Технологическая карта урок окружающий мир Смена дня и ночи Вахрушев


Курсы повышения квалификации
«ФГОС НОО и предметное содержание образовательного процесса
в начальной школе» (72 часа)
Плетнева Светлана Александровна
E-mail: pletnevama@yandex.ru
Мини-проект на тему:
«Развернутый план урока окружающего мира
в соответствии с ФГОС»
г. Липецк 2015г.
Аннотация.
В проекте представлен методический материал к уроку окружающего мира во 2 классе на тему «Смена дня и ночи», включающий в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК «Школа 2100» учебника окружающего мира «Наша планета Земля» 2 класс /А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутин/, с учетом требований ФГОС НОО. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО.
Актуальность.
Современный ФГОС НОО предъявил новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению. В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. нет готовых методических материалов, либо методические материалы не подходят к данному УМК. Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности обучающихся, и нацелено на формирование теоретических и практических представлений об окружающем мире.
Данный проект охватывает тему «Вращение Земли вокруг своей оси» из раздела астрономии. Тема урока является одной из самых сложных и интересных в начальной школе. Работа группой создает ситуацию успешности. Практическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить принцип вращения Земли. Качественные проблемные вопросы развивают интерес к предмету. В данном уроке рассмотрены эпизоды модуля “Смена дня и ночи” в комплексе с традиционными приёмами при изучении нового материала. Наглядно-дидактический модуль “ Смена дня и ночи” способствует достижению таких целей начального естественнонаучного образования, как формирование научного мировоззрения; знакомство с методами познания природы; развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать факты, рассуждать, решать творческие задачи.
Цели деятельности учителя Обеспечить усвоение детьми связи между сменой дня и ночи и вращением Земли вокруг своей оси;
Способствовать формированию ключевых компетентностей (познавательной, информационной, коммуникативной).
Тип урока Урок изучения нового материала
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить с вращением Земли вокруг своей оси, как причиной смены дня и ночи.
Актуализировать знания о явлениях природы.
Развивающие:
Способствовать развитию основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации).
Развивать умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.
Формировать основных компонентов УУД (умение ставить учебную задачу, обобщать, делать выводы)
Воспитательные:
Содействовать познанию мира.
Формировать навыки самоанализа.
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями);
Познакомить с вращением Земли вокруг своей оси, как причиной смены дня и ночи.
Актуализировать знания о явлениях природы.
Метапредметные (компоненты культурно компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
Познавательные - овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; анализировать, сравнивать;
Коммуникативные - развивать способности слушать собеседника и вести диалог;
регулятивные – оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; Основные понятия Земля, Солнце, теллурий, глобус
Методы и формы обучения словесные, наглядные, деятельностные, практические, (выполнение учащимися практических действий)
Межпредметные связи литературное чтение
Образовательные ресурсы презентация Рower Point.
учебник 2 класс /А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутин/+ тетрадь
детский волчок,
глобус,
таблички , Теллурий
теллурий /прибор для наглядной демонстрации суточного вращения Земли вокруг своей оси/
герои: Миша и Лена
пословица День да ночь сутки прочь.
Карточки: с самостоятельной работой по вариантам, с иллюстрациями (картины художника).
Организационная структура урока
Этапы урока Содержание урока Форма организации учебной деятельнос-тиРесурсы
этапа Деятель-ность учащихся Слайд Формируемые универсальные учебные действия
I Мотивация к учебной деятельности
Начать наш урок я хочу словами французского философа Жан-Жака Руссо:
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
Я желаю вам сегодня убедиться в правильности этого высказывания.
Назовите темы прошлых уроков.
(Из чего состоят предметы. Природные часы. Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус – модель Земли. Притяжение Земли.)Хотели бы вы продолжить выяснять причины возникновения других явлений на нашей планете?
Фронтальная, индивидуальная Высказывание французского философа Жан-Жака Руссо Ученики приветствуют учителя, слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место. Слайд 1
Слайд 2 Личностные: понимают значение знания для человека
II Актуализа-
ция знаний 2.1
Сейчас отгадайте загадку:
Друг за дружкой чередой.Мирно ходят брат с сестрой. Братец будит весь народ, А сестра, наоборот,— Спать немедленно зовет.(День и ночь)
Свой ответ свяжите со временем суток.
Ребята! Чем день отличается от ночи?
(днём светит солнце, поют птицы, а ночью на небе луна, звёзды, природа замирает)
Почему днём светло, а ночью темно?
2.2
Сейчас я предлагаю вам выполнить задание:
У вас на столах лежат карточки.
1 вариант – подчеркивает явления, которые происходят днём.
2 вариант - подчёркивает явления, которые происходят ночью.
Вариант 1.
Подчеркни явления, которые происходят днём.
поют птицы
вылетают совы и летучие мыши
закрываются цветы, складываются листья
летают яркие бабочки
летают мотыльки и ночные бабочки
распускаются цветы
Вариант 2.
Подчеркни явления, которые происходят ночью.
поют птицы
вылетают совы и летучие мыши
закрываются цветы, складываются листья
летают яркие бабочки
летают мотыльки и ночные бабочки
распускаются цветы
Проверка с доски.
2.3
Кто узнал героев нашего учебника? Как их зовут?
Они получили в подарок картины одного маленького художника. Они лежат у вас на партах. Рассмотрите.
Какие ошибки художника вы заметили?
(не бывают звёзды и солнце одновременно, ласточки ночью спят, летучие мыши не летают днём)
2.4
Ребята! Рассмотрите иллюстрацию.
Чем заняты папа и Миша?
(По телевизору папа с Мишей смотрят прямую трансляцию футбольного матча).
Какое время суток на ней изображено?
Прочитайте реплику Лены.
Что же получается: в одно и то же время у нас в России ночь, а в Америке – день?
Почему так происходит? (Земля обращается к Солнцу то одной, то другой стороной. Сначала в Америке будет день, а у нас ночь. Потом наоборот.)Поднимите руку, кто догадался, что нам предстоит сегодня выяснить?
Учебник, карточки с заданием
Отвечают на вопросы,
участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его, работают на карточках
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5,6
Слайд 7
Слайд 8
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. На основе анализа объектов делать выводы. 3. Находить ответы на вопросы.
III Выявление места и причины затруднения
Какое задание вы выполняли?
На какой вопрос вы затруднились ответить?
Почему вы не смогли объяснить это явление?
Отвечают на вопросы учителя, комментиру-ют, как выполняли задание  Регулятивные УУД 1.Развиваем умение высказывать предположение на основе работы с материалом учебника.
2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД
1.Развиваем умение слушать и понимать других.
2.Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные результаты
Развиваем умения выказывать своё мнение.
IV Построение проекта выхода из затруднения Поставьте перед собой цель. (Объяснить отчего происходит смена дня и ночи.)
Сформулируйте тему урока. ( Смена дня и ночи.)
Я хочу предложить план, по которому мы выйдет из затруднения.
План.
1. Наблюдение за моделью Земли. Опыт с теллурием.
2. Вывод.
3. Документальный фильм.
4. Дни равноденствия и солнцестояния.
5. Полярная ночь и полярный день. Слайд 9
Слайд 10
V Реализация построенного проекта Как называется эта игрушка? (волчок)
Что общего у планеты Земля и волчка?
(Земля тоже вращается вокруг своей оси, только у волчка ось настоящая, а у Земли – воображаемая)
Как называется этот предмет? (глобус)
Что такое глобус? (модель земли)
Глобус тоже может вращаться вокруг своей оси.
За сколько часов Земля сделает полный оборот вокруг своей оси?
(Полный оборот она делает за 24 часа (или за сутки), а если быть точнее за 23 часа 56 минут)
Демонстрация вращения Земли
Ребята! Посмотрите на этот прибор. Кто из вас знает, как он называется?
Теллурий
Прочитаем слово хором.
Давайте рассмотрим из чего он состоит? (Модели Солнца, Земли и Луны.)
Что можно наблюдать с помощью теллурия? (Теллурий изображает, как вращается Земля, относительно Солнца)
Как ещё вращается Земля? (Она вращается вокруг своей оси?Вернёмся к нашему вопросу. Кто может показать, где находится на глобусе Россия? (отмечаю флажком)
Где Америка? (показываю опыт)
Когда в России ночь, в это время Солнце освещает Америку. Там день.
Отчего же происходит смена дня и ночи?
Вывод. Поскольку Земля вращается, Солнце освещает то одну, то другую её половину.
Сравним свой вывод с учебником. с. 52 Глобус,
теллурий, учебник Учащиеся обсуждают проблемные вопросы,
наблюдают за работой теллурия Слайд11
Слайд 12
Коммуникативные УУД (участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки)
Регулятивные УУД (анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты)
Физкультминутка групповая Музыкаль-ная заставка VI Первичное закрепление. Что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить новое?
Посмотрите документальный фильм о смене дня и ночи.
Послушайте сообщения детей. Это интересная дополнительная информация, связанная с явлением смены дня и ночи.
День летнего солнцестояния
День летнего солнцестояния 20 или 21 июня, в зависимости от года. Это важное астрономическое и географическое событие, происходящее в Солнечной системе. В этот день наша планета, совершая движение вокруг солнца и вращаясь вокруг воображаемой оси, в очередной раз заняла по отношению к Cолнцу такое положение, когда солнечные лучи в Северном полушарии отвесно "падают" на северный тропик и освещают дно самых глубоких колодцев. Этот день знаменует начало лета в северном полушарии Земли и начало зимы в южном полушарии.
В 2013 году День летнего солнцестояния выпадает на 21 июня.
День осеннего равноденствия
День осеннего равноденствия - это день астрономического начала осени. 22 сентября Солнце восходит точно в точке востока и заходит точно в точке запада. В этот день оно находится под и над горизонтом одинаковое время (то есть день равен ночи).
В 2012 году День осеннего равноденствия выпадал на 22 сентября, субботу.
День осеннего равноденствия
День осеннего равноденствия - это день астрономического начала осени. 22 сентября Солнце восходит точно в точке востока и заходит точно в точке запада. В этот день оно находится под и над горизонтом одинаковое время (то есть день равен ночи).
В 2012 году День осеннего равноденствия выпадал на 22 сентября, субботу.
День весеннего равноденствия
В этот день Земля, вращаясь вокруг своей воображаемой оси, проходящей через полюса, одновременно двигаясь вокруг Солнца, находится в таком положении по отношению к светилу, что солнечные лучи, несущие тепловую энергию, падают отвесно на экватор. Солнце переходит из южного полушария в северное, и в эти дни во всех странах день почти равен ночи. С 2010 до 2014 года весеннее равноденствие наступает 20 марта.
В этот день свет и тьма разделяются поровну. В давние времена, когда не было календарей, весну определяли по солнцу. Считалось, что именно с этого дня начинаются обновления в природе: первый весенний гром, набухание почек на деревьях, буйное прорастание зелени.
Полярный день и полярная ночь
Ближе к полюсам наблюдается более интересное явление. Из- за наклона земной оси Солнце на небе вообще может не уходить с неба (летом) или не появляться на небе в течение суток (зимой). Это место на нашей планете названо полярным кругом. За ним лежат области, где наблюдается полярная ночь и полярный день. На полюсах Солнце не появляется полгода, зато потом не заходит за горизонт целых шесть месяцев. Докумен-тальный фильм о смене дня и ночи, сообщения детей, интересная дополни-тельная информа-цияРабота с видео, сообщения детей фильм
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Коммуникативные, регулятивные, познавательные.
VII Самостоя-тельная работа Полученные знания помогут выполнить самостоятельную работу. Готовы?
Тетрадь с. 16 №2, №3.
Дополнительно №4*.
Проверка.
Кто допустил ошибки?
В чём причина?
У кого всё верно?
Молодцы. Самостоя-тельнаяиндивидуальная Учебник, тетрадь Выполняют самостоятельную работу, выполняют самопроверку Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
VIII Включение знаний в систему.
Соберите из слов пословицу.
Чтение пословицы хором: ДЕНЬ ДА НОЧЬ СУТКИ ПРОЧЬ
Как понимаете смысл пословицы? (день и ночь составляют 24 часа или сутки)
Сколько полных оборотов вокруг своей оси сделает наша Земля за неделю? (7 оборотов)
Почему?(7 дней недели)
А если бы Земля не вращалась или перестала бы вращаться вокруг своей оси. Чтобы произошло? (Одна бы сторона всё время была бы повёрнута к Солнцу, а другая – нет.)
стр. 55 Прочитаем рассказ «Страшный сон»
Ответить на этот вопрос вам поможет иллюстрация в учебнике. А что было бы, если бы наша планета не вращалась вокруг своей оси? Дневная сторона планеты нагрелась бы больше, чем на 1000°, вода испарилась бы с её поверхности на ночной стороне, наоборот, из-за низких температур вода превратилась бы в лёд и покрыла бы всю поверхность. На границе этих двух зон наблюдались бы разного рода катаклизмы. В результате жизнь на нашей планете не была бы возможна.
На той части Земли, которая будет освещаться солнцем - будет очень жарко, будет недостаток питьевой воды;
На той части Земли, которая не будет освещена солнцем – будет очень холодно, не будут расти растения, будет длинная ночь. Пословица, учебник Фронтальная работа, работают с иллюстрацией учебника, информацией, представленной в форме рассказа, схем и табличек Слайд 22
Слайд 23
Познавательные УУД (добывать новые знания: находить ответы н а вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на урокеКоммуникативные УУД (формулировать собственное мнение и позицию)
IX Рефлексия.
Давайте вернёмся к вопросу, который возник у нас в начале урока.
Почему в одно и то же время у нас в России ночь, а в Америке – день?
Почему происходит смена дня и ночи?
(Земля вращается вокруг своей оси)
Ребята, что вам больше понравилось на уроке?
Оцените работу класса и свою работу в течении урока.
Откройте дневники, запишите домашнее задание.
Дома вы будете выполнять задание с. 53 вопросы1-4,в тетради на с. 17 №5*
Чтобы понять, насколько хорошо вы усвоили тему. Оцените себя.
Личико на красном фоне – хорошо усвоил, могу объяснить,
личико на жёлтом – понял, но надо отработать,
личико на зелёном – нужно ещё поработать, чтобы лучше понять.
Выберите ту часть суток, которую вы больше любите, и прикрепите личико.
Молодцы! У меня тоже отличное настроение. Огромное спасибо вам за работу. Урок окончен. Ученики оценивают свою работу:
Я знаю
Я запомнил
Я смог Слайд 24
Регулятивные УУД (оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценкиЛичностные УУД (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
Самоанализ урока.
Урок ОНЗ
Системно - технологический уровень реализации ТДМ
Требования ТДМ
I Мотивация к учебной деятельности
1) Организовала актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).
Словами французского философа Жан-Жака Руссо.
2) Организовала деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).
Назовите темы прошлых уроков.
3) Создала условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
Хотели бы вы продолжить выяснять причины возникновения других явлений на нашей планете?
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
1) Организовала актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
2) Зафиксировали актуализированные способы действий в речи.
Сейчас отгадайте загадку:
Друг за дружкой чередой Мирно ходят брат с сестрой. Братец будит весь народ, А сестра, наоборот,— Спать немедленно зовет.(День и ночь)
Свой ответ свяжите со временем суток.
4) Организовала обобщение актуализированных способов действий.
Ребята! Чем день отличается от ночи?
(днём светит солнце, поют птицы, а ночью на небе луна, звёзды, природа замирает)
Почему днём светло, а ночью темно?
Сейчас я предлагаю вам выполнить задание:
У вас на столах лежат карточки.
1 вариант – подчеркивает явления, которые происходят днём.
2 вариант - подчёркивает явления, которые происходят ночью.
5) Организовала актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
Кто узнал героев нашего учебника? Как их зовут?
Они получили в подарок картины одного маленького художника. Они лежат у вас на партах. Рассмотрите.
Какие ошибки художника вы заметили?
6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).
Ребята! Рассмотрите иллюстрацию.
Чем заняты папа и Миша?
7) Организовала самостоятельное выполнение пробного учебного действия.
Какое время суток на ней изображено?
Прочитайте реплику Лены.
Что же получается: в одно и то же время у нас в России ночь, а в Америке – день?
8) Организовала фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
Почему так происходит? (Земля обращается к Солнцу то одной, то другой стороной. Сначала в Америке будет день, а у нас ночь. Потом наоборот.)Поднимите руку, кто догадался, что нам предстоит сегодня выяснить?
III Выявление места и причины затруднения
1) Организовала восстановление выполненных операций.
Какое задание вы выполняли?
2)Организовала фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.
На какой вопрос вы затруднились ответить?
3)На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Почему вы не смогли объяснить это явление?
IV Построение проекта выхода из затруднения
Организовала построение проекта выхода из затруднения:
Учащиеся ставят цель проекта
(целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
Поставьте перед собой цель. (Объяснить, отчего происходит смена дня и ночи.)
Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.
Сформулируйте тему урока. ( Смена дня и ночи.)
Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).
Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
План.
1. Наблюдение за моделью Земли. Опыт с теллурием.
2. Вывод.
3. Документальный фильм.
4. Дни равноденствия и солнцестояния.
5. Полярная ночь и полярный день.
V Реализация построенного проекта
1) Организовала реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
2) Организовала фиксацию нового способа действия в речи.
Как называется эта игрушка? (волчок)
Что общего у планеты Земля и волчка?
(Земля тоже вращается вокруг своей оси, только у волчка ось настоящая, а у Земли – воображаемая)
Как называется этот предмет? (глобус)
Что такое глобус? (модель земли)
Глобус тоже может вращаться вокруг своей оси.
За сколько часов Земля сделает полный оборот вокруг своей оси?
(Полный оборот она делает за 24 часа (или за сутки), а если быть точнее за 23 часа 56 минут)
Демонстрация вращения Земли
3) Организовала фиксацию преодоления затруднения.
Вернёмся к нашему вопросу. Кто может показать, где находится на глобусе Россия? (отмечаю флажком)
Где Америка? (показываю опыт)
Когда в России ночь, в это время Солнце освещает Америку. Там день.
Отчего же происходит смена дня и ночи?
Вывод. Поскольку Земля вращается, Солнце освещает то одну, то другую её половину.
4) Организовала уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).
VI Первичное закрепление во внешней речи
1) Организовала усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
Что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить новое?
Посмотрите документальный фильм о смене дня и ночи.
Послушайте сообщения детей. Это интересная дополнительная информация, связанная с явлением смены дня и ночи.
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1) Организовала самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
Полученные знания помогут выполнить самостоятельную работу. Готовы?
Тетрадь с. 16 №2, №3.
Дополнительно №4*.
2) Организовала соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом).
3) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
Кто допустил ошибки?
В чём причина?
У кого всё верно?
Молодцы.
VIII Включение в систему знаний и повторение
1) Организовала выявление типов заданий, где используется новый способ действия.
2) Организовала повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Соберите из слов пословицу.
Чтение пословицы хором: ДЕНЬ ДА НОЧЬ СУТКИ ПРОЧЬ
Как понимаете смысл пословицы? (день и ночь составляют 24 часа или сутки)
Сколько полных оборотов вокруг своей оси сделает наша Земля за неделю? (7 оборотов)
Почему?(7 дней недели)
А если бы Земля не вращалась или перестала бы вращаться вокруг своей оси. Чтобы произошло? (Одна бы сторона всё время была бы повёрнута к Солнцу, а другая – нет.)
стр.55 Прочитаем рассказ «Страшный сон».
Ответить на этот вопрос вам поможет иллюстрация в учебнике. А что было бы, если бы наша планета не вращалась вокруг своей оси?
IX Рефлексия учебной деятельности
1) Организовала фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
Давайте вернёмся к вопросу, который возник у нас в начале урока.
Почему в одно и то же время у нас в России ночь, а в Америке – день?
Почему происходит смена дня и ночи?
(Земля вращается вокруг своей оси)
2) Организовала рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
Ребята, что вам больше понравилось на уроке?
Оцените работу класса и свою работу в течении урока.
3) Организовала фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
4) Организовала обсуждение и запись домашнего задания.
Откройте дневники, запишите домашнее задание.
Дома вы будете выполнять задание с. 53 вопросы1-4,
по желанию в тетради на с. 17 №5*
5) Организовала оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Чтобы понять, насколько хорошо вы усвоили тему. Оцените себя.
Личико на красном фоне – хорошо усвоил, могу объяснить,
личико на жёлтом – понял, но надо отработать,
личико на зелёном – нужно ещё поработать, чтобы лучше понять.
Выберите ту часть суток, которую вы больше любите, и прикрепите личико. Молодцы!
У меня тоже отличное настроение. Огромное спасибо вам за работу.
Урок окончен.