Доклад по географии Использование системно-деятельностного подхода в обучении как средство формирования УУД.


МБОУ Наумовская ООШ
Использование системно-деятельностного подхода в обучении как средство формирования УУД.
Романова А.В.

2013 г.
Поиски ответов не только на вопросы: «Чему учить?», «Как учить?», «Зачем учить?», но и на вопрос «Как учить результативно?» - привели к необходимости разработки и внедрения ФГОС нового поколения. Подготовка к их реализации является одной из важных задач системы повышения квалификации педагогов. При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках каждого учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся: регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных. Формирование УУД - это одна из важнейших задач учителя, эффективность решения которой зависит от его профессиональной компетентности. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование УУД, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение обучающимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают: — обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; — создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в  обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; — обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:
Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин, в том числе и географии.
УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной компетентности. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача — задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность — управляемый учебный процесс.
Учебное действие — действие по созданию образа.
Образ — слово, рисунок, схема, план и т.д.
Оценочное действие — я умею! У меня получится!
Эмоционально-ценностная оценка — Я считаю …. т.д.
Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Начало формыКонец формы Нам необходимо, не просто передавать информацию, а надо помочь детям из этой информации извлекать знания.
Основная цель системно – деятельностного подхода в обучении:
научить не знаниям, а работе.
Для этого нам, учителям необходимо ставить перед собой следующие вопросы:
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
- какие методы и средства обучения выбрать;
-как организовать собственную деятельность и деятельность обучающихся;
-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Структура урока с позиций системно – деятельностного подхода.

Учитель Ученик
Создаёт проблемную ситуацию Принимает проблемную ситуацию

Выявляют проблему

Управляет поисковой Самостоятельный поиск
деятельностью
Обсуждают результаты
Дидактический аппарат учебников и атласов по географии содержит разнообразные материалы. Это позволяет использование разнообразных приёмов и методов работы на уроках. При подготовке к урокам просматриваю всю имеющуюся информацию по теме урока и выбираю необходимую, подбираю задания в соответствии с целями урока (схемы учебника, таблицы, карты атласа и т.д.) - стараюсь в полной мере использовать имеющиеся возможности. Разные задания позволяют учить обучающихся извлекать нужную информацию с тем, чтобы делать выводы, устанавливать причинно - следственные связи, выявлять закономерности, решать проблемы, высказывать свою точку зрения и т.д.Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:
связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами обучающихся;
планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
привлекать для обсуждения прошлый опыт обучающихся;
оценивать достижения обучающихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
На своих уроках использую групповую работу, она позволяет всем ученикам участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. С целью успешной работы в группах составляю четкую инструкцию и предоставляю достаточно времени на выполнение задания. Например, с помощью учебника, карт атласа, статистических данных подготовить информацию в течение 7-10 минут. Совместная деятельность приносит пользу каждому, так как позволяет всем участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (умения активно слушать, вырабатывать общую стратегию решения заданной проблемы, разрешать возникающие согласия). На некоторых уроках географии с целью активизации мыслительной деятельности даю задание отдельным ученикам подготовит «проблемное» задание классу (в форме вопросов: «Почему?», «В чем причина?», «Чем объяснить?» и т. д.). В этом случае работа направлена на приобретение новых географических знаний, на решение проблем, на выход из сложных, но посильных для решения ситуаций.
Часто на своих уроках применяю сравнительный метод, который позволяет провести подробный анализ предлагаемой темы и помогает выявить различия и сходства объектов, явлений. Например, после изучения экономического района (9кл), предлагаю обучающимся выявить черты сходства и различий:
1 вариант - географического положения и природных условий;
2 вариант – экономического развития и отраслей специализации и т.д.
Таким образом, одни обучающиеся закрепляют свои знания; для других школьников необходимо еще раз найти данную информацию и проанализировать ее. Затем после сравнения дети обязательно делают вывод, что способствует развитию мышления и приобретению навыков лаконичной записи (в форме таблицы, например, при изучении экономических районов).
Стараюсь использовать те технологии, формы работы, методы и приёмы, которые способствуют учить учиться. Предмет география, источники географических знаний (которыми мы располагаем) позволяет это делать. Таким образом, использование системно-деятельностного подхода на уроках географии создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач.