Объекты труда. Модели механических устройств регулирования уровня жидкости и температуры. Механические автоматические устройства сигнализации.


ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения.
Основные теоретические сведения. Основные средства художественной выразительности. Виды поделочных материалов и их свойства. Понятия о композиции. Виды и правила построения орнаментов.
Практические работы. Определение требований к создаваемому изделию. изделий и их декоративного оформления . Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления. Выбор материалов с учётом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия.
Изготовление изделия с применением технологий ручной и машинной обработки из конструкционных и поделочных материалов. Подготовка поверхности изделия к отделке. Декоративная отделка поверхности изделия. Соблюдение правил безопасности труда.

Варианты объектов труда. Предметы хозяйственно-бытового назначения, игрушки, кухонные принадлежности, предметы интерьера и детали мебели, украшения.

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

Устройства с элементами автоматики.
Основные теоретические сведения. Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Подключение бытовых приёмников электрической энергии.
Работа счётчика электрической энергии. Способы определения расхода и стоимости электрической энергии. Возможность одновременного включения нескольких бытовых приборов в сеть с учётом их мощности. Пути экономии электрической энергии.
Понятие о преобразовании неэлектрических величин в электрические сигналы. Виды датчиков: механические контактные, биметаллические реле.
Понятие об автоматическом контроле и регулировании. Виды и назначение автоматических устройств. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах. Простейшие схемы устройств автоматики.
Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
Практические работы. Изучение схем квартирной электропроводки. Сборка модели квартирной проводки с использованием типовых аппаратов коммутации и защиты. Сборка из деталей электроконструктора модели автоматической сигнализации достижения максимального уровня жидкости или температуры.
Варианты объектов труда. Регулятор уровня жидкости, терморегулятор, бытовые светильники, модели устройств автоматики.




ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА.

Эстетика и экология жилища.
Основные теоретические сведения. Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и дачном домах. Правила их эксплуатации.
Понятие об экологии жилища. Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере. Способы определения местоположения скрытой электропроводки. Современные системы фильтрации воды.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учётом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.
Практические работы. Оценка микроклимата в доме. Определение места положения скрытой электропроводки. Разработка плана размещения осветительных приборов. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам. Разработка вариантов размещения бытовых приборов.
Варианты объектов труда. Рекламные справочники по товарам и услугам. Образцы бытовой техники. Регистрирующие приборы, устройства очистки воды.

ТВОРЧЕСКАЯ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Основные теоретические сведения. Эвристические методы поиска новых решений. Выбор тем проектов. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Применение ЭВМ при проектировании. Методы определения себестоимости изделия. Основные виды проектной документации. Способы проведения презентации проектов.
Практические работы. Самостоятельный выбор изделия. Формулирование требований к изделию и критериев их выполнения. Конструирование и дизайн-проектирование изделия. Подготовка технической и технологической документации с использованием ЭВМ. Изготовление изделия. Оценка себестоимости изделия с учётом затрат труда. Презентация проекта.
Варианты объектов труда. Темы проектных работ:
набор массажёров
набор для мангала и барбекю
электротехническое охранное устройство
шкатулка для украшений
кухонный табурет
электронное устройство для изучения азбуки Морзе
винтовой зажим – струбцина.


















Источник информации и средств обучения.

1. Примерная программа Министерства образования РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Издательство - Дрофа, Москва 2006. - 120с.
2. Авторская программа И.А. Сасовой, А.В. Марченко по предмету Технология(технический труд) для 5-8 классов, Издательство - "Вентана - Граф", 2007. – 96с.

Литература для учащихся

1. Афонин И.В., Блинов В.А., Володин А.А. и др. /Под редакцией Казакевича В.М., Молевой Г.А. Технология. Технологический труд. Дрофа.
В.Д.Симоненко. Учебник по технологии 7кл. Москва. Издательский центр «Вентана - Граф», 2011г.
Н.Г.Преображенская. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - Москва. Издательский центр «Вентана - Граф», 2011

Дополнительная литература для учащихся


1. Журналы «Юный техник» №1-12.Изд. «Редакция журнала «Юный техник»- Москва,2011г.
2. Журналы «Техника молодёжи» № 1-12. Изд. « Редакция журнала «Техника молодёжи».- Москва, 2011г.
3. Журналы «Моделист-конструктор» №1-12. Изд. «Редакция журнала «Моделист-конструктор»- Москва,2011г.
4. Приложение к журналам «Моделист-конструктор» №1-12.Изд. «Редакция журнала «моделист-конструктор»- Москва, 2011г.
Литература для учителя


Афонин И.В., Блинов В.А., Володин А.А. и др. /Под редакцией Казакевича В.М., Молевой Г.А. Технология. Технологический труд. Дрофа.
В.Д.Симоненко. Учебник по технологии 7кл. Москва. Издательский центр «Вентана - Граф», 2011г.
К.М.Муравьёв. Учебник «Технология обработки металлов» 5-9 кл. Москва. «Просвещение». 2010г.
И.А.Карабанов. Учебник «Технология обработки древесины» 5-9 кл. Москва «Просвещение». 2010г.
В.И.Коваленко, В.В.Куленёнок. Дидактический материал по трудовому обучению: 5-9кл. ; Технология обработки древесины: Книга для учителя.-Москва. «Просвещение», 2010.-192с.: пл.-ISBN-5-09-006359-1.
В.И.Коваленко, В.В.Куленёнок. Дидактический материал: 5-9кл.; Технология обработки металлов: Книга для учителя - Москва. «Просвещение», 2010.-143с.: пл.-ISBN 5-09-009853-0.
Н.Г.Преображенская. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - Москва. «Вентана - Граф», 2010.-336с.
В.В.Степакова. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных Учреждений. -4-е издание. - Москва. «Просвещение», 2010.- 208с.
В.В.Подшибякин. Черчение. Практикум. - Саратов,2010.-144с.
Журналы «Школа и производство» №1-8 Изд. «Школа - Пресс» - Москва, 2009г.
Журналы «Школа и производство» №1-8 Изд. «Школа - Пресс» - Москва. 2010г.
Журналы «Школа и производство» №1-8 Изд. «Школа - Пресс» - Москва. 2011г.
Журналы «Моделист-конструктор» №1-12 Изд. «Редакция журнала «Моделист-конструктор» - Москва. 2010г.
Журналы «Моделист-конструктор» №1-12 Изд. «Редакция журнала «Моделист-конструктор» - Москва. 2011г.
Журналы «Техника молодёжи» №1-12. Изд. «Редакция журнала «Техника молодёжи» - Москва.2011г.
Журналы «Юный техник» №1-12 Изд. «Редакция журнала «Юный техник» - Москва. 2011г.
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315