Урок развития речи «Весна идёт, весне дорогу!» (6 класс)

Урок развития речи «Весна идёт, весне дорогу!» (6 класс).

Цель: проверить и закрепить знания, полученные на уроках русского языка, развивать чувство прекрасного, воспитывать внимательное отношение к слову, к окружающему миру, учить видеть прекрасное даже в самых обыденных вещах.

Ход урока:

Организационный момент, пожелание успехов на уроке.

2. Звучит музыка веницианского композитора Антонио Вивальди из цикла «Времена года». Этот цикл был создан в 18 веке и являет собой непревзойдённый образец музыкального решения темы природы.
- эта мелодия посвящена одному из времён года, как вы думаете, какому времени года она посвящена.
- по каким признакам вы об этом догадались.

3. Да, мелодия посвящена весне и неслучайно она сегодня звучала на уроке. В преддверии весны мы говорим с вами сегодня именно о ней.

- произнесите слово «весна». Что слышится вам в нём (что-то обновляющее, новое, свежее, ведь весна-это утро года). Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «Весна» ( работа в группах, запись на карточках ассоциаций (Джот тотс))

- обратимся к истокам этого слова. Чтобы узнать, что это слово обозначает, в какой словарь нужно заглянуть? ( В этимологический) ( два человека ищут в этимологическом словаре значение этого слова, остальные подбирают однокоренные слова к нему)

ВЕСНА, ВЕСНУШКИ, ВЕСЕННИЙ, ПО-ВЕСЕННЕМУ

- Зачитываем словарную статью о весне. (Весна от слова весёлый, почему?)

- Составляем словосочетания с этими словами.

Тёплая весна, забавные веснушки, весенний день, одет по-весеннему.

- Отгадайте загадку. Только снег в лесу сошёл, я голубеньким расцвёл. (Подснежник).
- Произведём синтаксический разбор предложения.

4. Весна- это победа солнца, света, это победа воды, это победа зелени.
- А чем пахнет весна (талым снегом, первой водой, цветами, нежной зеленью)

Весну можно не только увидеть и почувствовать, весну можно и услышать, для этого я предлагаю вам обратиться к лирической миниатюре М. М. Пришвина «Рождение звука».

После оттепели – солнечное утро. Снег осел, под елями-соснами как песком посыпано: это вытаивают из разных слоёв и слагаются в один слой старые рыжие хвоинки. То же самое и под репейниками: сколько их теребили зимой щеглы и синицы – всё теперь в один слой под ними лежит.
В городе вода – в лесу снег; дороги отмечены, рыжие. На опушках под деревьями кружки: тут на припёке сейчас вся весна. С двенадцати до четырёх лучи солнца, как пожар на снегу: из-под снега начинают выпрыгивать веточки и лапки елей. А бывает в лесах при стремительной весне такой жаркий час, когда весь лес шевелится, - глазами видишь, как лес встаёт.
На склонах по дорогам бегут ручьи. В лесу ещё тишина, и только свет вспышками там и тут. В прогалинах на опушках рождаются первые капли, и от них рождается первый звук.

- Докажите, что это текст (это текст, так как все предложения связаны между собой по смыслу и грамматически)
- какова тема этого текста (рождение звука)
-определите основную мысль ( только в лесу можно услышать, как рождается первый звук)
- к какому стилю принадлежит этот текст (Художественный)
- найдите средства выразительности, характерные для данного стиля (эпитеты: дороги рыжие, стремительная весна; олицетворения: начинают выпрыгивать веточки и лапки елей, лес шевелится, встаёт, бегут ручьи, рождаются капли, рождается звук; сравнения: как пожар на снегу).
- запишите в тетрадь некоторые средства выразительности
- как, на ваш взгляд, относится автор к весне ( любит, восхищается, внимательно наблюдает за тем, какие изменения происходят в природе с приходом весны.)
-какой эпитет подобрал Пришвин к слову весна (стремительная)
- а какая ещё бывает весна (ранняя, поздняя, запоздалая, радостная, солнечная).
-какие краски преобладают в этой миниатюре ( желтые, рыжие, яркие)
-какие виды орфограмм здесь встречаются.
5. Пришвин Михаил Михайлович заставил увидеть красоту природы, которую мы порой не замечаем, и посмотреть другими глазами на окружающую нас природу.
6. Вот и подошёл к концу наш «весенний» урок. Давайте ещё раз вспомним, о чём мы говорили на уроке, что вам больше всего запомнилось. Оцените свою работу на уроке.

7. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на весеннюю тему.
15