Мониторинг здоровья гимназиста. Из опыта работы Второй Новосибирской гимназии


Мониторинг здоровья гимназиста.
Из опыта работы Второй Новосибирской гимназии
Понятие «здоровье», как правило, связывают с понятием «норма», но как бы ни определяли здоровье терминологически, сущность этого понятия состоит в жизнеспособности индивидуума, а уровень этой жизнеспособности может быть количественно определён и измерен.
     Необходимо отметить, что характеристика здоровья детей  в сравнении с характеристикой здоровья взрослого населения затруднена, так как включает  в себя уровень физического, умственного, функционального развития в различные возрастные периоды, физическую и нервно-психологическую адаптацию к условиям изменений  внешней  среды.
На сегодняшний день выделяют три главных фактора риска в реальной деятельности школы:
Фактор условий (обучения);
Фактор нагрузки (учебной);
Фактор взаимоотношений.
Если первые два фактора имею непосредственное отношение к физическому здоровью и нездоровью ребенка, то любые нарушения в системе взаимоотношений педагога и учащегося, включая оценку результатов учебной деятельности, а также взаимоотношения с родителями непосредственно отражаются на его психическом состоянии.
Вопросы сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов являются приоритетными для Второй Новосибирской гимназии уже не первый год. Ярким тому подтверждением является созданный более 10 лет назад оздоровительно-профилактический центр. В центре проводятся медицинские осмотры гимназистов, и на основании полученных данных составляется программа, направленная на улучшение здоровья детей. В гимназии используются современные технологии оздоровления: спелеотерапия, физиотерапия, массаж, аромотерапия, фитотерапия и другие. Для проведения функциональной диагностики имеется современный компьютерный электрокардиограф «Валента», спирометры, кистевой динамометр, электронные аппараты для измерения давления, пульса. Все помещения ОПЦ размещены в одном крыле здания гимназии и оснащены необходимым медицинским оборудованием. Центр оказывает квалифицированную медицинскую помощь учащимся и сотрудникам гимназии. Помимо этого в гимназии разработана документация для осуществления медико-социального и педагогического мониторинга показателей здоровья гимназистов, используются здоровьесберегающие подходы в организации учебно-воспитательной работы с детьми, осуществляется психологическое сопровождение образовательного процесса, функционируют службы,  обеспечивающие сохранение здоровья обучающихся: (служба питания, служба безопасности). Для формирования у гимназистов положительного отношения к своему здоровью с учениками и их семьями проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Несколько лет назад сотрудниками медицинского центра был разработан паспорт здоровья, который отражал все необходимые на тот момент медицинские параметры. Со временем возникла необходимость в мониторинге не только физического здоровья учащихся, но и психологического, а также в мониторинге функциональных резервов организма. В связи с этим в январе 2009 года был запущен паспорт здоровья под редакцией профессора Айзмана. Как показала практика, вышеупомянутый паспорт здоровья не совсем удобен в использовании и имеет ряд недостатков с технической точки зрения. Мы постарались модернизировать имеющуюся у нас на тот момент версию, полностью сохранив информационное ее наполнение.
Сегодня мы все чаще говорим о здоровье школьника в широком смысле этого слова. Я же, в свою очередь, хотела бы остановиться на одной из составляющих здоровья человека, а именно на психологическом здоровье ребенка. Психологическое здоровье - высокий уровень личностного здоровья, понимание себя и других, наличие представлений о цели и смысле жизни, способность к управлению собой, умение правильно относиться к другим людям и к себе, сознание ответственности за свою судьбу и свое развитие.
Прежде всего, хотелось бы обсудить вопрос о том, какое значение имеет коммуникация в жизни человека? Коммуникация - психический процесс, отвечающий за прием и передачу сигналов, образующих знаковую информацию, предполагающий межличностное общение. В традиционном психологическом понимании, коммуникация рассматривается как психический процесс, отвечающий за прием и передачу сигналов, образующих знаковую информацию, предполагающий межличностное общение. Психологическая концепция сводит коммуникацию к вербальным и невербальным способам приема и передачи информации, но, на мой взгляд, коммуникация является более объемным процессом, который надо рассматривать, как одну из важнейших психофизиологических потребностей человека.  Обосновывая свою позицию я исхожу из того, что вся жизнь основана на взаимодействии. Практически все потребности человека сводятся к тому, чтобы взаимодействовать с окружающими людьми и миром в целом.
Что же касается здоровья учащихся, то оно становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой – воспитание и развитие свободной, творческой и здоровой личности. Здоровье - физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, в значительной степени определяются условиями его жизни и, условиями жизни в школе. Специальными исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся условий внутришкольной среды, к числу которых относится психологический комфорт. Ведь от того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психофизиологическое здоровье учащихся.
Что же такое психологический комфорт? Психологический комфорт – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой. Структурными составляющими комфорта являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт, их единство в процессе образовательной деятельности и есть одно из условий полноценного личностного развития школьника.
Источниками психологического комфорта выступают в первую очередь организационно - коммуникативные условия внутришкольной среды, т.е. организация межличностных взаимодействий субъектов. Действия педагога по конструированию комфортной среды заключаются в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности. Всем известно, что становление личности ребенка происходит в общении. Все педагоги, и не только они, знают, что такое личность. Но многие ли знают, как, при каких условиях развивается из индивида личность? При благоприятных условиях индивид, проходит три фазы своего становления как личности: адаптации, индивидуализации, интеграции.
адаптация отвечает за усвоение ценностей и норм, овладение соответствующими средствами и формами деятельности. Если ребенку не удается преодолеть трудности адаптационного периода, то у него, как правило, складываются такие качества, как зависимость, неуверенность, робость. Не находя поддержки ни у педагогов, ни у сверстников, ребенок может замкнуться в себе, постепенно у него может развиться комплекс неполноценности.
индивидуализация – это ничто иное, как противоречия между стремлением индивида к максимальной персонализации и необходимостью быть таким, как все. Если индивид не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности, подозрительности. Это как раз те дети, которые разговаривают, грубят учителям, ведут себя вызывающе на уроках и которых так не любят педагоги.
интеграция – противоречие между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствую её развитию и тем самым развитию его самого как личности. В случае если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция, и, как следствие, происходит либо изоляция личности, когда ребенок становится отверженным в классе, либо её вытеснение из общности, когда ребенок прекращает ходить в школу, либо деградация личности с возвратом на более ранние стадии её развития.
Взаимоотношения педагога с ребенком, общение с ним на уроках, переменах, на внеурочных мероприятиях являются важной характеристикой воспитательного процесса. Поэтому каким будет воспитательный процесс – прогрессивным, направленным на сохранение и укрепление психологического здоровья, или регрессивным, направленным на разрушение здоровья, зависит от педагога.
Известно, что словом, взглядом можно убить в ребенке желание деятельности, но можно и помочь ему обрести в данной деятельности уверенность и личностный смысл. Качество педагогического общения зависит от личности педагога. Каждый ли педагог способен оказать помощь ребенку в успешном прохождении трех фаз становления его личности. Или личностно ориентированный подход может осуществлять лишь педагог, обладающий определенным уровнем готовности к этой деятельности и имеющий определенные психические качества и умения?
Полагаю, что обеспечение психологической безопасности ребенка в образовательной среде возможно лишь при условии, если, выстраивая педагогическое общение, учитель обладает:
Способностью строить взаимоотношения с ребенком на равных. В равноправных отношениях ребенок рассматривается как личность, которую уважают и с которой считаются. Педагогу нужно научиться не контролировать ребенка, а находиться рядом с ним для охраны его психического и физического здоровья и уважать продуктивность его деятельности;
Умением развивать потребности ребенка. Необходимо предоставить ребенку возможность попробовать себя в разнообразных ситуация, предоставить ему возможность выбрать, что для него более значимо, и уметь уважать его выбор. Умением опираться на положительное в ребенке и уметь создавать ситуации, стимулирующие активизацию этого положительного.
Умением не выделять в классе «любимчиков» и не ставить их в пример другим детям.
Умением видеть в ребенке полноценного человека.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить тот факт, что правильно организованная коммуникация, безусловно, оказывает благотворное влияние на сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка, а если мы попытаемся построить коммуникацию еще и на принципе конгруэнтности, о котором говорил Х. Джайнотт – американский детский психотерапевт, то через пару лет говорить о психологическом нездоровье подрастающего поколения и о психологически некомфортных и разрушительных для психики ребенка условиях в современной школе не будет необходимости.
Формирование конгруэнтной коммуникации
Принципы организации конгруэнтной коммуникации, согласно X. Джайнотту, включают:
принцип поддержки позитивного в ребенке, обеспечивающий становление, развитие и сохранение положительного образа Я ребенка;
принцип акцентирования чувств и переживаний в акте коммуникации, поскольку именно чувства, по мнению X. Джэйнотта, являются причиной возникающих конфликтов. Понимание чувств ребенка родителями, коммуникация этого понимания ребенку раскрывает уникальные возможности познания ребенком чувств и овладения им социально адекватными способами выражения чувств. Путь к решению конфликтов лежит через осознание субъектом чувств и овладение методами их недеструктиного выражения;
принцип сотрудничества, обеспечивающий установление гармоничных отношений кооперативного взаимодействия между ребенком и взрослым как равноправными и равноценными личностями.
Психологическим механизмом, обеспечивающим функционирование конгруэнтной коммуникации, является вербализация чувств ребенка взрослым по принципу зеркального отражения (рефлектора). Цель подобной вербализации состоит в создании условий самовыражения ребенка, обсуждение его способа видения как себя самого, так и окружающих его людей, осознание связанных с этим чувств. Можно выделить систему правил, по которым должна быть построена конгруэнтная коммуникация.
1. В коммуникативном акте всегда следует говорить о событиях, ситуации, поступке ребенка и последствиях этого поступка, но, ни в коем случае, не выносить оценочные суждения о личности и характере ребенка. Категорически следует избегать диагноза и прогноза судьбы ребенка.
2. В центре высказывания должно находиться описание чувств, эмоций, переживаний. «Зеркальное» отражение чувств ребенка, объективирование их в речи взрослого раскрывает возможности их познания и оценки. Умение выразить свои чувства — условие и механизм их овладения. Надо помочь ребенку узнать и понять свои чувства, предоставив ему возможность самостоятельно оценить их.
3. Требования, предъявляемые к ребенку, должны быть выражены в форме предложения к кооперации. Формулирование требований включает описание ситуации, ожиданий родителей, веера возможных способов разрешения проблемной ситуации. Оптимальной формой предъявления требований является альтернатива возможных действий ребенка с правом самостоятельного выбора решения.
4. Основным способом поощрения является похвала. Материальные формы поощрения не следует связывать с конкретными достижениями ребенка, его послушанием, выполнением требований и запретов. Материальные формы поощрения должны выступать перед ребенком как свидетельство его значимости и самооценки, эмоционального принятия родителями, их заботы и внимания к нуждам и потребностям ребенка, любви и привязанности.
В похвале следует различать два аспекта. Первый — это то, что взрослый говорит ребенку. Второй — то, что ребенок сам говорит себе, те выводы, которые он делает из нашей похвалы. Если первый аспект реалистичен и объективен, то второй — позитивен и продуктивен, приводит к формированию способности личности к саморегуляции. Оценочная похвала бесполезна с точки зрения перспектив личностного развития ребенка, так как она не ведет, в конечном счете, к выработке собственных критериев оценки поведения и деятельности, выступающих основой саморегуляции. Продуктивная похвала, во-первых, оценивает действия ребенка через описание результатов и их последствий, усилий ребенка и его чувств, во-вторых, не содержит в себе сравнения ребенка с другими детьми, в-третьих, предоставляет ребенку самому выработать критерии оценки и произвести ее.
Наказание является крайне нежелательной формой регуляции поведения ребенка и допускается лишь в экстремальных ситуациях. Физические наказания не допускаются, так как являются причиной формирования агрессивности ребенка, тревожности и неуверенности в себе. В силу этого предпочтительно предупреждение асоциальных поступков ребенка на основе прогнозирования его поведения. Запрещения, выступающие важным фактором предупреждения асоциального поведения, должны быть корректно сформулированы.
Следует различать тотальные и конкретные запрещения. Тотальные запреты формулируются в безличной, абсолютной и безальтернативной форме по отношению к поступкам ребенка, представляющим угрозу жизни, безопасности и достоинству других людей, либо наносящим ущерб материальным ценностям. Конкретные запрещения должны включать следующие компоненты: 1) констатацию чувств, желаний ребенка, описание его действия; 2) четкий запрет; 3) предложение альтернативного действия взамен запрещаемого; 4) коммуникацию понимания взрослым негативных реакций ребенка, связанных с запретом.
Последовательная реализация указанных принципов в повседневной практике общения между родителями, учителями, воспитателями представляет собой не что иное, как трансляцию терапевтических принципов в специфическую практику — практику воспитания. Овладение этими принципами и их активное применение значительно повышает эффективность воспитания и поднимает отношения между учителем и ребенком на качественно новую ступень.