Статья «Нравственно-экологическое образование и воспитание школьников на уроках биологии»


«Нравственно-экологическое образование и воспитание школьников на уроках биологии».
Хасаншина А.Д., учитель биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №21» Приволжского района г. Казани.
Статья и элемент урока по биологии.
Жизнь человека неразрывно связана с природой. В настоящее время особую озабоченность экологов, как и представителей других наук, вызывает проблема сохранение планеты Земля в качестве среды обитания человечества. Информация о нынешнем состоянии этой среды и соответствующий прогноз не только противоречивы - порой они имеют угрожающий характер. Разобраться в этих проблемах и обилии информации возможно только при наличии глубоких знаний о законах природы, при четком понимании того, что мир един. По этим и многим другим причинам экология как наука и как учебная дисциплина выходит на первый план. В центре внимания всего человечества стоят проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Мощь воздействия человека на природу превосходит силы планеты. Становится все более понятным, что экологическое мировоззрение должно стать определяющим в обществе. Смысл жизни человека, как части природы, в его гармонии с окружающим миром. Вопросы экологического образования на первый план выдвигают задачи подготовки человека способного принимать самостоятельные решения. Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя.
Л. П. Печко считает, что экологическая культура включает:
- культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных в том числе и эстетических, переживаний;
-культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
-культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.
Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания и образования. Ведется активная работа по созданию системы экологического образования, как основы устойчивого развития общества. В настоящее время, мы приходим к выводу, что не менее важным, чем содержание экологического образования является то, какими приемами и методами осуществляем, как формируем определенную систему ценностей экологической культуры и вырабатываем модель поведения.
Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда. Так как знания по современной экологии формируются на стыке нескольких наук: биологии, географии, физики, химии, истории и т. д., современному учителю необходимо пополнять свои знания и из смежных дисциплин в силу широты вопросов, охватываемой экологией, включать их в содержание урока.
Биология как учебная дисциплина о жизни и живых организмах, обитающих на Земле, играет большую роль в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Предмет “Биология” является одной из базовых областей общего среднего образования. Её роль в системе школьного образования обусловлена значением биологических знаний в понимании законов природы, в формировании оптимальных взаимоотношений человека и природы, современной научной картины мира.
Биологические знания составляют базу для осознания жизни как величайшей ценности, экологических проблем, необходимости ведения здорового образа жизни; обеспечивают генетическую грамотность школьников; обеспечивают усиление практической направленности обучения, формируют у школьников такие нравственные качества как любовь и бережное отношение ко всему живому, к жизни, а это начало высокого чувства гуманизма.
Изучение жизни и разнообразия растительного и животного мира оказывает благотворное влияние на воспитание у школьников таких нравственных качеств, как любовь и бережное отношение к растительному и животному миру, чувство гордости за растительные богатства, имеющиеся в республике, стремление участвовать в увеличении этих богатств и активно охранять их.
Положительно влияет изучение биологии на воспитание у школьников нравственно-эстетических чувств и склонностей, поскольку ни с чем не сравнимая красота растительного и животного мира сильно воздействует на ум и чувства школьников. Особенно успешно решается эта задача в процессе непосредственного общения школьников с природой на уроках-экскурсиях, во время практической работы по уходу за растениями и животными.
Курс биологии органически связан с сельскохозяйственным трудом учащихся на школьных учебно-опытных участках по выращиванию культурных растений, поэтому в процессе разнообразной трудовой деятельности у школьников формируются такие важные нравственные качества, как трудолюбие, умение эффективно работать в коллективе, взаимопомощь и активное участие в совместной творческой деятельности. Выполняя практические работы в урочное и внеурочное время на учебно-опытных участках, школьники овладевают умениями обрабатывать почву, сеять семена, сажать, поливать растения, убирать урожай. Подготовка учащихся к трудовой деятельности продолжается в процессе изучения общей биологии, когда они овладевают знаниями теории эволюции, цитологии, генетики, экологии, селекции.
Формирование у школьников современной научной картины мира, научного мировоззрения учащихся, этических и эстетических критериев отношения к живым системам и человеку как высшей ценности; патриотизма, трудолюбия, экологических чувств и сознания – важная учебно-воспитательная задача, стоящая перед учителями биологии; ее успешная реализация возможна на каждом уроке и лабораторном занятии, на каждой экскурсии в природу, в процессе ухода за комнатными растениями в школьных помещениях и в ходе трудовой опытнической деятельности на пришкольном учебно-опытном участке.
К нравственным нормам поведения относится: трудолюбие, коллективизм, патриотизм, честность, гуманность. Все эти нормы усваиваются учащимися под влиянием воспитания, осуществляемого в школе учителями биологии.
Учебный материал курса биологии средней школы со всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным значением дает возможность для утверждения духовно-нравственных начал, понимания сути бытия, физической красоты человека, важности охраны окружающей среды и приумножения богатств природы. Учитель биологии не только обучает школьников науке о живых организмах, но и включает их в разнообразные формы натуралистической работы, а кроме того, учит трудиться на пришкольном участке, выращивать культурные растения, используя научные методы. Вся эта познавательно-трудовая деятельность оказывает сильное положительное воздействие как на развитие научного мировоззрения, так и на нравственность учащихся, влияет на ум и эмоции. В процессе такой деятельности формируются чувства коллективизма и дружбы, товарищества, а главное развивается любовь к труду и потребность трудиться эффективно, во имя общественных интересов, т. е. развивается личность учащихся.
Экологический праздник «День Земли».
Цель: формировать экологическую культуру; уметь показать влияние загрязнённости окружающей среды на здоровье человека; иметь знания о влиянии деятельности человека на природу.
Оборудование: рисунки, плакаты на экологическую тему, музыкальное оформление.
Форма проведения: выступление агитбригады.
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте, ребята! Как поживаете?
Дети: Хорошо!
Учитель: Школьные проблемы решаете?
Дети: Решаем.
Учитель: А на природе гуляете?
Дети: А где природа?
Учитель: Где природа? Вот с этого вопроса мы и начнем наш праздник.
Я напоминаю вам слова великого сказочника Ганса Христиана Андерсена «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветочек». Сегодня у вас есть возможность увидеть живые картины природы.
Звучит голос за кадром: Здравствуйте, дети Солнца. Я – Земля. Когда-то я была чистой и красивой планетой. Сейчас я в беде! Я не в силах исправить всё зло, которое творит человек. Я не в силах спасти всех зверей и птиц, очистить воздух от дыма и гари. Я не могу избавиться от грязного мусора. Скоро я не смогу спасти всех детей, живущих на планете! Сил у меня всё меньше и меньше…Только вы, люди, сможете разгадать причины моих бед и найти дорогу к спасению!
Ведущий 1. Вы слышите голос Земли!
Часто ли мы задумываемся над тем, что человек связан со всеми живыми существами на планете?
Китайский мудрец Лао-Цзы свою мысль выразил так: «Жизнь – это то, что мы называем природой». Звучит песня в исполнении детей на мелодию «Тучи» группы «Иванушки int.»
Ты ругаешь дождь:
Люди на поляне.
Ты стоишь и ждёшь –
Всё взойдёт цветами.
Чудо не придёт:
Дождик ведь кислотный –
Лютик не взойдёт и крапива тоже.
Ведущий 2. Человечество стоит на пороге экологического кризиса. Положение очень серьёзное. Невероятно возрастает численность населения Земли. Каждому человеку нужна пища, одежда. Но ресурсы планеты, увы, исчерпаемы. Сокращаются площади плодородных земель. Катастрофически загрязняются вода и воздух.
Ведущая 1, Сегодня мы с вами посмотрим выступление агитбригады о проблемах экологии, о том, что необходимо знать и как следует действовать, чтобы сохранить чистоту нашей планеты.
Выступление агитбригады. «Мы за здоровую Планету!!!».
Выходят дети, разбрасывают мусор.
1 микроб: Ну вот, наконец-то мы добрались сюда. (Выходят микробы)
2 микроб: Мы уже везде побывали. Да мы есть и в воздухе, и в воде. А сколько нас на руках!?
1 микроб: Да, что от нас бы осталось, если бы не ребята! Они нам помогают! Без них мы никуда! Спасибо вам ребята!
2 микроб: Ведь наши главные враги кто?! Чистота, зеленые насаждения! Они этот … кислород вырабатывают.
1 микроб: А сколько они деревьев поломали, листьев сколько оборвали, травы сколько вытоптали. Будто стадо слонов паслось. Вот красота!
2 микроб: А помнишь, на мопедах гоняли? Как сели, да с ветерком, с дымом по городу! А сколько треска! Все от нас шарахаются, а мы летим как на ракете, следом – клубы дыма. Вот здорово было!
1 микроб: Вот и сейчас, сколько ребята мусора нам оставили – банки, бумаги, пакеты, фантики….
(Звучит музыка, песня «Крылатые качели»).
Лесничий: Ой, сколько грязи! А микробов! Нужно срочно убирать! (За кулисами звучит текст).
Звучит голос за кадром: А у нас новости.
☺В районе «Западный» воздух настолько загрязнен, что грабитель, отобрал у прохожего на улице только таблетки от кашля.
☺В районе «Самосырово» произошло невероятное – семья Букиных посадили простые огурцы, а получили вот что…
☺На днях завод произвел выброс отходов в реку, сотни купающихся пострадали от негативно настроенных бобров и водолазов.
☺У нас в городе воздух настолько загрязнен, что даже мухи летают в противогазах.
В конце танец, с выходом с плакатом «Мы за чистую природу!!!».
Ведущий 2: Природа! Тысячелетиями мы боролись с ней, покоряли ее. Преобразовывали, нещадно уничтожали. Но не природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее покровительство. В обращении с планетой нужны глубокие знания и мудрая осторожность.
Викторина
1.Вы находитесь в походе, и местные источники воды вызывают у вас, мягко говоря, сомнение. Как обезопасить себя с помощью простых и надежных средств? (Опасность, как правило, в возможности заражения различными инфекционными и глистными заболеваниями. Простой способ избежать этого – кипячение воды).2.Не секрет, что сегодня водопроводная вода содержит большое количество примесей. Одни люди эту воду отстаивают, другие кипятят. Кто прав? (Водопроводную воду отстаивать нужно обязательно, не зависимо от того, будете ли вы ее кипятить).
3.Бывает, что набирая воду впрок, наши бабушки кладут на дно ведра серебряную ложку. Зачем?
(Ионы серебра убивают микроорганизмы)
4.Современные хозяйки обязательно имеют на кухне вытяжку или воздухоочиститель. Что предпочтительней с экологической точки зрения? (Воздухоочиститель, так как фильтр поглощает вредные вещества. А при вентиляции вредные вещества, образующиеся при сгорании газа и при приготовлении пищи, попадают в атмосферу и загрязняют ее).5.Какие растения способствуют очищению воздуха? (На улицах городов лучшие «фильтры» - тополя и вязы, в помещениях для очищения воздуха можно использовать хлорофитум и пеларгонию).
6.Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры?
7.Какой вред наносят обертки, упаковки, бумажки для растений? (Пластиковые обертки не разлагаются и растения от них отравляются от краски).
8.Какой вред приносит дым из фабричных труб?
9.При промышленной очистке воды применяют различные вещества, в том числе озон и хлор. (Озонирование. Хлор – ядовитое вещество).10.Какие виды растений и животных заносят в Красную книгу? (Виды растений и животных, которым угрожает исчезновение с лица Земли).
(В конце викторины подводятся итоги, учитель награждает победителей викторины).
Учитель: Нашу встречу, мы заканчиваем следующими строками:
Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики
На тростинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
На могиле тень от баобаба.
Ястреба, парящего над полем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
Литература
1. Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем узнаешь на уроке – Москва, «Просвещение», 1998, с. 7-30.
2. Учебник. Экология, окружающая среда и человек. М: ФАИР - ПРЕСС 2000
3. Учителю экологии//Биология в школе - 2007 - №5, 2006 - №1,6