Урок риторики для учащихся 9 — 11 классов на тему Законы современной риторики


Тема Законы современной общей риторики.
Разработка урока «Законы современной общей риторики» способствует успешному  проведению урока развития речи или риторики.
В ходе урока учащиеся научатся использовать схемы построения выступлений для достижения понимания между говорящим и слушающим;
научатся создавать, применять и преобразовывать модели для выступления с использованием 4 законов современной риторики; усвоят  словесные стратегии привлечения внимания аудитории.
Цель: формирование у обучающихся умений создавать речь в процессе выступления, используя законы современной риторики
Задачи:
1. научить использовать схемы построения высказываний (выступлений) для достижения понимания между говорящим и слушающим;
2. освоить механизмы ассоциативного и логического мышления;
3. выработать умения  соотносить действия с  планируемыми целями и задачами;
4. усвоить  стратегии привлечения внимания аудитории;
5. сформировать умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для выступления.
Оборудование:
Стихотворения, текст И. Кабыш
Ход занятия
О\М
Актуализация изученного
Дайте классическое определение понятия риторики (В классическом понимании риторика (греч. rhetorike), или ораторское искусство (лат. oratoria), – это наука и искусство подготовки, построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Дайте определение современной риторики ( это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи.
Что является предметом изучения риторики (Предметом современной риторики является мыслеречевая деятельность человека в разных жизненных ситуациях, т. е. мысль и слово. Причём современная риторика – это прежде всего школа мысли, а затем уже школа слова).
Выведите формулу успешного оратора из слов «Мысль входит в сознание вратами чувств» (Гельвеций). ( чтобы речь была эффективной, современная риторика выдвигает формулу: мысль + чувство + слово)
Понятие общей и частной риторики (Риторика бывает общей и частной. Общая риторика как учебная дисциплина излагает основы ораторского мастерства, т. е. обучает общим правилам и приёмам построения речи. В частной риторике изучаются законы эффективной речи, действующие в таких сферах профессиональной деятельности, где роль слова особенно важна (например, в юриспруденции, в журналистике), а также конкретные роды и жанры речи)
Что вы знаете о развитии риторики в России
Богатые риторические традиции имеет Россия. Первым древнерусским сочинением, рассказывающим о риторике, было «Сказание о семи свободных мудростях». Это сочинение легло в основу первых русских учебников по теории красноречия. Самая ранняя из дошедших до нас отечественных риторик, «Риторика Макария», появилась в начале XVII в.
В середине XVIII в. М.В. Ломоносов создал фундаментальный научный труд «Краткое руководство к красноречию». Все последующие российские риторики были созданы на основе этого труда. Среди них следует отметить «Правила высшего красноречия» М.М. Сперанского и «Общую реторику» и «Частную реторику»[3]Н.Ф. Кошанского (учителя Пушкина).
Обратите внимание! Русский риторический идеал предполагает гармонию, кротость, уважение к человеку, правдивость, искренность, добро, выраженные в слове.
Новая тема определение целей и задач урока.
Законы современной общей риторики
Достичь понимания между говорящим и слушающим помогают четыре фундаментальных закона риторики.
Первый закон современной общей риторики – закон гармонизирующего диалога: эффективное (гармонизирующее) речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников общения, поэтому риторы советуют любой монолог превращать в диалог, чтобы пробудить мысли и чувства слушателей.
2) Приёмы диалогизации речи
Диалогизация речи – это ведение беседы с воображаемым собеседником. Любой ораторский монолог рекомендуется выстраивать как диалог. Это придаёт выступлению эмоциональность и удерживает внимание аудитории.
Приёмы диалогизации речи

Второй закон – закон ориентации и продвижения адресата.
Он требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был сориентирован «в пространстве» речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели. Для этого говорящий должен использовать в речи слова, указывающие на порядок событий (во-первых, во-вторых и т. д.), резюмирующие слова (следовательно, итак и т. д.), связочные предложения (Рассмотрим следующую проблему. Перейдём к следующему вопросу) и т. п.
Третий закон эмоциональности речи. Он требует, чтобы говорящий не только мыслил, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чём он сообщает, и умел выразить свои эмоции в речи.
Четвёртый закон – закон удовольствия. Он подразумевает, что речь действенна тогда, когда доставляет слушателю удовольствие.
Мощными средствами выполнения этого закона являются богатство и выразительность речи
Обратите внимание! Первый закон гармонизирующего диалога является самым главным. Три остальных закона раскрывают его и показывают, как он осуществляется в реальной риторической практике.
Задания и упражнения:
Прочитайте текст. Найдите предложения, в которых автор ведёт диалог с воображаемым собеседником. Назовите приёмы, которые использует автор.
(1) Помнится, в мои школьные годы патриотическое воспитание неизменно писалось через дефис с «военно» и предполагало довольно ограниченный набор мероприятий: походы по местам боёв, посещение музеев боевой славы, встречи с ветеранами. (2) Между тем сегодня назрела необходимость не столько отделить первую часть от второй, сколько разобраться со значением слова в целом.
(3) По мне, пусть себе «патриотизм» будет «военным»: нужно только оговорить, с кем или, лучше, за что «воевать». (4) А «воевать» сегодня, на мой взгляд, нужно прежде всего за язык. (5) Русский язык. (6) Не боясь быть банальной, процитирую хрестоматийное: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (7) Мы же теряем его, пользуясь военно-поэтической терминологией, пядь за пядью.
(8) Ладно, когда дети «рдевшие ланиты» понимают как «покрасневшие уши». (9) Хуже, когда от школьников узнаёшь, что «порядочный» человек – человек, ставящий всякую вещь на свое место, а «алчный» – участвующий в популярной телеигре, горьковское «он был бос» понимается как «он был начальник». (10) А почему при этом «в вытертых штанах»? (11) Да именно потому, что «босс»: ходил же Форд в потертых джинсах!
(12) Но, может, самое грустное, что дети не понимают значений слов «благородный», «самоотверженный», а также «тщеславный», «корыстный», «коварный», «вероломный» – им хватает двух слов: «хороший» и «плохой». (13) (Даже Эллочке-людоедке из «12 стульев» нужно было тридцать.)
(14) Можно, конечно, сказать, что это всего лишь слова и вовсе не обязательно, что человек, не знающий слова «милосердие», никогда не поможет ближнему и, наоборот, знающий его непременно станет добрым. (15) Это так, но речь не о том, чтобы научить детей говорить «метко» (хотя точность, как нам недавно стало известно, никогда не бывает лишней), а о том, чтобы сделать нас народом. (16) Напомню еще более хрестоматийное: «И назовет меня всяк сущий в ней язык»
(17) Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит как вода в песок. (18) Почему? (19) Чтобы найти ответ, нужно вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. (20) Но дети и родители сегодня разобщены. (21) Что касается чтения, то тут и говорить нечего. (22) И сегодня «воевать» за русский язык – значит, бороться и за литературу, на нем написанную.
(23) В песне нашего детства на вопрос «С чего начинается Родина?» – давался ответ: «С картинки в твоём букваре». (24) Не знаю, какая именно картинка имелась в виду – Красная площадь или белая берёза, думаю, что это не так важно. (25) Важно, что Родина, по моему глубокому убеждению, начинается именно с букваря.
(По И. Кабыш)
Стихотворение «Наша Таня громко плачет», расширьте, используя 4 закона современной риторики.
Подготовьте по каждому из четырех законов риторики короткое выступление с подзаголовком: «На то и закон, чтобы его нарушать». В каждом выступлении (5-7 минут) опишите смысл одного из законов и приведите ваши соображения (и доказательства, если вы с законом не согласны) или наблюдения по поводу того, как данный риторический закон в реальной жизни нарушается и к чему это приводит.
Закрепление.
Дайте образное определение следующих понятий (работа в группах) .
Совесть, любовь, милосердие, нежность, мечта, бережное отношение к окружающему миру.
Пример: Совесть – компас, который ведёт человека по жизни.
Презентуйте собственные высказывания.
Оценивание
Домашнее задание
Подготовить выступление на свободную тему, используя 4 закона риторики.