Технологическая карта к уроку литературного чтения Г.Х. Андерсен Пятеро из одного стручка

Технологическая карта урока литературного чтения.
2 класс.
Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка»


Учитель:

Пегаева С.А.


Класс

2


Предмет:

Литературное чтение

Авторы учебника:

Л. А.Ефросинина (Начальная школа XXI века)


Тема урока.

Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка»



Тип урока.

Урок изучения нового материала.


Цель:

формирование у учащихся правильной читательской деятельности, объективного восприятия.



Задачи:

1. Способствовать формированию навыков выразительного чтения;
2. Развивать речь обучающихся, творческой деятельности, читательских умений;
3. Воспитывать нравственность через анализ содержания художественного произведения.
4. Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.


Результаты:

Личностные:
- овладевать мотивами учебной деятельности и личностным смыслом учения;
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- способность к самооценке.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- самостоятельно организовывать своё рабочее место;
- определять и сохранять цель;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя;
- контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Познавательные УУД
- ориентироваться в учебнике;
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, таблицы;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;
- выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
- выделять существенную информацию из текста.
Коммуникативные УУД
- строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- осознавать цель своего высказывания;
- вступать в диалог, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
- работать в паре и группе.
Предметные:
- самостоятельно читать сказку;
- выполнять творческую работу;
- подготавливать пересказ.

Оборудование
компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, карточки с заданиями, картинки, учебник «Литературное чтение» 1 часть Л.А.Ефросинина.


Этапы урока
Цель этапа

Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
Планируемые результаты


1.
Самоопределение к деятельности.
Музыкальное приветствие.

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
- Здравствуйте, ребята!
- Как ваше настроение?
- Пора нам заниматься!
- Мы будем все стараться?
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок.
- Проверьте готовность к уроку.

Оценивают свою готовность и настрой на работу.
Регулятивные - самостоятельно организовывать своё рабочее место
Личностные - овладевать мотивами учебной деятельности и личностным смыслом учения

2.
Целеполагание и определение темы.


Определение темы и цели урока.
Послушайте отрывок из произведения и посмотрите на слайд, для того чтобы ответить на мои вопросы. слайд 2
- Назовите произведение.
- Кто автор? (Андерсен)
- Какие ещё сказки Ганса Христиана Андерсена вы уже читали? слайд 3
- У нас сегодня на уроке присутствует необычный гость.

(1 ученик в виде сказочника кратко рассказывает об авторе) слайды 4-10
- Произведения какого жанра писал Андерсен? (заставка «В мире много сказок») Приложение 1
- Я приготовила вам ещё один сюрприз. Для этого скажите, где в книге мы можем найти нужное нам произведение?(1 ученик находит в учебнике загадку)
- А чтобы узнать название произведения, над которым мы сегодня будем работать, отгадайте загадку: (читает ученик)
- Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
- А вы любите горох? - Что вы знаете об этом растении? (1 ученик) слайд 12
- Найдите в содержании учебника название сказки Ганса Христиана Андерсена, в названии которой спрятана отгадка на нашу загадку.
- На какой странице учебника находится?
- Назовите тему нашего урока (слайд 13). Какая это сказка: народная или авторская?
- Какова цель нашего урока?
- Как вы думаете, может ли у горошин быть свой характер?
- А Андерсен считал, что может. Итак, мы читаем сказку «Пятеро из одного стручка», а к концу нашего урока мы выпустим книгу по сказке. Посмотрите, у меня есть напечатанная сказка Андерсена. Но интересно ли нам её читать? Чего нет в этой книге? (обложки и иллюстраций)
У нас будет работать группа художников-оформителей, которые будут не только работать вместе с нами, но и делать зарисовки к каждой части сказки.

Ответы учащихся.








Рассказ биографии Г.Х. Андерсена.



Чтение загадки и её отгадка.














Рассказ о горохе.


Поиск названия сказки в содержании учебника.


Определяют тему урока.

Определяют цель урока.

Высказывают своё предположение.


Регулятивные - определять и сохранять цель;
Коммуникативные - строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться
Познавательные - ориентироваться в учебнике

3. Первичное восприятие произведения.
Определение значений слов. Чтение с полным пониманием. Работа с таблицей. Поиск нужной информации в тексте. Составлять и отвечать на вопросы.
1. Прежде чем мы начнём знакомиться со сказкой, давайте прочитаем слова: тщедушный, затхлая вода, чердак, голубиный зоб. слайд 14
2. Чтение по цепочке 1-ой части сказки.
- Найдите в тексте, что говорила 1 горошина? 2? 3 и 4? 5?
- Как это их характеризует? Соотнесите характеристику с горошиной. (работа в парах)
3. Встаньте у своих парт и изобразите действия горошин, как они улетали?
Чтение 2-ой части. Дети читают самостоятельно, составляя вопросы по содержанию 2-ой части.
– Задайте вопросы определённому ученику.
- Я тоже приготовила вам задания. (Дети вынимают из коробочки вопросы и отвечают на них)
- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Проверьте, соответствует ли иллюстрация содержанию 2-ой части сказки? Найдите и прочитайте отрывок, который соответствует данному изображению. (работа в парах)

Работа со словарной статьёй.


Чтение 1-ой части сказки.
Поиск предложений в тексте.

Работа в парах.


Изображают полёт горошин.

Чтение 2-ой части сказки.


Составление вопросов и ответы на них по содержанию 2-ой части сказки.

Поиск описания иллюстрации в тексте.
Регулятивные - следовать при выполнении заданий инструкциям учителя
Познавательные - ориентироваться в учебнике; понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, таблицы; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; выделять существенную информацию из текста
Предметные - самостоятельно читать сказку
Коммуникативные- вступать в диалог, задавать вопросы; работать в паре
Личностные- принимать и осваивать социальную роль обучающегося

4. Физкультминутка

Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

По дороге Федя шёл,
(ходьба на месте)
Он горошину нашёл.
(присесть, встать)
А горошина упала,
(поворот туловища вправо-влево, руки в стороны)
Покатилась и пропала.
(Наклоны головы)
Ох, ох, ох, ох!
(руки на голову)
Где-то вырастет горох.
(повороты)
Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.



5.Первичная проверка понимания.

Слушание и пересказ 3-ей части сказки. Выявление ошибок в пересказе.
Раньше не было почтальонов, а вести разносили гонцы. Вот и к нам сегодня пришёл гонец. Послушайте его.
Остальные горошины
Попали кто куда.
Только одна горошина
Была источником добра.
- Что же он нам сообщил, кто из вас догадался?
- Давайте проверим нашу догадку. Послушайте окончание сказки. (учитель читает окончание сказки)
- А теперь послушайте У1 и скажите всё ли правильно он рассказал.
Слушают и пытаются догадаться, о чём сообщается.








Слушают окончание сказки.

Слушают пересказ 3-ей части сказки и выявляют ошибки в пересказе.
Регулятивные - следовать при выполнении заданий инструкциям учителя
Познавательные - выделять существенную информацию из текста
Коммуникативные - строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться
Личностные - принимать и осваивать социальную роль обучающегося

5. Обобщение и систематизация знаний.




















Выполнение предложенных учителем заданий.
1. Посмотрите на лист 3. Какое задание мы должны выполнить? (вставить пропущенные слова в текст)
2. Посмотрите на картинке и расположите их в том порядке, как развиваются события в сказке. Расскажите. (приклеивают картинка в правильном расположении)
3. Ребята, какой вывод можно сделать, прочитав эту сказку?
- Прочитайте пословицы и выберите ту, которая подходит к нашей сказке. слайд 16
-Какой вывод вы можете сделать для себя?
4. - Подумайте и выскажите своё предположение: «Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то ..».
5. - Что же получилось у наших художников? (демонстрация рисунков)
- Мы с вами сегодня поработали издателями и выпустили книгу по сказке Г.Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка».



Работа в группах.






Делают вывод.

Читают пословицу и выбирают ту, которая подходит к содержанию сказки.

Высказываю своё предположение.

Демонстрация иллюстраций.
Регулятивные - контролировать и оценивать свою работу и полученный результат
Познавательные - выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; выделять существенную информацию из текста
Коммуникативные - работать в паре и группе; строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы
Предметные – выполнять творческую работу


6. Итог урока. Рефлексия.




Подведение итогов урока.
- Над каким произведением мы сегодня работали?
- Понравилась ли вам сказка Андерсена? Чем?
- Что вы усвоили из нашего урока?
О добре складывали не только сказки, но и сейчас пишут современные песни. Послушайте. (Шура «Твори добро») приложение 2
Домашнее задание: рабочая тетрадь с. 40 №3,4
Подводят итоги.



Слушают песню.


Слушают установку для выполнения домашнего задания.
Регулятивные - контролировать и оценивать свою работу и полученный результат
Личностные - способность к самооценке












13PAGE 15


13PAGE 14115




15