РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу МИР ПРИРОДЫ и ЧЕЛОВЕКА 1 класс для детей УО и ОВЗ по ФГОС. Приложение к АООП.


Приложение к АООП

Рабочая программа
по учебному курсу
«Мир природы и человека»
1 класс


Составитель:
Максимова Надежда Константиновна,
учитель

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Мир природы и человека» разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллек-туальными нарушениями) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллек-туальными нарушениями), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.Цель:
Формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;
понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром
природы и человека.
Задачи:
уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала;
вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно- следственные связи;
формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе;
развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности;
коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка;
воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;
формирование умений планировать свою деятельность;
осуществление контроля и самоконтроля.
Название учебно-методического комплекта
1 класс
- Н.Б. Матвеева. «Живой мир» учебник 1 класса специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, в 1 ч.- Москва, «Просвещение», 2014 г., 95 с.
Количество учебных часов
Место учебного курса «Мир природы и человека» - образовательная область «Естествознание». Согласно учебному плану МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ» на изучение предмета «Мир природы и человека» в 1 классе отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год:
Класс Количество часов
в неделю Количество
часов в год Количество контрольных работ
1 2 часа 66 час -
Формы организации учебной деятельности
Основной формой организации обучения курса «Мир природы и человека» является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подходов.
Каждый урок «Мир природы и человека» оснащён необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими средствами обучения. Т.е. на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр и составления на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также разнообразной природоохранной деятельности обучающихся под руководством учителя.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностными результатами изучения
предмета «Мир природы и человека» являются:
Готовность школьника к положительному отношению к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;
способность проявлять учебно-познавательный процесс к новому учебному материалу по предмету «Мир природы и человека»;
освоить роль ученика;
уметь оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (хорошо и плохо);
формировать представления о здоровом образе жизни: знать элементарные гигиенические навыки, режимные моменты класса, в ом числе (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и позвоночника, физ. минутка устная и музыкальная);
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей.
Регулятивные учебные действия
организовывать своё рабочее место с помощью учителя;
уметь использовать в деятельности на уроках «Мир природы и человека» цветные карандаши, краски, фломастеры, дневник наблюдения за природой, различные линейки, развивающие игры, лото и домино с животными и растениями, другие развивающие игры по темам изучающего предмета;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей.
Познавательные учебные действия
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях с помощью учителя;
относить изученные объекты к определённым группам (корова - домашнее животное) с помощью учителя;
называть объекты, отнесённые к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и в обществе;
выполнять задания под контролем учителя;
владеть несложными санитарно - гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчёсывать волосы и т.д.);
составлять повествовательный план или описательный рассказ из 2-3 предложений об изученных объектах по предложенному плану с помощью учителя;
адекватно вести себя в школе, классе, столовой, коридоре школы, спортивном зале, музыкальном кабинете и актовом зале, игровой комнате и т.д.
Коммуникативные учебные действия
адекватно взаимодействовать со сверстниками, учителем и родителями;
понимать замечания и адекватно воспринимать похвалу;
выполнять доступные природоохранительные действия;
совершать действия с помощью учителя по соблюдению санитарно-гигиенических норм в классе.
проявлять интерес и активность на уроках и играх на переменах и пришкольном участке.
Тематическое планирование
1 класс
Количество учебных недель: 33
Количество учебных часов по учебному плану: 2
Количество учебных часов в год: 66
№ п/п Наименование раздела Количество часов
1 Неживая природа 10
2 Сезонные изменения (времена года) 20
3 Растения 10
4 Животные 10
5 Человек 16
Итого: 66
Содержание программы учебного курса
1 класс
«Неживая природа»:
Объекты живой и неживой природы. Земля и солнце. Значение солнце. Солнце и жизнь растений. День и ночь. Небо днём и ночью. Сутки. Занятия людей в течение суток.
«Сезонные изменения (времена года)»:
Осень. Признаки осени. Занятия и одежда детей осенью.
Зима. Признаки зимы. Одежда и занятия детей зимой.
Весна. Признаки весны. Одежда и занятия детей весной.
Лето. Признаки лета. Одежда и занятия детей летом.
«Растения»:
Растения. Строение и сходство растений. Различие растений. Разнообразие цветов. Семена. Плоды растений. Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. Приспособление растений к разным условиям жизни.
«Животные»:
Животные. Строение и сходство животных. Различие животных. Детёныши животных. Домашние животные. Дикие животные. Приспособление животных к различным условиям жизни. Приспособление животных к временам года.
«Человек»:
Человек. Части тела человека. Гигиенические навыки. Лицо человека. Глаза. Уши. Нос. Рот. Кожа. Осанка. Скелет и мышцы человека.
Формы и средства контроля
Рабочая программа учебного курса «Мир природы и человека» в 1 классе не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, оценивание письменных работ учащихся.
Критерии оценивания
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социаль-ными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Перечень учебно-методических средств обучения
№ Наименование объектов и средств % оснащенности
Литература
Основная
1.1 Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы / под редак-цией В.В. Воронковой; Москва, Просвещение, 2014 г. 100
1.2 - Н.Б. Матвеева. «Живой мир» учебник 1 класса специальных (коррекционных) образо-вательных учреждений VIII вида: подготови-тельный, в 1 ч.- Москва, «Просвещение», 2014 г., 95 с. 100
Дополнительная:
2.1 Дидактические игры:
- «Покорми диких животных»
- «Покорми домашних животных»
- Лото «Растения – животные», «Профессии»,
«Звери и птицы», «Грибы» и др.
Наглядные и демонстрационные пособия:
- Растения. Строение растений;
- Дикие и домашние животные;
- Грибы съедобные и несъедобные;
- Человек. Строение человека. Правильная осанка.
- Времена года. Зима. Весна. Лето. Осень.
- Вселенная. Космос. Солнечная система. 100