Проект «Экологическое воспитание и образование на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности»


Экологическое воспитание и образование на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности.
Мошникова Т. В.,
учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №16»
Экологическому воспитанию и образованию еще не так давно не уделялось должного внимания. В советское время и термина такого не было. Человек покорял природу, поворачивая реки вспять и испытывая ядерное оружие. С начала 90-х годов разрабатывались и утверждались разные программы в области охраны окружающей среды. Но кому тогда до этого было дело?
Сегодня созданы предпосылки для развития системы непрерывного экономического образования и воспитания. Многие образовательные учреждения разных видов включили в свои учебные планы предметы экологического направления. Однако статус образовательной области «экология» еще не утвердился, в большинстве школ занятия проводятся в форме факультатива или предмета по выбору.
Как быть педагогу, перед которым поставлена четкая задача – «обучить» и «воспитать». К тому же мы, педагоги, люди неравнодушные, понимаем, что если «не мы и не сейчас», то потом будет «поздно и некого». Поэтому сами осуществляем поиск форм и методов работы.
На уроках истории и обществознания, во внеурочной работе, я ставлю перед собой первоочередную задачу - преодолеть равнодушие, делаю ставку на эмоции детей. Нужно их «разбудить», вызвать протест, негодование к явлениям, негативно влияющим на судьбу нашей природы и планеты в целом. Только когда дан эмоциональный толчок, необходимо запускать весь механизм.
В этом учебном году в 7-х классах было положено начало проекту «Природа и мы». Природа для школьников стала:
Объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности и особенности взаимодействия с человеческим обществом на уроках, во внеурочной деятельности и дома;
Реальным пространством, где протекает их жизнь;
Окружающей средой, где они занимаются спортом и путешествуют;
Объектом и предметом художественного изображения;
Объектом заботы и труда, когда школьники преобразуют и охраняют природу.
Основные направления работы учителя:
Направления Мероприятия
Теоретическое Погружение обучающихся в проблему;
Изучение литературы и Интернет-ресурсов;
Определение форм, методов, технологий работы;
Подбор и разработка инструментария определения результативности;
Создание методических и дидактических материалов.
Прогностическое Планирование реализации проекта;
Корректировка тематического планирования курса истории и обществознания;
Практическое Разработка:
Поурочного планирования;
Заданий и тестов;
Мультимедийного сопровождения;
Перечня Интернет-ресурсов (Экология на уроках истории. http://www.ecolearn.ru/chapter/2.html).
Подготовка и проведение общешкольного мероприятия для 5-9 классов;
Создание сайта и размещение на нем материалов;
Участие в Интернет-конкурсах.
Аналитическое Анкетирование обучающихся;
Обобщение опыта работы;
Представление опыта работы на заседаниях ШМО, всероссийских конференциях, фестивалях, конкурсах.
Основные направления работы обучающихся:
Направления Мероприятия
Теоретическое Погружение в проблему;
Ведение «Экологического дневника»;
Изучение Интернет-ресурсов, учебного и дополнительного материалов;
Определение темы исследовательских работ.
Практическое Участие в мероприятиях краеведческой и экологической направленности;
Индивидуальные и коллективные творческие дела;
Посещение музеев, выставок, городских мероприятий.
Представление исследовательских работ;
Участие в конкурсах и фестивалях;
Просветительская работа.
Перспективы развития проекта:
Продолжение работы в 8 и 9 классах (по тем же направлениям, углубляя проблематику с учетом возрастных особенностей обучающихся);
Разработка дидактических материалов для уроков истории и обществознания в 7-9 классах, факультатива «Истоки»;
Участие в социальных проектах за пределами школьного уровня.
Что за полгода существования проекта было сделано?
Обучающиеся 7-х классов ведут «Экологические дневники». Новые факты, которые они узнают на уроках, на факультативе, в СМИ и т.д. они записывают в тетрадь со своими комментариями.
Изучены Интернет-ресурсы. Учащиеся, посещающие факультатив «Истоки» собирают и систематизируют материал для исследовательских работ по темам: «Усолье-Сибирское глазами людей разных поколений», «Красота, которую мы не замечаем», «10 дней на Байкале» и др.
Выпустили бюллетень «Семья и природа»;
Создали презентации о своих домашних животных;
Изготовили кормушки для птиц, подкармливают их в зимний период;
Организовали школьный экологический патруль;
Посетили несколько выставок и мероприятий в краеведческом музее.
В учебнике 7 класса по обществознанию сформулированы три главных правила экологической морали:
Я лично несу ответственность за сохранение природы и истории родного края;
Я не причиняю зла живому;
Я помогу любой жизни, которой могу помочь.
Эти слова для детей стали своеобразной клятвой. Они заинтересовались этим делом и предложили написать «Экологическое послание» всем людям и распространить его через социальные сети в Интернете.