Статья Методические приёмы реализации системно-деятельностного подхода на уроках информатики

Тарасова О.А.,
учитель информатики,
МБОУ СОШ № 41 г. Белгорода

Методические приёмы реализации системно-деятельностного подхода
на уроках информатики.
“Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений”
Л. Толстой.

Современные технологии требуют превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребёнка.
Цель учителя – создать единого образовательное и воспитательное пространство, в котором на первом месте стоит личностная самореализация каждого ребёнка.
Для этого нужно решить следующие задачи:
формирование у школьников выраженной мотивации к обучению, устойчивого интереса к предмету;
совершенствование методического обеспечения процесса преподавания в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе;
обеспечение более широких и разносторонних связей учебного материала с целью создания возможности на каждом предыдущем этапе закладывать основы обучения предмету с ориентацией на требования будущего, то есть на профиль обучения;
формирование у школьников логическое мышление, сознательное пользование основными понятиями, правилами, законами логики, пространственного мышления.
Для успешной реализации поставленных задач необходимо соблюдать следующие педагогические принципы:
принцип свободы выбора - в любом обучающем действии предоставлять ученику право выбора с одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор;
принцип открытости – не только давать задания, но еще и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;
принцип деятельности – освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в процессе деятельности;
принцип обратной связи – регулярно контролировать процесс обучения с помощью различных приемов обратной связи.
принцип идеальности – максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
Для развития творческих способностей учащихся необходимо поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приёмы продуктивной деятельности (анализ, синтез, индукция, дедукция); прививать навыки исследовательской работы; развивать логическое мышление, пространственное воображение; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации; показывать практическую направленность знаний; учить мыслить широко, перспективно.
Обучение в деятельностном подходе строится следующим образом. Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Затем работа школьников строится как поиск и проба средств решения задачи. Процесс обучения на уроках осуществляется через моделирование и анализ жизненных ситуаций; использование активных и интерактивных методик; участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности; вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную деятельность. При этом школьник стремится освоить работу с источниками информации, с современными средствами коммуникации; учиться критически осмысливать информацию, поступающую из разных источников, формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения; учиться решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации; осваивать различные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, аргументировать защиту своей позиции, оппонировать иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах; устанавливать причинно-следственные связи, выполнять творческие работы и исследовательские проекты.
Для повышения мотивации существуют разные методы и приёмы.
1. Ошибка - нормальное и нужное явление. У многих детей возникает негативная реакция на свои ошибки, в дальнейшем это формирует поведение, направленное на избегание неудач. Необходимо научить ребёнка рассматривать ошибку как необходимое явление образовательного процесса. С этой целью на уроках можно проводить проверочные работы с использованием схем, перфокарт, цифровых диктантов, что позволяет охватить большое количество учащихся, выявить наиболее типичные ошибки. При этом школьникам даётся обязательная установка: «Сделал ошибку покажи ее другим, чтобы предупредить всех о её возможности».
2. Формирование веры в успех. Одним из ключевых моментов в выработке мотивации учащегося является создание у него ситуации успеха. Ученик должен верить в себя, в свои возможности, чтобы преодолеть стрессовую ситуацию во время контрольных работ, проведения экзамена. На уроках объяснения нового материала необходимо признавать трудность темы, демонстрировать веру в учеников, при решении задач ограничивать во времени на их выполнение (ученику легче думать, что не успел, чем не справился). Каждая успешная деятельность обязательно должна признаваться и поощряться. Почувствовать свою успешность помогут аплодисменты, звезды и наклейки (этот способ, например, применим для поощрения аккуратного ведения тетрадей). Получив признание от других, ученики начинают чувствовать, что могут успешно взаимодействовать с педагогами и вносить свой вклад в общие достижения коллектива.
3. Формирование условий для развития познавательного интереса. Вместо требования к ученику «усвоить, запомнить, выполнить», лучше так организовать работу, чтобы ученики сами захотели сделать то, что намечено учителем. Для достижения этого фактора необходим: положительный эмоциональный настрой, потому что учебный материал, вызывающий положительные эмоции, усваивается быстрее и легче; учащимся предоставляется право выбора сложности получаемых заданий, выбора упражнений и заданий при выполнении домашней работы, выбора вида учебной деятельности; необходимо дать возможность каждому совершить свое «открытие» на уроке (например, при объяснении нового материала использовать проблемные вопросы или сталкивать противоположные точки зрения, использовать метод «от противного»).
4. Формирование у обучающихся собственных алгоритмов по актуализации требуемых знаний, умений и навыков. Хорошо известно, что знание математики и других предметов находят применение при решении многих практических задач в информатике. Ученикам следует предлагать творческие задания по подготовке рефератов, эссе на рефлексию, фиксирование собственного отношения к учебному материалу.
5. Разнообразие методических приёмов работы на уроке: работа в парах, групповая работа, работа у доски, работа по индивидуальной карточке, использование игровых технологий (ролевая игра на уроке – это высокий уровень мыслительной активности учащихся).
6. Подбор задач для изучаемой темы таким образом, чтобы учащиеся имели широкий простор для творчества. Это - задачи с продолжением, с усложнением условия; решение одной и той же задачи различными способами, выбор наиболее рационального из них. Придерживаться принципа: на каждый урок – интересную задачу.
Все это помогает прочнее и эффективнее запомнить изучаемый материал, так как знания в готовом виде забываются быстрее, чем знания, полученные самостоятельно в процессе деятельности. К тому же поиск решения дает учащемуся почувствовать значимость изучаемой темы, реализовать свои творческие способности.
Таким образом, преподавание информатики, как и любого другого предмета, в школе должно включать в себя три тесно связанных, но вместе с тем и противоположных элемента: логику, наглядное представление и применение к реальным вещам. Задача, стоящая перед учителем, заключается в развитии у учащихся трех соответствующих качеств: логического мышления, пространственного воображения и практического понимания.
Время требует компетентностного подхода в обучении. Для развития компетентности у обучающихся, учителю самому надо быть компетентным по многим образовательным позициям. Повышение квалификации - это целенаправленное непрерывное совершенствование профессиональных знаний и педагогического мастерства. Учитель тоже должен постоянно учиться.





15