Календарно-тематическое планирование УМКГармония 1 класс литературное чтение

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Трудовская СОШ


Утверждаю : Согласовано: Рассмотрено на
Директор школы: Зам.директора по УВР: заседании МО:
_______________ --------------------------- ----------------------
Суксина Я.А. Аксёнова Н.И. Медведева О.Н.
__ ______________ ---- --------------- протокол № от 28.08.2014




Рабочая программа
по литературному чтению
для 1 класса
на 2015/2016учебный год
( УМК «Гармония»)








Разработчик программы
учитель начальных классов
Нургалиева В.А.




Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения (2009 г.) на основе авторской программы «Литературное чтение» (авт.. Кубасова О. В., - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2011г.) с использованием учебника «Литературное чтение» (автор Кубасова О. В., - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012г) и рабочей тетради «Литературное чтение» (автор Кубасова О. В., - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2014г)
Общая характеристика учебного курса и его место в учебном плане
Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.
Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.
Ценностные ориентиры учебного предмета
Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование
всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.
Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:
обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);
внимание к личности писателя;
бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;
наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).


Планируемые результаты освоения программы
Для успешной реализации модели общения «АВТОР <=> ТЕКСТ <=> ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач.
Личностные, метапредметные и предметные задачи/результаты обучения чтению
Личностные задачи/результаты
1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.
3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
6. Формирование привычки к рефлексии.
7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
9. Развитие мышления, внимания, памяти.
10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные задачи/результаты
1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.
2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.
3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.
5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве.
9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.
Предметные задачи/результаты
1. Формирование положительной мотивации к чтению.
2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
3. Развитие воссоздающего воображения.
4. Обучение адекватному восприятию читаемого.
5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.
6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.
7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал.
8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение.
9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.
10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.
11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).
12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.
13. Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера.
Планируемые предметные результаты
освоения программы литературного чтения 1-го класса

Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
– читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе);
– читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору;
– понимать содержание прочитанного;
– пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя;
– эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении;
– определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц);
– отличать монолог от диалога;
– уметь работать со всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац);
– отвечать на вопросы по содержанию текста;
– пересказывать небольшие по объему тексты;
– оценивать литературного героя произведения по его поступкам.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание;
– определять главную мысль литературного произведения;
– соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;
– строить высказывание по образцу;
– формулировать несложные выводы;
– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в них основные части;
– находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;
– осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
– понимать изобразительную природу художественного текста, «рисующие» слова, «картинный» план.
Круг детского чтения
Обучающийся научится:
– определять автора и название книги;
– называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе;
– понимать и использовать понятия «обложка книги», «содержание», «абзац»;
– ориентироваться в книге (автор, название, иллюстрации);
– ориентироваться в главах учебника, находить разделы учебника
– понимать назначение библиотеки.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
– отличать стихотворный текст от прозаического;
– представлять разнообразие малых жанров фольклора (колыбельная, потешка, закличка, прибаутка, небылица, побасенка, загадка, считалка, поговорка, пословица, скороговорка);
– представлять отличительные особенности сказки, рассказа, стихотворения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– отличать фольклорный текст от литературного;
– различать произведения малых фольклорных жанров;
– находить средства художественной выразительности в тексте
(заголовок, сравнение, повтор, уменьшительно- ласкательная форма слова, звукопись, рифма);
– видеть рифму и чувствовать ритм стихотворения и звукопись.
Творческая деятельность учащихся
Обучающийся научится:
– откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок;
– подбирать иллюстрации к литературному произведению;
– создавать рисунки, иллюстрации к произведениям;
– выражать эмоции и настроение в процессе чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов;
– выделять доминанту характера животных –героев народных сказок и передавать ее в чтении;
– выражать чувства, передавать настроение в стихотворении;
– инсценировать несложные произведения.



Материально-техническое обеспечение учебного процесса
1. Учебник «Литературное чтение» (автор Кубасова О. В., - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012г);
2. Рабочая тетрадь «Литературное чтение» (автор Кубасова О. В., - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2014г).
Основными рекомендуемыми компонентами материального обеспечения курса «Литературное чтение» (дополнительно к учебникам) являются следующие: программно-методические материалы, сборники тестовых заданий, хрестоматии для домашнего чтения, классная библиотечка (содержащая художественные и познавательные книги, детские журналы, энциклопедии и справочники, толковый словарь), фонохрестоматия, репродукции картин русских и зарубежных художников; портреты русских и зарубежных писателей, а также технические средства обучения.

Тематическое планирование


Основное содержание обучения
№ урока , дата проведения
Тематическое
планирование
Характеристика деятельности учащихся

Учебная тема: Звенит звонок – начинается урок (7 ч.)


Знакомство с литературными произведениями школьной тематики.
Создание положительной мотивации к обучению в школе и в том числе к обучению чтению.
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения.
Формирование осознанности и выразительности чтения.
Знакомство с русскими народными пословицами.
Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации.
Определение темы текста.
Обогащение словарного запаса.
Тренировка в заучивании наизусть.
Освоение чтения по ролям.
Ориентировка в содержании (оглавлении) учебника.
Выявление подтекста читаемого произведения.
Участие в коллективном рассуждении о значении обучения и умения читать.
Обучение выбору книги по заданной учителем теме.
1
10.03
Л. Дьяконов «Первоклассникам», А. Барто «Стали грамотными»
Воспринимать на слух художественные
произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся.
Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.
Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности.
Читать «про себя», понимая содержание текста.
Определять эмоциональный характер текста.
Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.
Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений и школьной жизни. Соотносить название произведения с его содержанием.
Соотносить пословицы с произведениями. Озаглавливать прочитанное.
Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их.


2
11.03

3
13.03
Г. Новицкая «Книжки»


Р. Сеф «Учись читать!..»



4.
16.03
Л. Пантелеев «Ау»



5.
17.03
С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»



6.
18.03
В. Голявкин «Болтуны»



7.
31.03


С. Маршак «Угомон»






8.
01.04
Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться...»


Учебная тема: Час потехи (9 ч.)

Знакомство с литературными произведениями, раскрывающими тему организации досуга. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.
Знакомство с фольклорными произведениями малых жанров: потешка, колыбельная песня, побасёнка, загадка, считалка, путаница, небылица. Практическое освоение терминов
«персонаж», «потешка», «песня», «колыбельная», «побасёнка», «загадка», «считалка», «путаница», «небылица».
Ориентировка в содержании (оглавлении)
учебника.
Выявление подтекста читаемого произведения.
Знакомство с олицетворением (без термина).
Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации.
Чтение по ролям.
Составление картинного плана.
Освоение приема «музыкальное иллюстрирование».
Обогащение словарного запаса.
Тренировка в заучивании наизусть.
Составление небольшого рассказа по иллюстрации.
Сочинение загадки, считалки, небылицы (по желанию).
Участие в конкурсах загадок, скороговорок.
Обучение выбору книги по заданной учителем теме.
9.
03.04

В. Смит «Потехе час»

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.
Развивать воссоздающее и творческое воображение.
Сравнивать фольклорные произведения малых форм.
Читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания.
Читать по ролям, используя интонационные средства выразительности.
Читать «про себя», осознавая содержание текста.
Определять эмоциональный характер текста.
Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.
Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.
Ранжировать произведения по их тематике.
Соотносить название произведения с его содержанием.
Соотносить фрагменты текста и иллюстрации.
Озаглавливать прочитанное.
Корректировать картинный план. Элементарно иллюстрировать текст. Составлять рассказ по иллюстрации и на основе собственных впечатлений.
Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении конкурсов, а также игры «Радиотеатр».


10.
06.04


«Потешки и колыбельные песни»




11
07.04

«Побасёнки»




12
08.04

«Русские народные загадки», С. Маршак
«Загадки»




13
10.04



14.
13.04
Г. Цыферов «В среду
решили они играть
в прятки...»,


В. Берестов «Искалочка»
Русские народные считалки



15
14.04
«В. Берестов «За игрой»
Скороговорки






16
15.04


17
17.04
С. Маршак «Я видел»,
Небылицы


А. Босев «С нами
Смех» А. Усачёв «Если вы собрались в гости»



18
18.04

С. Маршак «Пудель»



Учебная тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» (11 ч.)

Знакомство с литературными произведениями нравственной тематики.
Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности.
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения.
Формирование осознанности и выразительности чтения.
Характеристика персонажа.
Составление небольшого рассказа о персонаже.
Выявление подтекста читаемого произведения.
Определение идеи произведения.
Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу.
Анализ заголовка произведения.
Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации.
Знакомство с жанром басни.
Знакомство с эпитетом (без термина).
Чтение по ролям.
Составление картинного плана.
Составление небольшого рассказа по иллюстрации.
Сравнение произведений, персонажей разных произведений.
Ранжирование произведений по тематике, жанру. Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам.
Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие).
Обучение выбору книги по заданной учителем теме.
19
20.04

20.
21.04
Л. Н. Толстой «Правда
всего дороже»,

С. Прокофьева «Сказка прочестные ушки»
Воспринимать на слух художественные
произведения разных жанров в исполнении
учителя и учащихся.
Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.
Читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности.
Читать «про себя», понимая содержание текста.
Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.
Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.
Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое. Определять собственное отношение к персонажу.
Определять отношение автора к персонажу. Соотносить название произведения с его содержанием.
Соотносить пословицы с произведениями. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста.
Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений.
Ранжировать небольшие произведения по тематике, жанровой принадлежности.
Обобщать прочитанное. Инсценироватьпрочитанное.
Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». Осуществлять выбор книги по заданному параметру.


21.
22.04





22.
24.04
Э. Мошковская
«Не надо больше ссориться!..» В.Орлов «Кто первый»



Л. Н. Толстой «Кто прав?»,





23.
27.04

24.
28.04

25.
29.04
В. Осеева «Все вместе»


Е. Пермяк «Для чего
руки нужны»

Эзоп
«Собрался старик помирать»



26.
04.05


Л. Н. Толстой «Два
раза не умирать»




27
05.05


Л. Н. Толстой «Два товарища»



28
06.05


В. Росин «Друзья познаются в беде»



29
08.05
С. Михалков «Ошибка», «Прививка» Л. Яхнин «Силачи»





31
11.05
М. Пляцковский
«Добрая лошадь»
А. Шибаев «Сказки просят...» Русская народная сказка «Лиса и
Рак»


Учебная тема: «Там чудеса» (13 ч.)

Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими).
Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения.
Формирование осознанности и выразительности чтения.
Определение темы произведения.
Характеристика персонажа.
Выявление подтекста произведения.
Определение идеи произведения.
Определение отношения автора к персонажу.
Определение собственного отношения к литературному персонажу.
Знакомство с сюжетной схемой.
Составление картинного плана.
Элементарное сравнение жанров: сказка, стихотворение, рассказ, басня.
Озаглавливание прочитанного, иллюстраций.
Пополнение словарного запаса.
Обучение художественному пересказу прочитанного.
Освоение приема драматизации.
Составление рассказа по иллюстрации.
Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие).
Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению).
Книжные иллюстрации и их авторы.
32
12.05


Русская народная сказка «Петушок и бобовое
Зернышко»
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся.
Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.
Читать «про себя», осознавая содержание текста.
Определять эмоциональный характер текста.
Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.
Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.
Характеризовать персонаж в опоре на текст. Соотносить название произведения с его содержанием.
Соотносить иллюстрации с фрагментами текста.
Соотносить пословицы с произведениями.
Определять тему, идею произведения.
Озаглавливать прочитанное и иллюстрации.
Корректировать картинный план.
Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки.
Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые
выразительные средства из прочитанного текста.
Составлять рассказ по иллюстрации.
Иллюстрировать прочитанное.
Участвовать в литературной викторине.
Ориентироваться в книге по обложке, содержанию.


33
13.05
Итоговая комплексная работа за 1 класс



34
14.05
Ингушская сказка
«Заяц и черепаха»



35
15.05


Американская сказка
«Вот он, вор!»




36
18.05
Армянская сказка
«Заказчик и мастер»




37
20.05





А. С. Пушкин «У лукоморья», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне- Лебеди» (отрывки)



38
21.05
X. К. Андерсен «Принцесса на горошине»



39
23.05


В. Орлов «Абрикос
в лесу»



40
25.05
А. Курляндский
«Первое сентября по-
пугая Кеши» Обобщающий урок









15