Анализ программы Копцевой Т.А.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1-4 классы. УМК Гармония


centercenterДоклад по МОПВД
Анализ программы Копцевой Т.А.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1-4 классы. УМК Гармония
Выполнили: Валкановская Регина, Смертина Виктория, Пешкова Вероника Преподаватель: Болотова Е.Ю.
2016
00Доклад по МОПВД
Анализ программы Копцевой Т.А.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1-4 классы. УМК Гармония
Выполнили: Валкановская Регина, Смертина Виктория, Пешкова Вероника Преподаватель: Болотова Е.Ю.
2016


Содержание:
Автор программы
Цель программы
Структура
Соответствие требованиям ФГОС
Вывод

-45148531115000Копцева Татьяна Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Лаборатории истории художественного образования учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования».
Автор художественно-экологической программы по изобразительному искусству «Природа и художник» для детей дошкольного и школьного возраста, а также программ по дополнительному художественному образованию.
Татьяна Анатольевна разработала курсы дистанционного образования по различным темам.
Татьяна Анатольевна – член жюри международных выставок детского
изобразительного творчества. Она является автором раздела «Продуктивная деятельность» в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Диалог».
Цель начального художественного образования
Развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.
Структура программы «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Копцевой Т.А.
Пояснительная записка
В ней говорится о том, что программа «Природа и художник» по предмету «Изобразительное искусство» для 1–4 классов соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения, а также примерной программе по изобразительному искусству для начальной школы.
Также в ее структуре отражены цели и задачи начального художественного образования
Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции. По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи:
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– овладение элементарной художественной грамотой
– азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения
сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;
– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандашом, фломастерами, маркером, ручка- ми, акварелью, гуашью, пластилином, углём, тушью, пастелью, цветной бумагой и др., знакомство с языком изобразительного искусства.
Общая характеристика учебного предмета
Этот раздел включает в себя различные методические принципы такие как:
принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Создаваемая педагогом проблемная ситуация на занятии способствует вариативности образовательного процесса. Каждый ученик ищет свой путь её решения. Педагог обеспечивает юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные выводы и самооценки, создавая таким образом условия для реализации творческих возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду, обязательную для успешной деятельности.
Ученик начальной школы способен создать образовательный продукт и получить образовательное приращение, если он овладел основами творческой, когнитивной и организационной деятельности. Поэтому педагог не только предоставляет детям свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием, знакомит с азбукой и языком изобразительного искусства. Чем большую степень включения ребёнка в конструирование собственного образования обеспечивает педагог, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация школьника. Для реализации данного принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой – допускать и поддерживать иные смыслы образования, которые могут быть у учащихся. Обсуждение на занятиях разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну тему учат толерантному отношению участников образовательного процесса к иным позициям и результатам, помогают им понять закон многообразия путей постижения цели. Кроме того, одновременная презентация школьниками разных работ по одному и тому же вопросу создаёт особую образовательную напряжённость, побуждающую присутствующих к личному самодвижению и эвристическому поиску решений, способствует постепенному переходу от обучения к самообразованию. Выстраиванию личной траектории развития каждого ученика способствуют:
– его самостоятельная работа на занятии изобразительным искусством под руководством педагога и дома (работа по собственному замыслу); – работа в паре, в группе или выполнение коллективных работ (например, коллективного панно «Весна» или др.);
– участие в организации и проведении интегративных занятий (например, «Театр», «Танец» и др.) и праздников искусств, участие в проектной интегративной деятельности (например, «Театр кукол» и др.);
– участие в организации и проведении выставки результатов изобразительного творчества (групповая или персональная, передвижная или стационарная, одной картины или рисунков всех работ с одного урока и т. п.);
– участие в реализации серии художественных проектов (например, «Подарок»: «Школьник – школе», «Школьник – детскому саду»). Такая работа может включать оформление альбомов, книг, открыток, создание коллективного панно, тематических выставок, а в 3–4 классах – выполнение презентаций (например, «Портрет», «Автопортрет» и т. п.); участвуя в проекте «Украсим стены школы», учащиеся при поддержке взрослых придумывают и реализуют планы оформления своего образовательного учреждения (например, создают серии коллективных панно: «Времена года», или др.). Все эти формы организации художественно-творческой деятельности учеников начальных классов способствуют взаимопроникновению содержания урочной и внеурочной деятельности, общего и дополнительного образования, укрепляют связи между семьёй и школой, дошкольными и школьными учреждениями, обогащают межшкольные связи, помогают самоопределению и самореализации личности, обеспечивают преемственность и перспективность обучения.
Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром личностно ориентированного обучения становится личный художественно-творческий опыт ученика, складывающийся из внутренних и внешних образовательных продуктов. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности. С образовательной точки зрения это означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры. Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на сотворение ребёнком чего-то нового. Усвоение опыта индивидуальной творческой деятельности невозможно без проживания роли творца, первооткрывателя, изобретателя и т. п. Рисунок, скульптура, конструкция и т. п., созданные в позиции «я – автор», а также рефлексивные суждения и самооценки, возникшие в результате проживания позиции «я – зритель – критик – ценитель», являются теми продуктами (результатами) образовательной деятельности, которые свидетельствуют об особенностях индивидуального развития ребёнка.Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика. Знание «типических» и «особенных» качеств и характеристик результатов (продуктов) творческой деятельности школьников позволит обеспечить педагогу поддержку и помощь учащимся, которые испытывают трудности в обучении, создать условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка и успешного развития одарённых детей.
Принцип природосообразности предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возраста, развитие у них универсальных действий, наиболее актуальных для младшего школьника. При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности. Любое положительное проявление творчества юного художника (автора) находит поддержку и сопровождение педагога. Сопровождающее обучение связано с ситуативной педагоги- кой, смысл которой состоит в обеспечении образовательного движения ученику. Педагог внимательно анализирует его возможности и особенности складывающегося образовательного процесса для того, чтобы действовать всякий раз исходя из текущей ситуации, обеспечивать те образовательные условия, которые необходимы на данный момент прохождения им своей образовательной траектории.
Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника. Приобщение к культурно-историческому наследию в процессе организации художественного восприятия произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, эстетического восприятия явлений и объектов природы, участие в продуктивных видах учебной деятельности будут способствовать осознанному уважению и принятию традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни семьи, родного селения, края, страны, позволит наполнить содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», будет способствовать развитию культуры и духовных традиций многонациональной России, умению адаптироваться в поликультурной среде.
Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрос- лого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта. Форма занятия изобразительным искусством представляет собой гармоничное соответствие частей и целого, элементов и структуры. Художественно-педагогическая драматургия такого занятия может иметь различную форму: открытую (интеграционную) или замкнутую (в рамках одного искусства), может развиваться как театрализованное действие, иметь практическую направленность, проходить в форме игры или круглого стола и т. п., развивать индивидуальные, групповые или коллективные виды деятельности и др. Учебный диалог предполагает игровые ситуации. Проживание многопозиционных ролей («я – художник», «я – зритель», «я – слушатель», «я – эксперт», «я – экскурсовод» и т. п.) способствует выработке необходимых умений и навыков «проживания» и «нахождения» в искусстве. Многопозиционность формирует опыт эстетического отношения к миру. М. Бахтин писал, что для художника нет безгласных вещей, мир художника – это всегда «выразительное и говорящее бытие». Создание ситуации творческого общения, созерцания и созидания «говорящего бытия» – важнейшие условия урока, организованного на принципе диалогичности. Создание атмосферы «неравнодушного», заинтересованного освоения искусства через искусство, в формах искусства и средствами искусства – это формула положительного эмоционального фона обучения. Чтобы организовать творческую деятельность младших школьников, учитель использует диалог как образовательную ситуацию, цель которой – вызвать мотивацию и обеспечить деятельность юных художников в направлении познания образовательных объектов и решения связанных с ними проблем. Роль учителя в учебном диалоге – организационно-сопровождающая, так как он обеспечивает личное решение школьником созданного образовательного затруднения.
Эффективна образовательная ситуация, когда юному художнику в качестве культурного аналога его продукта предоставляется возможность знакомства не с одним, а с несколькими подобными образцами человеческого творчества. Возникает образовательная напряжённость – диалог культур, в которой ребёнок-зритель-исследователь входит в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его дальнейших образовательных процессов, что помогает выработать навыки самоопределения в поливариантных ситуациях.
Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства отводится: 33 часа – в 1 классе и по 34 часа – во 2–4 классах, в общем, объём не менее 135 часов. (Это можно вставить в доклад)
Урок изобразительного искусства поддерживается разными формами внеурочной художественно-творческой деятельности школьников: вне школы – посещение детских выставок и выставок профессиональных художников, экскурсии в музеи; в школе – студии-мастерские по освоению работы с разными художественными материалами, например с глиной, бумагой, песком, тканью и другими нетрадиционными или природными материалами, а также студии, интегрирующие разные виды искусства: живопись, графику, музыку, литературу и театр и др. Направления внеурочной художественно-творческой деятельности:
«Книжная иллюстрация» знакомит с искусством книжной графики, нацеливает деятельность младших школьников на освоение работы с различными графическими материалами при выполнении иллюстраций к литературным произведениям.
«Бумажная пластика» создаёт условия для овладения школьниками приёмами и способами формотворчества с белой и цветной бумагой.
«Песочная анимация» призвана расширить пространство для самовыражения учащихся путём приобщения к искусству анимации и освоения техники рисования песком.
«Глиняная игрушка» способствует расширению творческого опыта младших школьников в процессе лепки из глины и знакомства с народной игрушкой.
«Кукольный театр» способствует приобщению к мировой художественной культуре через создание детьми перчаточных кукол, декораций и постановку кукольных спектаклей по мотивам сказок народов мира.
«Цвет и музыка» развивает интегративное начало творческой деятельности детей в процессе «слушания» и «видения» объектов и явлений природы, восприятия произведений музыки и живописи.
Особое значение в организации художественного образования младших школьников имеют проектные работы: конкурсы юных художников, инсценировки «ожившие картины и скульптуры», олимпиады и праздники любителей живописи, организация которых предполагает тесную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы.
Ценностные ориентиры начального общего образования в области изобразительного искусства
Ценностные ориентиры образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования и отражают следующие целевые установки начального образования в области изобразительного искусства:
– формирование основ гражданской идентичности осуществляется в процессе восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважение истории и искусства каждого народа, анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства как носителей культурно-исторической информации, переживание их образного смысла способствуют развитию чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; – формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процессе образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей доверия и внимания к собеседнику, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. При этом ученик ставится в действенную позицию, а не получает лишь теоретическую информацию. Создавая творческий продукт на «важные темы жизни», он сердцем переживает ситуацию «раненой птицы» или «брошенной собаки», «больной бабушки» или «раненого солдата» и т. п. Таким образом, он обогащает душу опытом чувствований, так необходимых для формирования чуткой и заботливой личности;– развитие ценностно-смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма. Такими непреходящими источниками мудрости являются произведения искусства, образная форма которых почти всегда несёт идею любви, сострадания, братства, уважения семейных ценностей и красоты. Даже тогда, когда замысел художника вызывает чувство тревоги, печали или грусти, всё равно ребёнок приобретает важный ценностно-смысловой опыт. Знакомство с мировой и отечественной художественной культурой способствует развитию эстетического чувства и формированию художественного вкуса;
– развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию осуществляется в процессе продуктивных видов художественно-творческой деятельности – созерцания и созидания. Ребёнок сам ставит перед собой творческую задачу, сам находит адекватные замыслу средства художественного выражения, сам анализирует результаты своей деятельности и сверстников. Самостоятельность действий на всех этапах творческой работы способствует развитию широких познавательных интересов, формированию умений планировать, контролировать и оценивать свою работу;
– развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе. Творческий процесс несёт творцу позитивную самооценку. Сотворяя что-то по законам красоты и гармонии, ученик переполняется чувством собственного достоинства: он сам смог, сам сделал, сам достиг выразительного решения образа, сам вылепил поделку, сам украсил платок для мамы и т. п. Участие в выставках и конкурсах детского изобразительного творчества, в индивидуальных и коллективных социально значимых творческих проектах формирует в юном художнике чувство ответственности за результат, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели. Реализация ценностных ориентиров общего образования на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания обеспечивает возможность саморазвития обучающихся, способствует развитию личностных, коммуникативных и предметных компетенций младших школьников.
Планируемые результаты изучения предмета «Изобразительное искусство» по программе «Природа и художник»
Личностные: Метапредметные: Предметные:
В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умение применять полученные знания в своей собственной художественнотворческой деятельности;
В трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения. – умении видеть и воспринимать предметы художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);– обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– умении организовать самостоятельную художественнотворческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– способности принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности. В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира; В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;
В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Учебный материал программы по изобразительному искусству представлен следующими компонентами образования:
«Эстетическое восприятие»
«Виды художественной деятельности»
«Язык изобразительного искусства»
«Значимые темы художественного творчества (искусства)»
Компонент «Значимые темы искусства» в программе каждого класса предполагает четыре модуля:
«Художник и мир природы»
Определяется зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений художника о мире.
«Художник и мир животных»
Расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных и т.д.
«Художник и мир человека»
Расширяет горизонты детского познания окружающего мира – мира человека. Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных народов. Образ современника. Образ защитника Отечества.
«Художник и мир искусств»
Осуществляется связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение к мировой художественной культуре происходит через знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма.
Их содержание помогает ученику н/ш представить целостную картину мира, эмоционально-ценностно относиться к окружающей его действительности; различать и передавать в художественно творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка.
Компонент «Эстетическое восприятие» предполагает переживание и осознание смысла произведения, эмоциональное созерцание объектов и явлений природы.
Этот компонент помогает ученику:
выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы;
различать основные жанры пластических искусств, понимать их специфику;
участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств х/п, переживать и понимать образную специфику произведения;
понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;
различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу.
Компонент «Виды художественной деятельности» создаёт условия для получения практического художественно-творческого опыта работы с разнообразными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной творческой деятельности.
Компонент «Язык изобразительного искусства» даёт инструментарий для практической реализации замысла ученика и нацелен на то, чтобы выпускник начальной школы научился использовать композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру как средства художественного выражения.
Композиция: знать и применять элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве
Цвет: различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности.
Линия: знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.), использовать их знаково-символическое значение; Форма: знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; использовать сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и др.)
Объём: умение применять способы передачи объёма разными художественными материалами (пластилин, бумага, картон и др.);
Фактура: различать и применять в целях художественной выразительности фактуру разных художественных техник и материалов: гладкая, шершавая, выпуклая, колючая, мягкая, пастозная и др.
Ритм: знать виды ритма (размеренный, прерывистый, спокойный, беспокойный, замедленный, порывистый и т. п.), использовать ритм линий, пятен, цвета, объёмов в передаче эмоционального состояния, движения и динамики.Примерное тематическое планирование уроков изобразительного искусства: 1 класс , 2 класс , 3 класс , 4 класс.
1 класс
Художник и мир природы:
Ребенок знакомится с художественными материалами, видами изобразительного искусства,
узнают, что мир природы дарит материал для творчества,
знакомятся с литературными зарисовками природы и др.
Художник и мир животных:
Узнают, что в природе существует большое разнообразие зверей,
анализируют иллюстрации художников к одному и тому же сюжету,
анализирую образы зверей в творчестве художника-графика,
узнают, что такое объем,
создают рисунки зверей и др.
Художник и мир человека:
Знакомятся с выразительными свойствами линии,
узнают о приемах выделения в рисунке главными средствами композиции,
знакомятся с жанром портрета и приемами его изображения,
рисуют маму,
знакомятся со скульптурной группой,
знакомятся с видами транспорта и др.
Художник и мир искусств:
Знакомятся с книгой, как источником знаний и мудрости,
знакомятся с музыкой,
знакомятся с приемами контраста,
анализируют элементы декоративного узора,
знакомятся с народными промыслами и др.
2 класс
Художник и мир природы:
Вспоминают художественные материалы,
рисуют дерево углем,
знакомятся с природной красотой уральских самоцветов
узнают о разнообразии зеленых оттенков и др.
Художник и мир животных:
Изображают подводный мир,
иллюстрируют литературные произведения о черепахах,
анализируют приемы изображения ажурных крыльев стрекозы,
узнают, что такое ритм,
создают зарисовки животных глядя на иллюстрацию в книге и др.
Художник и мир человека:
Создают эскиз пригласительного билета,
повторяют приемы выделения в рисунке главного средствами композиции,
вспоминают о том, что такое портрет,
знакомятся с основными пропорциями человека и др.
Художник и мир искусств:
Знакомятся с приемами получения цветных сонных, туманных, утренних пятен,
узнают приемы изготовления кукол из бумаги или полиэтиленового пакета,
вспоминаю приемы работы в технике аппликации и др.
3 класс
Художник и мир природы:
Понимают, что композиция - важнейший организующий элемент рисунка
оригинально изображают образ радуги,
узнают, что такое орнамент,
узнают, что такое витраж и др.
Художник и мир животных:
Повторяют выразительные средства графики,
закрепляют приемы изображения: белое на черном и черное на белом, узнают о необычной технике граттажа и др.
Художник и мир человека:
Лепят из пластилина любого сказочного героя,
Вспоминают основные пропорции лица,
Узнают о рельефном изображении портрета в профиль,
Сравнивают выразительность матрешек, их красочность и декоративность и др.
Художник и мир искусства:
Изображение фантастического пейзажа,
Сравнивают оформление обложек разных книг,
Создают тематическую композицию и дают ей название и др.
4 класс
Художник и мир природы:
Рассматривают произведения изобразительного искусства, в которых образ родной природы представлен оригинально,
Создают орнаментальную композицию, используя любой цветной материал,
Узнают, что свои чувства и переживания можно передать через изображение морского пейзажа и др.
Художники и мир животных:
Узнают о том, что каждый скульптурный материал имеет свои свойства,
Создают объемный образ любого животного,
Сравнивают статическое и динамическое изображение животного, выявляют признаки динамики и др.
Художник и мир человека:
Рисуют шарж на самого себя или лучшего друга,
Создают эскиз театрального или карнавального костюма,
Создание образа семейного герба и др.
Художник и мир искусства:
Узнают об особенностях оформления азбуки, буквиц и рисунков, их сопровождающих,
Изготавливают макет книжки-малютки
Изготавливают афишу к фильму или мультфильму и др.
В каждом классе вспоминают приемы работы, которые были изучены в первом классе, а также узнают что – то новое и в дальнейшем применяют это в своей работе. В третьем классе начинают выражать свои мысли по поводу рисунков своих сверстников. С 1 - 4 класс проходят одинаковые разделы, такие как: художник и мир природы, художник и мир животных, художник и мир человека, художник и мир искусств. На протяжении всех классов ведут творческую папку, в которую вкладывают свои работы.
Материальное обеспечение учебного процесса.
Реализация данной программы предусматривает использование в педагогической практике учебно-методического комплекта. Это учебные пособия для учащихся Копцевой Т.А и учебно - методические пособия для учителя Копцевой Т.А.
Кабинет необходимо оснастить :Компьютером,
Телевизором, видеоплеером,
Проектором,
Маркерной доской,
Магнитной доской,
Интерактивной доской,
Мольбертами,
Этюдниками.
Также нужны будут различные печатные пособия.
Соответствие программы требованиям ФГОС
В нашей программе отражены планируемые результаты изучения предмета «Изобразительное искусство» (личностные, метапредметные, предметные), которые совпадают с планируемыми результатами ФГОС. Например, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным) - личностные; способности принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности - метапредметные; понимание значения искусства в жизни человека и общества – предметные;
Единственное отличие программы Гармонии «Изобразительное искусство» Копцевой в том, что результаты в программе разделены по сферам (в познавательной сфере, в ценностно-эстетической сфере, в коммуникативной сфере, в трудовой сфере и т.д)
Структура тоже соответствует требованиям ФГОС НОО (пояснительная записка, планируемые результаты, место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане (учебный план)).
Об условиях реализации основной образовательной программы НОО в программе также идёт речь, когда мы говорим о материальном обеспечении учебного процесса (компьютеры, телевизоры, видеоплееры; проекционный аппарат; маркерная доска; магнитная доска. Дополнительные средства: интерактивная доска; мольберты; этюдники, а также печатные пособия и т.)Таким образом, можно сделать вывод о том, что программа соответствует требованиям ФГОС НОО.
Вывод
Проанализировав программу Копцевой Татьяны Анатольевныизобразительное искусство 1-4 классы, можно сделать вывод о том, что она формирует у детей школьного возраста целостные представления об искусстве. Программа развивает их творческую деятельность. Автор приобщает школьников к мировой художественной культуре, посредством системы творческих заданий развивает у школьников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.