Технологическая карта урока на тему Понятие о долях и дробях (учебник под ред. Муравин Г.К., Муравина О.В. «Математика. 5 класс»)

Технологическая карта урока
«Понятие о долях и дробях»
ФИО учителя: Белова Татьяна Александровна
Место работы: МБОУ г.Астрахани «Гимназия №3»
Предмет: математика
Класс: 5
Учебник: Муравин Г.К., Муравина О.В. «Математика. 5 класс» Учебник. – М.: Дрофа, 2012.
Тема урока: Понятие о долях и дробях
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Целевые установки на достижение результата:
- личностные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели, воспитывать ответственность и аккуратность, сформировать внутреннюю позицию обучающегося, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
- метапредметные: развивать умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; создать условия для формирования у учащихся умения выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, развивать умение слушать и вступать в диалог, выработать умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.
- предметные: ввести определение смешанных чисел и выявить правило перевода из неправильной дроби в смешанное число, сформировать умение выделения неправильной дроби в смешанное число.
Формы организации работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point, нарисованные яблоки и ножницы на каждой парте, электронное приложение на сайте Муравиных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]глава 4 пункт 15, использование материалов СПАК – музыкальная физкультминутка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Структура и ход урока

Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Организационный момент
(1 мин)
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Помогать нам с вами в изучении нового материала сегодня будет Незнайка. Давайте запишем число в рабочей тетради.
Включаются в деловой ритм урока

Актуализация знаний и умений
(5 мин)
Актуализация опорных знаний и способов действий
Незнайка на вашем рабочем листе записал числа. Разбейте их на 2 группы
I - натуральные числа;
II - дробные числа

12; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 3; 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415; 29; 7; 13 EMBED Equation.3 1415.
Долгое время действия с дробными числами считались очень сложными. Недаром у немцев сохранилось выражение "Попасть в дробь", что означает "попасть" в тупик, в трудное положение. Эта поговорка напоминает о тех временах, когда дроби, которых иногда называли ломаными числами, считали самым трудным разделом математики. Поэтому человека умеющего выполнять действия с дробями считали умным.

Чем натуральные числа отличаются от дробных?


Что означает черта в дроби?
В тетрадях разбивают числа по группам.








Целые числа обозначают целые единицы, а дробные – части единиц


Черта означает знак деления

Целеполагание и мотивация
(3 мин)
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока
Проблемная ситуация
К какой группе можно отнести число 13 EMBED Equation.3 1415?
Что заметили интересного?
Какая цель нашего урока?

Состоит из целой части и дробной части
Узнать название дроби состоящей из целой и дробной части.

Усвоение новых знаний и способов усвоения (11 мин)
Первичное закрепление во внешней речи (5 мин)
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: определения смешанного числа
Определение смешанных чисел
Как называются данные числа, если есть целая и дробная часть?
Тогда как называется тема нашего урока?
Записываем в рабочий лист тему урока
Какие числа называют смешанными?


Запись смешанных дробей 13 QUOTE 1415(дробная черта по середине целой части)
2 – целая часть
13 QUOTE 1415- дробная часть
Пример: 13 EMBED Equation.3 1415 (принято записывать короче)
Далее используется электронное приложение на сайте Муравиных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]глава 4 пункт 15 4 строка «Правило чтения смешанных чисел»
2) Приведите свой пример по одному смешанному числу, прочитайте соседу и пусть он его запишет.
3) Запишите своё число: целая часть пусть будет год твоего дня рождения, а в дробной части числитель – порядковый номер месяца, а знаменатель – число.

Перевод из неправильной дроби в смешанное число

А встречались ли нам с вами неправильные дроби в начале урока?
А как вы думаете, что с ними можно сделать?
Чему мы должны научиться?


Представим неправильную дробь 13 QUOTE 1415 в виде смешанного числа
Что предлагаете?

Делить столбиком. А как? К чему мы можем обратиться для уточнения своих предположений?
Далее используется электронное приложение на сайте Муравиных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] глава 4 пункт 15 7 и 8 строка или на стр. 152 показан способ выделения целой части из неправильной дроби, рассмотрите и расскажите всем.
Работа в группах. Продемонстрировать свои способы решения.
Задача № 1:
Два яблока нужно разделить поровну между тремя детьми. Сколько должен получить один ребенок?
Как сделать так чтобы каждый получил свою долю?
Задача № 2:
Пять одинаковых яблок нужно поровну разделить между тремя детьми. Сколько должен получить один ребенок?
Сколько целых яблок получит каждый ребёнок?
Задача № 3:
Придумайте свою задачу и предложите её решить соседу.
Выслушивает несколько задач.
Задача №467,468
Переведите неправильную дробь в смешанное число.
Вызывает двоих учеников к доске.
Физкультминутка (использование материалов СПАК)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Или сделать зарядку.
Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали, А сейчас мы отдохнём, Сделаем зарядку. «1» подняться, подтянуться. «2» согнуться, разогнуться. «3» в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка. «4» руки шире. «5» руками помахать. «6» тихонько за парту сесть.


Смешанное
Тема урока “Смешанные числа”.



Смешанными числами называются числа, состоящие из целой и дробной части


Запись числа, содержащую целую и дробную части называют смешанной.







Приводят примеры, работая в парах.


Записывают в тетрадях.







Да


Выделять целую часть

Научиться записывать неправильную дробь в виде смешанного числа


Записать дробь в виде частного и найти ответ





К тексту учебника


Показывают способ деления





Нужно количество яблок разделить на количество детей.
С помощью ножниц и нарисованных яблок решают задачи №1, №2, №3. Демонстрируют свои способы решения.

Каждый получит по 1 целому яблоку и 13 QUOTE 1415 яблока.

Работают в парах.
Открывают учебники. Решают, сверяя свои ответы с доской.
Выполняют упражнения. Меняются тетрадями с соседом и выставляют оценку.

Организация первичного контроля (6 мин)
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков
Самостоятельная работа
А сейчас возьмите листочки на краю стола и в них же выполните небольшую самостоятельную работу.
Вариант I
Представьте дробь в виде смешанного числа 13 QUOTE 1415
Запишите закрашенную часть фигуры

Трое друзей: Коля, Саша и Петя нашли 32 гриба и решили разделить поровну. Сколько грибов принесет каждый мальчик домой?
Вариант II
Представьте дробь в виде смешанного числа 13 QUOTE 1415
Запишите закрашенную часть фигуры

Трое друзей: Коля, Саша и Петя нашли 29 грибов и решили разделить поровну. Сколько грибов принесет каждый мальчик домой?

Ребята, давайте сверимся с доской (решение записано на обратной стороне).

Выполняют задания на листах.

























Сверяются с доской, выставляют себе отметки (критерий оценивания на доске).

Подведение итогов урока (5 мин)
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Что изучали сегодня на уроке?
Кто желает сформулировать определение смешанных чисел.
Давайте хором сформулируем определение смешанных чисел.
С каким героем работали?
Помог нам Незнайка в изучении нового материала?
Как называются такие числа:

Учитель выставляет оценки за урок.
Отвечают на вопросы.
Смешанными числами называются числа, состоящие из целой и дробной части.

Незнайка.
Да.

Смешанные числа.


Информация о домашнем задании (1 мин)
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
№ 472 -поясняет выполнение номера.
По желанию №475 и творческое задание – придумать математическую сказку на тему «Смешанные числа»
Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

Рефлексия (3 мин)
Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе
Каждый ученик оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал
было интересно
было трудно
я выполнял задания
я понял, что
теперь я могу
я почувствовал, что
я приобрел
я научился
у меня получилось
я смог
я попробую
меня удивило
урок дал мне для жизни




15