Совершенствование навыков аудирования как длительный процесс подготовки обучающихся II ступени к сдаче Части 1 ГИА по английскому языку через использование ИКТ

Совершенствование навыков аудирования как длительный процесс подготовки обучающихся II ступени к сдаче Части 1 ГИА по английскому языку через использование ИКТ
Эксперты оценивают аудирование наряду с говорением, письмом и лексико-грамматическими особенностями. Учащиеся должны развивать перцептивные навыки на уровне английского языка как иностранного в связи с тем, что само коммуникативное взаимодействие подразумевает наличие источника коммуникации (source), который передает сообщение реципиенту (recipient). Реципиент, в свою очередь, оценивает полученную им информацию, анализирует синтаксическую структуру высказывания, а также определяет семантическую реализацию слов (“semantic realization”), чтобы правильно отреагировать на сообщение. Поэтому, очень важно научить детей внимательно слушать диалогическую или монологическую речь, вычленяя при этом ключевую информацию и исключая второстепенную.
Дети развивают аудитивные навыки с ранних лет, в садах, начальных школах, где они демонстрируют высокую мотивацию, активно участвуя на уроке. Будучи учителем английского языка 2 года, я осознала, как эффективно использовать информационно-коммуникативные технологии для развития аудитивных и речевых навыков. В этом отношении, популярны “cartoon strips”, направленные на понимание детьми иллюстрированных историй. Они слушают историю, одновременно зрительно прослеживая ход ее событий. Видео материалы также являются вспомогательным средством всестороннего развития, направленные не только на развитие зрительного и слухового восприятия, но и на внутреннее проговаривание слов и коротких высказываний. На уроках также активно используются здоровье сберегающие технологии, способствующие развитию интереса учащихся изучать иностранный язык через включение физической деятельности. Дети повторяют движения учителя, одновременно слушая и произнося короткие фразы и словосочетания. На втором этапе учитель произносит любую команду, направленную на совершение детьми какой-либо деятельности, например, “stand up”, “sit down”, “say Hello” и т.д. В результате, обучающиеся начинают воспринимать иностранный язык. Также эффективны упражнения, нацеленные на осознание детьми порядка произносимых высказываний. Для меня как молодого учителя – это настоящий прорыв, работая в гимназии с группой учителей по подготовке обучающихся (1 класс) к сдаче кембриджских экзаменов.
Моя возрастная группа в МБОУ СОШ №46 с углубленным изучением отдельных предметов – 12-16 лет (5-9 классы). Совершенствуя аудитивные навыки, мы всегда находимся в поиске новых и интересных методов стимулирования учеников. По словам Стивена Крашена (автор пособий по преподаванию английского языка, исследователь), учитель должен «создать такие условия в классе, которые бы способствовали повышению низкого уровня тревожности в классе (“promote low anxiety level”) и улучшили бы показатели обучения учащихся. Когда ученики активно участвуют на уроке, их аффективный фильтр (“Affective Filter”) понижается, что способствует эффективному изучению материала. Оригинальные виды деятельности также способствуют снижению эмоционального (аффективного) фильтра [2].
На сегодняшний день я пытаюсь внедрить данную теорию в повседневную практику, повышая мотивацию обучающихся и стимулируя их желание участвовать на уроках. Существует несколько видов упражнений и технологий, используемых мною в совершенствовании аудитивных навыков учащихся 6-7 классов. На данном этапе ученики данной возрастной категории должны уметь слушать, определять и записывать ключевую информацию.
Например:
Прослушивание пяти коротких диалогов с вопросом и правильным выбором варианта из 3-х предложенных;
Прослушивание длинных диалогов, где учащийся должен соотнести 5 высказываний с говорящим (всего восемь высказываний);
Прослушивание неформальных диалогов с выбором правильного ответа из трех предложенных (всего 5 заданий);
Прослушивание диалога и внесение пропущенной информации;
Прослушивание монолога и внесение пропущенной информации.
На уроках также применяются более трудные задания в тестовой форме. Данный вид упражнений предлагается ученикам без дополнительной наглядности (картинок), например:

You will hear five people talking about the environment. Listen and match the sentences to the speakers. One sentence doesn’t match.

A By doing something little,
you can help a lot.

B Helping the environment is
expensive.

Speaker 1


Speaker 2


Speaker 3


Speaker 4


Speaker 5


C Taking care of the area around
you is a good start.

D I don’t have time to help the
environment.

E There’s nowhere to recycle
near my house.

F Factories cause most environmental
problems.


Это задание направлено на общее понимание высказывания с выделением ключевых слов или фраз. Задача учителя – помочь ученикам научиться правильно понимать сообщение. Обсуждение проблемы можно организовать в виде групповой работы, направленной на внутреннее взаимодействие учеников и развитие умений выражать собственное мнение по проблеме.
Следующий вид заданий направлен на понимание детальной информации:

Listen to Susie talking to her friend Matt about going to the cinema.
For each question choose the right answer (A, B or C).
You will hear the conversation twice.


1 Which film will they see?
A Sunny Day
B Field of Green
C Heart of Gold
2 They are going to the cinema
A by the market.
B in the shopping centre.
C opposite the park.
3 How will they get there?
A by car
B on foot
C by bus
4 Matt should meet Susie at
A 3.45.
B 4.15
C 4.20.
5 The cinema tickets will cost
A Ј5.50.
B Ј6.20.
C Ј8.00.

Во время урока можно использовать методы, редко используемые в повседневной практике учителя английского языка, - подкаст (“podcast”). Подкастинг придает уроку новый поворот (“a new twist”). Учитель может менять уровень сложности аудирования в зависимости от уровня владения учениками языка. Данный интерактивный метод, несомненно, повысит мотивацию учеников и пробудит в них интерес к изучению языка и дальнейшему взаимодействию на уроке. Если зайти на предложенный сайт ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), то можно увидеть эпизод, посвященным двум людям, которые обсуждают самый знаменитый город Англии. Ниже представлены интерактивные практические задания, которые направлены на проверку правильного восприятия услышанной информации. Данный вид деятельности можно выполнять в группах или всем классом. Кроме этого, сайт также предлагает учителю дополнительные задания и скрипты, если в классе присутствуют разно уровневые учащиеся. Подкастинг является новым методом развития навыков в европейской практике, который необходимо развивать в условиях реализации программы ФГОС.
Предложенные виды деятельности направлены на совершенствование у учащихся навыков аудирования и их подготовку к будущим экзаменам.

Список литературы
Баранова К.М. Звездный английский Starlight 6. – М.: Просвещение, Express Publishing, 2013.
Emma Heyderman. Complete Key for Schools. – UK: Cambridge University Press, 2013.
Becoming a Better EFL Teacher. [Электронный ресурс]. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]