РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу МАТЕМАТИКА 1 класс для детей УО и ОВЗ по ФГОС. Приложение к АООП.


Приложение к АООП

Рабочая программа
по учебному курсу
«Математика»
1 класс


Составитель:
Максимова Надежда Константиновна,
учитель

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.Цель:
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
развитие образного и логического мышления, воображения;
формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи:
восполнение пробелов дошкольного математического развития учащихся путем обогащения их чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;
обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане);
формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;
развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;
активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;
активизация словаря учащихся в единстве с формированием математических понятий;
воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к математике;
развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности;
коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка;
воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;
формирование умений планировать свою деятельность;
осуществление контроля и самоконтроля.
Название учебно-методического комплекта
1 класс
- Алышева Т.В., «Математика» учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, в 2 ч. – Москва, «Просвещение», 2014 г.
Количество учебных часов
Место учебного курса «Математика» - образовательная область «Математика». Согласно учебному плану МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ» на изучение курса «Математика» отводится:
Класс Количество часов
в неделю Количество
часов в год Количество контрольных работ
1 3 часа 99 часов -
Формы организации учебной деятельности
Основной формой организации обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подходов.
Каждый урок математики оснащён необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими средствами обучения.
Устный счёт как этап урока является неотъемлемой частью каждого урока.
Геометрический материал включается почти в каждый урок математики, который тесно связан с арифметическим.
На уроках закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затрудненно. Потому на каждом уроке большое внимание уделяется закреплению и повторению ведущих знаний по математике. Учащиеся 1 класса знакомятся с дочисловыми представлениями о цвете, размере, величине, массе предметов, уточняются и развиваются их количественные, пространственные, временные представления; развивается моторика и речь, корригируются все психические процессы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностными результатами изучения математики являются:
Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факты);
Способность характеризовать собственные знания по предмету: формулировать вопросы, устанавливать какие из предложенных математических задач могут быть успешно решены;
познавательный интерес к математической науке.
Формировать навыки аккуратного письма с учётом индивидуальных требований;
Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
Освоить роль ученика;
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);
Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар;
Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка).
Базовые учебные действия
Регулятивные УД:
Организовывать себе рабочее место под руководством учителя;
Определить план выполнения заданий на уроках при решении примеров и задач под руководством учителя;
Использовать в своей деятельности простейшие инструменты: линейку;
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
Познавательные УД:
Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
Группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;
Использовать знако-символические средства с помощью учителя.
Коммуникативные УД:
Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
Оформлять свои мысли в устной речи;
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
Слушать и понимать речь других;
Участвовать в паре;
Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников.
Предметные результаты
Базовый уровень:
Читать, записывать, складывать на счетах, сравнивать числа в пределах 10, присчитывать, отсчитывать по 1,2,3,4,5
Выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10;
Решать задачи на нахождение суммы, остатка;
Узнавать монеты и заменять одни другими;
Чертить прямую, отрезок (с помощью учителя);
Измерять прямую, отрезок;
Чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по точкам изображенным учителем.
Минимально достижимый уровень:
Читать; записывать, складывать на счетах, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать по 1,2,3,4,5;
Выполнять сложение, вычитать чисел в пределах 20;
Решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их знаменателей, рисунков;
Чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;
Чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.
Развитие жизненной компетенции:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
Овладение навыками коммуникации;
Дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Тематическое планирование
1 класс
Количество учебных недель: 33
Количество учебных часов по учебному плану: 3
Количество учебных часов в год: 99
№ п/п Наименование раздела Количество часов
1 Свойства предметов. Цвет, назначение. 1
2 Геометрические материалы 12
3 Представления о величине 1
4 Сравнение предметов по размеру 6
5 Пространственные представления 6
6 Временные представления 6
7 Отношения порядка следования 1
8 Представления о массе 2
9 Количественные представления 3
10 Возраст 1
11 Числа от 0 до 20 50
12 Единицы (меры) массы 1
13 Единицы (меры) ёмкости 1
14 Единицы (меры) длины 1
15 Единицы (меры) стоимости 1
16 Самостоятельные работы,
повторение пройденного материала 6
Итого: 99
Содержание программы учебного курса
1 класс
Свойства предметов. Предметы, обладающие определёнными свойствами: цвет, форма, размер, (величина) назначение.
Цвет, назначение предметов.
Геометрические материалы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, брус, точка, линии, овал, отрезок, построение треугольника, квадрата, прямоугольника, построение прямой линии через одну точку, две точки;Представление о величине: большой- маленький (больше-меньше);
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно обучающегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение предметов в указанное положение;
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.Пространственные представления: слева- справа, в середине, между, внутри- снаружи, в рядом, около, далеко-близко, дальше-ближе, к, от, впереди, сзади, перед, за;
Сравнение предметов по размеру: одинаковые (равные) по величине, длинный – короткий, широкий – узкий (шире – уже, одинаковые (равные) по ширине), высокий – низкий (выше – ниже, одинаковые (равные) по высоте), глубокий – мелкий (глубже – мельче, одинаковые (равные) по глубине), толстый- тонкий (толще – тоньше, одинаковые (равные) по толщине);
Единицы измерения и их соотношения.
Временные представления: сутки: утро, день, вечер, ночь, неделя (7 суток), дни недели. Рано, поздно, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, быстро, медленно, давно- недавно;
Расположение на листе бумаги: вверху- внизу, выше-ниже, верхний-нижний, на, над, под;
Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, следом, следующий за;
Представления о массе: тяжёлый – лёгкий (тяжелее-легче, одинаковые (равные) по тяжести, такой же тяжести, Количественные представления: много- мало, несколько, один-много, ни одного; больше- меньше, столько же, одинаковое (равное) количество;
Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых ёмкостях;
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше;
Мера длины- сантиметр;
Мера массы- килограмм;
Мера ёмкости- литр;
Единицы измерения и их соотношения: меры стоимости;
Нумерация чисел в пределах 20. Образование, название, обозначения цифрой (запись) чисел от 0 до 20
Формы и средства контроля
Рабочая программа учебного курса «Математика» в 1 классе не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, оценивание письменных работ учащихся.
Критерии оценивания
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Перечень учебно-методических средств обучения
№ Наименование объектов и средств % оснащенности
Литература
Основная
1.1 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы / под редак-цией В.В. Воронковой; Москва, Просвещение, 2014 г. 100
1.2 Алышева Т.В., Математика: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: в 2 ч. – М.: «Просвещение», 2014 г. 100
Дополнительная:
2.1 Перова М.Н. Дидактические игры и упраж-нения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. Изд. 2е. М.: «Просвещение», 1976 г. 100
2.2 М.К.Сивачёва «Методика обучения матема-тике в коррекционной школе», Москва «Просвещение», 1999 г. 100
3.1 Набор счётных палочек. 100
3.2 Набор цифр, чисел и знаков. 100
3.3 Разрезные кассы букв, слогов и счёта. 100
3.4 Развивающие игры:
- «У сказки в гостях»
- «Ассоциации, цвета, формы»
- Лото «Растения – животные»
- Лото «Профессии»
- Лото «Одежда – обувь»
- «Ребятам о зверятах в деревне» 100