Творческая мастерская Весна идёт, весне — дорогу (6 класс)


МБОУ «Кольчугинская школа №1»
Симферопольского района Республики Крым

Творческая мастерская
«Весна идёт,
весне - дорогу!»
Учитель русского языка и литературы
Малиновская Елена Борисовна

2016
Творческая мастерская «Весна идёт! Весне – дорогу!»
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
( Александр Блок )Цели:
-познакомить учащихся с народными весенними праздниками, обрядами, поэзией;
-развивать творческие способности учащихся: сочинять стихи, выразительно читать, рисовать;
-развивать устную речь и память;
-учить работать в группах, устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
-продолжить обучающую работу над приемом «синквейн», развивающим критическое мышление детей;
-прививать любовь к Родине, к старинным русским обычаям, устному народному творчеству.
Предварительная подготовка:
- с ребятами выбрали и обсудили тему творческой мастерской,
- каждая группа выбрала своего капитана , наделив его полномочиями распределять обязанности в коллективе;
Оборудование: записи песен и музыки, книжная выставка «Русские поэты о весне»
Вступительное слово учителя Ребята, это наша первая творческая мастерская ( ТМ). Мы посвящаем её весне, весенним праздникам. Когда-то на Руси всё начиналось с весны. В день весеннего равноденствия начинался новый цикл сельскохозяйственных работ, которые человек украсил множеством ритуальных действий и наиболее поэтическими обрядовыми песнями, заклинаниями. В крестьянском труде после Масленицы не было перерывов. И все же весна приносила особые радости. Недаром в народе её ласково называли «Весна -красна». Певучее название славянских месяцев года отражает изменения в природе, которые наиболее характерны для каждого месяца: Март — Березень. Апрель — Цветень. Май — ТравеньВыступление ученицы 6 класса. Девочка читает стихи собственного сочинения «Весна», «Солнце»
I этап работы( разминка или домашнее задание) Представители каждой группы рассказывают о весенних приметах, знакомят остальных с пословицами , поговорками и загадками о весне.
Музыкальная пауза (Музыка Чайковского «Времена года»)
II этап работы: рассказы о приходе весны и закличкахЗаклички –русские народные небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа. I группа «Веснянки». Ребята закликают весну и солнце:
Заклички, или веснянки, приговорки были традиционными, они переходили из поколения в поколение.
Весна-красна!
Что принесла?
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Открывай окошко!
Весна, весна красная!
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
II группа «Мартинички»
1 марта — Праздник Весны, на Руси его считали днём начала Нового года.
Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облышка.
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.
Солнышко-ядрышко,
Высвети, выгляни!
Воробьи чирикают,
Весну-красну кликают,
Со стрехи капели,
Кулики прилетели!
III группа «Жаворонки» знакомит с обычаем славян встречать весну .
Больше всего на Руси почитали птицу жаровонка, как первого вестника весны. Дети делали своими руками игрушки-«жавороночки». Вместе со взрослыми пекли их из теста.
Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела:
Весь хлеб у нас проела!
Такими словами в самом начале марта, когда повсюду лежал еще снег, по древнему языческому обычаю встречали весну. К ее приходу из теста пекли фигурки жаворонков – с хохолками, с расправленными крылышками, словно летящих.
“Жаворонков” пекли для всех членов семьи. В них запекали орехи, изюм, из угольков делали глаза, называли их птюшками. По печенью гадали: “Запекали в них уголь, деньги, хмель, жито. Жито – к житию, деньги – к богатству, хмель – к веселью”. А пойманных раньше певчих птиц выпускали на волю
I V группа «Травинки»
1мая на Руси назывался днём Живы, богини Земли, жизни, плодородия, жита-зерна
Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью:
Уроди лен высокий,
Рожь, овес хороший.
Дождик, лей, лей, лей,
Никого не жалей
- Ни берез, ни тополей!
Дождик, дождик, посильней,
Чтобы травка зеленей!
Вырастут цветочки ,Зеленые листочки!
III этап работы: учащиеся всех групп сочиняют закличкиМузыкальная пауза. Мелодия «Весна идет»
Чтение закличекМузыкальная пауза . Ансамбль «Калина» исполняет песню о весне
IV этап работы: рассказы о праздниках и обрядах
I группа «Веснянки» демонстрирует куклы-обереги.
Рассказ о русской народной, традиционной кукле-обереге Веснянке .Веснянка — это веселая, задорная кукла, которую делали на приход весны. Ростом куколка — с ладошку, а силы, радости и молодой весенней яри в ней запас до самой Купалы. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета, ведь изображала она не человека, а Дух пробуждающейся природы.
II группа «Мартинички»
1 марта делали из красных и белых ниток мартинички, традиционные славянские куколки, женскую и мужскую. Это была неотъемлемая часть ритуала закликания весны.
По традиции, мартинички прикалывали на одежду близким людям 1 марта, и носили до тех пор, пока не удастся увидеть первого аиста. После чего или пускали по воде, или повязывали на ветку цветущего плодового дерева (загадав желание, а как же…). В наше время мартинички просто носят до конца марта, а потом привязывают на ветку дерева.
Ребята рассказывают, как делаются мартинички, демонстрируя свои работы.
III группа «Жаворонки»
(Дети демонстрирую нарисованные фигурки жаворонков .)
Поднимаясь на высокие строения или горки, дети подбрасывали фигурки, произнося заклинания:
Жавороночки!
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое коровье,
Второе овечье,
Третье человечье!
I V группа «Травинки» рассказывают о праздновании Масленицы.
Один из самых весёлых русских весенних праздников считается Масленица, проводы зимы. Масленичная неделя в этом году будет отмечаться …. марта.
В селах на Масленицу устраивали кулачные бои, ели блины на скорость, лазали на столб за призами, купались в проруби и боролись с медведями. Но самым важным условием были блины — их ели много и везде, где только была возможность, в том числе и в гостях, куда ходить полагалось всю неделю.
Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
Пословицы и поговорки на масленицу.
"Без блина не масляна"
"На горах покататься, в блинах поваляться"
"Не житье, а масленица"
"Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить"
"Не все коту масленица, а будет и Великий Пост"
Со времён старинных, давних
Праздник Солнца к нам спешит.
Он один из самых ранних
В окна вешним днём глядит.
Это Масленица мчится
Вдоль по улицам родным.
Веселится вся станица,
Ест блины куском большим:
Со сметаной и нардеком,
С рыбой, мясом и икрой.
Шире праздник с каждым веком,
Не назвать его игрой.
Музыкальная пауза . Ансамбль «Калина». Песня о Масленице, частушки
Для того, чтобы теплые деньки наступили раньше, наши предки делали из соломы чучело, которое по традиции «собирали» всей деревней, при этом оно сжигалось непосредственно в день, когда заканчивалась Масленица (в этом году 13-го числа)
IV этап работы: чтение стихотворений русских поэтов о весне ( по выбору учащихся
Музыкальная пауза.
V этап работы: составлений синквейнов Ввспоминаем с ребятам, что такое «синквейен» и правила написания синквейна:
Давайте посмотрим на примере. Берем ключевое слово "Ласточка".
Ласточка
Красивая
Быстрая, заботливая
Летает, чирикает, радует
Ласточка приносит нам весну!
Птичка.
Каждая группа выбирает ключевое слово, характеризующее весну и составляет синквейн. (Например, ландыш, подснежник, жаворонок, веснянка ,верба, солнышко, ласточка, Масленица и т.п..)
Самостоятельная работа учащихся в группах.
VI этап работы. Итоги.
Учащиеся оформляют и зачитывают синквейны, каждая группа сдаёт папку, включающую в себя не только написанные синквейны, но и сочиненные ими заклички, стихи и рисунки о весне и весенних обрядах.
Приложение:
..Журчат ручьи,
Кричат грачи,
И тает снег, и сердце тает.
И даже пень
В апрельский день
Березкой снова стать мечтает.
Веселый шмель гудит весеннюю тревогу,
Кричат задорные веселые скворцы,
Кричат скворцы
Во все концы:
«Весна идет — весне дорогу! »
( Василий Лебедев-Кумач)