Пояснительная записка. Рабочая программа по чтению. 1 класс УМК Перспективная начальная школа

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для обучающихся 1 класса средней общеобразовательной школы в соответствии с ФГОС 2009 г.
Рабочая программа, разработанная согласно Примерным программам начального общего образования (Примерные программы начального общего образования. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010.), на методологических основах УМК «Перспективная начальная школа», полностью соответствуют планируемым образовательным результатам, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте. Коррекция авторских программ не проводилась. Региональный компонент отражен в содержании заданий и упражнений.
Развернутое тематическое планирование учитывает систему обучения класса, в котором осуществляется учебный процесс, направленный на общее развитие всех учащихся. Обучающиеся класса будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного стандарта начального общего образования, требованиями Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 2 для обучающихся 1 класса общеобразовательной школы и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 1 класс: учебник / Н. А. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011;
2. Малаховская, О. В. Литературное чтение.1 класс: тетрадь для сам-х работ / О.В. Малаховская – М.: Академкнига/Учебник, 2011;
3. Чуракова, Н. А. Литературное чтение.1 класс: хрестоматия / Н. А. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Нормативно-правовое и методическое обеспечение рабочей программы

- Закон РФ «Об образовании», п. 2.7 ст.32;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013учебный год.
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 2;
- Учебный план МБОУ СОШ № 2 на 2012/2013 учебный год;
- Примерные рабочие программы по учебным предметам. М. Просвещение.2010 г.;
- Планируемые результаты начального общего образования. М. Просвещение.2010 г.;
- Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. М. Просвещение.2010 г.;
- Типовые программы УМК «Перспективная начальная школа» по обучению грамоте, литературному чтению, русскому языку, математике, окружающему миру, технологии.

Согласно Федеральным государственным стандартам общего образования 2009 г. в системе предметов общеобразовательной школы курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование читательской компетентности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Для достижения поставленных целей изучения литературного чтения в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста, воспитание интереса к чтению и книге;
овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-интерес к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.











Тематическое планирование уроков по курсу «Литературное чтение» 40 часов

УМК «Перспективная начальная школа»




№ п/п
Тема раздела, урока
Кол-во час.
Дата
Планируемые результаты
Виды деятельности

Стр. учеб.





Предметные
Метапредметные УУД




На огородах Бабы-яги (9ч.)

1
Начало пути: волшебные помощники и предметы
1ч.


Знать: произведения устного народного творчества, их жанровое разнообразие.

Уметь: воспринимать на слух фольклорные произведения, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции, читать выразительно, используя интонационные приёмы, работать с книгой, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного произведения, декламировать произведения, читать наизусть.














Личностные: проявление интереса к фольклорным произведениям; уважение мнения собеседника.
Регулятивные: - способность ориентироваться в жанровых разнообразиях, предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народные сказки;
- постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся, способность ориентироваться в книге.
Познавательные: 1.Общеучебные :выявление и формулирование познавательной цели и проблемы с помощью учителя;
2.Логические: анализ отличия малого фольклорного жанра от народной сказки с целью выделения существующих и несуществующих признаков.
3.Коммуникативные:
- умение работать в парах, группах и индивидуально.

- работа в парах, группах при выполнении совместных заданий;
- работа с информационными источниками( учебником и тетрадью на печатной основе)
3-5

2
Законы докучной сказки
1ч.




6-9

3
Как не заблудиться в книге
1ч.




3-10

4
Секреты считалок
1ч.




10-11

5
Древние считалки
1ч.




12-13

6
Тайны загадок
1ч.




14-17

7
Звукопись Е.Благинина
1ч.




11-14

8
Как устроена загадка
1ч.




17-19

9
Заклички, скороговорки Трудности скороговорок
1ч.




20-23

Пещера Эхо (6ч.)

10
Хвосты слов
1ч.

Знать произведения современной отечественной литературы.
Уметь : - воспринимать на слух поэтические и прозаические произведения; читать наизусть стихотворные произведения; определять приёмы выразительности в процессе анализа текстов;отвечать на вопросы по содержанию текста.
Личностные:
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;- эмоциональная отзывчивость на прочитанное.
Регулятивные:
- определение последовательности развития сюжетного действия;
- предположение по заголовку, иллюстрации произведения его содержания, темы.
Познавательные:
1.Общеучебные:
- формулирование цели и проблемы с помощью учителя при изучении произведений современной отечественной литературы.
2.Логические:
- знакомство с книгой как источником различного вида информации;
- формирование библиографических умений.
Коммуникативные: выступление перед знакомой аудиторией.












- работа с информационными источниками(учебником и тетрадью на печатной основе)
24-25

11
Созвучные концы слов
1ч.




26-27

12
Литературный герой
1ч.




Х.24-29

13-14
Рифмы и смысл стихотворения
Н.Носов «Приключения Незнайки» ( отрывок)
1ч.




28-31

15


Р.к.
Шуточные стихи


Юные поэты и писатели моего района
1ч.




32-34

На пути в Волшебный Лес (2ч.)

16
Сказка-цепочка


1ч.

Знать композиционные особенности кумулятивной сказки.
Личностные:
- знакомство с культурным наследием России;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное.
Регулятивные:
- понимание нравственного содержания прочитанного;
- осознание мотивации поведения героев.
Познавательные:
1.Общеучебные: - определение последовательности развития сюжетного действия
2.Логические:
-анализ и выявление композиционных особенностей кумулятивной сказки.
Коммуникативные:
- умение высказывать своё мнение и умение слушать ответы одноклассников по поводу содержания кумулятивной сказки.
















- работа в парах, группах при нахождении композиционных особенностей кумулятивной сказки;
- работа с информационными источниками(учебником и тетрадью на печатной основе)
35-36

17


Р.к.
Структура сказки - цепочки


Сказка – ложь, да в ней намек
1ч.

Уметь:
- читать по «цепочке»;
- воспринимать на слух и понимать произведения разных жанров;
- отвечать на вопросы по содержанию прослушанного, прочитанного.


36-38

Клумба с Колокольчиками (3ч.)

18
Звучащие стихи
1ч.

Знать : наизусть одно из стихотворений, средства выражения авторского отношения к изображаемому, содержание прочитанных произведений
Уметь: декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения;
- соотносить словесный художественный образ с его живописной (графической) иллюстрацией.
Личностные:
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.
Регулятивные:
- прогнозирование содержания произведения по его названию и оформлению;
- сравнение предположения с содержанием текста.
Познавательные: 1.Общеучебные: -формирование потребности и мотива чтения, -совершенствование умений и навыков.
2.Логические: построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.
Коммуникативные: выступать перед знакомой аудиторией, высказываться о своём отношении к содержанию произведений.
- восприятие содержания произведения при работе в парах и группах;
- работа с информационными источниками(учебником и тетрадью на печатной основе)
39-41

19
Автор и литературный герой
1ч.




30-33

20
Звукопись в прозе и поэзии
1ч.




42-44


В лесной школе (5ч.)

21
Считалка, скороговорка или дразнилка?












1ч.

Знать:
- жанровое разнообразие произведений;
- наизусть одно из произведений;
- краткие сведения о биографии Б.Заходера.
Уметь:
- находить средства художественной выразительности;
- выразительно читать юмористические произведения, читать по ролям;
- определять приёмы выразительности в процессе анализа текстов.
Личностные:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства.
Регулятивные:
- планирование действий по идентификации малых жанров фольклора;
- овладение способами заучивания.
Познавательные:
1.Общеучебные:
- постановка и формулирование проблемы с помощью учителя;
- овладение умения выразительного чтения с использованием
- работа в парах, группах при нахождении композиционных особенностей кумулятивной сказки;
- работа с информационными источниками(учебником и тетрадью на печатной основе)
- дидактическая игра «Концовка».


45-47

22
Автор и рассказчик


1ч.




34-38

23
Юмор в поэзии
1ч.




48-51

24


Р.К.
Стихи про девочек и мальчиков

Годы, опаленные войной
1ч.




52-53






соответствующей интонации, темпа, тона, громкости речи и логического ударения.
2.Логические.
- учащиеся смогут анализировать и распознавать малые фольклорные жанры.
Коммуникативные:
- на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.



25
Фантазия в поэзии
1ч.




54-55

Музей Бабы-яги. Тайна особого зрения (5ч.)



26
Поэзия. С.Черный
1ч.

















Знать наизусть одно из произведений.
Уметь: читать текст по ролям, выразительно читать текст, задавать вопросы по содержанию произведений и отвечать на них, воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров.






Личностные:
- проявление устойчивого учебно – познавательного интереса к содержанию.
Регулятивные:
- получат общее представление о жанрах: рассказ и стихотворение, практическое различение , сравнительный анализ двух образов.
Познавательные:
1.Общеучебные: овладение приёмами чтения по ролям, понимание прочитанного и прослушанного произведения.
2.Логические: осознание мотивации поведения героев, понимание нравственного содержания прочитанного, анализ поступков герое.
Коммуникативные: умение вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, умение слушать и слышать.
- работа в парах, группах при нахождении композиционных особенностей кумулятивной сказки;
- работа с информационными источниками(учебником и тетрадью на печатной основе)
- дидактическая игра «Концовка;
- оценивание хода и результата выполнения задания.


.39-46

27
Р.к.
Особый взгляд на мир
Викторина «Мое село»
1ч.




56-59

28
Что видит и слышит поэт
1ч.




60-63

29
Секреты поэтического произведения
1ч.




64

30
Стихи И.Токмаковой
1ч.





47-51

На выставке рисунков Юрия Васнецова (4ч.)



31
Прибаутки, небылицы, дразнилки
1ч.

Знать: жанровые особенности прибаутки и небылицы, дразнилки.

Уметь: соотносить текст с иллюстрацией, находить в тексте парную рифму, понимать содержание прочитанного, осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста.
Личностные:
- приобретут умения определять закономерности, на которых художник выстраивает свою картину.
Регулятивные: соотносить и прогнозировать иллюстрации с текстом.
Познавательные:
1.Общеучебные: научатся выявлять и составлять живописные и литературные образы, позволяющие представить специфику фольклорных жанров.
2.Логические: овладеют умением оценивать найденную информацию, соотносить новую с имеющимися знаниями.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию, выбирая основания.
- конкурс рисунков «Я - художник»;
- работа с информационными источниками(учебником и тетрадью на печатной основе).

65-73

32
Искусство иллюстрации: что видит художник. Рифмующиеся слова и изображения
1ч.




69-72

33
Литературный герой Л.Толстой «Косточка». Характер литературного героя
1ч.




52-56

34
Иллюстрация в детских книгах
1ч.




57-60

Закрепление (6ч.)

35


36


37 - 38


39

40
Р.к.



Маша и медведь. Русская народная сказка

Три медведя. Русская народная сказка

Теремок. Русская народная сказка. Ролевое чтение



Обобщение по разделу

Обобщение пройденного
Ура! Каникулы!!!







Итого
Р.К.
1ч.


1 ч.


2 ч




1 ч.

1 ч








40 ч
5 ч.

Знать: особенности авторских и народных произведений; краткие сведения о биографии С.Я.Маршака.

Уметь: прогнозировать содержание произведения по иллюстрации и заглавию; понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста.
Личностные:
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.
Регулятивные:
- установка на постепенное увеличение техники чтения.
Познавательные: 1.Общеучебные: приобретут умения ставить и решать проблемы творческого и поискового характера. 2. Логические: анализ и выделение сказок – цепочек среди прочих сказок.
Коммуникативные: высказывание своей точки зрения, уважение мнения собеседника.
- исследование ситуаций, требующих сравнения,
- театрализация произведений;
- работа в группах, парах;
- конкурсы рисунков.
Х.61-66


15