Из опыта работы методиста по теме Пути повышения эффективности работы с учителями Симферопольского района на основе системно-деятельностного подхода


Содержание
Введение
Теоретическая база опыта
Актуальность и перспективность опыта
Новизна опыта
Адресность опыта
Трудоёмкость опыта
Технология опыта
Результативность опыта
Приложения
Личные достижения
Сведения об авторе: 
Ф.И.О.  – Костикова Александра Николаевна;
Образование–высшее;
Название (полное) учебного заведения, год его окончания 
– 2005г. Крымский филиал Полтавского психолого-педагогического Университета им. Короленко по специальности «Педагогика и методика среднего образования. Украинский язык и литература» (диплом ТА № 26142907);
- 2015г. – КРИППО по специальности «Филология. Русский язык и литература» (диплом 14 - 037903);
- 2015г. – Московский институт современного академического образования по специальности «Менеджмент в образовании» (диплом 772401833846 № 94).
Специальность по диплому - учитель украинского языка и литературы, зарубежной литературы и художественной культуры;
Место работы  - МБОУ ДО «ЦДЮТ»;
Должность  - Методист;
Педагогический стаж - стаж педагогической работы (по специальности) 15 лет;
Стаж работы в занимаемой должности - 10 лет;
Квалификация - Учитель украинского языка и литературы – имею высшую квалификационную категорию, дата присвоения 04 апреля 2014г. на 5 лет;
Методист по украинскому языку и литературе – высшая квалификационная категория, дата присвоения 07 июня 2016 г на 5 лет.
Награды (Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым и выше): 
- Благодарность Министерства образования и науки Украины – 2014г.;
- Благодарность КРИППО приказ от 08 сентября 2015г. № 212;
- Грамота Министерства образования, науки и молодежи РК от 27.01.2016г. № 6 к-н.
Карточка передового педагогического опыта работы
Ф.И.О. автора – Костикова Александра Николаевна
Образовательное учреждение МБОУ ДО «ЦДЮТ»
Занимаемая должность методист
Основное содержание опыта работы
Чтобы методическая работа с педагогами была успешной, она должна иметь системный, целенаправленный, планомерный и проблемно-ориентированный характер, а также строиться на диагностико-аналитической основе с учетом особенностей развития нашего Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» (далее ЦДЮТ), социального заказа вышестоящих учреждений и всех участников учебно-воспитательного процесса, а также проблем, выявленных в процессе осуществления методического мониторинга. Методически обеспечить какой-либо вид деятельности – это означает вовремя прийти на помощь реализатору этой деятельности, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности.
Кто и когда изучал МБОУ ДО «ЦДЮТ» - 2016год.
Решение об обобщенном опыте
Разместить материалы «Из опыта работы Костиковой А.Н.» на сайте МБОУ ДО «ЦДЮТ»;
Обобщить и внести в картотеку ППО района опыт работы методиста МБОУ ДО «ЦДЮТ» по теме «Пути повышения эффективности работы с педагогами Симферопольского района на основе системно – деятельностного подхода».
Представить опыт работы методиста МБОУ ДО «ЦДЮТ» по теме «Пути повышения эффективности работы с педагогами Симферопольского района на основе системно – деятельностного подхода» на Ученый совет ГБОУ ДПО РК «КРИППО».
Наличие обобщенного материала в картотеке ППО района
Поощрения (награды, звание)
- Благодарность Министерства образования и науки Украины – 2014г.;
- Благодарность КРИППО приказ от 08 сентября 2015г. № 212;
- Грамота Министерства образования, науки и молодежи РК от 27.01.2016г. № 6 к-н.
Проверка эффективности опыта внедряется с 2014 года
Последователи методисты МБОУ ДО и методических кабинетов
Выводы, рекомендации - Работа выполнена на высоком методическом уровне и представляет интерес для специалистов муниципальных методических служб, учителей, преподающих родные языки
Аннотация на передовой педагогический опыт
Ф.И.О. – Костикова Александра Николаевна
Учреждение: МБОУ ДО «ЦДЮТ»Должность: МетодистКатегория: высшая
Тема:«Пути повышения эффективности работы с педагогами Симферопольского района на основе системно – деятельностного подхода»
Цель: рассмотреть теоретический и практический аспекты проблемы реализации системно- деятельностного подхода в формах и методах работы с педагогами Симферопольского района, преподающими родной язык.
Задачи:
 - Раскрыть суть системно-деятельностного подхода.
- Раскрыть суть методической работы Симферопольского района.
- Выявить роль педагога в реализации системно-деятельностного подхода.Научно-методическое обеспечение:
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Критерии оценки эффективности передового педагогического опыта:
1.Актуальность.
2.Научность, соответствие достижениям науки.
3. Результативность.
4. Новизна.
5. Стабильность.
6. Оптимальность.
7. Перспективность.Основные результаты:От компетентного учителяк компетентному ученику.  Этапы работы: с 2014 по 2017 гг.
Где апробировался опыт: МБОУ ДО «ЦДЮТ»
Введение
Современные реформы российской образовательной системы принципиально изменили статус и функции учреждений дополнительного образования. В связи с этим выдвигаются повышенные требования к методической службе. Методическая работа – один из главных элементов деятельности дополнительного образования. Главной целью методической работы является оказание практической помощи педагогам, в повышении их педмастерства, развитии личностной культуры и усилении творческого потенциала, направленного на активное освоение новых эффективных учебно-воспитательных технологий и повышение качества образования. Чтобы методическая работа с педагогами была успешной, она должна иметь системный, целенаправленный, планомерный и проблемно-ориентированный характер, а также строиться на диагностико-аналитической основе с учетом особенностей развития нашего Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» (далее ЦДЮТ), социального заказа вышестоящих учреждений и всех участников учебно-воспитательного процесса, а также проблем, выявленных в процессе осуществления методического мониторинга. Методически обеспечить какой-либо вид деятельности – это означает вовремя прийти на помощь реализатору этой деятельности, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности.
Моя роль как методиста очень велика, поэтому для обобщения опыта я взяла тему «Пути повышения эффективности работы с педагогами Симферопольского района на основе системно – деятельностного подхода».
Цель работы:рассмотреть теоретический и практический аспекты проблемы реализации системно- деятельностного подхода в формах и методах работы с педагогами Симферопольского района, преподающими родной язык.
Задачи:
- Раскрыть суть системно-деятельностного подхода.
- Раскрыть суть методической работы Симферопольского района.
- Выявить роль педагога в реализации системно-деятельностного подхода.
В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Таким образом, практические приложения педагогических подходов - системного, деятельностного и личностно ориентированного - вновь приобретают актуальность.
Условия, при которых создавался опыт
На формирование опыта работы оказали влияниеследующие факторы:
1.Изменение статуса: украинский язык не входит в перечень обязательных предметов, поэтому меняются формы и методы работы педагогов.
Изучение родного языка в школах Симферопольского района осуществляется согласно ФГОС.
Всего в районе функционирует 42 школы (количество учащихся - 13543), из них:
- 21 ОУ, в которых украинский язык и литература преподаются:
как предмет – 65 человек (7-11 классы);
внеурочная деятельность, кружок – 467 человек (1-6 классы);
факультатив – 514 человек (5,7-11 классы).
- 1 класс с украинским языком обучения - 9 человек (9 класс - МБОУ «Гвардейская школа № 1»).
2.Характеристикакадрового состава.
Кадровое обеспечение преподавания украинского языка и литературы соответствует требованиям на 100 % (40 учителей), из них:
- учителя украинского языка и литературы по диплому – 38 (95%);
- учителя начальных классов с правом преподавания родного языка – 2 (5 %);
1 категория - 17 (42,5% от общего количества учителей);
Высшая категория – 16 учителей (40% от общего количества учителей).
Квалификационный уровень учителей Симферопольского района говорит о том, что педагоги в совершенстве владеют содержанием своего предмета и осуществляют оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания и самостоятельно разрабатывают, апробируют и успешно применяют педагогические технологии или их элементы, которые могут быть рекомендованы к распространению.
3.Курсы повышения квалификации.
Все педагоги, преподающие родной язык (украинский) проходят курсы повышения квалификации. Одна из форм методической работы, пользующаяся успехом – знакомство учителей района с методическими новинками«Вести с курсов», где педагоги дают высокую оценку курсам КРИППО и профессионализму преподавателей.
Теоретическая база опыта
Методическое пространство, как отмечает М. М. Поташник, — «это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – повышение качества и эффективности образовательного процесса».
Основной миссией методической службы является содействие комплексному развитию образовательного учреждения, оказание реальной адресной помощи педагогам и руководителям в развитии их профессионального мастерства, повышении творческого потенциала.
Современная методическая служба должна иметь следующие черты:
•максимально удовлетворять социальному спросу на методические услуги на основе маркетинговых исследований и консалтинга;
•отвечать за возможность выбора учителем содержания, форм и методов методической работы, способствующих его профессиональному росту;
•обеспечивать тесное сотрудничество учителя и ученого по поиску оптимальных методических решений в реальном процессе обучения;
•организовывать распространение социально-педагогических инициатив, новаций и реальных достижений учителей, педагогических коллективов и их руководителей и др.
Выстраивая работу с педагогами в области инновационного развития, в качестве приоритетных методические службы все чаще выделяют следующие направления деятельности:
•развитие инновационной, ресурсной, стажировочной деятельности;
•научно-методическое обеспечение содержания образования;
•методическое сопровождение окружных, городских, федеральных проектов в области образования;
•внедрение новых форм взаимодействия участников образовательного процесса и демонстрации педагогического мастерства;
•формирование профессиональных компетенций иповышения квалификации руководящих и педагогических работников и др.
Структура организации методической работы района:

Методические объединения (РМО)
Под методическим объединением понимается объединение учителей, работа которого нацелена на преломление общепедагогических положений, применительно к педагогической практике конкретного предмета.
Есть разные принципы и способы формирования методического объединения, из которых наиболее частыми являются предметный и проблемный.
Заседания методического объединения, как правило, проводятся 1 раз в полугодие, в период школьных каникул. А при возникновении проблемных ситуаций — чаще.
Возглавляет методическое объединение наиболее опытный, теоретически подготовленный учитель. Это особенно важно, так как одной из основных функций методической работы является сохранение стабильности образовательного процесса.
В нашем районе руководителем РМО является учитель «с большой буквы» – Сахарчук Галина Ивановна,учитель высшей категории МБОУ «Трудовская школа».
В обязанности руководителя входит планирование работы методического объединения (приложение), подготовка и проведение заседаний, подведение итогов работы и выработка на их основе рекомендаций.
Руководитель методического объединения имеет право посещать и анализировать уроки учителей (с их согласия), внеклассные мероприятия, проводить контрольно-диагностические мероприятия по изучению уровня профессиональной компетентности педагогов.
Педагогические семинары (СП или ПС)
Семинары сегодня являются самой востребованной формой методической работы. Однако часто семинары по названию и по сути таковыми не являются.
Изначально семинар — это форма интерактивного обучения, которая хорошо дополняет лекцию. Обмен мнениями в течение всего семинара, открытый разговор между его участниками, то есть именно интерактивность — отличительная особенность этой формы.
При проведении семинаров особенно необходимо обеспечить обстановку творчества, неформального общения. Практика показывает, что работа такого семинара в течение ряда лет заметно повышает общую и педагогическую культуру педагогов района.
В соответствии с планом работы, каждый год мы проводим СП по различным темам на базе школ Симферопольского района (в приоритете базовые школы), например, наиболее актуальные темы (приложение):
- «Особенности преподавания украинского языка и литературы по новым ФГОС в условиях поликультурного общества»;
- «Использование ИКТ на уроках украинского языка и литературы и во внеурочной деятельности»;
- «Проблемно – ориентированный анализ предметной кафедры. Работа школьного МО»;
- «Формирование предметных компетенций на уроках украинского языка и литературы, и во внеурочной деятельности по ФГОС»;
- «Ступеньки педагогического мастерства. От творческого учителя к творческой личности ученика».
Педагогические и методические чтения
Эти формы методической работы все чаще появляются в нашей практике. Часто так называют ряд докладов, сопровождающихся небольшими комментариями и обсуждениями. Чаще всего педагогические чтения мы устраиваем для подведения итогов за год, для того, чтобы учителя поделились своими педагогическими находками с коллегами. Это прекрасная форма обмена опытом. Но педагогические чтения нужно четко отделять от методических чтений.
Педагогические чтения призваны обеспечить обмен опытом. Здесь педагоги района обмениваются конкретными практическими разработками. Причем их осмысление, теоретизирование, вокруг них, зачастую не нужно. Это сугубо практическое мероприятие. Именно здесь уместны разработки конкретных, пусть даже единичных уроков и мероприятий, рассказ о конкретных практических педагогических находках.
На методических чтениях обмен опытом происходит на уровне педагогических методик и технологий. Ключевым словом в словосочетании «методические чтения» является «методические». Здесь конспект урока, мероприятия сами по себе значат мало, а главным становятся методические выводы из представленного материала. Сам же материал, являясь содержанием приложения, становится примером методических выводов.
На методических чтениях коллеги ждут от авторов, рассказа об основных принципах, которые положены в основу их повседневного педагогического опыта; о методах, методиках и технологиях, применяемых в повседневной работе; о методических приемах. Если даже автор берет чужую методику или технологию, то коллегам интересно как она применяется в данном конкретном случае, какие возникают трудности, как их преодолеть, что можно получить в результате получения данной методики.
Творческая группа учителей
Данная форма методической работы возникла как результат творческих поисков учителями новых эффективных форм обучения. Такие группы создаются, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику, идею. Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, потом излагает ее своим коллегам, они его дополняют, поправляют, спорят, углубляют, обмениваются мнениями, затем реализуют изучаемую идею в своей практике.
Для творческой группы района характерно неформальное общение, минимум заседаний, главное внимание мы уделяем поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой знакомимвсехпедагогов на РМО, СП (результат – методические рекомендации, авторские программы, методические бюллетени – приложение).
Школы передового опыта, групповое наставничество
Данная форма методической работы создается при наличии одного или нескольких учителей — мастеров педагогического труда и служит для передачи опыта, его освоения другими педагогами. Наставничество следует рассматривать как очень важное направление работы опытных учителей, требующее соответствующего морального стимулирования со стороны коллектива школы, общественных организаций.
Обычно мы эту форму методической работы активно применяем для погружения молодых специалистов в атмосферу педагогического поиска, знакомства с особенностями работы в районе.
Методические выставки, бюллетени, стенгазеты
Поскольку методическая работа требует наглядности, то хорошей формой ее реализации является методическая выставка. На ней мыпредставляем свои методические разработки. В рамках выставки организовываем общение учителей по методическим вопросам (тематические заседания методических объединений, мастер-классы отдельных педагогов и пр.).
Широкое распространение получили также методические бюллетени (на электронных носителях) с информацией для всех педагогов о ценных методических приемах, находках. Таким образом, творческое изобретение одного учителя оперативно может стать достоянием его коллег, что мы и стараемся делать.
Изучение, обобщение и освоение педагогического опыта
как особая форма методической работы
Как ясно из определения современной методической работы, освоение педагогического опыта является одной из двух основных целей работы всей методической службы.
Значение выявленного передового педагогического опыта для методической работы трудно переоценить. Он обучает, воспитывает, развивает учителей, показывает рубеж, к которому может приблизиться каждый педагог.
В процессе освоения опыта изучаются:
личность учителя — носителя данного опыта;
конкретные условия возникновения и развития опыта;
задачи, решаемые с помощью методик и технологий, накопленных в опыте;
система методов, форм и приемов, составляющих опыт;
педагогические действия, которые составляют суть опыта;
внешние проявления опыта в конкретных условиях данного образовательного учреждения;
продолжительность времени становления опыта.
Важно отметить, что исключительную роль при изучении опыта играет не только результат, то есть сам сложившийся опыт, но и весь процесс его создания. Часто «творческая лаборатория» учителя и есть наиболее ценная составляющая данного опыта. Ведь при его воспроизведении педагогам приходится проходить путь, проделанный создателем опыта, еще раз.
Передовой характер опыта может определяться по следующим критериям:
высокая результативность;
научная обоснованность;
длительность функционирования;
творческая новизна;
актуальность;
сокращение затрат времени на достижение высоких результатов по сравнению с типичными, массовыми средствами.
Так в Симферопольском районе каждый год на РМО, СП – рассматривается, а на Методическом советеМБОУ ДО «ЦДЮТ»обобщается опыт работы учителей, преподающих родной язык.
За последние два года нами был рассмотрен и обобщен опыт следующих педагогов:
- Слонимской Тамары Тимофеевны – учителя высшей категории МБОУ «Добровская школа – гимназия им. Я.М. Слонимского» по теме «Продуктивность педагогического опыта: системность и критерии», внесен в копилку ППО района.
- Сахарчук Галины Ивановны – учителя высшей категории МБОУ «Трудовская школа» по теме «Формирование предметных компетенций на уроках украинского языка и литературы, и во внеурочной деятельности по ФГОС», внесен в копилку ППО района. Автор программыфакультативного курса «По ступенькам поэзии».
- Устиновой Елены Васильевны – учитель высшей категории МБОУ «Укромновская школа» по теме «Написание программ».
- Заец Веры Петровны – учитель высшей категории МБОУ «Кольчугинская школа № 1» по теме «Работа школьного МО. Анализ работы предметной кафедры».
- Беспаловой Оксаны Николаевны – учитель первой категории МБОУ «Чайкинская школа» по теме «Написание технологических карт – это требования или «дань моде»?».
Тренинг
Тренинг (англ., специальный тренировочный режим, тренировка) может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара. При проведении тренинга широко специально создаются педагогические ситуации, в ходе «проживания» которых участники получают новые представления, знакомятся с новыми понятиями. Главное в тренинге — дать учителям в действии новый опыт, которому они потом сами могут найти обоснование и применение. Здесь часто используют раздаточный материал, технические средства обучения.
Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в действиях и при обсуждении результатов тренинга.
В районе мы привлекаем психологов школ для проведения тренингов, с целью создания комфортной для работы обстановки и благоприятного психологического климата. Педагоги с удовольствием принимают участие в такой форме методической работы.
Консультирование
Из разнообразных форм методической работы консультирование педагогов отличается особенной направленностью воздействия. Это индивидуальные и групповые консультации, консультации по основным направлениям работы учителей, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам отдельных педагогов.
Прежде всего, хочется напомнить, что любая консультация требует проводящего ее особой подготовки и профессиональной компетентности. В связи с этим нелишним будут напомнить, что в отличие от «чистого знания», «компетентность» предполагает присвоение и практическое применение знания. Компетентный человек не только хорошо знает предмет консультации, но и имеет свое мнение о нем, умеет его применить на практике в различных ситуациях. Только тогда процесс консультации пройдет плодотворно.
Сами консультации, особенно индивидуальные, обычно проводится в форме бесед. При этом важным фактором являются коммуникативные качества консультанта, умение создать теплую, доверительную атмосферу. Поистине, губительной для этой формы методической работы стала «начальственная» манера проведения консультаций. Такая консультация ничего, кроме раздражения у педагога не оставляет.
Используем разные методы при проведении консультаций, ставим задачи передачи определенных педагогам, но и стремимся сформировать у них творческое отношение к деятельности. Например, при проблемном изложении материала формируем проблем, и вместе ищем пути ее решения. При использовании частично-поискового метода проведения консультаций педагоги активно принимают участие в выдвижении гипотез, составляют план деятельности, самостоятельно решают проблему. Чаще всего при проведении консультаций использую метод объяснения. Этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений.
В связи с внедрением ФГОС у педагогов появляется много вопросов, на которые они требуют незамедлительных ответов, поэтому моя задача как методиста, оказать методическую помощь, проконсультировать быстро и компетентно. Проанализировав журнал консультаций, хочется привести пример наиболее проблемных вопросов, с которыми приходится сталкиваться по роду своей деятельности:
- «Написание рабочих программ по родным языкам»;
- «Как организовать работу с одаренными детьми?»;
- «Написание программ внеурочной деятельности по родным языкам»;
- «Ведение деловой документации и т.п.».
Актуальность и перспективность
Край, в котором мы живем, уникален своим местоположением, природой, ландшафтом, множеством национальностей, переплетением культур. И каждый крымчанин любит свою землю, свою Родину, знает свою культуру, уважительно относится к традициям других народностей. Ведь главное, что необходимо беречь – это мир на нашей планете!
Крым – особый регион, сочетающий в себе уникальное природное богатство, историю, многонациональный колорит. Крым по праву можно назвать «Орденом на груди планеты Земля».
Крым – многонационален. в Крыму насчитывалось 6 многочисленных национальностей, численность населения которых превышала 10 тыс. человек: русские, украинцы, крымские татары, татары, белорусы, армяне. Численность населения первых трех из них более 200 тыс. человек каждая.
Из респондентов, указавших национальную принадлежность, в селе же живут 534 428 русских, 171 293 украинцев, 171 518 крымских татар, 29509 татар, 10099 белорусов и 3958 армян (приложение).
Среди языков, наиболее часто называемых населением Крыма родным языком, 84% составляет русский язык (он является родным для 1867,7 тыс. человек), 8% — крымскотатарский (173,1 тыс. человек), 4% — татарский (81,9 тыс. человек) и 3% — украинский (72,9 тыс. человек) языки.
Во ФГОС второго поколения отдельно выделили предметную область «Родной язык и родная литература», поэтому педагоги района делают все возможное, для того чтобы увеличить численность детей, изучающих родной язык.
Системно-деятельностный подход прочно обосновался в организации методической работы педагогов и приносит хорошие результаты. Апробация данного подхода в таком системообразующем компоненте деятельности района, как управление профессиональным развитием педагогов. Апробация данного подхода проводится с учителями украинского языка с 2014 по 2017 год. Актуальность – обусловлена переходом на профессиональный стандарт педагога.
Чем это было обусловлено?
Во-первых, недостаточно высокой (а иногда и откровенно низкой) мотивацией педагогов к профессиональному развитию и изменению подходов к педагогической деятельности в соответствии с современными требованиями.
Во-вторых, неудовлетворенностью администрации результатами, приносимыми существующей системой работы с педагогами, ориентированной в основном на общепедагогические проблемы и цели. Уровень профессиональной компетентности в педагогическом коллективе не всегда является однородным, сказывается профессиональное выгорание.
В-третьих, нарастающей психологической тревожностью и дискомфортом у педагогов, неизменно возникающими при проведении любых преобразований и нововведений, тем более таких масштабных, как ФГОС.
Для получения адекватных результатов апробации были определены основные принципы, обеспечивающие системно-деятельностный подход в управлении профессиональным развитием педагогов:
1.Принцип деятельности, предполагающий деятельностный режим работы педагогов на мастер-классах, в рефлексивных проектно-педагогических мастерских, проектных семинарах, тренингах, через проведение открытых уроков с их последующим анализом и самоанализом.
2.Принцип непрерывности, обеспечивающий не разовое участие, а предоставляющий возможность для постоянного и непрерывного саморазвития и самореализации.
3.Принцип минимакса и адресности, реализуемый через многообразие предлагаемых тем, форм, технологий, целевых установок проводимых мероприятий и возможность выбора педагогом собственной траектории развития в зависимости от профессиональных проблем, интересов, уровня развития, психологических особенностей личности, работы каждого педагога в целом.
4.Принцип актуальности, заключающийся в реализации целей и решении проблем отдельно взятого педагога.
5. Принцип результативности, задающий условие обязательного получения конечного результата в соответствии с личной целью педагога (это может быть разработка и внедрение методического или дидактического продукта, освоение образовательной технологии, пополнение педагогической копилки новыми приемами и средствами и т.п.), и как стратегический результат - повышение качества образования.
6.Принцип психологической и социальной комфортности, направленный на снятие стрессообразующих факторов, предусматривающий доброжелательность и тактичность коллег и администрации, материальное и моральное мотивирование, получение возможности для самореализации и самоутверждения, упрочения позиций в коллективах.
Реализуя проблему, определили следующие направления профессионального развития педагогов через управление данным процессом на основе системно-деятельностного подхода:
•управленчески-обоснованное, личностно-мотивированное и, как следствие, результативное участие всех категорий педагогов в собственном профессиональном развитии и самореализации;
•положительная мотивация и снятие психологической напряженности у педагогов, связанных с самым главным преобразованием - переходом на ФГОС - через собственное «погружение» в среду системно-деятельностного подхода и получение личностно и профессионально значимых результатов этого «погружения»;
•предварительный обоснованный выбор педагогами образовательных технологий, форм и средств для реализации ФГОС через так называемые «профессиональные пробы» в условиях вариативности и возможности выбора;
•обновление и насыщение методической и педагогической среды современными результативными технологиями, средствами, формами организации самостоятельной познавательной деятельности педагогов.
Современный учитель должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения, чтобы обеспечить качественное образование. Центральным, базовым образованием педагогической деятельности учителя, обуславливающим и процесс, и результат деятельности, является система действий учителя. Она в свою очередь определяется личностью учителя, его ценностными ориентациями, приоритетами. Инновация в системе образования основывается на внедрении в процесс обучения системно-деятельностного подхода.
Сравнительная таблица учащихся Симферопольского района
Год 2014/2015 2015/2016 2016/2017
Кол-во обуч-ся 2520 1525 1046
ВЫВОД:Уменьшение детей, изучающих родной язык, наталкивает на поиск тех технологий и форм работы, которые могли бы позволить увеличить количество учащихся приобщающихся к духовным ценностям и культуре через изучение родного языка. Перед нами стоит задача: увеличить и (или) сохранить количество учащихся, изучающих родной язык.
Новизна опыта
МБОУ ДО «ЦДЮТ» Симферопольского района можно назвать одним из инновационных продуктов системы образования, так как в РФ нет методических центров, наш Центр объединяет педагогов дополнительного образования и методистов, курирующих учебно-воспитательный процесс по своему направлению.
В ЦДЮТ формой организации методической деятельности учреждения является методический кабинет.
ЦДЮТ – стабильно развивающая структура, которая выстраивает свою деятельность в соответствии с требованиями времени. Пройдя этап становления и устойчивого развития система дополнительного образования учреждения вплотную подошла к инновационному, в результате реализации которого мы сумеем достичь современного качества образования для более полного удовлетворения существующего заказа.
Мы идем в ногу со временем, так в районе функционируют базовые школы по изучению родного языка – МБОУ «Гвардейская школа № 1», МБОУ «Трудовская школа». Школы, в которых материально – техническая база позволяет проводить уроки с использованием мультимедийных технологий, ИКТ, ЭОР, сети Интернет.
Украинские музеи, музеи народоведения получили вторую жизнь, музеи наполнили материалами разных народов и культур (в основном – русские, украинцы, крымские татары). На базе этих музеев проводим СП, МК, заседания творческой группы, тренинги, РМО. Такая форма работы как МК, проводится учащимися школы, где дети обучают педагогов тому (рассказывают и показывают), или иному ремеслу, культуре, обрядам, обычаям. В Симферопольском районе функционирует 5 таких музеев на общественных началах.
Адресность опыта
Опыт рекомендован к использованию методистами МБОУ ДО и методических кабинетов РК при планировании работы по разным направлениям.
Трудоемкость
Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личным качествам. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?" Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить и принять идею системно-деятельностного подхода, как основы стандартов второго поколения, владеть и эффективно применять инновационные методики и технологии, быть профессионально компетентным во всех его аспектах.
Трудоемкость опыта заключается в следующем:
-Педагоги не располагают современными средствами обучения;
-При уменьшении количества часов педагогам необходимо оптимизировать учебный процесс, не каждый это умеет, поэтому роль методиста - оказание помощи.
Технология
Тема «Пути повышения эффективности работы с педагогами Симферопольского района на основе системно – деятельностного подхода».
Цель работы:рассмотреть теоретический и практический аспекты проблемы реализации системно- деятельностного подхода в формах и методах работы с педагогами Симферопольского района, преподающими родной язык.
Задачи:
- Раскрыть суть системно-деятельностного подхода.
- Раскрыть суть методической работы Симферопольского района.
- Выявить роль педагога в реализации системно-деятельностного подхода.
В настоящее время, в связи с развитием в образовании деятельностных методов, все больше появляется активных форм методической работы. Вот некоторые из них: методические дискуссии и диспуты;
педагогические игры (дидактические, воспитательные, деловые, ролевые, игры- имитации);
моделирование педагогических ситуациях;
методические «мосты» (дистанционное общение в интернете аукцион методических разработоки др.
Дискуссия - это коллективное обсуждение теоретических вопросов для вовлечения учителей в активное обсуждение проблем современного образования, выявления противоречий между житейскими представлениями и наукой, овладения навыками применения теоретических знаний для анализа действительности. На стадии подготовки дискуссии ее организаторы:
определяют содержание обсуждаемой проблемы;
прогнозируют итоги дискуссии;
определяют ключевые вопросы, по которым будет организована дискуссия;
составляют план дискуссии;
предварительно знакомят педагогов с основными положениями
темы будущей дискуссии.
В процессе проведения дискуссии знакомим участников с проблемой, которая предложена для обсуждения;последовательно, в соответствии с планом, предъявляем вопросы участникам;организуем обсуждение проблемы с различных точек зрения;подводим итог обсуждению.
Основная роль в дискуссии отводится ведущему педагогу. Он должен хорошо знать предмет, тему дискуссии; изучить позицию и аргументы оппонентов; не допускать ухода разговора от предмета дискуссии, подмены понятий. Но, прежде всего, обладать отличными коммуникативными способностями, ведь в дискуссии часто важно не столько найти правильное решение (его может и не быть), сколько максимально со всех сторон осветить заявленную проблему. В заключительном слове ведущий отмечает активность или пассивность аудитории, оценивает ход дискуссии, при необходимости аргументировано опровергает неправильные суждения, дополняет неполные ответы, делает общий вывод по результатам обсуждения и благодарит учителей за участие в обсуждении.
Методический диалог
Чаще всего проводится в форме круглого стола для обсуждения насущных педагогических и организационных проблем, выстраивания плана деятельности. Участники заранее знакомятся с темой обсуждения и даже получают теоретическое домашнее задание (например, продумать свой вариант плана определенного мероприятия). Диалог здесь ведется между ведущим и участниками или между группами участников. Активность участников методического диалога прямо зависит от актуальности предложенной темы. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делаем вывод по теме и принимаем решение о дальнейших совместных действиях.
Деловая игра
Сегодня деловая игра стала, чуть ли не самой распространенной формой профессионального общения. В процессе деловой игры отрабатываются определенные профессиональные навыки, апробируются педагогические технологии, решаются сложные проблемы и организационные вопросы. Коренное отличие данного вида игры состоит в том, что ее участники здесь выступают от себя самих, не привлекая никаких «ролей». Процесс организации и проведения деловой игры можно разделить на 4 этапа: конструирование игры, организационная подготовка, проведение игры и подведение итогов. На этапе конструирования игры нужно четко сформулировать общую цель игры и частные цели для участников (как правило, это группы учителей). Здесь же разрабатываются общие правила игры, которые должны быть предельно простыми. Организационная подготовка конкретной игры включает: разъяснение участникам смысла игры; знакомство с общей программой и правилами; постановка перед исполнителями ролей конкретных задач; назначение экспертов, которые будут наблюдать ход игры, анализировать ситуации, давать им оценку; определение условий и длительности игры. На третьем этапе (проведение игры) участники разбиваются на группы (3-5 человек). Иногда это происходит по жребию, чаще участники сами выбирают себе группу. Все группы могут получить одно задание, чтобы затем вступить в дискуссию. Но можно каждой группе дать свое задание на отработку своей части общей проблемы. Тогда на этапе подведения итогов усилия групп объединяются, и их выводы дополняют друг друга. Третий этап жестко регламентируется по времени. При недостатке времени группа может не получить результата, а при избытке — пуститься в посторонние досужие разговоры. Некоторые организаторы деловых игр считают, что каждой группой должен руководить специально подготовленный «игротехник». Другие считают, что группа сама должна выбрать лидера (внутреннего ведущего) из своих рядов. На четвертом этапе (подведение итогов) группы выступают с найденными решениями, дается общая оценка игры, иногда подробный ее анализ Ролевая игра Ролевая игра — это игра-драматизация. Существенно отличается от деловой игры существованием ролей, в которых предстают участники. Подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых участниками суждений. Такая игра активизирует внимание, переживания, мышление участников. И, самое важное, учителя должны увидеть, какими возможностями обладает дидактическая игра в сочетании с эмоциональной рефлексией.
Тренинг
Тренинг (англ., специальный тренировочный режим, тренировка) может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара. При проведении тренинга широко специально создаются педагогические ситуации, в ходе «проживания» которых участники получают новые представления, знакомятся с новыми понятиями. Главное в тренинге — дать учителям в действии новый опыт, которому они потом сами могут найти обоснование и применение. Здесь часто используют раздаточный материал, технические средства обучения. Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в действиях и при обсуждении результатов тренинга.
Мозговой штурм
Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творческого мышления, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики изучения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме. Иногда его применяют внутри деловой игры. Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — это оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагаем высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбираем наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Методическая мозаика
Это просмотр видеозаписей фрагментов уроков по заданной тематике с применением различных технологий и форм работы. После просмотра следует анализ увиденного, и готовятся рекомендации по применению данных форм в повседневной практике. Данная методика часто применяется на СП, РМО. Она позволяет сократить затраты времени на достижение конечного результата, стимулирует познавательную деятельность учителей, позволяет включить в работу большее количество участников.
Виртуальный методический кабинет как одна из современных форм методической работы.
Виртуальный методический кабинет — это целостная многофункциональная информационно-образовательная среда, ориентированная на активную и немедленную методическую поддержку образовательного процесса. Виртуальный методический кабинет позволяет организовать методическое пространство для всех его участников, создает оптимальный доступ к необходимой информации, обеспечивает оперативную методическую помощь, дает возможность поделиться опытом работы. Виртуальный методический кабинет это: форма интерактивного общения, где можно обменяться информацией, высказать свою точку зрения, получить консультацию по интересующему вопросу; возможность организовать методическое пространство, которое создает оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток; оперативная методическая помощь;возможность принять активное участие в виртуальных педагогических и методических мероприятиях.
Виртуальный методический кабинет позволяет создавать педагогические сообщества для: организации совместной работы преподавателей по разработке образовательных ресурсов, организации обсуждения важных вопросов,коллективного поиска решения актуальных проблем,написания коллективных методических материалов,проведения сетевых мероприятий (конференций, конкурсов и пр.).
Любое виртуальное общение лишь активизирует реальное общение, готовит его, снабжает собеседников информацией, позволяет предварительно обменяться мнениями.
Методическая продукция
Методическая продукция — один из самых востребованных сегодня видов педагогической издательской продукции. В ситуации постоянно меняющихся приоритетов вопрос «как преподавать?» оказывается гораздо важнее вопроса «что преподавать?». Однако культура изданий, как общих, так и специальных, в настоящее время оставляет желать лучшего. Создание методической продукции обусловлено функциональными обязанностями методиста и является одним из направлений моей деятельности. Но и учитель, владеющий навыками создания методической продукции, быстро становится проводником передовых педагогических идей, лидером методико-педагогического процесса в образовательном учреждении. Виды методической продукции могут быть классифицированы:
По периодичности: периодическая и непериодическая.
По адресату: для взрослых (преподавателей) и для детей (учащихся, воспитанников).
По характеру информации: текстовая, схематическая, плакатная или графическая.
По содержанию (в зависимости от специализации учителя, методиста):
По функциональному назначению: информационная (методическое описание, комментарий, аннотация, листовка, бюллетень, рецензия, газета, реферат, справочник, справка, информация, анализ, положение); организационно-методическая (программа, инструктивно-методическое письмо, методическая записка, памятка, инструкция, методическая рекомендация, методическая разработка, тематическая папка); прикладная (сценарий, картотека, каталог, график, наглядные пособия, тематическая подборка материалов, задачник, сборник упражнений). Любой из видов методической продукции может быть представлен как типографское издание, публикация в периодическом издании, буклет, электронное издание (CD, DVD, публикация в сети Интернет) или печатный вариант рукописи, набранный на компьютере. К методическим продуктам предъявляются определенные требования:
Методический продукт должен быть актуальным, учитывать запросы.
Издание должно иметь конкретный адрес, точную нацеленность на определенную темупрофессиональные потребности педагогов-практиков, категорию взрослых или детей. Издание должно быть результатом глубокого всестороннего изучения какого-либо вопроса по научно-педагогической, методической литературе, либо специального педагогического эксперимента, либо оправдавшего себя опыта работы коллектива, отдельного педагога. Название должно прямо указывать на его тему и основное содержание. Содержание издания должно раскрывать педагогическую сущность рассматриваемого явления, описывать методику действий педагога, коллектива. Если в издании использованы печатные источники, идеи и материалы других авторов, то обязательно нужно указывать источник. Необходимо обратить внимание на культуру оформления издания, лаконичность изложения, целостность и логичность структуры. Методическая продукция обязательно утверждается на Методическом совете МБОУ ДО «ЦДЮТ».
Результативность
РМО учителей украинского языка и литературы организовывает и проводиткаждый годследующие мероприятия:
Всероссийская олимпиада по украинскому языку илитературе.
Год участия Кол-во участников Победители район Победители Республика
2015/2016 21 7 2
2016/2017 21 7 3
Победители – учащиеся МБОУ «Мирновская школа № 2» (учитель высшей категории Самострол Л.А.), «Молодежненская школа № 2» (учитель высшей категории гуминский А.Е.). Призеры – учащиеся МБОУ «Мирновская школа № 2», «Молодежненская школа № 2», «Первомайская школа», «Гвардейская школа № 1», «Укромновская школа».
Активно работает экспертнаягруппаучителей. Работает по следующим направлениям: проверка работ МАН, сессия МАН, проведение 2-го тура Всероссийских ученических олимпиад по украинскому языку, проведение Конкурсов по предмету. Проходят заседания учителей, входящих в экспертную группу района по аттестации и творческойгруппы, на котором обсуждаются вопросы по планированию на год, аттестации педагогических работников,примерные и авторские рабочие программы.
Учителями украинского языка и литературы ведётся работа по изучению, обобщению и распространению ППО. Учителя района печатают свои работы, статьи в периодических изданиях, размещают на образовательных сайтах (ns – portal, инфоурок, педмикс, мультиурок, учительский портал), открывают свои сайты.
Принимаем активное участие в конкурсах по предмету:
- «Конкурс творческих работ на трех языках». В данном конкурсе приняли участие учащиеся МБОУ «Молодежненская школа №2», учитель Гуминский А.Е. (учитель высшей категории).
- «Язык – душа народа» - 11 работ из 9 МБОУ: «Гвардейская школа №1» (2 работы), «Добровская школа – гимназия им. Я.М.Слонимского», «Кленовская школа», «Кольчугинская школа № 1», «Мирновская школа № 2», «Первомайская школа», «Родниковская школа-гимназия», «Трудовская школа», «Чайкинская школа» (2 работы).
В Республиканском этапе Конкурса в номинации «Письменная творческая работа» победителями стали: Костиков Иван (2 место), Кельмамбетова Эвелина (1 место) – МБОУ «Мирновская школа № 2», Лаптев Богдан (1 место) – МБОУ «Молодежненская школа № 2». В номинации «Стихотворение» учащаяся 4 класса Попова Анастасия (3 место) - МБОУ «Мирновская школа № 2». И каждый год мы радуемся победам!
Выводы
1. Задачи методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников в общем виде можно сформулировать следующим образом:
- повышение уровня теоретической и психологической подготовки педагогов;
- формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;
- создание и внедрение новых дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ;
- изучение новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов, оказание помощи педагогам в самообразовании;
- помощь в овладении информационно-коммуникационными технологиями.
Следовательно, совершенствование профессиональной компетентности полностью совпадает с задачами методической работы, направленной на повышение профессионального уровня и мастерства педагогов, совершенствование их личностных качеств, развитие творчества, отработку профессиональных навыков, формирование готовности к профессиональному самообразованию.
2. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Системный подход к познанию и преобразованию любого объекта является ведущим общенаучным подходом; это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. В системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы. Именно он в итоге должен дать основные результаты обучения и воспитания в виде сформированных общих и ключевых компетенций. Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования. Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме.
- Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, адекватную современным приоритетам российского модернизиующегося образования. Системно-деятельностный подход перспективен в качестве средства реализации новой концепции Федеральных государственных образовательных стандартов, доступен для освоения в массовой практике всеми звеньями системы образования.
3. Роль педагога в осуществления системно- деятельностного подхода велика, т.к именно учитель является ключевой фигурой в образовательном процессе. В процессе реализации системно- деятельностного подхода в образовании формирование личности педагога и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Очевидно, что традиционный объяснительно- иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: способности к самоопределению, самореализации, умения учиться. Принцип деятельности выделяет педагога как деятеля в образовательном процессе, а методисту отводится роль организатора и управленца этого процесса. Трудно переоценить роль деятельности методиста, ее влияние на процесс становления и развития личности педагога. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества учителя, и способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность. Таким образом, очевидна ведущая роль педагога в реализации системно- деятельностного подхода в образовании.
Девиз современности
«От компетентного учителя к компетентному ученику»!
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Закон Российской Федерации «Об образовании»; http://mon.gov.ru/ .
Концепция модернизации российского образования http://www.edu.ru/.
Фундаментальное ядро содержания общего образования под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М. : Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М. : Просвещение, 2011.
Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева [и др.]]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2010.
Кондаков A.M. и др. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2008.
Кондаков, А.М. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова // Педагогика. – 2008.- №10.- С.9-28.
Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения А.Г. Асмолов; http://www.kipk.ru/.
Мошнина Р.Ш. Учитель в зеркале стандарта / Р.Ш. Мошнина // Нач. шк.: прил. к газ. "Первое сент.". - 2009. - 1-15 сент. (№ 17). - С. 2-7; 16-30 сент. (№ 18).
Ситник А.П. Методическая работа или развитие профессиональной культуры. Школа 2006 №2.