Мастер класс Приемы в реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики


Ход мастер- класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Свой мастер-класс я хотела бы начать такими словами : "Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет".
Уильям Уорд
Девиз мастер-класса «Все познается в деятельности».Как вы думаете , о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Определим тему мастер-класса.
Итак ,тема нашего мастер-класса -«Приемы в реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики».
А сейчас попробуем сформулировать задачи мастер-класса.
Продолжите фразы:
У-узнать…
Р-развить…
О-обобщить…
К-конкретизировать,корректировать…
Для чего нам нужна эта тема? Каким образом будем добиваться целей урока?
На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответы?
Сегодня мы попробуем найти ответы на все ваши вопросы.
Системно – деятельностный подход является методологической основой концепции новых образовательных стандартов второго поколения.
Процесс учения- это процесс деятельности ученика, направленный на становление личности в целом. Вот что такое системно-деятельностный подход в обучении.
Системно - деятельностный подход обеспечивает активность и активную позицию ребёнка на уроке; способствует формированию универсальных способов действий.
Ключевыми позициями современного урока являются то, что:
Ученик на уроке – учится сам, учит других.
Учитель на уроке – «дирижер», создающий
условия для развития учащихся.
Важной задачей современной системы основного общего образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путем сознательной, активной деятельности учащихся.
Становится ясно, что ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе.
Прием . «Верите ли вы?»
Вначале мне хотелось бы, чтобы вы ответили на следующие вопросы
1. Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
2. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
Как вы считаете, для чего я задала вам эти вопросы?
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) 
Чтобы включить вас в деятельность я использовала один из приемов «Верите ли вы?»
Так и на уроках математики я использую такой прием. Ну например на уроке изучения правила умножения чисел с разными знаками я предлагаю сыграть в игру «Веришь – не веришь». Я буду читать математические предложения, а вы с помощью карточек «+» и «- » должны будете согласиться со мной или не согласиться. Будьте внимательны, учимся слушать и слышать:
Верите ли Вы, что…
положительные числа – это числа, расположенные на числовой прямой правее нуля? (да)
при сложении двух отрицательных чисел получается положительное число? (нет)
произведение двух положительных чисел есть число положительное? (да)
числа, записанные со знаком «минус», называются отрицательными? (да)
при умножении числа на нуль получается тоже самое число? (нет)
модули противоположных чисел равны? (да)
сумма противоположных чисел равна нулю? (да)
В литературе есть высказывания, которые мы можем применить на уроке математики.
Условившись обозначать слово «друг» – положительным числом, а слово «враг» –
отрицательным, можно получить интересное правило умножения чисел.
Посмотрите, вы видите четыре фразы, вам нужно будет только окончить предложение. Записать его с помощью знаков. И привести пример:
«Друг моего друга – мой … (друг)» (( + ) · ( + ) =  ( + ))«Враг моего врага – мой… (друг)» (( - ) · ( - ) =  ( + ))«Друг моего врага – мой … (враг)» ( + ) · ( - ) =  ( - ) «Враг моего друга – мой… (враг)» ( - ) · ( + ) =  ( - )И так получилось правило умножения, давайте его сформулируем.
Прием Тонкий и толстый вопрос (закрепления правила)
Легко ли было составлять составлять правило с помощью знаков?
Что происходит с произведением, если знак одного множителя меняем?
Как умножить два отрицательных числа?
Работа в парах:
Каждый из вас, по очереди, будет выступать в роли учителя. Ваше задание следующее: проговорить друг другу правила
ПРАВИЛА!
Чтобы умножить два отрицательных числа …
Чтобы умножить два числа с разными знаками…
Оцените друг друга
«+» - если знает
«-» - не знает
«±» - допускает неточности в определениях
Прием «Инсерт».
Приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.
"Инсерт" - это: прием маркировки текста – интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления
Приём используется в три этапа:
В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);
Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки; обсуждают записи, внесённые в таблицу.
Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.
Для Вашего внимания в продолжении темы по математике я предлагаю вам текст из истории отрицательных чисел и поставить знаки.
Отрицательные числа появились значительно позже натуральных чисел и обыкновенных дробей. Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во II в. до н. э. Положительные числа тогда толковались как имущество, а отрицательные – как долг, недостача. Но ни египтяне, ни вавилоняне, ни древние греки отрицательных чисел не знали. Лишь в VII в. индийские математики начали широко использовать отрицательные числа, но относились к ним с некоторым недоверием.
Непонятно было, какой смысл имеет умножение отрицательных чисел, и почему произведение отрицательных положительно; на эту тему проходили жаркие дискуссии. Гаусс в 1831 году считал нужным разъяснить, что отрицательные числа принципиально имеют те же права, что и положительные, а то, что они применимы не ко всем вещам, ничего не означает.
Полная и вполне строгая теория отрицательных чисел была создана только в XIX веке
(Уильям Гамильтон и Герман Грассман).
Так же такой прием я часто использую на уроках при чтении нового материла из параграфа учебника и обсуждаем прочитанное.
Для закрепления данной темы я предлагаю использовать
Прием «Жокей и лошадь».
Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с примерами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот прием применим даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.
-2 * (-3) = 6
2/3 * (-3) = -2
0 : (-3,7) = 0
-3/7 * (-1) = 3/7
-2,3 * 1 = -2,3
-2,1 * (-10) = 21
(-5)2 = -25
Задание для участников мастер-класса.
У «жокеев» и «лошадей» части высказываний имеющих непосредственное отношение к нашей учительской работе. Предлагаю Вам собрать их воедино и представить общему вниманию.
«Вся радость творчества /– в возможности делиться».
«В любой работе /есть место творчеству». (С.Довлатов)
«Творческая работа – это прекрасный, необычайно / тяжелый и изумительно радостный труд». (Н.А.Островский)
«Великая цель образования / – это не знания, а действия». (Г Спенсер)
Какое из высказываний наиболее подходит к теме нашего мастер – класса?
Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание. Значит, прежде всего, на каждом уроке нам необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.
А учитель, как образно замечает Л.С.Выготский,
“… должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».
Ну и рефлексия нашего мастер класса.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил: - Что ты делал целый день?
И тот с ухмылкою ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил: ” А ты что делал целый день? ”- И тот ответил: ” Я
добросовестно выполнял свою работу. “А третий улыбнулся его лицо засветилось радостью и удовольствием и
он ответил “ А я принимал участие в строительстве Храма.“-Ребята! Кто работал так как первый человек?
-Кто работал добросовестно?
-А кто принимал участие в строительстве Храма знаний? (Оцените себя)
Заключение Спасибо всем за плодотворную работу. Мне было приятно с вами общаться, а  закончить свой мастер-класс мне хочется стихотворением
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!