Пояснительная записка к рабочей программе по математике 4 класс УМК Гармония

Пояснительная записка

1. Статус документа
Настоящая рабочая программа по математике для 4Е класса МБОУ педагогический лицей составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по математике и написана на основании следующих документов:
Примерные программы по учебным предметам. Математика 1 - 4 классы. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Н. Б. Истомина «Программы общеобразовательных учреждений. МАТЕМАТИКА Программа 1–4 классы.» Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013 год.)

2. Цели изучения:
Цель курса: формирование у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Задачи курса:
создать условия для активного использования приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение) в процессе усвоения математического содержания;
учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление и постепенно вводить его в мир математических понятий, терминов, символов, т.е.в мир математических знаний, способствуя развитию как имперического, так и теоретического мышления;
создать условия для овладения способами решения учебных задач и формирования умения контролировать и оценивать свои действия;
Формирование у учащихся обобщенных умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, известные и неизвестные величины, устанавливать взаимосвязь между ними и на этой основе выбирать те арифметические действия, выполнение которых позволяет ответить на вопрос задачи;
Создание условий для активного включения всех учащихся в познавательную деятельность.
Практическая реализация находит выражение:
1. В логике построения курса.
2. В методическом подходе к формированию понятий и общих способов действий, в основе которого лежит установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями.
3. В системе учебных заданий, которая адекватна концепции курса, логике построения его содержания и нацелена на осознание школьниками учебных задач, на овладение способами их решения и на формирование умения контролировать и оценивать свои действия.
4. В методике обучения решению задач, которая сориентирована на формирование у учащихся обобщенных умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, известные и неизвестные величины, устанавливать взаимосвязь между ними и на этой основе выбирать те арифметические действия, выполнение которых позволяет ответить на вопрос задачи.
5. В методике формирования представлений о геометрический фигурах, адекватной концепции курса, в которой выполнение геометрических заданий требует активного использования приемов умственной деятельности.
6. В методике использования калькулятора, который рассматривается как средство обучения младших школьников математике, обладающее определенными методическими возможностями.
7.В организации дифференцированного обучения, которое обеспечивается новыми методическими подходами к формированию математических понятий, к организации вычислительной деятельности учащихся, к обучению их решению задач, а также системой учебных заданий.
8. В построении уроков математики, на которых реализуется тематическое построение курса, система учебных заданий, адекватная его концепции, и создаются условия для активного включения всех учащихся в познавательную деятельность.

3. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской:
Логика и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

4. Учебно-методический комплекс
УМК для учащихся
Истомина Н.Б. учебник «Математика» для 4 кл. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014
Истомина Н.Б. Рабочая тетрадь в 2 частях к учебнику «Математика» для 4 класса. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014
Истомина Н.Б. Тетрадь «Контрольные работы» для 4 кл., Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2014
Литература для учителя
Истомина Н.Б. учебник «Математика» для 4 кл.- Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2014
Истомина Н.Б. Рабочая тетрадь в 2 ч. к учебнику «Математика» для 4 кл.: - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014
Истомина Н.Б. Математика. Метод. реком.. 4 класс. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014.
Истомина Н.Б. Тетрадь «Контрольные работы» для 4 кл. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014
Истомина Н.Б. Тетрадь «Математика. Тестовые задания. 4 класс», Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2014

5. Количество часов, на которые рассчитана рабочая программа
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов.
В четвертом классе отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов.
Распределение часов по разделам:

Раздел
Кол-во часов



По программе
По планир.

1
Проверь себя! Чему ты научился в 1-3 классах?
10
11

2
Умножение многозначного числа на однозначное
8
8

3
Деление с остатком
19 (13+6резерв)
13

4
Умножение многозначных чисел
8
10

5
Деление многозначных чисел
17
17

6
Доли и дроби
3
3

7
Действия с величинами
18
18

8
Скорость движения
22 (19+3резевр)
19

9
Уравнения и буквенные выражения
11
11

10
Проверь себя! Чему ты научился в 1-4 классах?
16
16


резерв
4
10


Всего
136
136

6. Особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса, их сочетание, формы контроля
Программа разработана с учетом современных образовательных требований, которые отражены:
В формах и методах: работа в парах, индивидуальная и фронтальная работа, дифференцирование, словесный метод, практические работы, поисковый метод, объяснительно-иллюстративный, конкурсы, выставки, игры,
В принципах: индивидуальность, доступность, преемственность
В методах мониторинга, контроля, управления: наблюдение, анкетирование, анализ результатов деятельности каждого ученика.
Используемые технологии: личностно – ориентированное обучение, технология сотрудничества, игровая технология, дифференцированное обучение, развивающее обучение.

Для проведения оценивания на каждом этапе обучения по вышеуказанным компонентам на основе существующих «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по математике» разрабатываются соответствующие критерии, которые открыты для всех учащихся.
Промежуточный контроль проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.




Содержание курса

Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. Постановка учебной задачи. Анализ и сравнение произведений. Коррекция ошибок. Взаимосвязь компонентов и результата действий. Умножение многозначных чисел на 1 и на 0. Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями, на двузначное число, оканчивающееся нулём. Способы самоконтроля.
Деление с остатком. Предметный смысл. Взаимосвязь компонентов и результата деления (с остатком и без остатка).
Способы деления с остатком (подбор делимого, подбор неполного частного). Классификация записей на деление с остатком. Алгоритм умножения на двузначное и трёхзначное число.
Алгоритм письменного деления (деление на однозначное, двузначное, трёхзначное число).
Доли и дроби. Знаменатель. Числитель. Предметное изображение долей и дробей. Изображение долей отрезка. Нахождение части от числа и числа по его части.
Действия с величинами. Соотношение единиц величин (длина, масса, время). Сравнение величин. Запись в порядке возрастания или убывания. Построение отрезка заданной длины. Поиск закономерности ряда величин. Площадь и периметр прямоугольника. Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Единицы массы: грамм, килограмм, тонна, центнер. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, год, век. Единица объёма – литр. Соотношение единиц величин. Сравнение однородных величин. Действия с величинами.
Текстовые задачи с величинами (скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость и др.).
Уравнения. Способы решения уравнений (простых и усложнённых). Решение задач способом составления уравнений.
Буквенные выражения. Нахождение числовых значений буквенных выражений при данных значениях входящих в них букв.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
В результате изучения курса математики по данной программе у выпускников начальной школы будут сформированы математические (предметные) знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
– устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия)

Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
– различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
– выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах;
– адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть общим приёмом решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– выражать в речи свои мысли и действия;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет;
– задавать вопросы;
– использовать речь для регуляции своего действия.
Выпускник получит возможность научиться:
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Предметные результаты выпускника начальной школы

Числа и величины
Выпускник научится:
– читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
– устанавливать закономерность правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
– группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
– читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм грамм; год месяц неделя сутки час минута секунда; километр метр дециметр сантиметр, миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Выпускник получит возможность научиться:
– классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
– выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
– выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
– выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
– выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
– вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
– выполнять действия с величинами;
– использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
– проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).

Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
– решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2–3 действия);
– оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
– решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
– решать задачи в 3–4 действия;
– находить разные способы решения задач;
– решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки.

Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
– описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
– распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
– выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
– использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
– распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
– соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться:
– распознавать плоские и кривые поверхности;
– распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;
– распознавать, различать и называть геометрические тела параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

Геометрические величины
Выпускник научится:
– измерять длину отрезка;
– вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
– оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольнойформы.

Работа с информацией
Выпускник научится:
– читать несложные готовые таблицы;
– заполнять несложные готовые таблицы;
– читать несложные готовые столбчатые диаграммы
Выпускник получит возможность научиться:
– читать несложные готовые круговые диаграммы;
– достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
– сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
– распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы, диаграммы, схемы);
– планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
– интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Уравнения. Буквенные выражения
Выпускник получит возможность научиться:
– решать простые и усложнённые уравнения на основе правил о взаимосвязи компонентов и результатов арифметических действий;
– находить значения простейших буквенных выражений при данных числовых значениях входящих в них букв.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Нормативные документы и учебно-методический комплект, обеспечивающие реализацию программы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.- 31с.
Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2009. 317с.
Программы общеобразовательных учреждений. Образовательная область «Математика» 1-4 классы: программа и поурочно-тематическое планирование: /Истомина Н. Б. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.

УМК для учащихся
Истомина Н.Б. учебник «Математика» для 4 кл. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014
Истомина Н.Б. Рабочая тетрадь в 2 частях к учебнику «Математика» для 4 класса. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014
Истомина Н.Б. Тетрадь «Контрольные работы» для 4 кл., Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2014



Литература для учителя
Истомина Н.Б. учебник «Математика» для 4 кл.- Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2014
Истомина Н.Б. Рабочая тетрадь в 2 ч. к учебнику «Математика» для 4 кл.: - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014
Истомина Н.Б. Математика. Метод. реком.. 4 класс. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014.
Истомина Н.Б. Тетрадь «Контрольные работы» для 4 кл. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2014










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 9Основной шрифт