«Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников с ОВЗ».



Приложение № ____
к педагогическому совету
от _____________20____г. № ____
«Настоящий учитель показывает своему ученику
не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда,
но ведет его к разрабатыванию строительного материала,
возводит здание с ним вместе, учит его строительству».
Адольф Дистервег.
Хочу согласиться с великим ученым, потому что, работая учителем начальных классов уже третий год, я осознаю важность самостоятельной работы обучающихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умения планировать, анализировать, делать обобщения.
Сегодня существует обширный перечень разнообразных образовательных технологий. Все они взаимосвязаны друг с другом, т. е заимствуют друг у друга технологические приемы. Я для своей работы по возможности выбираю технологию системно - деятельностного обучения, так как мне хотелось, чтобы мои ученики работали на уроках самостоятельно, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной самостоятельной работе.
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Дети на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных задач. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда я говорю меньше, чем мои ученики.
Технология   деятельностного   метода  означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под руководством педагога, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания.
Я даю детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением - одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.
В силу того, что в классе обучаются дети с ОВЗ деятельностный   подход   на своих уроках осуществляю частично через:
- моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
- участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности;
-вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.
Обучающиеся выполняют работу на уроке по следующим направлениям:
- работают с источниками  информации;
- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
- анализируют современные общественные явления и события;
- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению;
- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Исходя из того, что важнейшей характеристикой деятельностного метода является системность, системно- деятельностный подход я стараюсь осуществлять на различных этапах урока.
Организационный момент
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
• 1-2 минуты;
• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
На этапе мотивации (самоопределении) к учебной деятельности организую осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке.
Настраиваю детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.) Также высказываю добрые пожелания детям, даю моральную поддержку или предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке: девиз или эпиграф («С малой удачи начинается большой успех!»). Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
(4-5 минут)
На этапе актуализации знаний подготавливаю мышление детей к изучению нового материала, воспроизведению учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового, указываю ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний. Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Одновременно провожу работу над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);
• 4-5 мин;
«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
• 7-8 мин;
• Способы: диалог, групповая или парная работа.
То есть на этапе проблемного объяснения нового материала внимание детей обращаю на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, затем формулируется цель и тема урока, организую подводящий диалог, направленный на построение и осмысление нового материала, которое фиксируется вербально, знаками и с помощью схем.
Предлагаю обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения подвожу итог.

Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• 4-5 минут;
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
На этапе первичного закрепления мои ученики выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• 4-5 минут;
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
• Выполняется письменно;
• Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы с самопроверкой использую индивидуальную форму работы. Ученики самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе пошагово, сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднение и им предстоит их доработать. Создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха.
Следующий этап- включение в систему знаний и повторение. (7-8 минут). Здесь дети определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с раннее изученным материалом, и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках. При повторении использую игровые элементы: сказочные персонажи, соревнования. Это способствует положительному эмоциональному фону, развитию у детей интереса к урокам.
Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
.• 2-3 минуты;
При подведении итога урока фиксируем изученное новое знание и его значимость. Я организую самооценку учебной деятельности и согласовываю домашнее задание. Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы.
• Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания?
 
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.
Работая по программе «Школа России», жизненно необходимо выполнение реализации технологии деятельностного метода на уроках различной целевой направленности. А осуществить это возможно путём создания проблемных ситуаций,  проблемного диалога.
                        Примеры приёмов создания проблемных ситуаций.
Русский язык  3 класс   тема: « Образование сложных слов».
Деятельность учителя Деятельность учеников
- В словах, которые  записаны на доске, выделите корень.
- Все согласны?
- Почему вы так решили? Ученик у доски в слове «ледокол» выделяет один корень  - ледокол.
- Нет. В слове «ледокол» два корня: - лёд - и
- кол -.- Дети исследуют лексическое значение слова с использованием знаний получаемых из толкового словаря и формулируют ответ.
Математика  2 класс  тема: «Прямоугольники».
Деятельность учителя Деятельность учеников
- Начертите прямоугольник.
-Почему вы испытываете затруднения?
-Какие? -Дети оказываются в затруднении, так как передними встаёт проблема, какой прямоугольник.
-Потому что прямоугольники бывают разные.
- Дети дают обоснованный ответ и приступают к выполнению задания.
Русский язык  4 класс  тема: «Спряжение глаголов - исключения».
Деятельность учителя Деятельность учеников
- Чему мы научились  на прошлом уроке?
- Определите спряжение глаголов, записанных на доске: хвалить, смеяться, юлить, разговаривать.
 
- А теперь определите спряжение глаголов: «держать» и «брить».
- Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске.
- Что вы заметили?
-А почему так произошло?
-Учитель выбирает правильную гипотезу из предложенных  детьми или выдвигает свою с опорой на правило. - Определять спряжение глаголов.
-Дети выполняют задание, используя знания правила.
-Дети выполняют задание согласно алгоритму предыдущего задания.
Дети внимательно просматривают предложенные  учителем варианты ответа и сравнивают со своими.
Что наши ответы и учителя не совпадают.
Дети выдвигают свои гипотезы, предположения.
- Дети находят решение возникшей проблемной ситуации.
                     
Русский язык  3 класс  тема: «Образование наречий».
Деятельность учителя Деятельность учеников
- Прочитайте столбики слов, записанных на доске:
              ловкий - ловко
              сладкий - сладко
              мелкий – мелко
- Что можете о них сказать?
- Разберите по составу слова каждого столбика.
- Проверим.
 
Почему вы считаете, что во втором столбике разбор слов выполнен неправильно?
Докажите.  К какой части речи относятся слова 2 столбика?
-Что такое наречие?
- Но тогда чего не может быть у наречий? -Дети читают слова про себя.
- Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором – наречия.
- Ученик у доски выделяет в наречиях окончание – о.
-Дети выражают своё несогласие с результатом выполнения задания учеником у доски.
- Потому что в этих словах нет окончаний.
-Это наречия.
-Неизменяемая часть речи.
- Окончания.
Математики  2 класс тема: Письменные приёмы вычитания»
Деятельность  учителя Деятельность  учеников
- На доске записаны два примера на вычитание:
        _ 98                         _ 53
           67_                          29_
       
-Выполните решение данных примеров.
Почему невозможно применить письменный  алгоритм вычитания для решения второго примера?
Как бы вы предложили решить эту проблему?
-Учитель вместе с детьми выбирает правильное предположение и выстраивает алгоритм письменного приёма вычитания с переходом через разряд. -Решение 1 примера выполняют быстро, а с решением второго примера испытывают затруднения.
-Потому что невозможно от 3 отнять 9.
-Дети выдвигают различные предположения, приводят свои аргументы и доказательства.
-Дети согласно новому алгоритму выполняют решение 2 примера.
Технология проблемно-диалогического обучения
(подводящий к теме, побуждающий).
Эта технология является составной частью деятельностного метода обучения младших школьников. Она включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности.
      Организации учебного процесса проходит по формуле: «Обучаем через открытие». Организация учебного процесса строится на реализации метода проблемности в обучении, который  реализуется  как в содержании учебного предмета,  так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе.
         Подводящий к теме проблемно-диалогический диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока, которые  не требуют создания проблемной ситуации, хорошо выстраиваются «от повторения».
        Посредством подводящего диалога на уроках открытия нового знания  сначала предоставляется помощь  ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а затем в диалоге  организовывается «открытие» школьниками новых знаний, добиваясь тем самым понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам.
Примеры подводящего к теме диалога.
Русский язык  2 класс  тема: « Правописание безударных гласных в корне слова».
Деятельность учителя Деятельность учеников
- Спишите из упражнения слова: зимовка, зелёный, вылепил.
- Поставьте в словах ударение.
- Подчеркните безударные гласные.
- В какой части слова находятся
безударные гласные?
- Подчеркните их.
- Какое правило  мы  не знаем?
- Значит, какая сегодня тема урока? -Записывают слова.
-Ставят ударение.
-Подчеркивают.
- Безударные гласные находятся в  корне слов.
-Подчёркивают.
О правописании безударной гласной в корне.
- Правописание безударных гласных в корне слова.
 (Тема урока).
        Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески, и развивает творческие способности. Необходимо создать  проблемную ситуацию, затем произносить специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения необходимо  побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечить открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.
          Пример побуждающего к проблемной ситуации диалога.
Побуждение к созданию противоречия. Побуждение к формулированию учебной проблемы.
Приём 1.
О фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?
О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?
Приём 2. Сколько же в нашем классе мнений?
Приём 3. Вы сначала как думали?
Приём 4. Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
Приём 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?
Приём 6. Что вы хотели сказать? Какие знания применили? Задание выполнено? Выбрать подходящее:
- Какой возникает вопрос?
- Какова будет тема урока?
В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Я считаю, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.
Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание). Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в положениях Закона РФ "Об образовании».
Е.Н. Горбачева, учитель.