Конспект к уроку истории на тему Движение декабристов и общественная жизнь России при Николае I


Урок истории в 10 классе. Автор: Кручинина Н.Д.
Тема: Движение декабристов и общественная жизнь России при Николае I
Цели и задачи урока:
Сформировать у учащихся конкретные исторические представления о влиянии декабристского движения на общественную жизнь России при Николае I;
Познакомить с основными направлениями в общественном движении 1830-40-х годов, показать процесс зарождения русской интеллигенции;
Способствовать формированию учебно-познавательной компетенции на основе развития навыков анализа и синтеза из полученной информации, выявления причинно – следственных связей;
Способствовать формированию ценностно-смысловой компетенции через осмысление исторических фактов и событий.
Ход урока:
Организационный момент.
П\з - ? Согласно официальной правительственной оценке восстание декабристов было случайным явлением, а сами декабристы скопищем цареубийц, воспринявших революционные идеи Запада.
Барон М. Корф писал о декабристах: « Горсть безумцев, чуждых святой Руси, без корней в прошлом и перспектив в будущем»
Ваша оценка декабристов ? Оценки разные, но, ни одна из них не совпадает с оценкой царского правительства.
Почему мы не можем согласиться с тем, что декабристы чужды святой Руси?
Были ли перспективы у декабристского движения? Прошло ли оно бесследно для русского общества, в первую очередь для царского правительства? Повлияло. Как? Раскроем в ходе изучения темы: Движение декабристов и общественная жизнь России при Николае I .
Задачи: Как отразилось движение декабристов
на внутренней политике Николая I.
на общественной жизни России в 1930-40-е годы
Работа над темой.
Царь распорядился составить лично для него «Свод показаний членов злоумышленного общества". Эта книга сделалась для Николая I настольной, и он ее часто перечитывал, признаваясь при этом, что черпал в ней "много дельного".
Выделите 2 направления во внутренней политике:
Усиление борьбы с революционными настроениями. В 1826 г. было создано III отделение царской канцелярии. Цензурный устав 1826 г. был метко назван современниками «чугунным»
Укрепление монархического режима с помощью реформ Сперанский и кодификация законов, Попытки решения крестьянского вопроса. Е.Ф. Канкрин и денежная реформа
В первые дни своего царствования Николай I говорил французскому посланнику: «Я начинаю царствование, повторяю вам, под грустным предзнаменованием и со страшными обязанностями. Я сумею их исполнить. Но не устану вам повторять: сердце мое раздирается и у меня постоянно перед глазами ужасное зрелище, ознаменовавшее день моего вступления на престол».
О каких обязанностях идёт речь? Как царь их исполнил?
Сообщение о могиле казнённых декабристов. Почему казнённые декабристы были погребены с такой секретностью? Чтобы навсегда забыли и не помнили. Удалось?
Несмотря на жёсткие цензурные ограничения, среди интеллектуальной элиты либеральная мысль продолжала развиваться и в 1830-е гг. В 1836 г. Пётр Чаадаев опубликовал восемь «Философических писем», в которых вновь поднял вопрос у судьбах России. Множество высказанных мнений можно разделить на 3 условные группы: консерваторы, либералы и радикалы.
Консерваторы
Карамзин сформулировал и принципы русского консерватизма: «Требуем более мудрости охранительной, нежели творческой», «Всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости», «Для твердости бытия государственного безопаснее порабощать людей, нежели дать им не вовремя свободу». И все эти идеи были очень близки Николаю-императору.
С современной точки зрения С. С. Уваров пытался сформулировать национальную идею России. Он попытался с помощью мощного рычага – системы государственного воспитания и образования – осуществить свои идеалы.
Уваров многое изменил в системе образования. Самое главное – он поставил школу под строжайший контроль государственных органов. Уваров последовательно сокращал число предметов, выбрасывая те, которые будили мысль, заставляли учащихся сопоставлять и думать. Так, из программы были исключены статистика, логика, многие разделы математики, а также греческий язык. Все это делалось с целью возведения, как писал Уваров, «умственных плотин» – таких препятствий, которые бы сдержали наплыв новых, революционных, разрушительных для России идей.
Работа с историческими документами Работа в парах. Задания даются по группам.
1 группа
Либералы - Что такое либеральная идеология?
- Что общего между западниками и славянофилами?
В чем суть противоречий их позиций? Назовите приверженцев этих направлений.
Славянофилы
Из записки К.С. Аксакова «О внутреннем состоянии России», представленной Александру II в 1855г.
«Монархическое неограниченное правительство… является не врагом, не противником, а другом и защитником свободы, свободы духовной, истинной, выражающейся в открытом, возвещенном мнении. Свобода политическая не есть свобода. Только при… неограниченной монархии, вполне предоставляющей народу всю его нравственную жизнь, может на земле существовать свобода истинная для народа. … Нужно, чтобы правительство поняло вновь свои коренные отношения к народу и восстановило их. Ничего более не нужно. Стоит лишь уничтожить гнёт, наложенный государством на землю, и тогда легко можно стать в истинные русские отношения к народу. Тогда восстановится сам собою полный доверенности и искренний союз между государем и народом.
… В классах, оторванных от народного быта, преимущественно в дворянстве… обнаружилось стремление к государственной власти; пошли революционные попытки…
… Всё зло происходит главнейшим образом от угнетательной системы нашего правительства, угнетательной относительно свободы мнения, свободы нравственной, ибо свободу политическую и притязаний в России нет».
Западники
Из высказываний Н.В. Станкевича
«Масса русского народа остается в крепостной зависимости и поэтому не может пользоваться не только государственными, но и общечеловеческими правами; нет никакого сомнения, что рано или поздно правительство снимает с народа это ярмо, но и тогда народ не может принять участия в управлении общественными делами, потому, что для этого требуется известная степень умственного развития, и поэтому, прежде всего, надлежит желать избавления народа от крепостной зависимости и распространения в среде его умственного развития. Последняя мера сама собой вызовет и первую, а потому, кто любит Россию, тот, прежде всего, должен желать распространения в ней образования».
А. И. Герцен о славянофилах и западниках
«Мы были противниками их, но очень странными. У нас была одна любовь, но неодинаковая. У них и у нас запало с ранних лет одно сильное, безотчетное, физиологическое, страстное чувство... чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу, к русскому быту, к русскому складу ума. И мы, как Янус или двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно».
- Охарактеризуйте взгляды А. И. Герцена на перспективы исторического развития России.
- Почему, на ваш взгляд, А.И. Герцен основывал переустройство общества на крестьянской общине? Какие качества у русского народа воспитывала община?
- Могла ли, по вашему мнению, теория общинного социализма осуществиться в действительности?
- Социализм Герцена был утопическим. Какие российские корни его питали?
А.И. Герцен о русской общине
«Дух общинного строя уже давно проник во все области народной жизни в России. Каждый город, на свой лад, представлял собой общину; в нем собирались общие сходы, решавшие большинством голосов очередные вопросы; меньшинство либо соглашалось с большинством, либо, не подчиняясь, вступало с ним в борьбу; зачастую оно покидало город; бывали даже случаи, когда оно совершенно истреблялось...
Перед лицом Европы, силы которой за долгую жизнь истощились в борьбе, выступает народ, едва только начинающий жить и который, под внешней жесткой корой царизма и империализма, вырос и развился, подобно кристаллам, нарастающим под геоидом; кора московского царизма отпала, как только она сделалась бесполезной; кора же империализма еще слабее прилегает к дереву.
Действительно, до сих пор русский народ совершенно не занимался вопросом о правительстве; вера его была верой ребенка, покорность его - совершенно пассивной. Он сохранил лишь одну крепость, оставшуюся неприступной в веках, - свою земельную общину, и в силу этого он находится ближе к социальной революции, чем к революции политической. Россия приходит к жизни как народ, последний в ряду других, еще полный юности и деятельности, в эпоху, когда другие народы мечтают о покое; он появляется, гордый своей силой, в эпоху, когда другие народы чувствуют себя усталыми и на закате...»
2 группа.
Радикалы.
- Почему, на ваш взгляд, А.И. Герцен основывал переустройство общества на крестьянской общине? Какие качества у русского народа воспитывала община?
- Могла ли, по вашему мнению, теория общинного социализма осуществиться в действительности?
А.И. Герцен о русской общине
«Дух общинного строя уже давно проник во все области народной жизни в России. Каждый город, на свой лад, представлял собой общину; в нем собирались общие сходы, решавшие большинством голосов очередные вопросы; меньшинство либо соглашалось с большинством, либо, не подчиняясь, вступало с ним в борьбу; зачастую оно покидало город; бывали даже случаи, когда оно совершенно истреблялось...
Перед лицом Европы, силы которой за долгую жизнь истощились в борьбе, выступает народ, едва только начинающий жить и который, под внешней жесткой корой царизма и империализма, вырос и развился, подобно кристаллам, нарастающим под геоидом; кора московского царизма отпала, как только она сделалась бесполезной; кора же империализма еще слабее прилегает к дереву.
Действительно, до сих пор русский народ совершенно не занимался вопросом о правительстве; вера его была верой ребенка, покорность его - совершенно пассивной. Он сохранил лишь одну крепость, оставшуюся неприступной в веках, - свою земельную общину, и в силу этого он находится ближе к социальной революции, чем к революции политической. Россия приходит к жизни как народ, последний в ряду других, еще полный юности и деятельности, в эпоху, когда другие народы мечтают о покое; он появляется, гордый своей силой, в эпоху, когда другие народы чувствуют себя усталыми и на закате...»
3 группа. Радикалы
Доклад следственной комиссии по делу петрашевцев, представленный 19 декабря 1849г. Николаю I.
«Секретная следственная комиссия, по оканчанию производства дела, представляя записку из оного на высочайшее усмотрение, между прочим, излагала:
1)Буташевич-Петрашевский, еще с юношества заразившись либеральными понятиями, которые, по окончании в 1841г. университетского курса, в нем еще более укоренились от усвоенных им социальных и коммунистических идей, - под личною общественных улучшений, путем мира и закона, - возымел замысел на ниспровержение нашего государственного устройства. Для этой цели он употреблял различные средства: пытался посеять зловредные начала социальных систем в молодое поколение посредством учителей, сам развращал юные умы социальными книгами и беседами и, наконец, с 1845г. начал действовать уже в духе пропаганды и собирать у себя, в известные дни, знакомых ему учителей, литераторов, студентов, кончивших или оканчивающих курс, и вообще лиц из разных сословий. Петрашевский постоянно возбуждал и направлял эти суждения. Он доводил посетителей своих до того, что они если и не все делались социалистами, то уже получали на многое новые взгляды и убеждения и оставляли собрания его более или менее потрясенными в прежних своих вероисповеданиях и наклонными к преступному направлению. Впрочем, собрания Петрошевского не представляли собою организованного тайного общества, он и без этого достигал своей цели вернее и безнаказаннее, чем достигал бы оной посредством тайного общества, - средства более опасного, которое легче могло бы пробудить совесть завлеченного и скорее повести к открытию злоумышления, тогда как тут и раскаивающийся и не разделявший мнений Петрашевского, оставляя его собрания, не считали противным своей совести не доносить о них, как о собраниях обыкновенных. Не довольствуясь этим, Петрашевский устремил преступные свои помыслы к скорейшему достижению переворота, уже не путем мира, а действиями насильственными, для чего пытался уже образовать тайные общества, отдельно от своих собраний, и в этих видах из числа лиц, посещавших его собрания, оказавших более прочих склонность к свободомыслию, сводил помещика Спешнева с отставным подпоручиком Черносвитовым и имел с ними преступные разговоры о возможности восстания в Сибири, а вслед за тем сводил Спешнева же с поручиком Момбелли и участвовал с ними в совещаниях об учреждении тайного общества под названием товарищества или братства взаимной помощи».
Дискуссии между западниками и славянофилами подали надежду, что идеи либерализма возможно адаптировать для России. К началу 1860-х часть интеллектуальной элиты прониклась убеждением, что для преодоления отсталости страны недостаточно реформировать самодержавие, а необходимы глубокие политические преобразования. Однако западный либерализм в своём развитии опирался на широкий класс собственников, которого в России не было. Результатом стало появление нового общественного класса —интеллигенции, который взял на себя роль оппозиции и базы для распространения либеральной идеологии. Интеллигенция состояла из учителей, инженеров, литераторов, адвокатов и т. д.
Сообщение «Декабристы в ссылке»
Составление итоговой схемы.

Вывод о влиянии декабристского движения на внутреннюю политику Николая 1 и общественное движение в России в 1930—40-е годы.
Декабристы и современность
Сообщение о жёнах декабристов.
Итог урока . П.З.? Рефлексия.
Как повлияло движение декабристов на внутреннюю политику Николая 1 и общественное движение в России в 1930—40-е годы?