«Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как метод повышения мотивации»


Из опыта работы Гранкиной Тамары Владимировны, учителя истории и обществознания ГБОУ ООШ №19 г.о. Новокуйбышевска, по теме: «Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как метод повышения мотивации»
Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как метод повышения мотивации
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.» (Конфуций)
Введение
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.В фундаментальном ядре содержания общего образования определена важная роль предметов «история» и «обществознание». «Необходимость изучения истории в школе обусловливается ее познавательными и мировоззренческими направлениями. Главная задача школьного исторического образования – формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности». Обществоведческое образование — необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее ее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению уникального и неповторимого собственного «Я». Обществоведение изучается с опорой на исторические знания. История изучается с использованием понятий, формируемых в курсе обществознания. Оба предмета взаимосвязаны, но не заменяют друг друга.
Без обществоведческого и исторического образования невозможно в полной мере выполнить требование закона о воспитании гражданина, интегрированного в современное общество. Решение этой задачи предполагает усвоение учащимися гражданской культуры, которая включает в себя и политическую, и правовую, и экономическую, и нравственно-патриотическую составляющие.
В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, с другой стороны, доступным и интересным.
Актуальность
На уроках мне приходилось видеть скучающие лица школьников, сталкиваться с низкой активностью на уроке, с отсутствием интереса к предмету и к культуре выполнения домашнего задания, да и с нежеланием учиться вообще. Поскольку это еще и история, то порой кажется, что такое пассивное отношение к предмету может быть сформировано вследствие большого объема информации, неумения ориентироваться в учебнике, работать самостоятельно с различными источниками, находить и систематизировать информацию.
Наблюдая за обучающимися, я пришла к выводу, что сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию об историческом процессе, о развитии общества, необходимо научить получать знания самостоятельно, развивать познавательную мотивацию, творческие способности, индивидуальность мышления.
Неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, который позволил бы так организовать учебный процесс так, чтобы обучающиеся не только запоминали, заучивали материал, но и на его основе могли бы обобщать, сравнивать факты, интерпретировать, делать собственные выводы. Урок, построенный по принципу - учитель дает знания, а школьник просто их берет - не прилагая к этому особых усилий, в настоящее время не может отвечать всем современным требованиям. Обучающийся должен уметь сам находить ответы на поставленные вопросы. Технология критического мышления через чтение и письмо как нельзя лучше подходит для решения таких задач.
В педагогической практике работы наметились некоторые противоречия:
Между преобладанием в системе образования традиционных форм обучения и ориентированностью современной школы на внедрение деятельностного подхода.
Между способностью большинства школьников легко овладевать определённой суммой знаний репродуктивно и их неумением получать эти знания самостоятельно.
Между ориентированностью традиционных методов обучения на “среднего” обучающегося и невозможностью развития в таких условиях “сильного” обучающегося.
Эти противоречия привели к проблеме: как повысить уровень учебной мотивации и тем самым поднять преподавание истории и обществознания на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения истории и обществознания, сформировать высокий уровень мыслительных способностей обучающихся?
Цель
Главной целью, я считаю, повышение мотивационной деятельности на уроках с помощью технологии критического мышления. Учитель способен добиться идеальной дисциплины и без пробуждения интереса, но без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Задачи
- раскрыть сущность технологии критического мышления;
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу;
- подобрать задания, которые повысят мотивационную деятельность.
Ведущая идея опыта, её обоснованность
В процессе своей педагогической деятельности я пришла к убеждению, что именно технология развития критического мышления позволит решить проблему низкой мотивационной деятельности, а также ряд задач, касающихся обновления содержания образования в целом и исторического в частности.
Использование в процессе обучения истории и обществознания технологии развития критического мышления позволяет развивать у школьников навыки критического анализа, повышать уровень их самостоятельности, обеспечивать учёт индивидуальных особенностей школьников. Использование такой технологии позволит обучающимся развивать умения сотрудничать и работать в группе, самостоятельно систематизировать информацию.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; эта технология является общепедагогической, надпредметной.
В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим.» (Выготский), а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в школьниках аналитически-творческого подхода к любому материалу.
Под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры обучающегося и преподавателя. С точки зрения психологии, критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д. Браус, Д. Вуд). В своей статье «Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма» И.О. Загашев пишет: « Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой обучающийся чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей критически мыслящий школьник умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей». Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы обучающимся в дальнейшей жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений.
Несмотря на то, что единого взгляда на понятие «критического мышления» не существует, разработчики данной технологии определяют под этим понятием стратегию поиска разумного, рефлексивного мышления, способ выдвижения новых идей и расширение личностных возможностей.
В основе данной технологии – трехфазовая структура урока
Технологические этапы
I фаза  Вызов
  пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации II фазаОсмысление содержания
получение новой информации III фаза  Рефлексия
осмысление, рождение нового знания
первый этап работы называется «стадия вызова» – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами «создание мотива к обучению». На этой стадии у обучающегося возникают собственные цели и мотивы для изучения нового;
вторая стадия называется «осмысление содержания» (получение новой информации). Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А школьники со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы. Задачи стадии реализации смысла:
- помочь активно воспринимать изучаемый материал,
- помочь соотнести старые знания с новыми;
третья стадия - стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих обучающихся, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. Задачи стадии рефлексии:
- помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал,
- помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Содержание опыта
Поскольку сама технология предполагает организацию процесса обучения в трёхфазной структуре, сначала я использовала отдельные приёмы на различных этапах урока, впоследствии, отработав эти приёмы, строила технологическую карту урока только по данной технологии.
Наиболее важной является, на мой взгляд, стадия вызова, поскольку именно она определяет мотивацию на целый урок. Необходимо дать возможность обучающемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. Только после этого учитель может выбрать эффективные методы для достижения этих целей. Если предоставить возможность школьнику проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме, это создаст ему дополнительный стимул для формулировки его собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова.
Второй задачей, которая решается на фазе вызова, является задача активизации познавательной деятельности обучающихся. Нередко мы видим, что некоторые школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний обучающихся. Это необходимо для того, чтобы они смогли, с одной стороны, увидеть собранную информацию в «укрупненном» категориальном виде, при этом в эту структуру могут войти все мнения: «правильные» и «неправильные». С другой стороны, упорядочивание высказанных мнений позволит увидеть противоречия, нестыковку, непрояснённые моменты, которые и определят направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации. Причем для каждого из обучающихся эти направления могут быть индивидуальными. Школьник определит для себя, на каком аспекте изучаемой темы он должен заострить свое внимание, а какая информация требует только проверки на достоверность.
Моя роль на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать обучающихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксировать и систематизировать информацию, полученную от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение обучающегося ценно».
Нам, учителям, очень сложно выступать в роли терпеливых слушателей своих школьников. Мы привыкли их поправлять, критиковать, морализировать по поводу их действий. Избежание этого и является основной трудностью для работы в режиме педагогической технологии развития критического мышления.
Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома обучающимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения. Итак, в случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.
Для данного этапа можно использовать ряд приемов:
•парная мозговая атака;
•групповая мозговая атака;
•свободное письменное задание;
•таблица «Знаю - хочу узнать - узнал»;
•плюс-минус-вопрос;
•верные и неверные утверждения;
•корзина идей;
•кластер.
Я часто использую некоторые из них.
Мозговая атака
Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова». На первом этапе я предлагаю обучающимся подумать и записать всё, что они знают или думают по данной теме, например: «Рыцарь»; на втором – школьники обмениваются информацией. Мой опыт показывает, что парная мозговая атака очень помогает обучающимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой школьник легче выходит на контакт со всей группой. Кроме того, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу обучающихся.
Таблица «Знаю - хочу узнать - узнал»
Для этого делю доску на три широкие колонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали».  Затем называю тему и спрашиваю обучающихся, что они об этом уже знают. Обсуждение продолжается, пока не выявятся  сведения, в справедливости которых школьники не сомневаются. Их мы заносим в колонку «Знаем». Спорные идеи и вопросы заносим в колонку «Хотим узнать». В конце урока обучающиеся самостоятельно заполняют третью колонку «Узнали». В случае затруднения обсуждаем возникшие вопросы. Данный прием эффективен и для подведения итогов урока, он позволяет осуществить рефлексию.
            Например, на уроке истории в 5 классе по теме «Военные походы фараонов» используемая таблица после постановки цели урока выглядит следующим образом:
Что знаем Что хотим узнать Узнали
Фараоны – правители Египта
Ходили в походы, чтобы расширить владения, награбить богатства
  В какие страны организовывали походы? Чем закончились эти походы?
Какое вооружение имели египетские воины? Какие виды войск были в Египте?
Легко ли жилось египетскому воину?  
            Прием «Знаю - хочу узнать - узнал» можно использовать  в любом классе в зависимости от темы урока.
Кластер
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) я пишу ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидываем» слова, вопросы или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Модель кластера может выглядеть следующим образом:
Исполнительная власть
Совет Федерации
Государственная Дума
Государственное устройство России
Законодательная власть
Федеральное собрание
Правительство
Президент
Верховный суд
Арбитражный суд
Конституционный суд
Судебная власть

Чтобы завершить работу с кластером, я, как правило, прибегаю к заданию по выявлению причинно-следственных, логических связей между смысловыми единицами.
На этапе осмысления даётся возможность отследить процесс новых идей, то есть школьник получает опыт работы с текстом как активный и думающий читатель с помощью следующих приёмов технологии критического мышления: «толстые» и «тонкие» вопросы, «инсерт», «ведение двойных дневников», «ведение бортовых журналов».
Я использую приём «толстые» и «тонкие» вопросы. Приведу таблицу подобных вопросов, которые традиционно использую. Например, тема «Куликовская битва»
«Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы
1. Объясните, почему Дмитрий Донской одержал победу?
2. Как вы считаете, каково влияние Сергия Радонежского на исход битвы?
3. Почему вы сделали такой вывод ?4. Подумайте, а могло ли быть по-другому? 1. Кто одержал победу?
2. Что произошло на Куликовом поле?
3. Согласны ли вы, что у Мамая не было шансов на победу?
4. Когда произошло сражение?
Данный приём может осуществляться на любой фазе урока, он может быть применён для самостоятельной учебной и домашней работы. Систематическое применение данного приёма учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно.
Если я пользуюсь этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – демонстрация понимания пройденного.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов на стадии вызова
«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
Когда в Европе возникли города?
Сколько городов существовало в средневековой Европе?
Кто строил города? Чем отличается средневековый город от античного?
Почему стали возникать средневековые города?
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов на стадии рефлексии
«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
Когда в Европе стало увеличиваться количество городов?
Перечислите крупнейшие города средневековой Европы?
Были ли города центрами торговли? Как успехи в сельском хозяйстве и ремесле повлияли на возникновение городов?
В чем различие между городом и деревней?
С чем связан быстрый рост городов в Европе в X-XI веках?
Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения. Само название «инсерт» раскрывает самоактивизирующую, маркирующую систему, при которой обучающийся не просто читает, а осмысливает, размышляет над текстом. Данный приём уместен также на стадии рефлексии, где школьники вносят в таблицу результаты работы над документом, текстом.
«V» – я уже это знал «+» - для меня эта информация новая «-» - я думал иначе «?» - не понял, не усвоил
На стадии рефлексии заполнение подобной таблицы может идти в парах, группах или индивидуально. Индивидуальная работа ценна, на мой взгляд, опять же тем, что обучающийся не испытывает влияние группы, а значит, получает возможность высказать своё отношение к теме, вопросу, какой-либо проблеме. На этапе рефлексии «работают» многие приёмы технологии критического мышления. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий.
Результаты реализации опыта работы, критерии оценки
Таким образом, сама технология и отдельные ее приемы позволяют в ходе урока значительно повысить мотивационную деятельность, а также развивать у обучающихся критическое мышление, сформировать познавательный интерес. В результате повышения мотивации у школьников вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту. У них появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль; обостряется любознательность, наблюдательность. Обучающиеся становятся более восприимчивы к опыту других: совместная работа выковывает единство, школьники учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания; предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного обучающегося, повысить самооценку.
Применение технологии критического мышления во внеурочной деятельности
Применение данных приемов во внеурочной деятельности не только возможно, но и необходимо, поскольку дополняет умения и навыки, полученные на уроке, возможностью личностного роста. Приёмы технологии критического мышления используются на занятиях кружка «Юный правовед». Мотивация обучающихся не ограничивается рамками урочной деятельности. Школьники принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня. Среди них есть призёры окружного этапа Всероссийской олимпиады по истории, призёры и победители проектов Национальной образовательной программы "Интеллектуально-творческий потенциал России", призёры областной олимпиады по граждановедению.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена к обучающемуся, к его индивидуальности.
Технология критического мышления соответствует приоритетам современной жизни: не простое знание фактов, не объём информации, а умение получать её и моделировать гражданскую позицию, самосознание; не приобретение умений как таковых, а способность пользоваться приобретённым в жизни, создавая новое.
Использованная литература:
1. Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // lib. 1september/ru. 2004/17/15. htm-35к.
2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004 г.
3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Издательство «Каро» СПб.2006 г.
4. Муштавинская И.В. ТРКМ: научно – методическое осмысление.// Методист. 2002, №2
5. Муштавинская И.В. Школа с видом на город.// Преподавание истории в школе.2003, №4
6. Программы общеобразовательных учреждений. История, обществознание. 5-9 классы, Москва, Просвещение, 2012 год