Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности студентов на занятиях по истории и обществознанию

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АУ СПО «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех» Минобразования Чувашии







Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности студентов на занятиях по истории и обществознанию

Методическая разработка


Автор:
Харитонов Владимир Андреевич,
преподаватель общественных дисциплин
АУ СПО «Чебоксарский техникум
ТрансСтройТех» Минобразования Чувашии





Чебоксары-2014
План:

1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2. Технологические сведения об опыте.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Приложение №1. «Текст с ошибками».
Приложение №2. «Познавательные игровые задания».
Приложение №3. «Обобщающий урок-путешествие в «Древний Египет».
Приложение №4. «Дидактическая игра по обществознанию «Конфликт и пути его преодоления».
Приложение №5. «Интеллектуальная игра по истории «Государственные реформы первой четверти XVIII века».
Приложение №6. «Анкета для подведения итогов игры».

Литература.












Актуальность опыта.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности В.А.Сухомлинский
Последние годы я с интересом изучаю игры, применяю их в своей работе.
На мой взгляд, тема очень актуальна сегодня. Посмотрим на студентов сегодня:
– низкая мотивация учения;
– нет активности обучения;
– нет потребности, усваивать знания и умения; – невысокий процент качества полученных знаний;
– атрибуты современной действительности – легкие деньги без умственного и физического труда;
– потерянные нравственные ценности общества;
– в подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр;
– новые современные технологии, которые не всегда влияют положительно на подростка.
Особенностями игры в юношеском возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на коммуникативную деятельность. Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В этом и состоит феномен, что являлось развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений. Игру как метод обучения использовали с древности. Игра – специальный вид деятельности, свойственный человеку на всех этапах его жизненного пути.
В представленном опыте решаются следующие проблемы:
·       у студентов формируется представление о себе самом как личности.
·       студенты начинают использовать свои возможности для совершенствования взаимоотношений в обществе, их окружающем.
·       формирую умение у студентов ставить себя на место другого человека.
·       формируются у них умения взаимоуважения и самоуважения в обществе.
·       формируются навыки самоконтроля и регулирования своих действий.
·       формируются умения самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления, устанавливать причинно-следственные связи.
·      формируются навыки и умения общаться, отстаивать собственную позицию.
·      обучаю планировать учебную деятельность, сравнивать, анализировать, обобщать изученный материал.
·       обучаю находить несколько вариантов решения проблемы и умению выбирать наиболее оптимальный результат.
·      обучаю решать познавательные задания, направленные на более успешную социализацию студента.
·     повышаю у них познавательную активность.
Цель моего мастер-класса – показать как игровые технологии активизируют познавательную деятельность студентов на уроках и внеклассных мероприятиях по истории и обществознанию.
Задачи, решаемые в опыте:
·     Стимулировать познавательную активность студентов, направленную на решение познавательных проблемных заданий.
·    Научить их приемам и навыкам анализа, синтеза, обобщения, сравнения учебного материала.
· Повышать результативность обучения посредством применения теоретических знаний в практической игровой деятельности.
·  Формировать у них научное мировоззрение, развиваю логическое мышление, научную картину мира.
·    Повышать интерес к учебным занятиям через включение их в игровое пространство урока
·    Способствовать формированию гражданской позиции.
·  Создавать благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала студентов.
Педагогические средства, использованные в опыте:
В любой работе со студентами по формированию познавательной активности наиболее эффективно и активно используются следующие педагогические средства:
А) Формы организации учебной деятельности:
·       Фронтальная.
·       Индивидуальная.
·       Групповая.
Б) Группы игр:
·       Творческие сюжетно-ролевые игры.
·       Дидактические игры.
·       Деловые игры.
·       Интеллектуальные игры.
В) Основные методы, используемые в работе:
·       Объяснительный.
·       Иллюстративный.
·       Диалогический.
·       Метод моделирования проблемных ситуаций.
·       Проблемно-поисковый.
Г) Приемы изучения материала:
·       Чтение и анализ документов.
· Сравнение, обобщение, анализ, синтез фактического учебного материала.
· Самостоятельное вычленение существенных признаков и определение понятий.
·    Формулирование выводов.
Технология опыта.
Познавательная деятельность учащихся проходит в следующих формах:
13LINK \l "Страница_16"14А) Уроки и внеклассные 15мероприятия с использованием игровых элементов.
13LINK \l "Страница_8"14Б) Уроки-игры.15
В) Внеклассные игровые мероприятия.
1. Картина моделируемого мира. Здесь преподаватель представляет условия и законы существования моделируемого мира. Чем полнее и ярче он будет описан, тем разнообразнее и продуманнее будут действия студентов. Схема описания такова:
а) место действия;
б) время действия;
в) действующие лица и занимаемое ими положение;
г) важные события, предшествовавшие моделируемому периоду времени;
д) ситуация, сложившаяся на начало игры.
2. Правила являются основным законом игры, поэтому их разработка должна вестись с юридической скрупулезностью, во избежание различных толкований. Основные разделы правил, которые применяются преподавателем:
а) военная сфера:
нормативы по видам оружия и фортификаций,
военные действия,
техника безопасности;
б) политическая сфера:
политическое устройство моделируемого мира,
моделирование социальных отношений,
моделирование политической и юридической деятельности;
в) экономическая сфера:
ориентация экономики,
моделирование отраслей экономической деятельности,
моделирование финансово-экономической деятельности;
г) физические и метафизические законы моделируемого мира:
структурирование времени,
перемещения по игровой территории,
магические способности,
магические персонажи и предметы;
д) духовная сфера:
культура (традиции, обычаи, искусство),
религиозные культы моделируемого мира.
3. Командные и индивидуальные вводные игры разрабатываются преподавателем, либо самими студентами. Вводные игры помогают студентам лучше осознать свою роль, определить свое место в моделируемом мире и наметить линию поведения. Командные и индивидуальные вводные игры должны содержать следующую информацию:
Командная вводная:
а) название команды (группы, народа, страны);
б) легенда команды:
-- происхождение,
-- важные исторические события,
-- легенды, предания,
-- обряды, религия,
-- командные тайны;
в) структура команды:
-- управление,
-- социальный состав,
-- отношения между слоями и членами команды;
г) отношения команды с окружающими:
-- друзья,
-- враги,
-- нейтральные силы;
д) цели команды в игре.
Индивидуальные вводные:
а) игровое имя;
б) возраст;
в) официальные биографические данные;
г) нынешнее положение в обществе;
д) отношение к окружающим;
е) предметы и личные тайны;
ж) игровая информация;
з) цели в игре.
Преподаватель активно использует игры-путешествия. Они носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских экспедиций, совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются в воображаемых условиях, где все действия, переживания определяются игровыми ролями. Отличительная черта этих игр – активизация работы воображения. В результате у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит синтез игровой, учебной, трудовой деятельности студентов. Они приобретают навыки ведения диалога, дискуссии (см. Приложение № 4).
Дидактические игры призваны активизировать познавательную активность ребят. Используя этот вид игр на уроке, преподаватель ориентирует студентов на приобретение навыков анализа, синтеза, обобщения, сравнения учебного материала. Цель преподавателя в данном случае – развивать индивидуальные способности каждого ребенка упрочить его знания по предмету. Основные формы работы на уроке, используемые преподавателем: проблемные задания, групповая работа, элементы практической работы. В качестве оборудования к такому уроку преподаватель использует: дидактический материал к уроку, таблицы, компьютер, учебник (см. Приложение № 5).
· Деловая игра. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх студенты осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность в данном случае вызывает активность познавательную. Можно выделить два подвида этой игры. Игра-обсуждение, в процессе которой создается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (телемосты, симпозиумы, круглые столы, диспуты). Такая игра строится на учебном диалоге, но импровизаторская роль ребят очень сильна. Игра-исследование также строится на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое («герой» пишет научный доклад, фрагмент книги) (см. Приложение № 6). Преподаватель при разработке деловой игры создает имитационную и игровую модель.
Педагогические цели
а) дидактические:
- закрепление системы знаний
- совершенствование навыков принятия коллективных решений
- развитие коммуникативных умений
б) воспитательные:
- порождение творческого мышления
- выработка установки на практическое использование деловой игры
- воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми
в) игровые :
- разработка вариантов проекта деловой игры
- демонстрация приемов создания игрового контекста.
· Интеллектуальные игры. Это игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на духе состязательности, они путем сравнения показывают играющим студентам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность (см. Приложение № 7). Технология подготовки и проведения интеллектуальной игры, используемая преподавателем:
Подготовительный этап. На этом этапе преподаватель и студент обсуждают общий замысел, пишется план, преподаватель объясняет ролевую задачу, дает необходимую литературу. На этом же этапе происходит деление группы на подгруппы, обсуждение различных вариантов игры.
На данном этапе целью является постепенное введение в урок творческих заданий игрового характера. Начинать учить игре надо с началом учебной деятельности студента. Самые простейшие – это тренинговые игры (см. Приложение № 1). Преподаватель использует групповые формы организации учебной деятельности на уроке. Разбив ребят на уроке на «четверки», он предлагает им задания, рассчитанные на 5-10 минут. Опыт показывает, что большой интерес у студентов вызывают «тексты с ошибками». Прослушав такой текст, студенты должны исправить ошибки и объяснить их (см. Приложение № 2). Можно вводить в урок познавательные игровые задания (см. Приложение № 3). При работе с документами эффективна индивидуальная форма работы, с дальнейшим обсуждением в группе. Иными формами деятельности на подобном уроке являются маршрутные игры:
- организация экспедиций/путешествий
- в пещеру древнего человека
- на гору Олимп
- в страну пирамид
- в древнегреческий театр
- в хижину средневекового крестьянина
- на пир феодала
- путешествие на ярмарку.
Преподаватель, используя на уроке маршрутные игры, способствует развитию воображения и логического мышления студентов.
Посредством введения в урок игровых элементов преподаватель решает ряд задач:
- повышается эмоциональный настрой студентов на получение новых знаний и навыков
- формируется умение строить диалог, дискуссию
- посредством создания образного представления о посещаемом месте происходит развитие воображения ребенка
- он получает конкретные знания через личное ощущение.
Основными методами преподавателя на таком уроке являются объяснительный, иллюстративный, диалогический.
· Количественная результативность:
а) ближайшая. Диагностика результатов обучения показала, что в группах, где чаще проводятся уроки с элементами игры, выше успеваемость студентов. По окончании изучения тем проводились срезовые контрольные работы, тестирование с целью выяснить уровень усвоения основных знаний и понятий. Результаты показали, что дети значительно лучше усваивали те темы, для изучения которых использовались игры.
б) отдаленная. В связи с модернизацией профессионального образования в России усиливается значимость игровых форм обучения, особенно в модульных курсах, таких как обществознание. Практика показывает, что без практической направленности знания и учебного процесса в целом не обойтись. Без отработки полученных теоретических знаний на практике невозможно говорить о достижении цели профессионального образования в России.
· Качественная результативность.
- Студенты всё больше начинают слышать и слушать, аргументировать и отстаивать свои взгляды и убеждения
- стараются творчески подходить к решению проблемных ситуаций
- самостоятельно начинают формулировать вопросы для выявления существенных признаков предмета или явления
- пытаются вести диалог, дискуссию
- начинают подключать свой жизненный опыт для поиска решения проблемы.
В целом подводя некоторый итог использование игры на уроках истории, можно выделить положительные и отрицательные моменты:
Отрицательные:
- игра для преподавателя - большая нагрузка, подготовка к игровому уроку требует гораздо больше времени, чем к традиционному.
- эмоциональное состояние преподавателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует.
- преподаватель играет многоплановую роль.
Положительные:
- заметно повышается успеваемость по предмету,
- ответы становятся более глубокими, продуманными,
- практически всегда высказывается личная точка зрения студента.
- изменяется микроклимат на уроке, появляется взаимопонимание.
- повышается интерес к истории и обществознанию.
Использование на уроках дидактических игр создаёт учебную мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребят. Студенты становятся более свободными и независимыми, самостоятельными и ответственными, творческими, активными. Именно к этому призывает концепция модернизации российского образования.











Приложения

Приложение №1. «Текст с ошибками»
Петровские указы охватывают почти все стороны хозяйственной жизни страны. Он издал узаконения (..), () годов об изготовлении крестьянами полотна. Для управления купцами и ремесленниками Петр создал сначала Бурмистерскую (..) или Ратушу, а потом () магистрат, который согласно регламенту, должен был заботиться о росте и процветании не только крупного, но и мелкого производства.
27 апреля () года вышел царский указ согласно которому в городах возникли цехи, в которые входили мастера, имевшие подмастерьев и учеников.
Петр и власти организовывали поиски руд. В 1704 году в России был построен первый (..) завод.
Петр проводил (..) политику по отношению к русской промышленности.
Приложение №2. «Познавательные игровые задания».
Представьте, что вы археолог и за вашими плечами – большой опыт раскопок, интересные находки, научные статьи. Во время вашей последней экспедиции была найдена стоянка первобытного человека, в ней обнаружены проколки, рубила, зола, кости животных, останки древнейшего человека. Напишите «отчет» по результатам раскопок, датируйте стоянку.
Что бы вы сказали о своих впечатлениях от лица путешественника из восточной страны, который случайно оказался в древнегреческом театре на представлении, в котором высмеивалось должностное лицо?
Попытайтесь сформулировать основные требования римских плебеев от лица их представителя, попавшего на заседание Совета.
Представьте, что вы режиссер и сценарист диафильма «Основание Рима», распишите его по кадрам.
Приложение №3. «Урок-путешествие в «Древний Египет».
Ход урока.
Оргмомент, подведение студентов к обобщению знаний, полученных ими при изучении истории Древнего Египта.
Им предлагается отправиться в путешествие по Египту.
Задание 1. На что нам необходимо обратить внимание путешествуя, чтобы в конце урока получить целостное представление об этой стране? Записываем на доске план обобщения вместе со студентами.
Что нам необходимо знать, прежде всего, отправляясь в путешествие? - Географическое положение Египта (природа, территория).
Определяет ли географическое положение особенности социально-экономического положения? – Занятия.
Кто жил? – Население.
Далее по плану (составленному вмести с детьми) ведётся обобщение материала.
- Итак, ребята, цель нашего путешествия – создать целостное представление о Древнем Египте: о его природе и территории, населении и занятиях.
I. Природа, территория.
По карте у доски 1 человек показывает территорию Древнего Египта. Далее, вспоминаем природу:
- Нил, его разливы, ил.
- плодородные почвы. Всё это определяет занятие населения Древнего Египта земледелием.
- много солнца и тепла.
Но были и неблагоприятные факторы для развития земледелия:
- мало выпадает осадков.
- болота и заросли на низких местах.
- разливы не доходят до высоких полей.
Меры по их преодолению:
- строительство каналов, дамб.
- высушивание болот, выкорчёвка кустарника.
- подъем воды на поле шадуфами.
Если бы население Египта занималось только земледелием, было бы этого достаточно, чтобы обеспечить свою жизнь, свои потребности? Нет, а что было ещё необходимо?
Занятия населения
- ювелиры
- горшечники
- кожевники
- ткачи
- кораблестроители
- столяры, плотники
А всё ли, было в Древнем Египте для занятия ремеслом?
- золото везли из Нубии
- коров, коз, овец везли из Ливии
- медь с Синайского полуострова (бронза = сплав олова и меди)
Далее ребятам предлагается отрывок древней рукописи, написанной неизвестным путешественником. В этом отрывке он даёт описание иерархии социальных категорий населения.
На доске изображается эта схема, и ребятам предлагается проанализировать её достоверность. (она изображается на доске).
император (фараон)
жрецы легионы (войско)
рабы вельможи

писцы сборщики налогов

колоны (земледельцы) ремесленники
Ребята ищут ошибки и исправляют их.
Ребята, ведь ошибки характерные. Как вы думаете, гражданин, какого государства мог допустить их? (только - римлянин)
Кто такие жрецы?
Каких мы знаем Египетских богов?
Здесь ребята раздаются карточки (по 6 чел. на карточку)
с перечисленными на них египетскими и греческими
богами. Дети в два столбика их делят у себя на парте.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ проверяет, вместе исправляют ошибки.
Ребята, а что нам известно о египетском войске?
1.пехота 2.колесничные
по рисунку в учебнике на стр.46 детям предлагается дать описание египетским воинам. Затем вспоминаем план египетского боя.
Ребята, как вы думаете, что может обозначать этот рисунок? (дети дают различные варианты).
На доску крепится лист с рисунком.
Когда-то египтяне рисовали так всё, что хотели сказать. Но такое письмо весьма неудобно: значение его может быть различным.
Поэтому египтяне выработали свою систему письма: иероглифы (700 шт.)
Подведение итогов урока, оценки
Приложение №4. «Дидактическая игра по обществознанию «Конфликт и пути его преодоления».
Тема урока. Конфликт и пути его преодоления.
Цели урока:
Актуализация знаний студентов по теме.
Показать студентам возможные варианты конфликтов, которые могут возникать в обществе.
Заинтересовать студентов проблемой поиска выхода из конфликтных ситуаций и возможностей предотвращения самих конфликтов.
Формировать умения и навыки у студентов нравственного поведения в обществе.
Показать студентам, что сознательное или интуитивное провоцирование конфликтных ситуаций как способ решения той или иной проблемы есть, в конечном счете, тупиковый путь. Попытаться убедить студентов, что практически каждый из них обладает достаточными внутренними возможностями для решения собственных насущных вопросов без провоцирования конфликтов с окружающими.
Задачи урока:
Знать основные понятия – конфликт, параметры конфликта, причины конфликта, виды конфликтов, модели поведения в конфликтной ситуации.
Уметь использовать собственные возможности для предотвращения конфликтов.
Уметь находить рациональный путь выхода из конфликтных ситуаций.
Знать, что каждый из нас обладает достаточными внутренними возможностями для решения собственных насущных вопросов без провоцирования конфликтов с окружающими.
Тип урока: проблемный урок-объяснение нового материала с использованием элементов практической работы.
Формы урока:
проблемные задания,
групповая работа,
элементы практической работы.
Оборудование урока:
дидактический материал к уроку,
таблицы,
компьютер,
учебник.
Литература:
Козлов Н. Как относиться к себе и к людям (практическая психология на каждый день), 1993.
Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый (как разрешать конфликты), 1992.
Кравченко А.И. Введение в социологию. 10-11 класс, 1996.
Психология. Словарь, 1990.
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе, 1991.

Ход урока.
Вводное слово. На прошлом уроке мы с вами попытались разобраться с таким социальным явлением как конфликт. В конце урока мы были вынуждены констатировать, что социальное взаимодействие без конфликтов и конфликтных ситуаций, к сожалению не обходится. Поэтому каждому современному человеку необходимы навыки поведения в конфликтной ситуации. Это и станет темой нашего сегодняшнего урока.
Сегодня мы посмотрим, какие в обществе возникают конфликты, посредством метода моделирования конфликта попытаемся уяснить модели поведения в конфликтной ситуации. Итак, мы должны:
знать понятия – конфликт, параметры конфликта, причины конфликта, виды конфликтов, модели поведения в конфликтной ситуации.
Уметь использовать собственные возможности для предотвращения конфликтов.
Уметь находить рациональный путь выхода из конфликтных ситуаций.
Знать, что каждый из нас обладает достаточными внутренними возможностями для решения собственных насущных вопросов без провоцирования конфликтов с окружающими.
Итогом нашей работы сегодня на уроке станет памятка: «Как вести себя в конфликтной ситуации», которую каждый унесет сегодня с собой. Ребятам предлагается разбиться на группы
Задание 1. В процессе социального взаимодействия происходит общение между людьми. Перед вами на мониторе компьютера перечислены некоторые качества человека. Выберите из предложенных качеств те, которые помогают человеку договариваться с другими людьми, общаться, и выделите их. Добавьте свои варианты. Объясните свой выбор.
На мониторе:
Скромность, справедливость, честность, стыдливость, искренность, порядочность, злость, милосердие, честолюбие, грубость, ответственность.
Задание 2. Что происходит, когда люди утрачивают эти качества в процессе общения? КОНФЛИКТ.
Задание 3. Сформулируйте определение конфликта. Задание на скорость.
КОНФЛИКТ – это ситуация когда одна сторона ущемляет, нарушает, игнорирует интересы другой стороны, это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой (определение вывешивается на доску сегодня на уроке).
Задание 4. Уже давно люди поняли, что конфликты и ссоры не доведут до добра. Вместе с тем в своей жизни человек вынужден вступать в конфликтные ситуации. Сюжеты многих литературных произведений построены на столкновении двух и более сторон. Вспомните повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» о восстании под предводительством Е. Пугачева, где показан конфликт между властями и недовольными своим положением людьми. Мы знаем, что всем конфликтам присущи четыре основных параметра. Перед вами лист бумаги. Изобразите на нем известные вам параметры конфликта. Задание на время. Оценивает ареопаг. Пока ареопаг работает, на доску вывешивается СХЕМА ПАРАМЕТРЫ КОНФЛИКТА: причины конфликта, острота конфликта, длительность конфликта, последствия конфликта. Вместе с детьми делаем анализ. Каждой из четырех групп предлагается по одному параметру (детям предлагаются таблички, на которых кратко описан конфликт).
Задание 5. Предварительно среди студентов проводится анкетирование на тему «Конфликтная ли вы личность?» Подводятся итоги. Результаты анкеты предлагаются студентам на мониторе компьютера и на доске.
Попробуем разобраться, почему же возникают конфликты? (используется фронтальный опрос, отвечающий передает товарищу цветок с лепестками, тот, кто правильно отвечает ---> отрывает лепесток, оставляя его у себя). Среди основных причин перечислим следующие: неблагоприятные условия работы, неудовлетворенность оплатой труда, психологическая несовместимость людей, разное отношение к собственности, противоположные взгляды на мир (на любовь, брак, манеру поведения, искусство, спорт и т.д.), несовместимость культур, индивидуальное восприятие ситуации, идеологические разногласия (политические и религиозные), несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний, информации, благ), стремление нации к государственной самостоятельности, перераспределение влияния в группе или между группами.









Задание 6. Каждый человек в течение жизни становится участником того или иного конфликта. Нам известно, что все конфликты исследователями делятся на три группы. Перед детьми карточки, которые необходимо правильно сгруппировать.
Внутриличностные конфликты: терзания Гамлета над вопросом «Быть или не быть?», раздумья Раскольникова перед убийством старухи – процентщицы: «Тварь ли я дрожащая или право имею?».
Межличностные конфликты: ссора мужа и жены, спор между покупателем и продавцом.
Социальные конфликты: межнациональный конфликт, выяснение отношений между криминальными группировками, революция.
Преподаватель оценивает правильность ответов. После просит студентов дать определения:
Задание 7. Итак, наличие противоречий порождает конфликт. Как же мы ведем себя в ситуации конфликта? Предварительное анкетирование «Модели поведения в конфликтной ситуации» показало наиболее используемые студентами модели поведения в конфликтной ситуации (на мониторе компьютера показана диаграмма, отражающая результаты анкетирования, для гостей на доске вывешивается результат).
Нас интересует ответ на вопрос: как с минимальными издержками выйти из конфликтной ситуации, в которую мы можем попасть?
Попытаемся получить ответ эмпирическим путем (изложение нового материала). Ведущие исследователи в области конфликтологии утверждают, что в ситуации конфликта возможны два пути поведения: одностороннее разрешение противоречий и совместное решение по преодолению противоречий.
Независимо от того какую модель поведения выбирают стороны в конфликте, между ними происходит взаимодействие.
В общей массе конфликтов наибольший удельный вес имеют межличностные конфликты, к которым следует относить и студенческие конфликты. Американский социолог Л. Козер и немецкий ученый Р. Дарендорф предложили путь рациональной регуляции конфликтов. СХЕМА КОНФЛИКТ.
1. Поиск основного противоречия. Анализ того, что произошло. На этом этапе важно попытаться изложить факты, отделить их от чувств и ценностных оценок. Холодный анализ фактов должен привести вас к глубинным причинам основной проблемы конфликта, к основному противоречию.
2. Охлаждение чувств. Какие чувства вы испытываете к оппоненту? Честно ответить себе, что в ваших действиях было обидного для вас и вашего оппонента. Помнить, что урегулирование конфликта – это решение проблемы «Что делать?», а не «Кто виноват?». Обуздать свои негативные чувства к противнику, отмести обсуждение прежних обид.
3. Объективная оценка сил. Исходя из найденного вами противоречия конфликта, необходимо обдумать: возможно и желательно ли для вас устранение основного противоречия. Если да, то нет ли более мирных путей его разрешения? Если нет, то, как долго может длиться конфликт, и хватит ли у вас сил на то, чтобы выиграть противоборство в конфликте?
4. Подготовка к переговорам.
Подготовить свои аргументы
Переформулировать аргументы оппонента, попытаться перевести их на понятный вам язык, выделяя опорные смысловые моменты
Локализовать конфликт, то есть установить его четкие рамки и постараться максимально сузить область противоречия
Принять меры к созданию атмосферы, соответствующей духу переговоров
Подыскать подходящее место и время для начала переговоров
6. Переговорный этап.
Высказывайтесь спокойно, без горячности, не давайте воли чувствам и эмоциям
Будьте достаточно активны, чтобы сохранять инициативу
Выслушивайте мнение каждой стороны, не злоупотребляйте нравоучениями, не перебивайте.
7. Оценка результатов переговоров.
8. Разрешение конфликта
9. Новое определение проблемы (следующего шага).
Итак, для того чтобы с минимальными издержками выйти из конфликтной ситуации, в которую вы можете попасть, вам необходимо:
спросить себя, уверены ли вы в собственной правоте; не бойтесь сделать первый шаг к миру: «Кроткое слово гнев разрушает»
внимательно выслушать оппонента, а не ждать своей очереди говорить
спросить себя, что лучше – быть правым или счастливым, ищите общие интересы.
задумайтесь о возможных последствиях продолжения противостояния: «После большой войны непременно будут голодные годы».
помнить пословицу: «Не порывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связывать, то останется узел»
вырабатывать в себе психологическую устойчивость путем тренинга.
Это конечно, далеко не все правила.
Задание 8. Полученные знания попробуем применить на практике. Смоделируем проблемные ситуации и попытаемся найти наиболее рациональный выход. Ребятам предлагаются на выбор проблемные ситуации, обсуждение в группе, оценка.
Итог урока: в обществе неизбежны различные конфликты. Последствия конфликтов весьма противоречивы. Во-первых, они разрушают социальные структуры, приводят к значительным затратам ресурсов. Во-вторых, конфликты являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и, в конечном счете, служат одним из способов достижения социальной справедливости. Однако мы всегда должны помнить, что: «Худой мир лучше доброй ссоры».
Задание 9. Домашнее задание. По желанию напишите эссе, выразив свое отношение к следующему суждению: «Уступает тот, кто умнее».
К. Тепнервайн.
Приложение №5. «Интеллектуальная игра по истории «Государственные реформы первой четверти XVIII века».
Тема. Повторительный обобщающий урок по теме ”Государственные реформы I четверти XVII века”.
Местное управление в начале 18 века осуществлялось на основе старой модели: воеводское управление и система областных приказов. В процессе петровских преобразований в эту систему стали, вноситься изменения. В 1702 г. вводится институт воеводских товарищей, выборных от местного дворянства. В 1708-1712 гг. территория страны была разделена на 8 губерний, которые были и военными и административными округами. При отсутствии в центре соответствующих структур губернаторы получили большую власть.
1 Вопрос:
Как реформировались местные органы власти в I четверти 18 века?
1712г 8 губерний 1715г 8 губерний 1718-20г. 11 губерний

уезд доли 50 провинций

50 провинций дистрикты
2 Вопрос: Центральные органы управления, такие как Боярская Дума и приказы, прежде чем трансформироваться прошли значительную эволюцию. В 1701 г. функции Боярской Думы переходят к Ближней канцелярии, координирующей работу центральных органов управления. Чиновники, входящие в канцелярию, объединялись в совет, получивший название Конзилия министров. Однако в 1711 г. с образованием сената прекратились дальнейшие трансформации Боярской Думы.
Сформулируйте основные принципы формирования и деятельности этого органа центральной власти.
3 Вопрос: Сложный путь трансформации проделала система центральных отраслевых органов управления – приказов. В 90-е годы 17 века приказной аппарат составлял около 4600 человек, наблюдалась дальнейшая специализация в деятельности приказов, причём их функции зачастую пересекались. Всё это требовало реформирования отраслевых ведомств центрального управления.
В 1720 г. был опубликован Генеральный Регламент коллегий, которые сменили приказы.
На листе бумаги перечислите названия коллегий и укажите сферу их деятельности.
1. Военная (армия) 8. Берг-к. (горное дело)
2. Адмиралтейство (флот) 9. Коммерц к. (торговля)
3. к. Иностранных дел (доходы) 10. Юстиц к. (суд)
4. Камер к. (доходы) 11. Вотчинная к. (земельная)
5. Штатс-к. (расходы) 12. Главный магистрат (городские дела)
6. Ревизион-к. (финансы) 13. Синод
7. Мануфактур-к. (промыш-ть)
4 Вопрос: Нам в руки попал документ, свидетельствующий о делах Петра в сфере экономики, однако этот документ весьма повреждён; потому чтобы его прочесть его необходимо восстановить. Сейчас вы выступите в необычной для себя роли реставраторов.
Текст перенесен на бумагу, вам необходимо заполнить соответствующие пробелы.
5 Вопрос: В тексте говорится о протекционистской политике Петра для русских промышленников. Что это такое? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.
1724 год. Таможенный устав: ввозимое сырье освобождалось от пошлин, отечественные товары получали льготы. Как только русские мануфактуры налаживали производство, какого – либо товара, тут же запрещался ввоз этого товара из-за границы. Пошлина на иностранный товар была тем выше, чем более спрос на эти товары удовлетворяли русские мануфактуры. Поощрялся вывоз готовых изделий: на вывоз невыделанных кож устанавливалась пошлина в 75% стоимости товара, выделанных кож 6%, а готовых изделий 1%.
6 Вопрос. Армия и флот также не избежали преобразований. После нарвской конфузии Петр начинает реорганизацию армии и флота. Была ликвидирована боярская конница, началось создание регулярной кавалерии. Впервые холодное оружие было соединено с огнестрельным (к ружью примкнули штык). На все командные должности стали назначать русских дворян.
Соотнесите события и даты (на карточках).
1696 г. Указ о создании флота в России.
1716 г. Устав воинский.
1718 г. Создание Адмиралтейства.
1719 г. Создана Военная коллегия.
1720 г. Морской Устав.
7 Вопрос. Перечислите церковные иерархии начала 18 века. Вычеркните лишнее. Объясните свой ответ. (на доске).
Патриарх – лишнее, так как с 1700 года патриаршество в России было упразднено.
Митрополит Архиепископ Епископ.
8 Вопрос. Реформы затронули и отдельные сословия. Представьте себе, что вы представители дворянского рода. После 1714 года изменилась ли ваша жизнь? (1714 год Указ и единонаследии).
9 Вопрос. Вызываются капитаны команд.
Представьте себе, что вы человек, который уехал из России в начале правления Петра, а вернулся в завершающий период его правления. Какие перемены в стране вам показались значительными? А что вы нашли неизменным? (бояре, дворяне, крестьяне, иностранец, ремесленник).
Ответы на эти вопросы подводят итог уроку.
Заключительное слово.
Домашнее задание. Составить схему «Государственные реформы первой четверти 18 века».
Оценим настроение.
Приложение №6. «Анкета для подведения итогов игры».
1. Насколько полно и понятно была разработана картина мира?
2. Насколько универсальны и действенны были правила игры?
3. Насколько полно Вы прочувствовали свою роль?
4. Что выбивало Вас из игрового образа?
5. Смогли ли Вы воплотить свои игровые планы, и если нет, то, что этому помешало?
6. Какие игровые моменты Вам больше всего понравились?
7. Какие неудачи и ошибки были допущены ведущими при проведении игры?
8. Кто из игроков, с Вашей точки зрения, лучше всех сыграл свою роль?
9. Каково Ваше мнение о технической стороне организации игры?
10. Что Вы хотели бы пожелать организаторам игры на будущее?



























Литература.
Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.:Педагогика,1989.
Завгородняя О.Д. «Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки» М.,1987.
Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М.: Просвещение, 1990.
Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: практикум: учеб. пособие для вузов/ Н.АП.Морева.-М.: Просвещение, 2006.
Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.: Просвещение, 1992.
Правовое воспитание в школе. 9-11 классы: разработки организационно-деятельностных игр/ авт.-сост. В.В.Гордеева.- Волгоград: Учитель, 2007.
Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла.- М.: ООО «ТИД «Русское слово»-РС», 2007.
Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания.- М.:ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2008.











Рисунок 2C:\Users\Вальдемар\Desktop\1 день из жизни учителя\DSC04072.JPG Заголовок 3Шђ Заголовок 415