Педагогический совет «Социализация личности учащегося в рамках образовательного процесса современной школы»


Педагогический совет «Социализация личности учащегося в рамках образовательного процесса современной школы» 
Даржанова М.Х. г.АстанаЗаместитель директора по УВР
Школа – гимназия №10Цель:
      Способствование формированию теоретических представлений педагогов о возможностях и условиях использования системного подхода в социализации обучающихся;
      Определение путей и способов овладения педагогами технологий проектирования и создания воспитательной системы социализации обучающихся;
      Вовлечение участников педсовета в активную продуктивную деятельность, сотрудничество.
      Развивать навыки коллективной творческо-поисковой деятельности педагогов.
      Включение всех участников образовательно-воспитательного  процесса в реализацию задачи формирования выпускника как компетентностной личности,способной к самореализации
 
Формы работы:  регламентированная дискуссия, работа в микрогруппах.
Объявление темы педсовета.
Девизом могут стать слова Д.Дьюи: «Добрая школа – это хорошо,умная школа – это великолепно, но ребенок должен быть еще иподготовлен к жизни».
Дети - особый народ. Они живут ежеминутно, ежечасно, ежедневно, живут без передышки, и педагогическая формула, что мы готовим их к жизни, для них не имеет никакого смысла. И если мы хотим действительно вырастить наших детей настоящими людьми, то вовсе не обязательно приостанавливать их сегодняшнюю детскую жизнь и заставлять со всей серьёзностью думать о своём будущем. Нам, педагогам, необходимо понимать детей – но, не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни.
Сегодня главным социальным институтом для ребенка является ШКОЛА.
Поэтому именно она должна предложить систему освоения социального опыта, систему социализации личности.
Что мы понимаем под социализацией?
Значимость школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Кроме того, для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни.
Социализация личности - это многогранный процесс, включающий в себя как педагогические (воспитание и самовоспитание), так и социальные (объективные условия жизнедеятельности, различные социальные институты) воздействия, отражающиеся во взглядах и проявляющиеся в поведении личности. Они взаимосвязаны между собой и выступают в совокупности, обеспечивая как непосредственное, так и опосредованное влияние на личность ребенка.
Среди основных механизмов школьной социализации выделяют два основных направления:
социально-психологическое - неосознанное усвоение ребенком норм социального поведения, подражание какому-либо примеру, неосознанное отождествление себя с каким-либо человеком (или группой).
социально-педагогическое - усвоение ребенком принятых в нашем обществе эталонов поведения, норм, стереотипов и взглядов.
Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности.
Социализация  (от лат. Socialis – общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе СОЦИАЛИЗАЦИИ индивид становится ЛИЧНОСТЬЮ и приобретает ЗУН, необходимые для жизни среди людей. Существуют следующие стадии социализации: 
1. Первичная – усвоение социальных норм, ценностей, моделей поведения вхождения в культуру. Результат этой стадии определяет весь ход дальнейшей жизни.
2. Вторичная – последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека. Необходимая корректировка норм и моделей поведения взрослого человека в отличии от первичной социализации
Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека.  Первые элементарные сведения человек получает в семье. Затем эстафету  социализации личности принимает школа.
Цель воспитания и социализации личности учащегося  школы - воспитание и развитие функционально грамотной личности, культурного, порядочного, компетентного гражданина, осознающего собственную ответственность за судьбу Отечества и способного в соответствии с личными интересами и способностями планировать свою настоящую и будущую деятельность в социуме.
По каким бы программам ни работала школа, какой бы проект ни ставился во главу угла образовательной системы государства, целью работы каждого образовательного учреждения и каждого учителя является формирование некой модели выпускника. Этот выпускник должен быть востребован государством, должен занять достойную нишу в социуме и успешно себя реализовать. Но мы не должны забывать, что образование в обществе несет на себе двоякую функцию. С одной стороны, оно должно подготовить человека к самостоятельной жизни именно в этом обществе, с другой – должно обеспечить такое развитие человека, которое будет способствовать развитию самого общества. Каким же должен быть современный выпускник, чтобы соответствовать требованиям современного мира? Давайте вместе попробуем смоделировать такого ученика.
Был создан следующий психологический портрет: «Образованный, нравственный, способный самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способный к сотрудничеству, к постоянному самосовершенствованию, способный учиться всю жизнь, адаптироваться к быстроменяющимся условиям с использованием новых технологий», что соответствует ключевым компетенциям выпускника школы.
Сегодня особо значимыми качествами становятся:
·       самостоятельность
·        умение делать выбор и брать за него ответственность
·        инициативность
·       стрессоустойчивость
·       умение преодолевать ситуацию неуспеха
·       профессиональная мобильность
Целью взрослого сообщества является обеспечение растущего человека теми средствами, которые дадут ему возможность раскрыть свой потенциал, освоить эффективные способы взаимодействия с социумом, найти достойное место в жизни. Но учить самостоятельности, инициативности и другим жизненноважным качествам поздно в 10-11-х классах. Школа должна на каждом этапе жизни ребенка готовить его к успешной социализации.
Так в школу приходят дети, часть которых в дошкольных учреждениях уже прошла один из первых этапов жизни в коллективе. Но другая  часть  первоклассников не была охвачена никаким дошкольным образованием. Педагоги нашей  школы работают над проблемами общения, развития детей с разным уровнем подготовленности к школе, формируя качества успешной в будущем личности.
Совершенно очевидно, что сегодня перед школой  как социальным институтом, основная задача которого  в обеспечении «подготовки новых членов общества», а, точнее, в обеспечении бесконфликтного и эффективного вхождения молодого человека во взрослое сообщество, стоят кардинально иные задачи.
Д.Б.Элькониным было выделено, что для каждого возрастного периода характерна своя социальная ситуация развития, свой ведущий тип деятельности. Поэтому при затруднениях в воспитании и обучении детей разного возраста необходимо без замешательства обращаться к психологу и социологу, которые помогут разобраться в сложившейся ситуации.
Классные часы, тематические вечера, праздничные мероприятия, ролевые и развивающие игры и уроки дают большие возможности для формирования у детей духовного аспекта социального здоровья, развивают уровень культуры, моральные нормы, ценности, которые определяют целостность личности ребенка.
Кроме этого важным является создание таких программ дополнительного образования, форм внеурочной деятельности,  которые развивали бы ребенка, воспитывали его и одновременно давали ребенку возможность реализоваться и самоутвердиться.
Какие средства учебной деятельности помогают приблизиться нам к идеальной  модели современного выпускника? Это, несомненно,  проектная деятельность на уроках, где ученик учится работать в коллективе четко и слаженно, творчески подходить к поставленным задачам, учиться грамотно работать с информацией и т.д. Особое внимание нужно уделять и давно нам известным видам работ в группах, использовать на своих уроках элементы самоуправления, когда ученики выполняют социальную роль учителя и проводят уроки сами, выставляя отметки своим одноклассникам. Мы должны помнить о том, что социализация обучающихся – одна из главных задач школы на каждом этапе жизни ребенка. Успешная социализация в школе:
 - школьное самоуправление
- участие в различных программах
сотрудничество с учреждениями социума
Кружковая работа
Школьная газета
Работа с родительской общественностью  
Дети чутко улавливают ситуацию в стране, могут оценивать себя, определять свое отношение к различным явлениям. Именно нравственный аспект человеческих отношений в первую очередь привлекает  школьников. У них возникает внутренняя позиция, новое отношение к себе и другим. Благодаря осознанию своего места в системе социальных отношений, у ребенка формируются социально обусловленные ценностные приоритеты.
 Изучить уровень социализированности учащихся, можно используя диагностику по методике М. И. Рожкова. Социализация является удавшейся, если человек гармонично включен в социальные отношения и нормально функционирует в различных социальных структурах, не чувствует себя ущемленным, выброшенным за пределы общественных связей, может самостоятельно разрешать возникающие у него трудности. Социализация является одним из важнейших процессов всей жизни человека, помогающий стать ему личностью, включенной в общественные отношения, и обеспечивающий нормальное социальное функционирование.
Традиционно механизмы социализации классифицируют следующим образом:
      традиционный (через семью и ближайшее окружение);
      институциональный (через различные институты общества);
      стилизованный (через субкультуры);
      межличностный (через значимых лиц);
      рефлексивный (через переживание и осознание).
Таким образом, социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Заключение
Древнегреческая  мудрость гласит: «Учитель не для школы, а для жизни».
   Что означает «учить для жизни»? Думается, что это учить получать наслаждение, духовное удовлетворение от того, что узнал и хочешь знать. Это чувство глубокого духовного удовлетворения от занятия любым трудом, наукой, чтением. Если мы научим детей понимать это, то он почувствует гордость за себя, за свою культуру, за свой народ, будет социально значимым для своего общества.
 
Подводя итог нашего педсовета  можно сделать следующие выводы:
      В деятельность школьного самоуправления необходимо активно внедрять новые формы и методы работы с детьми и подростками в соответствии с возрастными особенностями и их темпераментом, что будет способствовать социальному и профессиональному самоопределению выпускников;
      Мы хотим, чтобы выпускники активно включались в общественную жизнь, чтоб им легко было общаться, чтобы они умели отстаивать свою точку зрения, защищать свои интересы, т.е. успешно социально адаптироваться в обществе.
      
Решение педагогического совета:
1.     Рекомендовать классным руководителям, педагогам активнее применять метод социальных практик и проектов в работе с классным коллективом, с детьми разного школьного возраста.
2.      На заседании методического объединения классных руководителей изучить теоретические и технологические аспекты использования системного подхода в социализации обучающихся.
3.      Разработать методики педагогической диагностики для работы классных руководителей по социализации школьников.
4.      Психологу изучить уровень социализированности школьников на начальном этапе.
5.      Создать оргкомитет по организации школьного конкурса проектов систем воспитательной деятельности классных руководителей по социализации обучающихся.