Русский язык. Пояснительная записка. Рабочая программа. 1 класс УМК Перспективная начальная школа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного стандарта начального общего образования, требованиями Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 2 для обучающихся 1 класса общеобразовательной школы и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Чуракова, Н. А. Русский язык. 1 класс: учебник / Н. А. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2012;
2. Гольфман, Е. Р. Русский язык. 1 класс: тетрадь для самостоятельных работ / Е. Р. Гольфман. – М.: Академкнига/Учебник, 2012;
3. Чуракова, Н. А. Русский язык. 1 класс: методическое пособие для учителя / Н. А. Чуракова, Е. Р. Гольфман. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

При составлении тематического планирования использованы:
- федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования (приказ МО и Н № 363 от 06.11.2009 г.);
- примерная программа для начальных классов;
- программа учебного курса комплекта «Перспективная начальная школа»: Каленчук М. Л., Чуракова Н. А. «Русский язык»,
утверждённой Минобрнауки РФ (М., 2011).

УМК по русскому языку системы «Перспективная начальная школа» изучается после комплекта обучения грамоте, разработанного Н.Г. Агарковой. Рабочая программа рассчитана на 40 часов в год.
Материал программы 1 класса рассчитан на овладение им в основном на уровне представлений, но включаются также некоторые формулировки правил правописания (перенос лов, большая буква в начале предложения и знаки препинания в конце предложения, правописание букв гласных звуков после согласных ж, ш, щ, правописание сочетаний чк, чн, щн, обозначение звонких и глухих согласных на письме)
Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов.
На протяжении всего начального обучения в 1 классе проводится словарная (лексическая) работа по выявлению значения слов.
Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса в классно-урочной форме, уроков-игр, уроков-путешествий с использованием современных технологий: проблемно-поискового обучения и личностно ориентированного развивающего обучения. Процесс обучения представляет собой сотрудничество учителя и учащихся, детей между собой. В этом сотрудничестве и осуществляется первичное постижение родного языка как предмета изучения, анализа различных его сторон.









1. Роль и место дисциплины
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Изучение русского языка способствует формированию представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
Развернутое тематическое планирование учитывает систему обучения класса, в котором осуществляется учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся, владеющих разными видами речевой деятельности и на разных уровнях. В связи с этим в учебной программе предусмотрен ряд творческих работ (написание сочинений, составление лирических произведений и др. работы), предусмотрены различные формы внеурочной деятельности, подготовка к олимпиадам.

2. Планируемые результаты освоения программы курса русского языка
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-интерес к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
-произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
-производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
-правильно писать слова с изученными орфограммами;
-видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать -слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
-находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
-пользоваться толковым словарём;
-различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

3. Универсальные учебные действия
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников универсальных учебных действий:
интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
коммуникационные и регулятивные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
При изучении курса «Русский язык» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.


4. Основные содержательные линии курса «Русский язык»
система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи

5. Цели и задачи курса «Русский язык»
Согласно Федеральным государственным стандартам общего образования 2009 г. в системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения:
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

6. Специфика программы курса «Русский язык»
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.
Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью применения достаточного количества письменных упражнений, разных видов и представления их в системе от простого к сложному


7. Формы организации образовательного процесса курса «Русский язык»
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игру;
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах

8. Оценка достижений планируемых результатов курса «Русский язык»
°Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования.


9. Объем и сроки изучения курса «Русский язык»
Программа курса «Русский язык» в 1 классе – 144 часа (5 часов в неделю). Из них:
- обучение грамоте - 104 часа;
- русский язык - 40 часов.



СОДЕРЖАНИЕ
Алфавит
Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях.
Звуки речи
Гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные, парные и непарные; твердые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Обозначение буквами звука [й']. Буквы гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением: жи-ши, ча-ща, чу-щу). Буквы и, е после ц в сильной позиции. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.
Построение звуковой схемы слова
Слова-названия предметов признаков, действий. Слова-помощники слов-названий предметов (предлоги). Прописная буква в именах собственных. Предложение. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Построение схемы предложения.
Речь письменная и устная
Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания).
«Азбука вежливости»: несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми

Планируемые результаты освоения обучающимися программы по русскому языку в 1 классе 
Учащиеся должны знать/понимать:

Уметь:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

-название букв алфавита, их последовательность и их основные звуковые значения;
-правила переноса слов по слогам;
-способ обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы);
-способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, е, и) и мягкого знака;
-способ обозначения звука [й»] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я).

-быстро найти букву в алфавитном столбике;
-определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи;
-правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);
-писать прописную букву в именах собственных;
-делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;
-понимать различие между звуком и буквой;
-различать
-гласные и согласные звуки;
-звонкие и глухие согласные;
-мягкие и твердые согласные; 
-парные звонкие - глухие согласные; 
-только твердые и только мягкие согласные;
-писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;
-писать словарные слова, определенные программой;
-списывать небольшой текст по правилам списывания;
-определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии);
-читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.

-адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников; детских теле- и радиопередач,
аудиозаписей);
-соблюдения орфоэпических норм речи;
-устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.


Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- иллюстрированная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»;
- тренажеры по русскому языку;
- Интернет-сайты (www solnet. ru, www festival. ru, www kulichiki. ru).

















Русский язык (40 часов)
УМК «Перспективная начальная школа»

№ п/п
Тема УМК «Перспективная начальная школа»
Планируемые результаты
Виды деятельности
Дата





План
Факт



Предметные
Межпредметные и личностные (УУД)













1.














Знакомство с учебником. Волшебный лес в опасности. 1 ч

-Знать структуру построения учебника «Русский язык»
- героев учебника
Уметь:
-ориентироваться в учебнике
Личностные
-установление связи между учебной деятельности и мотивации
Регулятивные
-организовать свое рабочее место под руководством учителя
Познавательные
1.Общеучебные
-поиск необходимой информации
2.Логические
-соотнесение условных обозначений учебника и тетради
3.Коммуникативные
-участвовать в диалоге на уроке
Индивидуальная работа с учебником, печатной тетрадью и дополнительными источниками информации



2.




















Дети осваивают алфавит 1ч
Знать:
Название букв алфавита, их последовательность и их основные звуковые значения;
-русский алфавит;
-алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях;
Уметь:
-находить букву в алфавитном столбике;
-записывать слова по алфавиту;
-читать правила, определения;
-списывать слова с доски
Личностные
-проявление познавательного интереса к практическому использованию последовательности букв алфавита
Регулятивные
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Познавательные
1.Общеучебные
-научатся учащиеся выявлять и формировать познавательные цели с помощью учителя
2.Логические
-приобретут умение группировать объекты на основе существенных признаков
3.Коммуникативные
-слушать и понимать речь других
-обогащение словарного запаса



Работа в парах и группах



3.
Алфавит 1ч






4.
Слова – предметы. Слова – действия 1ч
Знать:
-признаки изученных частей речи(глагола, существительного, прилагательного)
-словарные слова;
-значение предметов.
Уметь:
-анализировать и кратко характеризовать части речи;
-находить в тексте слова-предметы; слова-действия, слова-признаки,
задавать вопросы к словам;
-схематически изображать и распознавать предлоги;
-составлять схемы предложений;
-записывать предложения, состоящие из четырех слов.
Личностные
-проявление познавательного интереса к новому учебному материалу
Регулятивные
-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще не известно
Познавательные
1.Общеучебные
-выделение необходимой информации для решения рабочей задачи с использованием источника информации
2.Логические
-оценивание усваиваемого содержания
3.Коммуникативные
-научиться читать язык условных знаков
-работа в группе, индивидуальная работа;
-работа с карточками;
-игра «Подбери слово»



5.
Слова – признаки 1ч






6.
Слова – предметы неглавные1ч






7.
Слова – помощники1ч






8.
Устная и письменная речь1ч
Знать:
-типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
-правила списывания;
-различие устной и письменной речи
Уметь:
-определять характер предложения по цели высказывания, как в устной, так и в письменной речи;
-правильно употреблять знаки препинания в предложении;
-писать приписную букву в именах собственных;
-правильно обозначать границы предложения ( прописная буква в начале и знаки препинания в конце предложения)




Личностные
- умение выделять нравственный аспект поведения
Регулятивные
-составление плана к познавательности действий при списывании
Познавательные
1.Общеучебные
-научатся интонировать предложения в соответствии с целью высказывания;
2.Логические
-анализировать объект с целью выделения устной и письменной речи
3. Коммуникативные
-соблюдать простейшие нормы речевого этикета
-учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
-работа с учебниками, тетрадью на печатной основе
- игра «Назови меня»



9.
Интонация и цель высказывания1ч






10.
Имена собственные1ч






11.
Секреты устной и письменной речи. Правила списывания1ч























12.
Маша и Миша знакомятся со звуковым столбиком1ч
Знать:-понятия звуки и буквы
-парные согласные звуки
-гласные и согласные звуки
-правило переноса слов
-роль йотированных гласных в русском языке, когда буквы я, ю, е, ё обозначают два звука
-способ обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы)и способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда(я, е, ю, ё)-правило написания слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, це, ця, цы, ча-ща, чу-щу.
-роль мягкого знака в конце слов.
-роль твердого и мягкого разделительных знаков.
Уметь:
- различать гласные и согласные звуки;
звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные;
парные звонкие и глухие согласные;
-правильно писать слова с буквой й, с гласными е, ё, ю, я.
-делить слова на слоги; правильно переносить слова по слогам с одной строки на другую;
-писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;
-писать слова с разделительными мягким и твердым знаками;
-различать произношение и написание слов, подбирать проверочные слова.
-писать слова с мягким знаком – показателями мягкости.

Личностные
-принятие и освоение социальной роли обучающегося
- смогут оценивать усваиваемое содержание, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные
-уч-ся приобретут умение различать звуки и буквы.
-научатся определять последовательность промежуточных умений с учетом конечного результата.
Познавательные
1.Общеучетные
-уч-ся научатся соотносить предметную модель с данным условием
-уч-ся смогут делить слова на слоги, читать и понимать учебный текст, формулировки заданий, правил и определений.
2.Логические
- осуществлять сравнения в указанных логических операциях с целью выделения признаков.
3. Коммуникативные.
- аргументировать свою позицию, выбирая основания;
- научатся ориентироваться на позицию партнера при работе в парах и группе, учитывать разные мнения.











- дидактическая игра «Звук-буква»




13
Закрепление по теме: «Звонкие и глухие парные согласные»1ч






14
Звонкие и глухие согласные звуки. Списывание.1ч






15
Звук и буква Й. 1ч






16
Работа букв Ю и Я. 1ч






17
Е,Ё, Ю,Я в начале слова. Проверочная работа. 1ч






18
Твёрдые мягкие согласные звуки 1ч






19
Перенос слов.1ч






20
Звонкие и глухие, мягкие и твёрдые согласные звуки. Проверочная работа.1ч






21
Двойная роль букв е,ё,ю,я.1ч






22
Гласные показывают твёрдость, мягкость согласных.1ч






23
Количество звуков и букв.1ч






24
Количество звуков, букв, слогов. Проверочная работа.1ч






25
Правописание ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ.1ч






26
Слова с сочетаниями ЦИ, ЦЕ, ЦЫ. 1ч






27
Правописание гласных после Ц, Ш, Ж. Диктант.1ч






28
Слова с сочетаниями ЧУ-ЩУ, ЧА -ЩА.1ч






29
Перенос слов. Диктант.1ч






30
Почему Ь называют мягким, а Ъ – твёрдым?1ч






31
Работа Ь.






32
Разделительный Ь,Ъ. Правила списывания. 1ч






33
Звонкие и глухие согласные на конце слов.1ч






34
Звонкие и глухие согласные на конце слов.1ч






35
Звонкие и глухие согласные на конце слов.1ч






36
Способы проверки слов с парными согласными на конце слов.1ч






37
Проверка парных по зв.-гл. на конце слова. Проверочная работа.1ч






38
Предложения по-разному произносятся и по-разному пишутся.1ч
Знать:
-типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
Уметь:
- определять характер предложения по цели высказывания, как в устной, так и в письменной речи;
- писать текст под диктовку.
Личностные.
- ценить и применять базовые ценности.
Регулятивные
- приобретут способность планировать свои действия с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные
1.Общеучебные.
- смогут произвольно строить и записывать речевые высказывания, учитывая разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
2.Логические.
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
-устанавливать аналогии.
3. Коммуникативные.
-овладеют нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
-ребусы, шарады;
-игра: «Кто больше».
-работав парах.



39
Итоговое тестирование.1ч








40
Интонация и цель предложений.1ч


индивидуальная работа с информационными источниками;





Итого -40 часов
Проверочных работ -4
Итоговое тестирование- 1
















13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015




15