Презентация педагогического опыта по теме «Экологическое образование и воспитание подрастающего поколения через формирование экологической культуры»









Презентация педагогического опыта по теме
«Экологическое образование и воспитание подрастающего поколения через формирование экологической культуры»





Дорджиева Анна Джимбеевна
учитель биологии МКОУ
«Лаганская СОШ №3»



















Калмыки говорят « Скот может кончиться, казна может исчерпаться, а знания – нет». Но под знаниями калмыки никогда не имели в виду только образование. Знания всегда, вместе с образованием, подразумевало и духовное начало. И только сочетание этих двух начал, по мнению нашего народа, создавало истинно ценного человека. И, мы учителя, должны суметь « влить »себя в учеников своих, соблюдая вековые требования народа к воспитателям людей. Где непременно всегда имелись в виду знания, данные каждому человеку, который живет всего лишь сто лет ( если повезет) – тысячелетние знания народа, воплощенные в книгах и сказках, в эпосе « Джангар»
Содержание биологии как науки и школьного предмета при целенаправленной организации учебной деятельности обеспечивает формирование диалектико-материалистического мировоззрения школьников, их экологическое, гигиеническое, половое и трудовое воспитание. Неизвестный китайский поэт писал:
Если вы думаете на год вперед, - сейте зерна
Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека
А важнейшая сторона воспитания – это развитие острого восприятия природы и тонкого с ней общения. Притупление внимания к природе – это, собственно остановка развития человека, т.к. разучаясь наблюдать, человек теряет способность обобщать. Природа является источником добра, ее красота влияет на духовный мир человека, только тогда юное сердце облагораживается высшей человеческой красотой: добром, правдой, человечностью. Наши предки испокон веков жили в гармонии с природой, окружающим миром. Ведя кочевой образ жизни, калмыки никогда не наносили какого-либо существенного ущерба окружающей их среде. Но, постепенно, с переходом на оседлый образ жизни, стали возникать иные отношения калмыков и природы. « Калмыкия – маленькая республика, но ее народы так же участвуют в мировом процессе, как и все народы мира », - пишет в своей книге « Терновый венец » Кирсан Николаевич Илюмжинов – Солнце, Луна, звезды светят всем, независимо от рас, национальностей, политических пристрастий. Это великая мудрость природы. Все мы неразделимы. Даже маленькая заноза в ноге нарушает равновесие человека, и он начинает хромать.
Взаимодействие природы и общества возможны лишь при условии овладениями экологическими знаниями как составной части общечеловеческой культуры. И одним из основных направлений в моей работе является экологическое образование и воспитание подрастающего поколения через формирование экологической культуры.
Травы, увядая оставляют
Семена для будущих ростков
Люди, умирая оставляют
Знания для будущих веков
Скапливаясь, плотность обретая
Мысль растет от света и тепла
И стремится к Солнцу, возвращая
Солнцу все, что у него взяла
Только там, где тьма лежит сырая
Гибнет мысль, сама себя сжирая.

В этих строках Давида Кугультинова, мне кажется , отражена и сама суть экологического образования – формирование экологической культуры личности, поскольку культура личности выступает регулятором отношений человека( общества) и природы. В сфере образования все держится на людях и фигура учителя занимает центральное место.
Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет его здоровье. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое образование должно стать одной из основ структуры системы образования, необходимой для формирования компетентностного отношения к природе.
В основе педагогического опыта лежит теоретическая модель методической системы формирования экологической культуры. Она отражает целостность процесса развития интереса к изучению экологического материала и взаимосвязь его компонентов. Методическая система отражает закономерности процесса обучения :
Социальную обусловленность,
Взаимосвязь воспитания, образования, развития,
Постоянную мотивацию учения и развитие всех сфер личности,
Учет региональных и краеведческих особенностей в решении экологических проблем..
Необходимой частью ЭО – это непосредственное общение школьников с природой, наблюдения, эксперименты, которые одновременно являются способом добывания знаний, видом практики, подтверждающей их истинность. Через наблюдения и опыт учащиеся познают природу, накапливают знания для сравнений, обобщений, выводов. Наблюдения, опыты, эксперименты – это важнейший путь осуществления связи теории с практикой при обучении основам экологии, путь который помогает превратить знания в убеждения.
Поэтому в своей педагогической практике в процессе формирования экологической компетентности учащихся я использую метод проектов в сочетании с компетентностным подходом, который позволяет воспитать активную творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность, быть неравнодушными к экологическим проблемам своей родины, да и мира в целом. Мы с учащимися выполняем исследовательские, творческие, информационные проекты, как в рамках урока, так и в неурочной деятельности. Среди исследовательских проектов: « Влияние компьютера на здоровье школьника», « Наркомания – дело не личное», « Школа и здоровье», « Влияние дорог на окружающую среду», « Экологическое состояние Малой речки», различные лабораторные работы как примеры исследовательской деятельности. Среди творческих проектов выпуск стенной газеты « Выбери свой путь к здоровью», « Не навреди», разработки сценариев школьной линейки « Если хочешь быть здоров», экологического митинга. Среди информационных рефераты « Как экологические проблемы решаются в моем крае», « Экологические проблемы Калмыкии»
« Жизнь – бесконечное познание. бери свой посох и иди ».И я иду на экскурсии в природу, в походы по родному краю, общаюсь с детьми и помогаю им раскрывать тайны природы, наслаждаться ею и испытывать радость от общения с ней.
Активное познание в области экологии предполагает большую самостоятельную работу учащихся в исследовании состояния окружающей среды. Основная задача таких исследований заключается в том, чтобы на живых примерах показать природные взаимодействия и губительные последствия их нарушения.
Также в ходе своей деятельности использую современные компьютерные технологии. Одно из перспективных направлений развития – усиление наглядности представления информации на дисплее. Информационные технологии позволяют :
организовывать различного рода совместные исследовательские работы учащихся;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности, моделируя, работу творческой лаборатории;
позволяет познавать законы природы, основы техники, явления в из динамике.
Лабораторные работы по биологии являются неотъемлемой частью учебного процесса, и являются примером исследовательской деятельностью учащихся. Они заставляют думать над результатами своих исследований и связывать посредством проблемных задач свои результаты с другими вопросами биологии.
Электронные издания используются при выполнении следующих видов деятельности:
демонстрация иллюстративного материала в ходе моего объяснения;
создания мультимедиа докладов;
проведение исследований;
решение задач;
тестирование;
самостоятельная работа после урока.
Вашему вниманию предлагается электронная презентация проекта « Формирование наркотической зависимости», выполненная учащимися 10 класса. Ребята выяснили, что существует психическая и физическая зависимость, которые приводят к глубоким физико-химическим нарушениям деятельности организма. Механизмами привыкания является увеличение синтеза специфических белков и формирование доминирующей потребности. При проведении эксперимента показана реакция животных на новый раздражитель и возникновение новой потребности у животного. Выявили различия в формировании потребности у животных и человека и пришли к выводу, что источник удовлетворения у человека лежит не в сфере логических суждений, а в сфере эмоциональных предпочтений. Т.о. наркотические вещества приводят к увеличению синтеза эндорфинов, которые приводят к возникновению пристрастия, привыкания.
Информационные технологии призваны обеспечивать поддержку учебного процесса с помощью современных, преимущественно интерактивных средств и форм обучения, а также способствовать повышению учебной самостоятельности и творческой активности школьников.
Работая, над проблемой формирование экологической культуры с применением компьютерных технологий, которые непосредственно оказывают влияние на здоровье человека, я всегда учитываю:
динамику работоспособности школьников во время УВП;
чередование различных видов деятельности;
сочетание труда и отдыха во время занятий;
организация динамических пауз во время обучения.
Все это является основой здоровьесберегающих технологий.
При работе с компьютером появляется утомление, ухудшается зрение, нарушается опорно-двигательный аппарат. Так для снятия зрительного утомления мы с учащимися выполняем несколько простых упражнений , расслабляющих мышцы глаза. Некоторые упражнения для снятия зрительного утомления представлены на слайде.
Каждый человек желает быть успешным в своей деятельности. Успех учителя – это успех его учеников. Я хочу быть успешным учителем. Поэтому анализирую свою педагогическую деятельность. Как сказал Лифшиц «если есть рефлексия своего труда, то будет и результат». По результатам анализа вижу, чего добилась, и какие средства и методы помогли мне этого достичь.
Задаю себе вопрос «Как сделать больше и лучше?» Я думаю, наше время востребует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Любая деятельность учителя отражается в успехах и результатах его учеников. Мои ученики, участвуя в олимпиадах, турнирах, конкурсах исследовательских работ, конференциях занимают призовые места. Также мои учащиеся поступают в ВУЗы на специальность « биология»
Я считаю, что учитель остается до тех пор пока он сам учится и повышает свое профессиональное мастерство. Что я и делаю. Я участвую в районных семинарах, в республиканских слетах, конкурсах педагогического мастерства, разрабатываю программы элективных курсов, интегрированные уроки, уроки с национально-региональным компонентом. Показателями моей работы являются награждения и поощрения. Я являюсь членом российского партнерства « Содействие химическому и экологическому образованию», членом республиканского клуба « Пеликан», членом профсоюза учителей Калмыкии.
В завершении я хочу сказать, если экология – это наука о границах проникновения Человека в окружающий мир, то мы учителя должны говорить о педагогической экологии, то есть учении о границах проникновения Учителя, любого взрослого в сокровенные уголки детской души. Если нарушения законов экологии может привести к печальным последствиям, глобальным биологическим катастрофам, то нарушение экологии души ребенка, любого человека также может привести к его гибели. Поэтому экологичными должны быть не только продукты питания, но и отношения между всеми в самой школе и вне её.



15