Игра-как один из важнейших методов развития речи детей дошкольног возраста


Тема: «Игра – как один из важнейших методов развития речи
детей дошкольного возраста»
«От того, как прошло детство,
что пришло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени, зависит каким
человеком станет сегодняшний малыш».
/В.А. Сухомлинский/
Введение
Детство.......Дошкольное детство......Ребенок.......Дети........
Какие они – самые маленькие граждане Казахстана, жители нашего государства?
Что им интересно,
чем они занимаются, о чем думают, как размышляют?
Эти вопросы привлекают многих – и тех, кто воспитывает детей – их родители и
педагогов; и ученых,
изучающих феномен детства; и вообще – всех тех, кому не безразлично настоящее и будущее нашего
государства, общества, культуры. Ведь для того, - какие они наши самые маленькие
сограждане зависит будущее нашего общества.
Процветание нации определяется, главным образом, тремя решающими факторами:
освоение новых научных открытии, уровнем образования и специализированными знаниями.
«Страна, не умеющая развивать знания, в двадцать первом веке обречена на провал»-
сказал президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев.
«На мой взгляд, основными направлениями в формировании новых подходов
к образованию являются:
изменение предметно-развивающей среды, компьютеризация, формирования
гражданственности и поликультурное образование;
- уровень образования;
- профессионализм педагогов».
Cуйемін туған тілді – анам тілін,
Бесікте жатақанымда – ақ берген білім,
Шыр-етін жерге түскен сәттен.
Қулағымда сіңірген таныс үнім,
Ең бірінші сол тілмен сыртқа шыкты
Суйгенім, жек көргенім, ұнатқаным.
Язык – богатство народа. Уважать, чтить и знать казахский язык – государственный язык Республики Казахстан – обязанность каждого из нас. После принятия Независимости Республики Казахстан, был принят закон о языке. /1997г./
«Как государственный язык – казахский язык должен стать фактором
единения и сплоченности Казахстанского общества». Потенциальный и конкурентно-способный государственный язык должен последовательно расширять свои социальные способности и сферу применения», поэтому укрепления позиции казахского языка во всех сферах, применение государственного языка в области ведется систематическая работа в трех направлениях. Наряду с казахским языком, русский язык является родным для большинства людей и его понимают. Русский язык – один из мировых языков, это первый язык общения в космосе.
Утвержден и введен в действие приказом исполняющего обязанности министра образования и науки Республики Казахстан от 28 ноября 2008 года № 628 «Об утверждении государственного обще-обязательного стандарта образования Республики Казахстан. Дошкольное воспитание и обучение».
Проблемы, цели и обязательства на
2011-2012 учебный год.
Проблемы детского сада:
В образовательно-воспитательном процессе применяя самые необходимые новые педагогические методы и приёмы, преподать необходимые и результативные знания детям, воспитывать гуманные чувства.
Цель:
В развитии инициативности, познании, творческих способностей, развитии речи проводить на своем уровне.
Обязательства:
- В непрерывном образовательно- воспитательном процессе развивать речь и использовать художественное слово, обогащать культуру общения;
-В образовательно-воспитательном процессе использовать новые педагогические технологии и программы, повышать профессионализм воспитателей.
--Подготовка детей к школе, освоение грамоты; развивая речь и культуру общения.
-Развивая познание детей, формировать интеллектуальность. Развивать интерес к познанию.
-Развивать эстетические чувства, творческие способности в художественно-действенном воспитании.
Основываясь на целе и задаче, поставленные нашим детским садом, я решила использовать такие методы и приемы
Обучение, рассказывание, беседы, вопросы- ответы, повторение, заучивание
Приемы развития речиОбучение, рассказывание, беседы, вопросы- ответы, повторение, заучиваниепоказ картин (предметных, сюжетных), наблюдение за предметом, наблюдения за окружающим миром описание картин, предметов, описание качества, состояние ( ощущение, осязание, обозрение, обоняние, вкус) упражнять рассказывать интересные истории, обобщая впечатления детейсравнение похожих предметов, проведение дидактических игр и упражнений, сюжетно-ролевых игр, подвижных игрИнсценирование сказок,показ кукольного театра,показ слайдов,показ мультфильмоф
Отсюда, активизируется и обогащается словарный запас, развивается связная речь, дети осваивают звуковую культуру речи, грамматику языка; понимают и отвечают на поставленные вопросы. А также идет развитие логического мышления, памяти и воображение детей.
В китайской народной поговорке говорится:
«Рассказ – ребенок забудет,
Показать – запомнит,
Дать пощупать предмет – ребенок поймет».
Одним из главных методов обучения и воспитания детей – является игра.
По словам казахского мыслителя Абая Кунанбаева: « Не играя в игры, не распев песни - вырастет ли ребенок?».
Используемые методы и приемы по развитию речи детей
на занятиях и вне занятий:
Кукольный театр Пальчиковая гимнастика, игры
Дидактические /сюжетные/ игры Рассказывание по картине
Просмотр мультфильмов, сказок Художественное слово, литература


Ожидаемый результат:
Понимать русскую речь. Обогащать и активизировать словарный запас, выработать отчетливое, четкое произношение звуков, интонационную выразительность речи, выражать мысль грамматически правильно, образно, точно.
Программой воспитания в детском саду предусмотрены задачи обучения родному языку, развития связной речи и активизации словаря, формирования правильного звукопроизношения, разговорной речи, умение правильно и точно выражать свои мысли. Эти задачи решаются на протяжении всего периода в детском саду.
Наиболее значимыми ситуациями общения являются те, которые позволяют более основательно проникать в процесс познания с помощью речевой деятельности
и развивать познавательные процессы дошкольников. Назовем некоторые из них: это, прежде всего проблемные ситуации, которые ставят дошкольников перед противоречиями и необходимостью поиска выхода из них, которые необходимо ясно и доказательно выразить. Очень хорошо это прослеживается в дидактических играх типа : «Отгадай-ка» /первая группа игр/. Осуществляя дидактический принцип «От близкого к далекому», я приучаю детей использовать свои знания. Например, усложненным вариантом является игра «Где был Серик?». Я начинаю рассказывать: «В детский сад пришел новый мальчик Серик, вышел он из своей группы и заблудился. Куда попал Серик?» - дети должны закончить рассказ. Далее тему усложняю: Серик отправился путешествовать по городу и попал в одно место, где в клетках было много разных зверей – медведи, тигры, обезьяны. Куда попал Серик?
Вторая группа игр формирует умение детей группировать предметы, обобщать их по тем или иным признакам. Такие игры как «назови три предмета», «А если бы....», «Что сделано человеком?», «Что создано природой», «Когда это бывает», «Охотник» и др., благотворно влияют на развитие мыслительных процессов, способствуют активизации, уточнению и закреплению словаря.
В игры третьей группы входит игра «Кто больше заметит небылиц». Эта игра требует умственного напряжения, умения детей слушать, запоминать, а затем рассказывать их, что способствует развитию более связной речи.
Четвертая группа игр способствует формированию таких черт характера ребенка, как умение владеть собой, находчивости, внимания, быстроты реакции на слово. Такие игры, как «Фанты»; «Семья», «Испорченный телефон»- развивают мышление, речь, слух.
На занятиях по ознакомлению с окружающим я формирую наглядно – образное мышление. Обязательным компонентом моих занятий являются тематические картинки, например «Устроим выставку картин», где дети подбирают картинки о сезонах и обьясняют, почему именно эта картинка подходит к определенному времени года.
Также мне нравится проводить речевые логические задачи, рассказы, загадки. Здесь дети должны уметь определять связи, существующие в природе, причины, обьясняющие свойства предметов. Например; «Почему весной деревья белые?» /яблони/. «Цветные льдинки».
Чтобы научить детей образной речи, я использую игру «Кто лучше скажет» - на описание разных предметов, например: «Разноцветная осень», «земля покрыта белым ковром» и .д.
Речевая деятельность детей хорошо проявляется во время беседы на прогулке, экскурсиях. Это ситуации совместной деятельности воспитателя и детей.
Правильно речевое воспитание направлено на развитие коммуникативной компетентности, способности налаживать общение с окружающими при помощи
и развивать познавательные процессы дошкольников. Назовем некоторые из них: это, прежде всего проблемные ситуации, которые ставят дошкольников перед противоречиями и необходимостью поиска выхода из них, которые необходимо ясно и доказательно выразить. Очень хорошо это прослеживается в дидактических играх типа : «Отгадай-ка» /первая группа игр/. Осуществляя дидактический принцип «От близкого к далекому», я приучаю детей использовать свои знания. Например, усложненным вариантом является игра «Где был Серик?». Я начинаю рассказывать: «В детский сад пришел новый мальчик Серик, вышел он из своей группы и заблудился. Куда попал Серик?» - дети должны закончить рассказ. Далее тему усложняю: Серик отправился путешествовать по городу и попал в одно место, где в клетках было много разных зверей – медведи, тигры, обезьяны. Куда попал Серик?
Вторая группа игр формирует умение детей группировать предметы, обобщать их по тем или иным признакам. Такие игры как «назови три предмета», «А если бы....», «Что сделано человеком?», «Что создано природой», «Когда это бывает», «Охотник» и др., благотворно влияют на развитие мыслительных процессов, способствуют активизации, уточнению и закреплению словаря.
В игры третьей группы входит игра «Кто больше заметит небылиц». Эта игра требует умственного напряжения, умения детей слушать, запоминать, а затем рассказывать их, что способствует развитию более связной речи.
Четвертая группа игр способствует формированию таких черт характера ребенка, как умение владеть собой, находчивости, внимания, быстроты реакции на слово. Такие игры, как «Фанты»; «Семья», «Испорченный телефон»- развивают мышление, речь, слух.
На занятиях по ознакомлению с окружающим я формирую наглядно – образное мышление. Обязательным компонентом моих занятий являются тематические картинки, например «Устроим выставку картин», где дети подбирают картинки о сезонах и обьясняют, почему именно эта картинка подходит к определенному времени года.
Также мне нравится проводить речевые логические задачи, рассказы, загадки. Здесь дети должны уметь определять связи, существующие в природе, причины, обьясняющие свойства предметов. Например; «Почему весной деревья белые?» /яблони/. «Цветные льдинки».
Чтобы научить детей образной речи, я использую игру «Кто лучше скажет» - на описание разных предметов, например: «Разноцветная осень», «земля покрыта белым ковром» и .д.
Речевая деятельность детей хорошо проявляется во время беседы на прогулке, экскурсиях. Это ситуации совместной деятельности воспитателя и детей.
Правильно речевое воспитание направлено на развитие коммуникативной компетентности, способности налаживать общение с окружающими при помощи
-Звук, производящий комар: -з-з-з-, при этом используется и дыхание. То есть произношение звуков идет попеременно с длительностью и изменением высоты голоса.
Одна из интересных и занимательных игр, в которую очень любят играть мои воспитанники
«Соединяя точки, изобрази фигуру» на индивидуальных пишущих досках. Здесь идет развитие логического мышления, с использованием и называнием геометрических фигур,( треугольник, квадрат, ромб, шестиугольник). Я называю определенный звук, на который дети самостоятельно должны найти слова и соединяя точку за точкой, называют эти слова: мама, мел, мак, майка, мастер,мир.
Следующая, очень любимая моими детьми игра «Произношение звуков, слов: тихо, громко, очень громко», где по моему сигналу, изменяя тембр голоса произносятся заданные звуки и слова.
Целесообразно при проведении таких игр, использовать предметные или сюжетные картинки.
- « Кто как кричит?». Произношение звуков: собака гавкает, кошка мяукает, корова мычит, петушок кукарекает. Гавкает
Мяукает
Хорошая разминка для языка это - проговаривание чистоговорок:
-Ра-ра-ра – начинается игра;
-Жа-жа-жа – зажужжала оса;
-Жи-жи-жи – колючие ежи;
-Же-же-же – гриб едет на еже;
-Зи-зи-зи – ежик, ежик тормози;
- Си-си-си – к себе в гости пригласи;
-Са-са-са – прилетела оса;
-Зу-зу-зу – мы поймали стрекозу
и проговаривание скороговорок:
* Саша в лесу, встретил лису.
* В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи.
* Часто, очень часто
Мы мечтаем на ракете
Мчаться к Млечному пути.
На дворе трава, на траве дрова.
Развитие мелкой моторики детей.
В головном мозге человека находятся нервные окончания, которые взаимосвязанны между собой и отвечают за речь и движения пальцев рук, активные точки которых находятся непосредственно на подушечках пальцев. Необходимо массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
В свободное от занятий время, например, во вторую половину дня я провожу заранее запланированные игры и упражнения, в которых дети должны на ощупь определить и назвать содержимое / используются разнообразные предметы или бросовый материал/,катание между ладонями разных по форме предметов, перекатывание предметов между пальчиками и т.д.
Описание игр и упражнений:
1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким- либо однородным наполнителем( песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течении 5-10 минут перемешивает содержимое. Поочередно меняя содержимое сосуда, после нескольких проб, предлагаю ребенку с закрытыми глазами опустить руки в сосуд и определить содержимое на ощупь поочередно правой, левой рукой.
2. Лепка из пластилина объемных, разных по размеру геометрических фигур.
3. Перекатывание карандашей, палочек между пальцами - от большого к мизинцу и обратно - каждой рукой.
4. «Завяжи узелки»: предложить детям шнур или веревочку (толщиной с палец ребенка), и показать, научить завязывать узлы.
5. Катание между ладонями предметов округлой формы, целесообразно использовать грецкий орех./скорлупа – негладкая/.
Проводимые упражнения и игры я сопровождаю словесным текстом.
Очень хорошую тренировку для развития мелкой моторики рук дают народные игры-потешки:Сорока-белобока:
Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому не дала,
Ты воду не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил-
Тебе ничего нет.
( при этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний указательный и большой пальцы. Другой вариант этой потешки:
Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил
Тебе ничего нет./при этом большой палец не загибается/.
Или, например:
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик - Я
Этот пальчик – папочка, Вся моядружная семья!
( показывают по очереди пальцы, загибают и разгибают пальцы, как правой руки, так и левой руки).
Работа с родителями:
Вид играющего малыша у мам и пап вызывает бесконечную радость. Но не все родители догадываются, что за этими кажущимися им бесполезными действиями стоит большая работа малыша по изучению окружающего мира и развития разговорной речи. Для детей очень важны игры – действия, стимулирующие мелкую моторику. Родителям, у детей которых идет небольшая задержка в речевом развитии, я стала думать, как можно интересно и занимательно развивать мелкую моторику, так как именно она напрямую связана с развитием речи. И помимо лепки и рисования пальчиками, я предложила родителям в свободные вечера играть в пальчиковые игры. Такие игры развивают речь, координацию движений, воображение.
«Боровики»
В темном лесу-скрестить ладони над головой
Стоят дубки-«лотос» из ладоней
Там растут-сложить ладони вертикально
Боровики ладонью-шляпкой накрыть ладонь-ножку
Раз, два, три, четыри, пять-хлопки
Мы идем их собирать-собрать ладони «блюдечком»
2. «Четыре цапли»
Четыре длинных цапли-шагать руками в воздухе
Выходят на охоту-руками «клювиками»
А дождик по болоту-махать руками в воздухе
Кап, кап, кап-пальцами по ладони
Идут четыри цапли-шагать руками в воздухе
И стряхивают капли,-«стряхивать»с себя
А клювы звонко щелкают-раскрывают и закрывают «клювики»
Цап, цап, цап-щелчки
3. «Тучи»
Туча тучу повстречала-Свободные движения руками в воздухе
Туча туче проворчала:
«Что гуляешь на пути?-Погрозить пальцем
Прочь с дороги, дай пройти»-Отмахивать руками от себя
Туча тучу лбом, лбом-хлопки
А по небу гром, гром-Топ, топ
А еще совместно с родителями мы сделали игрушки для развития мелкой моторики своими руками:
«Веселые шарики».
Для этого нам понадобились воздушные шарики, мука, воронка, фломастер. При помощи воронки насыпали муку в шарик. Завязали его, нарисовали мордочку. Получились веселые шарики – человечки. Можно играть в театр, мять как пластилин, щипать, тянуть.
«Большая стирка».
Эта игра с прищепками. Она требует особых усилий пальчиков, так как не сразу получается быстро прикрепить «белье к веревке». Требуется время на освоение открывания прищепки. Материалы самые простые: картон, веревка и прищепки. Фигур может быть любое количество.
«Пальчиковый театр».
Пальчиковый театр способствует не только развитию мелкой моторики, но и развитию речи. Одевая куколки на пальчики, можно разговаривать с разными героями и создавать мини – спектакли. Здесь мы использовали поролон, бусины и старые перчатки, от которыз «обрезали пальчики».
«Моталочка».
Эта игра очень увлекательная и развивающая. Развивает мелкую моторику, усидчивость, координацию, терпение. Нам понадобился шнур длиной 2 метра, пластмассовый мяч из сухого бассейна. Можно также мотать клубок с нитками или наматывать шнур на мячик с шипами.
Я советую родителям по-больше играть с детьми, при этом распрашивать ребенка: что он делает, для кого строит и т.д. Напоминая, что при этом надо обязательно хвалить ребенка.
А еще я предлогаю родителям не отказываться от «помощи» ребенка на кухне. Например, разрешить ему пересыпать крупу, сахар ложечкой из одной посуды в другую. Можно насыпать муку тонким слоем на поднос и разрешить ребенку порисовать пальчиком. Самое главное, что ребенку будет интересно, при этом мама должна задавать вопросы и хвалить за ответы. По дороге к детскому саду или домой,
я прошу родителей не идти молча с детьми, а рассказывать об окружающем или распрашивать ребенка об увиденном.

Сейчас дети добились хороших результатов. В этом году я проводила открытое городское занятие на тему: « Путешествие в страну Здоровья», дети рассказывали стихотворения, выполняли различные упражнения со словесным сопровождением, «прогоняли микроба». Занятие оценили на оценку «хорошо», и это заслуга моих детей.

Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно – следственные связи и зависимости. Чем активнее в умственном отношениее ребенок, тем больше он задет вопросы, и тем разнообразнее эти вопросы: «Зачем?»; «Как?»; «Почему?».

Обучение в детском саду должно быть ориентированно на коммуникацию, что предполагает организацию занятий в форме общения и исключения формальных заданий.
Я думаю, что в дальнейшем приложу больше усилий в воспитании и обучении детей; воспитаю, любящих свою Родину; патриотов своей Родины.
На этом заканчивая свою речь, желаю всем успехов!