Внеурочный проект Наша родина — Первомайск


ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Кафедра начального образования
Конкурс «Организация проектной деятельности младших школьников
в условиях реализации ФГОС НОО»
Название номинации: Внеурочный проект
Творческая работа
Тема проекта: Наша Родина – Первомайск.

Выполнила учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 2 Первомайского района
Гринина Марина Александровна
Квалификационная категория - высшая
Стаж работы учителем начальных классов - 17 лет
Контактная информация:
телефон: 89108934721
e-mail: marina404at@mail.ru
Н.Новгород
2015
I. Общие сведения о проекте.
1.Тема проекта: «Наша Родина – Первомайск»
2. Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий.
3. Постановка проблемы проекта: сущность проблемы проекта, обоснование актуальности проблемы, социальная и педагогическая значимость проекта.
Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».
Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной, внеурочной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время.
Идея проекта «Наша Родина - Первомайск» - развитие социально-активной и творческой личности, обладающей чувством гордости и ответственности за судьбу Отечества и свое будущее.
Такая работа необходима для сохранения исторического наследия для потомков, вовлечения в активную поисковую и исследовательскую деятельность учащихся, развития творческих начал личности.
Проект рассчитан на учащихся вторых классов. Расширяется кругозор детей, происходит актуализация полученных знаний.
Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота.  
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА:
Можно ли через изучение своего РОДНОГО КРАЯ, воспитать чувство гражданственности и патриотизма.
4. Цели и задачи проекта:
Цель проекта (для учителя):
формирование у младших школьников гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.
Задачи проекта (для учителя):
Обучающие:
• формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;
• прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;
Развивающие:
• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
• расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
• формировать учебную самостоятельность и деловые качества.
Воспитательные:
• воспитывать уважение и любовь к родному краю;
• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям города;
• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми;
• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
Цель проекта (для детей):
семейный праздник «Семейные посиделки на деревне»; создание классного стенда «Наша Родина – Первомайск» для учащихся начальной школы.
Задачи проекта (для детей):
собрать материал по теме проекта;
систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы в рубрике «Наша Родина – Первомайск»;
подготовиться и презентовать свою проектную работу ;
своей проектной работой показать пример уважительного отношения к малой Родине обучающимся 2-х классов.
5. Сведения об участниках проекта:
а) организатор - учитель начальных классов МАОУ Первомайской СОШ №2 – Гринина М.А.
б) состав проектной группы: 23 человек, 9 лет, 2 «А» класс;
в) дополнительно привлекаемые специалисты или родители учащихся: родители обучающихся, работники краеведческого музея, школьной и городской библиотек.
6. Условия осуществления проектной деятельности:
а) сроки проведения 02.03.2015г.- 14.03.2015г.;
б) место проведения и реализации проекта – МАОУ Первомайская СОШ №2;
в) материально-техническое и учебно-методическое оснащение: компьютер, проектор, интерактивная доска, программа дополнительного образования «Азбука добра»;
г) информационное обеспечение:
* для организатора список литературы:
1) Бондарева И.И. Развитие социальных навыков и умений гражданского поведения у младших школьников: методическое пособие, НИРО, 2011.
2) Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: методическое пособие. И.И.Бондарева, О.Ю.Дедова, Н.Н.Деменева, Е.А.Захарова, И.Н.Мохова, Н.А.Кузьмина, Н.Н.Морозова, В.Ф.Одегова, Т.А.Рунова, С.К.Тивикова, Н.Ю.Яшина, АРКТИ, М., 2014.
3) Кривобок Е.В., О.Ю. Саранюк. Исследовательская деятельность младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2010.4) Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Граф, 2002.5) Проектная деятельность в начальной школе/под ред. М.К Господникова и др.  – Волгоград: Учитель, 2008.6) Проектные задачи в начальной школе/под ред. А.Б. Воронцова. – М: Просвещение, 2011.
* для организатора Интернет-источники:
1) Использование проектно-исследовательской технологии во внеурочной деятельности в начальной школе - http://na-journal.ru/stati/12-nauchnyj-aspekt-3-2012-gumanitarnye-nauki/117-ispolzovanie-proektno-issledovatelskoj-tehnologii-vo-vneurochnoj-dejatelnosti-v-nachalnoj-shkole2) Метод проектов в начальной школе - http://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/175760* для участников:
1) «У истоков Алатыря». Книга о заводе, городе и районе. В.Шамшурин, В.Алексеев, Н-Новгород, 2003
2) «Инвестиции княжны Оболенской». Записки директора. П.Н.Тифлов, Н-Новгород, РИ «Бегемот», 2003
3) «Первомайск. Новое время» Юбилейный журнал, 2013.
7. Вид продукта проекта.
А) классный стенд «Наша Родина – Первомайск»;
Б) презентации обучающихся «Славная история Первомайска», «Самобытность Первомайского района»;
В) Сценарий праздника «Семейные посиделки на деревне».
8. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства, самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей Малой Родине, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, - готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
- умение продуктивно работать в команде, выполнять разные роли и обязанности, умение признавать различные мнения;
- умение действовать в интересах группы;
- умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;
- умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности);– умение осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач;– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).- умение работать с информацией и медиасредствами – умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;
- умение оценить степень успешности своей деятельности;
- умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;
- умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ,
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
Предметные результаты:
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего краеведческого образования. Иметь представление о понятиях: Родина, Отчизна, Отечество, культурно-исторические памятники, самобытность народных традиций. – владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
- кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации;
- привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края
9. Дополнительные сведения о проекте:
Участие в областном конкурсе методических разработок «Семья – основа воспитания» проводимый ГБОУ ДОД Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области».
Сведения о проведении мероприятия на школьном сайте: psch2.edusite.ru в разделе «Новости» от 14.03.15.
II. Краткая аннотация содержания проекта.
Ребята под руководством учителя и при непосредственном участии своих законных представителей – родителей, получили возможность рассказать о своей малой Родине, поделиться интересными историями.
Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота, входит в программу внеурочной деятельности «Азбука добра». Проект - это попытка объединить единой целью не только основных участников общеобразовательного процесса учителей - учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения - родителей.
В проекте принимают участие обучающиеся 2 «А» класса МАОУ Первомайской СОШ №2.
Данный проект ориентирован на выполнение ФГОС НОО, а именно, направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации внеурочной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие.
Ребёнок, который будет знать историю своего города, края, памятников культуры, архитектуры, никогда не совершит акта вандализма. Он просто будет знать им цену. Он прислушается к своим родным, близким, которые объясняют ему, что такое Любовь к Родине, Отчизна, родной дом, Семья.
III. Подробное описание этапов работы над проектом
1. Ценностно-ориентационный этап.
1.1. Определение темы и актуальности
Классный час «Край родной – навек любимый»
А) Приглашение почетных гостей – старейших жителей города (из числа родственников обучающихся)
Б) Анкетирование «Знаю ли я свою малую Родину?» (перед началом проекта) (Приложение 1)
1.2. Определение круга социальных партнеров: обращение к родителям в виде буклета, посещение краеведческого музея.
1.3. Определение ресурсного потенциала – посещение школьной и городской библиотек.
2. Этап планирования и организации деятельности учащихся.
2.1. На данном этапе распределили обязанности между участниками проекта, определили направления работы, сформулировали задачи для каждой группы: «Юные историки», «Исследователи». Было указано на способы источников сбора информации по каждому направлению.
Составили план реализации проекта - пошаговое планирование.
2.2. Социологический опрос для обучающихся 2-х классов «Что для Вас значат слова «Малая Родина»?
А) Выбор корреспондентов и интервьюеров
Б) Составление анкеты (Приложение 2)
3. Конструктивный этап.
3.1. Выставка рисунков «Любимый край»
А) Выполнение рисунков, изготовление аппликаций «Герб Первомайска».
Б) Оформление выставки рисунков.
3.2. Оформление стенда «Край родной навек любимый»
А) Сбор материала о знаменитых людях.
Б) Проведение экскурсии по материалам стенда.
3.3. Классный час «Традиции малой родины».
А) Игра «Калейдоскоп народных игр».
Б) Изготовление дерева Дружбы и наклеивание на него листочков с личными пожеланиями учащихся.
3.4. Литературный конкурс «Слово о Первомайске».
А) Написание сочинений «Я люблю тебя, Первомайск». (Приложение 3)
Б) Подготовка кроссвордов на тему «Наш Первомайск». (Приложение 4)
3.5. Групповая работа.
А) Разработка критериев оценивания оформления презентации. (Приложение 5)
Б) Исследовательская деятельность по памяткам. (Приложение 6)
В) Работа группы «Юные историки» над презентацией «Славная история Первомайска». (Приложение 7)
Г) Работа группы «Исследователи» над презентацией «Самобытность Первомайского района». (Приложение 8)

4. Подготовка к презентации проекта.
А) Совместная работа с родителями над сценарием праздника «Семейные посиделки на деревне»
Б) Репетиции детьми выступлений.
В) Изготовление родителями декораций для оформления презентации проекта.
Г) Оформление классного стенда «Наша Родина – Первомайск»;
5. Презентация проекта.
А) Демонстрация презентаций для родителей и обучающихся 2-х классов.
Б) Праздник для родителей и обучающихся 2-х классов «Семейные посиделки на деревне». (Приложение 9)
6. Рефлексивный этап.
6.1. Рефлексивный отчет учащихся – беседа «За что я люблю свой край?»
6.2. Викторина « Край родной навек любимый». (Приложение 10)
1. Подбор вопросов для викторины совместно с родителями.
2. Подведение итогов, выявление победителей.
6.3. Анкетирование «Знаю ли я свою малую Родину?» (после завершения проекта) (Приложение 1)
6.4. Работа с оценочными листами. (Приложение 11)
IV. Достигнутые эффекты проекта.
1. Педагогические эффекты проекта.
Работа над социальными проектами позволила почувствовать каждому ребёнку и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности. Деятельность по подготовке проекта, по его реализации выявила не только положительные качества участников, но и позволила определить  слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.
2. Социальные эффекты проекта.
Также в процессе реализации проекта результатом стали и социальные эффекты: активное включение в коллективное дело людей разных поколений, сфер интересов и т.п. Совместная работа над подготовкой внеурочного проекта и его выполнением привели к осознанию ответственности каждого за успех общего дела, именно в тесном взаимодействии с семьей, школа становится открытой и понятной для родителей и общества. Сотрудничество людей разных поколений в рамках одного проекта способствовало укреплению семьи, коллектива, воспитанию уважительного отношения друг к другу, передаче наиболее значимого социального опыта.
3. Анализ результатов проведения проекта:
3.1. Результаты анкетирования «Знаю ли я свою малую Родину?»
А) Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место жительства)?

Б) Являетесь ли Вы коренным Первомайцем?

В) Знаете ли Вы знаменитых земляков?

Г) Знаете ли Вы историю своего города?

Д) Хотели бы Вы свои пополнить знания?

Вывод: анализ данного тестирования выявил положительную тенденцию к развитию исследовательских запросов у детей. Обучающиеся проявили желание расширить свои знания по данной теме исследования.
3.2. Результаты социологического опроса для обучающихся 2-х классов «Что для Вас значат слова «Малая Родина»?
Четыре корреспондента из 2 «А» класса опросили 92 интервьюера из числа 2-х классов.
А) Что Вы понимаете под словами «Малая Родина»?

Б) Какими качествами должен обладать настоящий патриот?

Вывод: анализ социологического опроса показал положительную динамику духовно-нравственного развития детей, т.к. при выборе качеств настоящего патриота дети не только выбирают предложенные, но больше предлагают свои варианты, что говорит о социальной активности интервьюеров.
V. Приложение.
1. Продукт проекта:
Приложение 7 – презентация группы «Юные историки»
Приложение 8 – презентация группы «Исследователи»
Приложение 9 – сценарий фольклорного праздника «Семейные посиделки на деревне»
2. Рабочие материалы:
Приложение 1 - Анкета «Знаю ли я свою малую Родину?»
Приложение 2 - Социологический опрос «Что для Вас значат слова «Малая Родина?»
Приложение 3 – сочинения детей.
Приложение 4 – кроссворды детей.
Приложение 5 – критерии оценивания презентации.
Приложение 6 – памятка юного исследователя.
Приложение 10 – викторина с родителями «Край родной, навек любимый»
Приложение 11 – самооценка ученика своей работы в группе.
3. Фото проекта:
- Рабочие моменты
- Праздник
4. Видео праздника.