Методический материал для изучения уровня сформированности личностных универсальных учебных действий


АНКЕТА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
(Н. Лусканова)
Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Анкета может быть использована в работе со школьниками 1 - 4-х классов.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
Форма: анкета.
1.Тебе нравится в школе?
Нравится.
Не очень нравится.
Не нравится.
2.Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
Иду с радостью.
Бывает по-разному.
Чаще всего хочется остаться дома.
3.Если учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
Не знаю точно.
Остался бы дома.
Пошел бы в школу.
4.Ты доволен, когда у вас отменяют какие-либо уроки.
Доволен.
Бывает по-разному.
Не доволен.
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
Хотел бы.
Не хотел бы.
Не знаю точно.
6.Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?
Хотел бы.
Не хотел бы.
Не знаю точно.
7.Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?
Часто.
Иногда.
Почти никогда не рассказываю.
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
Точно не знаю.
Не хотел бы .
Хотел бы.
9.Много ли у тебя друзей в классе?
Не очень много.
Много.
Почти нет.
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
Нравятся.
Некоторые нравятся, а некоторые – не очень.
Большинство не нравится.
КЛЮЧ:
№вопроса Бал за 1 ответ Бал за 2 ответ Бал за 3 ответ
1 1 3 0
2 0 1 3
3 1 0 3
4 3 1 0
5 0 3 1
6 1 3 0
7 3 1 0
8 1 0 3
9 1 3 0
10 3 1 0
Вариант расчетов по А.Ф.Ануфриеву:
За первый ответ – 3 балла,
За второй ответ – 1 балл,
За третий ответ – 0 баллов.
5 основных уровней школьной мотивации.
25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
20 - 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой.
15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья.

Методика «Лесенка»
Цель: выявление уровня развития самооценки.
Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.
Возраст: 1- 4 класс.
Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.

Учащимся предлагается следующая инструкция:
Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (педагог показывает на доске).
На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть-чуть получше, на третьей – еще чуть-чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят самые лучшие
ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа?
Критерии оценивания: 1-3 ступени – низкая самооценка;
4-7 ступени – адекватная самооценка;
8-10 ступени – завышенная самооценка.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
(Н.В. Кулешовва)
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники.
Форма (ситуация оценивания: фронтальное анкетирование.
Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:
1.Тебе нравится, когда тебя уважают твои одноклассники?
А. Нравится.
Б. Не очень нравится.
В. Не нравится.
2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?
А. Сделаю замечание и помогу убрать.
Б. Сделаю замечание и подожду, пока он все уберет.
В. Расскажу учителю, и пусть он заставит его убирать.
3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?
А. Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую.
Б. Не знаю.
В. Тихонько отдам, чтобы не заметили.
4. Как ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
А. Извинюсь и уберу за собой.
Б. Не знаю.
В. Ничего делать не буду, есть же уборщица.
5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?
А. Нет.
Б. Иногда.
В. Да.
6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?
А. Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке.
Б. Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам.
В. Сделаю вид, что не заметил.
Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?
А. Часто.
Б. Иногда.
В. Почти никогда.

8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?
А. Часто.
Б. Иногда.
В. Почти никогда.
Обработка данных:
За первый ответ (А) – 2 балла,
За второй ответ (Б) – 1 балл,
За третий ответ (В) – 0 баллов.
Интерпретация:
Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.
Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.
Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.