Календарно-тематическое планирование к рабочей программе Школа 21 века 4 класс окружающий мир


Календарно-тематическое планирование№ п/п
Тема урока Кол-во часов Сроки проведения Элемент содержания Требования к уровню подготовки
Знать /понимать/уметь Домашнее задание
1 Человек – живое существо (организм). Как устроен организм человека. Организм человека. Нервная система (урок открытия нового знания) 1 Человек – живое существо (организм). Головной и спинной мозг (нервная система) – «командиры» нашего организма. Их «работа». Роль нервной системы в организме человека. Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Объяснять особую роль нервной системы в организме.
Регулятивные: самоконтроль выполнения учебной задачи.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Работа в рабочей тетради (Р.Т.) на стр.3 -4. Выполнение заданий рубрик «Вспомни», «Обсудим вместе», «Сделаем вывод», «Этот удивительный мир».
2 Как устроен организм человека. Двигательная система организма (урок открытия нового знания) 1 Скелет – опора тела. Кости и мышцы: значение для двигательной деятельности человека. Их работа. Познавательные: выделение признаков различия; подготовка вывода, обобщение.
Регулятивные: сравнение своих выводов с текстом.
Коммуникативные: правила участия в диалоге.
1Личностные: оценка взаимодействия в совместной деятельности. Работа с рубриками «Обсудим вместе», «Этот удивительный мир», «Сделаем вывод». Подготовка сообщений об охране опорно-двигательной системы.
3 Как устроен организм человека. Двигательная система организма (комбинированный) 1 Скелет – опора тела. Укрепление костей и мышц. Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде.
Регулятивные: определение главной мысли в тексте; составление рассказа-рассуждения.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Сообщения учащихся «Кости и мышцы необходимо укреплять». Работа в Р.Т. на стр. 5, практическая работа: комплекс упражнений для укрепления осанки.
4 Как устроен организм человека. Пищеварительная система (урок открытия нового знания) 1 Почему человек должен питаться. Как пища переваривается. Органы пищеварительной системы. Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов.
Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». Просмотр и обсуждение презентации «Пищеварительная система». Работа в Р.Т. на стр. 6 – 7.
5 Как устроен организм человека. Пищеварительная система (урок актуализации знаний) 1 Значение пищеварительной системы. Зубы. Правила ухода за зубами. Составление памятки «Как беречь зубы». Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов.
Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Составление памятки в группах, презентация её классу. Работа в Р.Т. на стр. 8 – 9. Сделать проекты: «Может ли организм человека жить без витаминов», «Почему люди болеют цингой».
6 Как устроен организм человека. Дыхательная система (урок открытия нового знания) 1 Знакомство с системой органов дыхания. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания. Познавательные: «чтение» информации, представленной на рисунках-схемах.
Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Опыт «Измерение давления». Работа в Р.Т. на стр.10.
7 Как устроен организм человека. Кровеносная система (урок актуализации знаний) 1 Органы кровеносной системы. Кровь, её функции (работа). Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов.
Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Опыт: «Измерение пульса». Работа с текстом рубрики «Этот удивительный мир».
8 Как устроен организм человека. Кровеносная система (комбинированный) 1 Сердце. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов. Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде.
Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Работа в Р.Т. на стр. 12 – 13.
9 Как устроен организм человека. Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества (урок открытия нового знания) 1 Организм освобождается от ненужных и вредных для него веществ с помощью
органов выделения. Почки – главный орган выделения. Познавательные: «чтение» информации, представленной на рисунках-схемах.
Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Решение логической задачи: «Почему при обследовании больного делают анализ его мочи?» Работа в Р.Т. на стр. 13 – 14.
10 Как устроен организм человека. Кожа (урок актуализации знаний) 1 Кожа, её роль в организме. Как кожа «работает». Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. Познавательные: высказывание предположения, анализ, выделение главной мысли текста, обобщение, оформление вывода.
Регулятивные: представление информации в «свёрнутом» виде (памятка).
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Чтение текста рубрики «Этот удивительный мир».
Работа в парах: составление памятки «О коже нужно заботиться»
11 Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение (урок актуализации знаний) 1 Органы чувств, их значение в жизни человека. Охрана органов чувств. «Глаза – органы зрения, наши «окна» в мир». Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов.
Регулятивные: самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях.
Коммуникативные: правила участия в учебном диалоге.
Личностные: самооценка взаимодействия в совместной деятельности. Опыт: «Рассмотрим предметы». Составление памятки «Береги глаза». Пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». Работа в Р.Т. на стр. 15 – 16.
12 Как человек воспринимает окружающий мир. Слух (урок актуализации знаний) 1 Работа с текстом и рисунками учебника. Обсуждение проблемы «Как шум влияет на слух?» Познавательные: анализ, представление информации в свёрнутом виде.
Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Пересказ текста рубрик «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек».
13 Как человек воспринимает окружающий мир. Обоняние (урок актуализации знаний) 1 Работа с текстом и рисунками учебника. Нос – орган обоняния. Его строение. Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде.
Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Опыт: «Проверим своё обоняние». Работа с рубрикой «Обсудим вместе».
14 Как человек воспринимает окружающий мир. Вкус (урок актуализации знаний) 1 Работа с текстом и рисунками учебника. Обсуждение проблемы: «Связаны ли между собой обоняние и вкус?» Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде.
Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Опыт: «Проверим свой вкус». Работа в Р.Т. на стр. 17 – 18.
15 Как человек воспринимает окружающий мир. Осязание (урок актуализации знаний) 1 Игры- упражнения: «Кто позвал?», «Из чего сделан предмет?», «Опиши предмет с помощью осязания» и др. Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде.
Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Сообщения учащихся: «Органы чувств человека». Составление памятки «Как беречь органы чувств»
16 Мир чувств. Эмоции (урок актуализации знаний) 1 Обсуждение проблемы: «Есть ли эмоции у животных?» Отражение эмоции в мимике и жестах. Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде.
Регулятивные: правила учебного диалога.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: самооценка эмоциональных реакций на житейские ситуации. Опыт: «Измерение пульса при спокойной работе в классе и при ответе на трудный вопрос». Пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир».
17 Мир чувств. От простых эмоций к чувствам (комбинированный) 1 Чувства раскрывают отношение человека к природе, другим людям, общественным явлениям, самому себе. Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде (памятка).
Регулятивные: контроль выполнения ролевых действий в ролевой игре.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Работа в Р.Т. на стр. 18 – 21.
18 Обрати внимание на внимание (урок открытия нового знания) 1 Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. Внимательные и невнимательные люди. Познавательные: высказывание и обоснование предположений, формулирование вывода.
Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: самооценка взаимодействия в совместной деятельности. Работа в Р.Т. на стр. 21. Задание на самооценку: «Всё ли удалось нам в совместной работе?»
19 Помни о памяти (урок открытия нового знания) 1 Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. Упражнения на развитие памяти и внимания. Познавательные: составление плана пересказа, представление информации в «свёрнутом» виде (памятка).
Регулятивные: самоконтроль выполнения учебных задач.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: самооценка взаимодействия в совместной деятельности и учебном диалоге. Работа в Р.Т. на стр. 22. Анализ шмуцтитула: о чём ты узнал, на какие вопросы можешь ответить, о чём тебе ещё хотелось бы узнать.
20 Твоё здоровье. Правила здоровой жизни. Здоровье человека (урок открытия нового знания) 1 Правила здорового образа жизни. Режим дня. Здоровый сон. Значение правильного сна и правильного питания в жизни человека.
Познавательные: конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.
Регулятивные: самооценка взаимодействия в совместной деятельности.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье. Работа в Р.Т. на стр. 22 – 23.
21 Твоё здоровье. Правила здоровой жизни. О правильном питании (урок актуализации знаний) 1 Здоровое питание человека основано на трёх правилах: умеренность, разнообразие и режим. Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде.
Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье. Чтение и пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». Работа в Р.Т. на стр. 23 – 24.
22 Твоё здоровье. Правила здоровой жизни. Правила закаливания (урок актуализации знаний) 1 Закаливание полезно для здоровья. Закаливание – это тренировка для здоровья. Правила закаливания. Познавательные: раскрывать принципы здорового образа жизни.
Регулятивные: самооценка взаимодействия в совместной деятельности.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье. Работа в Р.Т. на стр. 24 – 25.
23 Твоё здоровье. Поговорим о вредных привычках. Курение и спиртное – опасно для здоровья (комбинированный) 1 Правила здорового образа жизни. Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков. Опасности, связанные с ними. Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде.
Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье Работа в Р.Т. на стр. 25 – 26.
24 Твоё здоровье. Поговорим о вредных привычках. Забава, которая приводит к смерти (Урок актуализации знаний) 1 Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков. Их вред для организма и предупреждение. Познавательные: объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя.
Регулятивные: «чтение» информации, отражённой на рисунках-схемах; представление графической информации в виде текста.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье. Составление проекта «Вредные привычки» (серия плакатов).
25 Твоё здоровье. Когда дом становится опасным (урок актуализации знаний) 1 Поведение во время пожара. Огонь - друг и враг. Как уберечь себя от ожогов. Как дышать, если кругом дым. Острые предметы - это опасно. Как пользоваться газовой плитой. Работа на компьютере. Познавательные: «чтение» информации, отражённой на иллюстрациях, представление графической информации в виде текста, представление информации в «свёрнутом» виде.
Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье. Чтение и пересказ текста рубрики «Жил на свете человек». Работа в Р.Т. на стр. 26.
26 Твоё здоровье. Какие опасности подстерегают нас на дороге (урок актуализации знаний) 1 Какие опасности подстерегают детей на дороге. Правила дорожного движения. Сигналы регулировщика важнее, чем сигналы светофора..Познавательные: анализ жизненных ситуаций, оформление вывода, обобщение.
Регулятивные: контроль выполнения роли в сюжетно-ролевой игре.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье. Ролевая игра-упражнение: «Сигналы регулировщика».
27 Твоё здоровье. Если случилась беда (комбинированный) 1 Первая помощь при несчастных случаях. Помощь при травме. Перелом. Познавательные: конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.
Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье. Работа в Р.Т. на стр. 27
28 Твоё здоровье. Что нужно знать о болезнях (урок открытия нового знания) 1 Если гроза застала тебя на прогулке, как поступить. Съедобные и ядовитые грибы. Как отличить ядовитые грибы.
Ядовитые растения. Познавательные: различать ядовитые грибы и растения.
Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье. Чтение и пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир».
29 Человек – часть природы. Чем человек отличается от животного (урок актуализации знаний) 1 Отличия человека: мозг, нервная система, интеллект, речь. Он может создавать орудия труда, произведения искусства. Познавательные: характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного.
Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Проверочная работа по теме «Чем человек отличается от животного» в Р.Т. на стр. 28.
30 Человек – часть природы. От рождения до старости (урок открытия нового знания) 1 Развитие человека от рождения до старости. Пора детства.
Условия роста и развития человека.
Познавательные: устанавливать последовательность этапов развития человека.
Регулятивные: самооценка жизненных ситуаций; самоконтроль участия в совместной деятельности.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: осознание необходимости внимательного отношения к окружающим людям. Опыт: «Измерение роста и веса младшего школьника»
31 Человек – часть природы. Почему пожилым людям нужна твоя помощь (комбинированный) 1 Детство.
Отрочество.
Взрослость.
Старость.
Почему пожилым людям требуется помощь и поддержка. Познавательные: характеризовать условия роста и развития ребёнка.
Регулятивные: самооценка жизненных ситуаций; самоконтроль участия в совместной деятельности.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: осознание необходимости внимательного отношения к окружающим людям. Чтение и пересказ рассказа Л. Толстого «Дед и внучек». Работа в Р.Т. на стр. 29.
32 Человек среди людей. Поговорим о доброте (комбинированный) 1 Обсуждение историй. Качества человека: внимательность, неравнодушие. Отзывчивость. Учимся вести беседу.
Познавательные: различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости.
Регулятивные: оценка жизненных ситуаций, самооценка отношения к окружающим людям.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: осознание необходимости доброго отношения к окружающим людям. Творческое задание для подведения итога урока: «Добрыми бывают как чувства, так и поступки. Добрые поступки связаны с такими качествами человека, как внимательность, неравнодушие, отзывчивость». Доказать примерами.
33 Человек среди людей. Поговорим о справедливости, трудолюбии, смелости (комбинированный) 1 Понятие о справедливости. Учимся быть справедливым.
Обсуждение историй. Диалоги учащихся. Познавательные: «чтение» информации, представленной в рисунках, перевод в текст; «чтение» информации, выраженной в художественном тексте.
Регулятивные: самооценка участия в совместной деятельности.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: осознание необходимости справедливого отношения к окружающим людям. Составление плана ответа по теме «Что такое справедливость».
Объяснение смысла пословицы «Смелость города берёт».
34 Человек среди людей. Умеешь ли ты общаться? (урок комплексного применения знаний и умений) 1 Обсуждение историй и писем учебника. Общение с незнакомыми людьми. Культура письма. Познавательные: характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми.
Регулятивные: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: осознание необходимости толерантного отношения к окружающим людям. Пересказ текста «Избегай общения с незнакомыми людьми».
35 Контрольная работа (урок контроля знаний и умений) 1 Выполнение заданий в рабочей тетради в рубрике «Проверь себя» Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, выбор альтернативы, аргументация суждений.
Регулятивные: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений.
Личностные: осознание необходимости толерантного отношения к окружающим людям. Работа с рубрикой «Проверь себя»
36 Родная страна: от края до края. Природные зоны России. Арктика (урок открытия нового знания) 1 Природные зоны России. Арктика – край льда и снегов. План характеристики природной зоны. Познавательные: описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.
Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Составление тезисов (основных мыслей) по тексту рубрики «Знакомься: наша Родина».
37 Родная страна: от края до края. Природные зоны России. Тундра (урок открытия нового знания) 1 Расположение природной зоны тундры.
Климатические условия.
Растительный и животный мир. Занятия населения. Познавательные: высказывание предположения; установление причинно-следственных связей; анализ и сравнение.
Регулятивные: составление тезисов по тексту, выделение главных мыслей.
Коммуникативные: правила взаимодействия в совместной деятельности.
Личностные: экологические представления об охране природы человеком. Задание на сравнение: картины Арктики и тундры (с опорой на презентацию)
38 Родная страна: от края до края. Природные зоны России. Тайга. Смешанные леса (урок открытия нового знания) 1 Расположение природных зон «Тайги» и «Смешанных лесов».
Климатические условия.
Растительный и животный мир. Занятия населения. Познавательные: описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.
Регулятивные: анализ своего отношения к природе; подготовка презентации по теме.
Коммуникативные: правила взаимодействия при групповой совместной деятельности.
Личностные: экологические представления об охране природы человеком. Подготовка презентации к теме «Тайга» или «Смешанные леса» (по выбору). Работа с картой «Природные зоны России» на стр. 8 – 9 в Р.Т. №2.
39 Родная страна: от края до края. Природные зоны России. Степь (урок открытия нового знания) 1 Расположение природной зоны степи. Климатические условия. Растительный и животный мир. Занятия населения. Познавательные: высказывание предположения; установление причинно-следственных связей; анализ и сравнение.
Регулятивные: оценка своего участия в совместной групповой деятельности; подготовка презентации по теме.
Коммуникативные: правила взаимодействия в совместной деятельности.
Личностные: экологические представления об охране природы человеком. Подготовка презентации к теме «Степь». Работа с картой «Природные зоны России» на стр. 8 – 9 в Р.Т. №2.
40 Родная страна: от края до края. Природные зоны России. Пустыня (урок открытия нового знания) 1 Расположение природной зоны пустыни. Климатические условия. Растительный и животный мир. Занятия населения. Познавательные: высказывание предположения; установление причинно-следственных связей; анализ и сравнение.
Регулятивные: составление тезисов по тексту, выделение главных мыслей.
Коммуникативные: правила взаимодействия в совместной деятельности.
Личностные: экологические представления об охране природы человеком. Подготовка презентации к теме «Пустыни». Работа с картой «Природные зоны России» на стр. 8 – 9 в Р.Т. №2.
41 Родная страна: от края до края. Природные зоны России. Влажные субтропики. Проверочная работа (комбинированный) 1 Расположение природной зоны «Влажные субтропики».
Климатические условия.
Растительный и животный мир. Занятия населения. Познавательные: описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.
Регулятивные: составление тезисов по тексту, выделение главных мыслей.
Коммуникативные: правила взаимодействия в совместной деятельности.
Личностные: экологические представления об охране природы человеком. Подготовка презентации к теме «Влажные субтропики». Работа с картой «Природные зоны России» на стр. 8 – 9 в Р.Т. №2. Выполнение заданий «Проверь себя» в Р.Т. на стр. 10 – 13.
42 Родная страна: от края до края. Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных (урок открытия нового знания) 1 Почва, её значение для жизни человека.
Плодородие как главное свойство почвы. Почва нуждается в охране. Познавательные: моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв.
Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: осознание положения «вредных живых существ в природе не бывает». Опыт: состав почвы. Работа в Р.Т. на стр. 13 – 14.
43 Родная страна: от края до края. Рельеф России (урок открытия нового знания) 1 Что такое рельеф. Равнины: Восточно - Европейская, Западно - Сибирская. Урал - каменный пояс. Познавательные: находить на карте равнины и горы России (своего края).
Регулятивные: «чтение» информации, представленной в графическом виде (карта).
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Работа в Р.Т. на стр. 15 – 19. Работа с текстом рубрики «Жил на свете человек».
44 Родная страна: от края до края. Как возводили города (урок открытия нового знания) 1 Что означает слово город. Как выбиралось место для строительства города.
«Кремлёвские» города. Познавательные: выделять особенности кремлёвских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям).
Регулятивные: правила совместной деятельности в парах, оценка деятельности.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Презентация сообщения «Кремлёвские города» (с презентацией). Сообщение «История моей улицы».
45 Родная страна: от края до края. Россия и её соседи. Япония и Китай (урок открытия нового знания) 1 Границы России и соседних стран. Знакомство с Японией - Страной восходящего солнца, Китаем - страной природных контрастов. Познавательные: обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России.
Регулятивные: «удержание» учебной задачи при выполнении творческого задания.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: уважение к народам других стран и людям разных национальностей. Творческое задание (воображаемая ситуация): «Чем меня поразил город Токио?» (с опорой на иллюстративный материал).
46 Родная страна: от края до края. Россия и её соседи. Финляндия. Королевство Дания (урок открытия нового знания) 1 Границы России и соседних стран. Знакомство с Финляндией - нашим северным соседом, Королевством Дания - западным соседом. Познавательные: обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России.
Регулятивные: «чтение» информации, представленной в иллюстративном виде, в графическом виде (карта), с энциклопедическими словарями.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: уважение к народам других стран и людям разных национальностей. Создание проектов в результате игры - путешествия.
47 Человек - творец культурных ценностей. Из истории письменности. Человек и культура. Что такое культура? (комбинированный) 1 Человек и культура. Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). Беседа «Памятники культуры нашего города» Познавательные: высказывание предположений; характеристика понятий «ценность», «культура»; обобщение, анализ.
Регулятивные: мотив изучения данного раздела; оценка своей любимой деятельности.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: отношение к культуре родной страны. Просмотр презентаций учащихся «Памятники культуры нашего города».
48 Человек - творец культурных ценностей. Образование – часть культуры общества. О первых школах и книгах (урок открытия нового знания) 1 Знакомство с понятием «грамота», «летопись», «очевидец». Расширение знаний об истории создания летописей и творчестве летописцев. Познавательные: ориентироваться в понятии «культура», наполнять его характеристику конкретными примерами.
Регулятивные: оценка своих познавательных возможностей и совместной деятельности (сравнение её цели и полученного результата).
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: отношение к культуре родной страны. Чтение и пересказ текста рубрики «Жил на свете человек». Работа в Р.Т. на стр. 24.
49 Человек - творец культурных ценностей. Образование – часть культуры общества. Первая печатная «Азбука» (урок открытия нового знания) 1 Первые школы на Руси. Особенности обучения в Древней Руси. Указ князя Владимира об открытии школ. Владимир Мономах и его «Поучение». Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Познавательные: составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства.
Регулятивные: анализ решения учебных задач.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: уважение к культуре и истории родной страны. Чтение и пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир», составление рассказа-описания по картине «Школа в Московской Руси». Подготовка сообщения «Первая «Азбука»». Работа в Р.Т. на стр. 25.
50 Человек - творец культурных ценностей. Чему и как учились в России при Петре I (урок открытия нового знания) 1 Начало XVIII века – время правления Петра I. Развитие образования во время царствования ПетраI. Познавательные: называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена).
Регулятивные: анализ решения учебных задач.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: уважение к культуре и истории родной страны. Самостоятельное чтение и пересказ текста «Михаил Васильевич Ломоносов» на стр. 84 – 85. Сообщение (презентация) о М.В. Ломоносове. Работа в Р.Т. на стр. 27 – 28.
51 Человек - творец культурных ценностей. Русское искусство до XVIII (18) века. Художественные ремёсла в Древней Руси (урок открытия нового знания) 1 Искусство – часть культуры. Архитектурные памятники древности. Русская икона. Художественные ремёсла в Древней Руси. Познавательные: составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства.
Регулятивные: анализ решения учебных задач.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: уважение к культуре и истории родной страны. Работа с иллюстрациями: описание произведений художественного искусства Древней Руси. Индивидуальные задания: подготовить сообщения о кукольном театре и скоморохах.
52 Человек - творец культурных ценностей. Русское искусство до XVIII (18) века. Музыка в Древней Руси. Скоморохи - первые артисты на Руси (урок открытия нового знания) 1 Слушание отрывков духовной музыки. Работа со словарём. Определение настроения народных жанровых песен. Познавательные: высказывание предположений; анализ, установление причинно-следственных связей; сравнение.
Регулятивные: анализ решения учебных задач.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: уважение к культуре и истории родной страны. Рассказ-описание «Гусляры» (на основе картины В. Васнецова «Гусляры»). Работа в Р.Т. на стр. 28 – 30.
53 Человек - творец культурных ценностей. Искусство России до XVIII (18) века. Архитектура. Живопись. Театр (урок открытия нового знания) 1 Восприятие культурных сооружений (по иллюстрациям). Характеристика особенностей строительства и архитектуры XVIII века. Познавательные: высказывание предположений; анализ, сравнение, характеристика понятий «портретист», «Крепостной художник», «парадный портрет», «ярлыки», «охотные смотрельщики».
Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям архитектуры и искусства.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: интерес и уважение к произведениям искусства. Чтение и пересказ текста рубрики «Жил на свете человек». Рассказ- описание парадного портрета Екатерины II.
54 Человек - творец культурных ценностей. Золотой век русской культуры – XIX (19) век. Александр
Сергеевич Пушкин (комбинированный) 1 Введение понятий «золотой век русской культуры», передвижники». А.С. Пушкин – великий русский поэт. Познавательные: называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох; характеризовать понятия «золотой век русской культуры», передвижники».
Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям литературы и искусства; анализ совместной деятельности.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: интерес и уважение к произведениям литературы и искусства, осознание своей принадлежности к великой русской культуре. Работа в рабочей тетради на стр. 31 – 32.
55 Человек - творец культурных ценностей. Золотой век русской культуры – XIX (19) век. Поэты и писатели XIX (19) века (урок комплексного применения знаний и умений) 1 Творчество отечественных писателей и поэтов: В. А. Жуковский, В. И. Даль,
Н.А. Некрасов,
Л. Н. Толстой,
А. П. Чехов. Познавательные: называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох; характеризовать понятия «золотой век русской культуры», передвижники».
Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям литературы и искусства; анализ совместной деятельности.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: интерес и уважение к произведениям литературы и искусства, осознание своей принадлежности к великой русской культуре. Работа в рабочей тетради на стр. 32 – 33.
56 Человек - творец культурных ценностей. Золотой век русской культуры – XIX (19) век. Композиторы XIX (19) века. Михаил Иванович Глинка.
Пётр Ильич Чайковский (урок открытия нового знания) 1 Знакомство с понятием опера. Музыка, музыканты и композиторы XIX века. Великие композиторы М. И. Глинка и П.И. Чайковский. Познавательные: называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох; характеризовать понятия «золотой век русской культуры», передвижники».
Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям литературы и искусства; анализ совместной деятельности.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: интерес и уважение к произведениям литературы и искусства, осознание своей принадлежности к великой русской культуре. Подготовка сообщений «Художники XIX века» (по выбору, с презентацией). Работа в Р.Т. на стр. 33 – 34.
57 Человек - творец культурных ценностей. Золотой век русской культуры – XIX (19) век. Художники XIX (19) века. В. А. Тропинин, И. И. Левитан,
И. Е. Репин (урок открытия нового знания) 1 История изобразительного искусства XIX века. Знакомство с творчеством художников XIX (19) века: В. А. Тропинина, И. И. Левитана, И. Е. Репина. Познавательные: высказывание предположений; сравнение, обобщение, характеристика понятий «золотой век русской культуры», передвижники».
Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям литературы и искусства; анализ совместной деятельности.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: интерес и уважение к произведениям литературы и искусства, осознание своей принадлежности к великой русской культуре. Пересказ текста рубрики «Жил на свете человек». Работа в Р.Т. на стр. 34 с последующей самооценкой своей работы.
58 Человек - творец культурных ценностей. Искусство России XX (20) века. Проверочная работа (комбинированный) 1 Архитектура и изобразительное искусство ХХ века. Архитектурные памятники нашего города. Знакомство с творчеством поэтов ХХ века. Познавательные: обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.
Регулятивные: мотив изучения данного раздела; оценка своей любимой деятельности.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: идентификация себя с культурой родного народа. Проверочная работа по заданиям Р.Т. на стр. 35 – 36. Подготовить материал о князе Владимире Мономахе (по желанию)
59 Человек - защитник своего Отечества. Героические страницы истории нашей Родины. Как Русь боролась с половцами (урок открытия нового знания) 1 Борьба славян с половцами. Представление о кочевниках, половцах. Защита славянами своих земель от половцев. Познавательные: установление причинно-следственных и временных связей; анализ, сравнение, обобщение.
Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов. Работа с картой. Подготовить сообщения об Александре Невском (по желанию)
60 Человек - защитник своего Отечества.
Героические страницы истории нашей Родины. Как русские воины победили шведских рыцарей (урок открытия нового знания) 1 Александр Невский и победа над шведским войском. Познавательные: составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.
Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов. Выполнение заданий в Р.Т. на стр. 37, работа с контурной картой.
61 Человек - защитник своего Отечества. Героические страницы истории нашей Родины. Битва на Чудском озере (урок открытия нового знания) 1 Александр Невский и победа над немецкими рыцарями. Познавательные: установление причинно-следственных и временных связей; анализ, сравнение, обобщение.
Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов. Выполнение заданий в Р.Т. на стр. 37 – 38, работа с контурной картой.
62 Человек - защитник своего Отечества. Героические страницы истории нашей Родины. Куликовская битва (урок открытия нового знания) 1 Куликовская битва. Князь Дмитрий Донской, его роль в победе русского войска над войском Мамая - правителя Золотой Орды. Познавательные: составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.
Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: продолжение рассказа по иллюстрации. Подготовить сообщения «Партизанская война 1812 года»
63 Человек - защитник своего Отечества. Героические страницы истории нашей Родины. Отечественная война 1812 года (урок открытия нового знания) 1 Отечественная война 1812 года, победа русских войск на Бородинском поле. Знакомство с литературными произведениями, посвященными этому событию. М. И. Кутузов. Партизанская война 1812 года Познавательные: составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.
Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов. Работа в Р.Т. на стр. 38 – 39. Подготовить сообщения - презентации «Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов».
64 Человек - защитник своего Отечества. Героические страницы истории нашей Родины. Великая Отечественная война 1941–1945 годов (урок комплексного применения знаний и умений) 1 Великая Отечественная война, борьба русского народа с фашистскими захватчиками. Познавательные: составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.
Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов. Работа с рубриками учебника «Жил на свете человек» и «Картинная галерея». Подготовить материал «Герои живут рядом» и «Памятники войны в городе».
65 Человек - защитник своего Отечества. Героические страницы истории нашей Родины. Всё – для фронта, всё – для победы! (урок комплексного применения знаний и умений) 1 Главные сражения советской армии с фашистами. Памятники Славы в нашем городе. Ордена и медали ВОВ. Познавательные: установление причинно-следственных и временных связей; анализ, сравнение, обобщение.
Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов. Проектная деятельность: создание летописи Великой Отечественной войны с подбором иллюстративного материала. Работа в Р.Т. на стр. 39 – 41.
66 Гражданин и государство. Мы живем в Российском государстве. Права и обязанности граждан (урок комплексного применения знаний и умений) 1 Мы живём в Российском государстве. Права и обязанности гражданина России. Познавательные: характеризовать права и обязанности гражданина России.
Регулятивные: характеристика понятий «государство», «органы власти», «государственный язык», «патриот».
Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.
Личностные: идентификация себя с принадлежностью к государству, российскому народу; уважение к символике государства. Самостоятельная работа в Р.Т. на стр.41 – 42.
67 Итоговая контрольная работа (урок контроля знаний и умений) 1 Государственная символика – герб, флаг, гимн родной страны. Повторение и систематизация знаний по теме «Древняя и Московская Русь». Познавательные: обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.
Регулятивные: анализ и оценка выполнения учебных заданий.
Личностные: идентификация себя с принадлежностью к государству, российскому народу; уважение к символике государства. Контрольная работа по материалам рабочей тетради на стр. 43 – 46.
68 Повторение и обобщение. Россия XVIII –XX веков
1 Повторение и систематизация знаний по теме
« Россия XVIII – XX веков» Познавательные: анализ, обобщение, систематизация знаний.
Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Контрольная работа по материалам рабочей тетради на стр. 46 – 48.