Мастер — класс : «Экологическое воспитание младших школьников методом создания учебных проектов»

Доклад подготовила Пиксина Светлана Сергеевна

«Экологическое воспитание младших школьников методом создания учебных проектов»



Тема эта очень актуальна. Сегодня самарский регион входит в десятку экологически загрязнённых регионов России.
Всероссийский опрос 2005 г. показал, что более половины россияне выразили желания участвовать в работе экологических организаций. Причина в том, что экологическое образование носит прикладной, т.е. дополнительный характер. Отсюда и отсутствие экологического образования и воспитания.
Пятый год учителя нашей школы работают по этой теме.
Цель: формирование экологического сознания учащихся начальных классов.
Задачи:
- определить составляющие компоненты экологического сознания;
- обозначить направления, через которые решается проблема;
- найти ключ, который поможет успеху в работе;
- создать условия, способствующие наилучшей реализации наших планов.
Решая первую задачу, мы определили составляющие компоненты экологического сознания.

Экологическое сознание

Система Экологическое Культура Культура экологическ. мышление чувств поведения
знаний


Экологические знания учащиеся получают через различные формы деятельности и вне его. Постепенно формируется экологическое мышление. Это ведёт, в свою очередь, к включению эмоциональной сферы учащихся: умение видеть и замечать красоту, любить и ценить всё, что их окружает в природе. И как результат формируется экологическая культура. Учащиеся не только узнают, что нужно беречь природу, по и пытаются ей помочь. Ключ, который помог открыть души учащихся и сделать нашу работу успешной,- интерес, поэтому при планировании работы мы стараемся использовать различные формы работы: праздники, встречи, конкурсы, викторины, экологические недели, проектно исследовательские и творческие работы. Конечно, привлекли специалиста музыки, работника библиотеки и родителей.
Определили направления работы:
- уроки и факультативы;
- внеклассная деятельность;
- работа с родителями;
- методическая деятельность.
Используя разные формы урока, методы и приёмы, даём основу знаний по экологии. Любовь к природе и бережное отношение к ней закладываются с раннего детства , начиная с любви к своему дому, к Родине. Посещая факультативы, учащиеся получают разносторонние знания и уже к 5 классу достаточно много знают о своём городе, об истории развития родного края. На викторинах и конкурсах учащиеся показывают свои знания.
Основное поле деятельности открывается во внеклассной работе. Здесь идёт развитие и культуры чувств, и культуры поведения как составляющих экологического сознания. В школе стало традицией проводить экологические акции («Берегите птиц», «Каждой пичужке своя избушка», «Сиреневая аллея», «Чистая вода»), праздники («Эти забавные животные», «Мир птиц», «Встречай с любовью стаи птичьи», «Наши пернатые друзья»), экологические встречи («Животные Красной книги», «Берегите первоцветы» и др.), конкурсы и работы по краеведению. В сё это проходит в рамках экологических недель, Кроме этого, учащиеся выпускают листовки, газеты, пишут стихи, сказки и рассказы по экологии. Оформили сборник творческих работ младших школьников.
Ещё одно направление нашей деятельности проектно -исследовательская. Работа это довольно сложная, продолжительная по времени, технически не простая, но интересная. Выпускники начальных классов выполнили работы «Влияние солнечного света на рост и развитие растений», «Социально-экологический проект пришкольного участка», «Влияние экологического состояния города на здоровье детей», «Мой ласковый и нежный зверь».
В этой работе, конечно, сложно обойтись без родителей, поэтому мы планируем работу с ними, Они наши помощники и зрители и часто участники.
Работа по экологическому образованию учащихся была и остаётся актуальной. Любовь ко всему живому, забота о нашем общем доме- составляющая нравственности человека.



































15