Современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода.

Лаптева Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 16»
первой квалификационной категории

Современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода.

Мы не учим их; мы создаем условия,
в которых они учатся.
С.Паперт

Мое знакомство с системно – деятельностным подходом в обучении произошло в сентябре 2011 года. Именно тогда все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Я работаю по программе «Школа России»
Признаюсь, мне было сложно пересмотреть свое сознание, изменить себя, как учителя, ранее работающего по традиционной системе. Трудности возникали не столько в планировании урока, сколько в моем поведении на уроке, необходимо было сдержаться, не подсказать правильный ответ ученикам, а помочь им прийти к верному решению самим. При подготовке к уроку на современном этапе перед учителями встает задача - не дать объем знаний, а научить учиться. Теперь учащиеся вместе с учителем ставят цели, планируют, контролируют и оценивают свою работу на уроке.

Сравним традиционный и современный урок

Признаки
Традиционный урок
Современный урок

Цели урока
формулирует учитель
формулируют сами учащиеся

Деятельность учителя
учитель сам дает материал
учитель организует ряд образовательных ситуаций

Организация учебной деятельности
в основном фронтальная форма деятельности
применяются групповые и индивидуальные формы деятельности

Взаимоотношения учащихся на уроке
акцент делается на соревновательность между учащимися
акцент делается на совместную коллективную работу.

Контроль
учитель осуществляет контроль за практической деятельностью учащихся.
самоконтроль, взаимоконтроль учащихся.

Оценивание
учитель оценивает работу.
само оценивание, оценивание результатов друг друга (участие в оценивании)

Итог урока
Учитель задает вопросы и узнает, что запомнили учащиеся
Рефлексия.


В процессе работы я оценила все плюсы ситстемно-деятельностного подхода. На своих уроках применяю следующие приемы:

Проблемная ситуация
1 класс «Правописание парных согласных в конце слова»
Учащимся предлагается посмотреть на две картинки, на которых изображен луг и лук, затем предлагается попробовать записать эти слова. Произносим записанные слова (лук), а как записали? Выясняется, что варианты записи у всех разные, кто прав? Ставим слово в сильную позицию. Проблема обозначается знаковой проблемой – г или к? Дети приходят к выводу, что не всегда пролизношение совпадает с написанием.

Групповые задания.
В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебного диалога. Часто дети, которые на уроке редко поднимают руку, в группе активно работают. Эффективна как работа в группах, так и работа в парах. Работу в парах можно организовать на любом этапе урока. Учебные программы предлагают такое содержания учебников, их структуру, методику, которые помогают в организации групповых заданий. В учебниках предлагаются задания для работы в парах, группах и работа со взрослыми при выполнении домашнего задания.
Например, в учебниках 3 класса предлагаются следующие задания:
«Прочитайте. Обсудите, как составить из предложений текст» (учебник русского языка ,стр.14,упр.14)
«С помощью таблицы определите, кто является главой государства в разных странах» (учебник окружающего мира,стр.20)
«Узнай у взрослых,какие заповедники,национальные парки есть в нашем крае». (учебник окружающего мира, стр.34)

Самоконтроль. Взаимоконтроль.
На уроках-закрепления я использую оценочные таблицы, где ученики сами себе выставляют отметки за проделанную работу.(1-2 класс-цветные смайлики; 3-4 – балл(отметка). Для объективности оценивания обязательно обговариваем критерии. В конце учитель тоже ставит свой балл, аргументирует несовпадение.
Приведу несколько вариантов само-взаимооценивания
На уроке литературного чтения использую прием «работа «критиков» (группа учащихся, назначенных учителем): анализ выразительного чтения стихотворения, анализ пересказа.
На уроках математики и русского языка, окружающего мира применяю приемы взаимопроверки (обмен тетрадями) и самоконтроля (сверка с написанным образцом, тест-проверка по словесной инструкции)

Рефлексия.
В конце урока предлагаю учащимся закончить ряд предложений, подвести итог: 1. Сегодня на уроке я узнал..
2.На этом уроке я похвалил бы себя за
3.После урока мне захотелось.
4.Сегодня я сумел

Свои уроки я проектирую в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Я «учу детей учиться», а порой и сама учусь у своих любимых и талантливых учеников! Применение новых технологий даёт возможность достигать результатов, поставленных целей совместно с детьми. Вместе открывать что-то новое, радоваться успехам и получать удовлетворение от совместной работы.













































































15