методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме: М.Пришвин.Выскочка с применением технологии развития критического мышления

МБОУ «СШ №17»










Урок литературного чтения, 4 класс

Тема: «М.Пришвин. Выскочка»


Учитель начальных классов
Кралина Ирина Симоновна




















Г. Нижневартовск, 2015 год


Цели:
1.Развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом, используя приемы технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.
2. Расширить знания детей о творчестве М.Пришвина, раскрыть смысл рассказа «Выскочка»; учить анализировать поступки и характер героев; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения.
3. Развивать память, речь учащихся, любознательность, наблюдательность.
4. Воспитывать любовь и интерес к природе.
Оборудование: портрет М.Пришвина, иллюстрации с изображением сороки и собаки, тексы «Сорока» у каждого ученика, таблицы, учебник.
Ход урока.
I. Организация класса на работу.
- Сегодня мы начинаем работу над рассказом М.Пришвина «Выскочка»
II. Проверка домашнего задания.
- Отгадайте загадки и узнайте, о ком идет речь:
1) С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
А хвостик колечком. (вывешивается иллюстрация)
2) Трещала с самого утра:
«Поррра! Поррра!»
А что пора?
Такая с ней морока,
Пока трещит (вывешивается иллюстрация)
- Мы с вами много говорили о собаках. Поднимите руки у кого дома есть эти домашние животные?
- Зачем они живут рядом с людьми?
- Как люди относятся к собакам?
III. Изучение нового материала.
Вызов.
- Дома вы должны были собрать информацию о сороках. Посмотрим, что вы узнали. Для этого поиграем в игру «Верите ли вы?»
На столах у вас листочки с таблицами, цифрами обозначены номера вопросов.
1
2
3
4
5







Я задаю вопрос, а вы ставите знак «+», если верите, т.е. соглашаетесь с данным высказыванием, знак «-« - если нет.
1. Верите ли вы, что сороку в народе называют лесным оповещателем?
2. Верите ли вы, что сорока перелетная птица?
3. Верите ли вы, что сороки хорошие родители?
4. Верите ли вы, что сороки подкладывают свои яйца в чужие гнезда?
5. Верите ли вы, что сорока может запросто выхватить еду из-под носа, например, вороны?
- по каким вопросам ваше мнение совпало?
- объясните, почему так решили?
- из каких источников получили информацию?
- по каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?
- Расскажите, что еще вы узнали о сороках?
(оценка рассказов)
Осмысление.
Работа над текстом, используя прием «Инсерт»
- Теперь сравним вашу информацию с научной. У вас на столах тексты.
Сорока
Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос у неё легко запоминается – резкое стрекотание. А если сорока застрекотала, значит, кого–то она заметила, глаз у неё зоркий – никого не пропустит. За это её прозвали лесным оповещателем. Издали кажется, что крылья у сороки чёрные, но на самом деле – зеленовато-синие. Хвост длинный, ступенчатый, тоже как будто черный, но он темно – зелёный, с красноватым металлическим отливом. Развернутый веерообразно, он помогает птицам выделывать самые оригинальные повороты и спуски. Брюшко, грудь и полоса на плечах белые. Бегает сорока мелкими шашками, переваливаясь, а иногда смешно подпрыгивая. Когда-то сорока была типичным обитателем сельских районов, полей и лугов, окружённых кустарником. Но поскольку многие кустарники между полями были вырублены, сороки переселились в город.
Сороки – неперелётные птицы. Осенью они собираются в небольшие стайки и приближаются к поселениям человека, где они кормятся пищевыми остатками и отходами.
Сорока – всеядная птица. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, пауков сорока ищет на земле. Иногда ей удаётся поймать мелкое млекопитающее или ящерицу.
Гнездиться сороки начинают рано, в различных числах марта. Гнездо строят оба партнёра. Оно хорошо укрыто и имеет шарообразную форму. Сверху и с боков прикрыто редкими ветками, которые образуют сводчатую крышу, защищающие яйца и птенцов от врагов. Сбоку находится вход в гнездо. В южных районах птицы приступают к откладке яиц в конце марта – в начале апреля, в северных районах – в мае. В кладке бывает от 3 до 9 яиц. Самка высиживает их в течение 17-20 дней. Самец кормит её от 3 до 7 раз в час, а также охраняет гнездо.
У людей двойственное отношение к сорокам. Одни восторженно отзываются об её экзотической внешности, смелом и даже дерзком поведении, высоком интеллекте. Другие истребляют их за то, что они опустошают гнёзда других птиц. Сорока осторожна, но постоянно на виду. Бодрая сорока запросто может выхватить еду из–под самого носа даже вороны. Очень любит блестящие предметы, уносит их и прячет в гнезде или еще где-нибудь.
Читаем самостоятельно с разметкой.
Y
уже знал

+
новое

-
думал иначе

?
не понял, есть вопросы

- Какая информация вам была знакома?
- Что было новым?
- Где думали иначе?
- Где поставили вопросы?
- Скажите, пожалуйста, собранная вами информация отличается от представленной в тексте?
- Как вы думаете, о ком будет произведение, которое мы сегодня изучаем?
2. Знакомство с творчеством М. Пришвина.
- Чей портрет вы видите на доске?
- Что вы знаете об этом писателе?
- Какие произведения читали? ( внимание на выставку книг М.Пришвина)
(рассказ учителя о М.Пришвине)
Пришвин родился 4 февраля 1873 г в селе Хрущеве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье. Учился в Елецкой гимназии, из которой был отчислен за дерзость учителю. Образование удалось завершить в Тюменском реальном училище. В 1893 году поступил на химико-агрономическое отделение Рижского политехнического института. Увлекся марксистскими идеями , был арестован в 1897 году и выслан в Елец. В 1900 г отправился в Германию, где окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета. По возвращению в Россию работал агрономом. В 1906 г. Произошел резкий перелом в жизни Пришвина – он совершил путешествие в Карелию, результатом которого стало обращение к литературе. В дальнейшем писатель побывал во многих уголках нашей необъятной страны. Каждая поездка вносила свою толику (рассказ, повесть) в сотворение многоликой картины природы.
3. Беседа о названии рассказа.
- Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем оно?
- Можно ли по названию предположить, о чем пойдет речь в рассказе?
- Кого обычно в жизни называют выскочкой?
4. Словарная работа.
Объясните значение слов:
Бдительный – от бдительный – очень внимательный, неослабно настороженный, подберите синонимы к данному слову (Зоркость, настороженность, неослабное внимание)
Радужный – разноцветный
- Объясните выражение: «Одна сорока не то, чтобы совсем глупенькая, а как – то с заскоком и с пыльцой в голове»
- подберите антонимы к слову: глупая – (умная, мудрая)
- синонимы к слову украденный – ( похищенный, сворованный, стянутый, стащенный, вытащенный, уведенный, свистнутый, стыренный)
5. Чтение текста «цепочкой»
Проблемный вопрос: Случайно ли автор назвал сороку выскочкой?
- Прочитав рассказ, что вы можете сказать об авторе?
6. Работа в парах. Прием: «Толстые и тонкие вопросы»
- У вас таблички с началом вопросов.
Таблица " толстых " и " тонких " вопросов

Толстые ?
Тонкие ?

   Дайте 3 объяснения, почему...?    Объясните, почему...?    Почему Вы думаете ...?    Почему Вы считаете ...?    В чем различие ...?    Предположите, что будет, если... ?    Что, если ... ?
   Кто ?    Что ?    Когда ?    Может ..?    Будет ...?    Мог ли ... ?    Как звать ...?    Было ли ...?    Согласны ли Вы ...?    Верно ли ...?

- Толстые как начинаются? А тонкие? Чем они отличаются?
- Придумайте по два толстых и по два тонких вопроса к рассказу Пришвина, запишите на листочках.
- Проверим, какие толстые вопросы придумали? Какие тонкие?
- С ответов на ваши вопросы мы и начнем следующий урок.
3. Рефлексия.
- А теперь подумайте над следующими вопросами, какие выводы вы сделаете для себя, чему научил вас этот рассказ? Но не торопитесь на них отвечать, прочитайте текст сами, поразмышляйте, обсудите ответ с друзьями, затем выскажите свое мнение.
(Самостоятельное чтение  рассказа про себя).
Ответы на поставленные перед чтением вопросы
IV. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся
– Что нового интересного узнали?
- Что особенно запомнилось на уроке?
- Какие моменты вы хотели бы повторить? – Хочется ли вам познакомиться с другими произведениями М.Пришвина?? – Вы можете взять сборник его рассказов в нашей библиотеке и почитать. Надеюсь, что они вам тоже понравятся. – Спасибо всем за урок.
Y. Домашнее задание
Стр. 92 -95 , прочитать рассказ М.Пришвина, подготовить ответы на вопросы..











15