Программа элективного курса по русскому языку Технология подготовки к ЕГЭ


Программа элективного курса
«Задание повышенной сложности»
(Подготовка к ЕГЭ. Работа над сочинением – рассуждением)
Пояснительная записка
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стало обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением – рассуждением является элементом развивающего обучения, так как учит выражать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
«По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Мы можем определить степень интеллектуальности человека», - утверждал один из выдающихся ученых современности Д.С.Лихачев.
Часть С ЕГЭ по русскому языку как раз дает представление о том, как выпускники владеют монологической речью, анализируют текст, аргументируют свою точку зрения, а также показывает общий уровень развития ученика, его культуру.
Выпускники школ из года в год сдают ЕГЭ по русскому языку, и всякий раз сложность вызывают некоторые критерии (формулировка проблемы прочитанного текста; комментарий проблемы; аргументация собственного мнения по проблеме). А ведь все это показывает, насколько правильно ученик понял текст.
В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:
1) выявление, осмысление и интерпретация содержащейся в исходном тексте смысловой информации;
2) определение личностной позиции по поводу прочитанного и собственного отношения к содержанию исходного текста;
3) композиционно-речевое оформление сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Для решения первой задачи обучающимся необходимо уметь производить многоаспектный (комплексный) содержательно-языковой анализ исходного текста и его информационную переработку.
Для решения второй и третьей задач требуется знать систему работы по созданию сочинения-рассуждения, которая включает специальные этапы, направленные на подготовку отдельных содержательных разделов сочинения и их композиционное объединение.
Исходя из требований, цель  данного курса: подготовка выпускника к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку.
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов сочинения - рассуждения);
самостоятельная работа;
работа в группах.
Содержание программы
Модуль 1. Теоретический аппарат курса.
-Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением».
-Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
-Сочинение– рассуждение как тип письменной работы.
-Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.
-Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений.
-Смысловые и грамматические связи предложений.
-Языковой анализ исходного текста.
-Финал сочинения – рассуждения.
-Основные литературоведческие термины.
-Стили речи и их особенности.
-Типы речи и их составляющие.
-Изобразительно-выразительные средства языка.
2 модуль Теоретико – практический. Работа с текстом.
-Виды информации в тексте.
-Формулировка основной проблемы исходного текста.
-Соотношение тематики и проблематики текста.
-Комментарий основной проблемы текста.
-Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
- Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции.
- Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.
-Логические приёмы мышления.
-Типы аргументации в изложении собственной позиции.
-Заключительная часть сочинения.
Модуль 3. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.
-Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.
-Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.
-Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.
-Экспертная оценка творческих работ.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
определять позицию автора;
высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно, анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Формы итогового контроля по освоению элективного курса:
текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
промежуточный (проводится в форме написания творческих работ)
итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания.
Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения - 23.
Курс разработан для учащихся 11 класса и рассчитан на 34 часа в год.
Список рекомендуемой литературы
Литература для учителя:
1.ЕГЭ 2013. Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций/Г.Т. Егораева. – 6-е изд.,перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
2.Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие / Г.Т.Егораева. – М.: Издательсиво «Экзамен», 2006.
3.Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2013: учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина. – Ростов н /Д: Легион,2013.
Литература для учащихся:
1.Учебник «Русский язык»: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений» Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. _ М.: Просвещение, 2011.
2.Учебник «Русский язык. 10-11 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений филол. Профиля» Бабайцева В.В. – М.: Дрофа, 2010.
3. «Русский язык: учебник – практикум для старших классов» Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. – М.: Вербум – М, 2011.
4.Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2004.
5.Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006.
6.ЕГЭ 2013. Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций/Г.Т. Егораева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
7.ЕГЭ 2013. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С)/ Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
8.Единый государственный экзамен по русскому языку. Лингвистический и методический комментарий и образцы выполнения заданий: метод. разраб. для выпускников школ и абитуриентов / сост. проф. Л.А. Шестак. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009.
9.Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2010
10.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2009.
Дополнительная литература
1.Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002
2.Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997
3.Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.
4.Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977
5.Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987
6.Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991