Рабочая программа для СПО дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности по специальности Акушерское дело


Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Крым
«Керченский медицинский колледж им.Г.К.Петровой»
Утверждаю:
Зам. директора по УР ГАОУ СПО РК «Керченский медицинский колледж им.Г.К.Петровой»
__________________
«___» _____________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности
по специальности: 31.02.02 Акушерское дело
уровень подготовки – базовый
квалификация – акушерка/акушер
Керчь, 2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.02 Акушерское дело (приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 969 от 11.08.2014 г.), зарегистрированным в Минюсте России от 26.08.2014 № 33880
Организация-разработчик: ГАОУ СПО РК «Керченский медицинский колледж им. Г.К.Петровой»
Разработчик (и):
Мамонтова Т.В. – преподаватель первой категории, преподаватель дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» ГАОУ СПО РК «Керченский медицинский колледж им. Г.К.Петровой»
Рабочая программа принята на заседании предметной (цикловой) комиссии общепрофессионального и математического цикла ГАОУ СПО РК «Керченский медицинский колледж им. Г.К.Петровой», протокол №____от_____
Председатель предметной (цикловой) комиссии __________/Ф.А. Зиятдинова

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………..
6
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины…………………………...
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины …………………………..
13

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.02 «Акушерское дело», УГС 31.00.00 Клиническая медицина.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности принадлежит к математическому и общему естественнонаучному учебному циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
применять компьютерные и телекоммуникационные средства.
результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации;
общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;
состав функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.


ПК и ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Проводить диспансеризацию и патронаж беременных и родильниц.
ПК 1.2. Проводить физиопсихопрофилактическую подготовку беременных к родам, обучение мерам профилактики осложнений беременности, родов и послеродового периода.
ПК 1.7. Информировать пациентов по вопросам охраны материнства и детства, медицинского страхования.
ПК 2.1. Проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами с экстрагенитальной патологией под руководством врача.
ПК 3.1. Проводить профилактические осмотры и диспансеризацию женщин в различные периоды жизни.
ПК 3.6. Проводить санитарно-просветительскую работу по вопросам планирования семьи, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося 25 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 75
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 50
в том числе: практические занятия 32
контрольные работы 2
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 25
в том числе: составление таблиц, схем, алгоритмов 5
компьютерная презентация по учебным разделам и темам 6
подготовка сообщений 6
расчетно-графическая работа 4
создание БД лекарственых средств 4
Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Информация и информационные процессы 13 Тема 1.1.
Автоматизированная
обработка информации.
Основные информационные процессы и их реализация
с помощью компьютеров Содержание учебного материала
Введение. Предмет и задачи ИТ в профессиональной деятельности. Историческая справка развития информатики
Автоматизированная обработка информации.
Информация. Свойства информации, форма и носители информации.
Информационные процессы
Дискретные и аналоговые данные.
Кодирование информации. Двоичное кодирование информации. Единицы измерения информации.
Алгоритмы. Свойства алгоритмов.
Элементы алгебры логики
Информационные технологии и их применения в медицине и здравоохранении 8 (4)
2
Практические занятия
Инструктаж по технике безопасности, противопожарной безопасности и гигиены труда с подписью в Журнале инструктажей. Кодирование информации.
Формализация и алгоритмизация медицинских задач. 4 Самостоятельная работа
Составление таблицы «Влияние вредных факторов на организм человека».
Составление таблицы «Профилактика заболеваний, вызываемых вредными факторами»
Составление примера схемы передачи информации
Составление алгоритмов «Первая помощь при переломе», «Определение типа кровотечения», «Перевод десятичного числа в двоичную системы счисления»Подготовка сообщения по приказу Минздравсоцразвития РФ № 364 «Концепция создания ЕГИС в сфере здравоохранения» 5 Раздел 2. Техническая и программная база информационных технологий 7 Тема 2.1.
Аппаратное и программное
обеспечение современного ПК Содержание учебного материала
Аппаратное обеспечение ПК
Магистрально-модульный принцип архитектуры ПК.
Классификация ЭВМ
Структурная схема ПК
Состав ПК
Перифирийные устройства ПК
Программное обеспечение ПК.
Защита информации.
Классификация программного обеспечения.
Операционные системы.
Файловая организация данных. 4(2) 2
Практические занятия
Выбор конфигурации компьютера. Выполнение основных алгоритмов работы в операционной системе (ОС) 2 2
Самостоятельная работа
Подготовка сообщения на темы «Антивирусная программа», «Архиватор», «Служебные приложения ОС»
Оформление мультимедийной презентации «Средства защиты информации». 3 Раздел 3. Организация профессиональной деятельности с помощью прикладных программ 42 Тема 3.1.
Технология обработки текстовой информации
Содержание учебного материала
Обработка информации с помощью текстовых программ
Назначение текстового процессора
Структура интерфейса текстового процессора
Создание, редактирование и форматирование текстового документа. Форматирование абзацев. Работа со списками
Способы создания и редактирования таблиц в текстовом процессоре
Оформление документа с помощью графических объектов
Использование текстового процессора в профессиональной деятельности 9 (1) 2
Практические занятия
Основы работы с текстовым редактором. Форматирование абзацев.
Основы оформления документов. Работа со списками и колонками.
Создание таблиц и диаграмм. Добавление границ и заливки.
Работа с графическими объектами. Внедрение графических объектов 8 Самостоятельная работа
Составление таблицы соответствия между конкретными прикладными программами и их назначением. 2 Тема 3.2. Технология обработки числовой информации
Содержание учебного материала
Обработка информации средствами электронных таблиц.
Назначение электронных таблиц
Элементы электронных таблиц
Структура интерфейса электронных таблиц
Типы данных, форматы их представления
Графическое представление данных
Статистическая обработка данных средствами электронных таблиц
Использование электронных таблиц в профессиональной деятельности 11 (3)
2
Практические занятия
Создание, редактирование и форматирование электронной таблицы. Типы ссылок
Вычисление с помощью средств электронной таблицы.
Создание графиков и диаграмм
Элементарные статистические характеристики
Моделирование. Решение медицинских задач с помощью ЭТ 8 Самостоятельная работа
Расчетно-графическая работа «Обработка и графическое представление медицинских статистических данных» средствами электронных таблиц. 4 Тема 3.3.
Технология обработки информационных массивов.
Содержание учебного материала
Обработка информации средствами СУБД
Назначение систем управления базами данных (СУБД).
Структура элементов баз данных, способы их представления
Инструменты СУБД для обработки данных
Структура интерфейса СУБД
Использование СУБД в здравоохранении 5(1) 2
Практические занятия
Создание базы в табличной форме.
Создание связей между таблицами. Создание запросов 4 Самостоятельная работа
Создание базы данных по лекарственным препаратам. 4 Тема 3.4.
Информационная технология представления информации в виде презентаций. Содержание учебного материала
Назначение компьютерных презентаций.
Интерфейс программы для создания презентаций.
Технология создания презентации.
Использование компьютерных презентаций в профессиональной деятельности.
Контрольная работа 5(1) 2
Практические занятия
Создание, редактирование и форматирование презентации
Настройка анимации. Создание гипертекстовых связей. Настройка и показ презентации 4 Самостоятельная работа
Создание презентаций на тему «Использование компьютерных технологий в медицине и здравоохранении» 2 Раздел 4. Информационно-коммуникационные технологии в медицине 12 Тема 4.1. Компьютерные технологии в медицине и здравоохранении Содержание учебного материала
Компьютерные сети: понятие, виды.
Сетевые технологии обработки информации.
Глобальная сеть Интернет, Интернет-технологии.
Коммуникативные сервисы Интернет. Электронная почта.
Медицинские информационные системы. Классификация МИС. Структура МИС. Автоматизированное рабочее место(АРМ) медицинского персонала.
Медицинские приборно-компьютерные системы (МПКС). 7(5) 2
Практические занятия
Изучение информационных сервисов Интернет. Поиск профессиональной медицинской информации в Интернет. Сравнение разных поисковых систем. Электронная почта. 2 Самостоятельная работа
Подготовка сообщения с презентацией по теме «Информационно – поисковые системы».
Подготовка сообщение «Телемедицина»
Оформление мультимедийной презентации «Медицинские ресурсы Интернета». 5 Промежуточная аттестация в форме – дифференцированный зачет 1 итого 75 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и вычислительной техники.
Оборудование учебного кабинета информатики и вычислительной техники:
рабочие места студентов, оборудованные персональными компьютерами с лицензионным или свободно распространяемым программным обеспечением, соответствующим разделам программы, подключенными к учебной локальной сети;
рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением и средствами вывода звуковой информации, подключенным к сети Internet и включенным в административную локальную сеть;
принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Омельченко В.П., Демидова А.А. Информатика: учебник / В.П. Омельченко. А.А. Демидова – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 384с.
Омельченко В.П., Демидова А.А. Информатика. Практикум / В.П. Омельченко, А.А. Демидова. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2015. – 336с.: ил.
Михеева Е.В. Информатика: учебник для студ.сред.проф.образования/ Е.В. Михеева, О.И. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 352 с.
Михеева Е. В. Практикум по информатике: учебное пособие для среднего профессионального образования /. - 12-е изд., стер. - Москва : Академия, 2013. – 186с.
Дополнительные источники:
Молочков В. П. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Microsoft Office. Powerpoint 2007 : учебное пособие для среднего профессионального образования / - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2012. - 171с.
Гаврилов М. В. Информатика и информационные технологии: учебник для СПО / М.В. Гаврилов, В.А. Климов. – 4 изд. перед. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015 – 383с.
РФ. Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения: Приказ Минздравсоцразвития РФ № 364, 28 апреля 2011
Интернет-ресурсы:
Научно-образовательный интернет-ресурс по тематике ИКТ "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru). Разделы: "Общее образование: Информатика и ИКТ", "Профессиональное образование: Информатика и информационные технологии".
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Министерства образования и науки РФ (http://fcior.edu.ru).
Видеоуроки в сети Интернет (http://www.videouroki.net).
Федеральный портал «Российское образование» - http:// www.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http:// eor.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http :// school- collection.edu.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения
УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
ПК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Основные показатели оценки результата
ПК 1.1. Проводить диспансеризацию и патронаж беременных и родильниц.
ПК 1.2. Проводить физиопсихо-профилактическую подготовку беременных к родам, обучение мерам профилактики осложнений беременности, родов и послеродового периода.
ПК 1.7. Информировать пациентов по вопросам охраны материнства и детства, медицинского страхования.
ОК 3 - 5, 9 уметь:
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации;
общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности Изложение основных средств и методов сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации.
Проведение основных операций с файловой структурой.
Составление рекомендаций по безопасной работе за компьютером.
Сделать обзор состава и структуры ПК и вычислительных систем.
Определение и классификация основных задач ОС.
Применение современных методик сбора и обработки информации о состоянии здоровья населения, к медико-статистическому анализу информации.
Выполнение алгоритмов работы в текстовом процессоре, электронных таблицах, СУБД, программах по созданию презентаций, компьютерных сетях в соответствии с алгоритмами.
ПК 2.1. Проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами с экстрагенитальной патологией под руководством врача.
ПК 3.1. Проводить профилактические осмотры и диспансеризацию женщин в различные периоды жизни.
ПК 3.6. Проводить санитарно-просветительскую работу по вопросам планирования семьи, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
ОК 3 - 5, 9 уметь:
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации;
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности Изложение основных средств и методов сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации.
Проведение основных операций с файловой структурой.
Составление рекомендаций по безопасной работе за компьютером.
Построение графиков и диаграмм (примеры).
Определение состава функции и возможностей использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Выполнение алгоритмов работы в текстовом процессоре: создание, редактирование и форматирование медицинской документации.
Выполнение алгоритмов работы с СУБД. Создание базы данных по лекарственным препаратам.